Авторы: Володина Татьяна Юрьевна, Татьяна Юрьевна Володина
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДО"
Населённый пункт: Липецкий район
Наименование материала: Статья
Тема: Значение патриотизма в духовном воспитании подростков
Раздел: дополнительное образование
Значение патриотизма в духовном воспитании подростков
В современном российском обществе воспитание подрастающего поколения
осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе
которого
изменились
социокультурная
жизнь,
принципы
функционирования
образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных
организаций.
Характерной особенностью современного этапа развития российского социума
является значительный рост интереса к проблемам воспитания через формирование
гражданской позиции у детей и подростков, потребностей в духовно-нравственном
совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и
всех народов России. В связи с этим приоритетным направлением является
патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Многообразие подходов к определению сущности понятия «патриотизм» позволяет
нам рассматривать и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность
(психологическая), и как идея, и как сознание, в частности:
- «Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» [1,
с. 544];
- «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [2, с. 457];
- «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием
которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и
настоящее, стремление защищать интересы родины» [3, с. 411];
- «Любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить
его интересам»;
- «Чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы
отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его
интересов» [4, с. 328];
- «Любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими
естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его
нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих
обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель
патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» [5, с. 185];
- «Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви
к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм
проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и
беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к
народной памяти, национально-культурным традициям»;
- «Эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и
защищать ее от врагов» [6, с. 238].
Наша задача рассмотреть вопрос патриотизма как чувство через призму психологии.
Изучением этого феномена занимались В.А. Кольцова и В.А. Соснин, выделяя
самосознание, в качестве основы формирования
здорового чувства
патриотизма,
отражающего верность и преданность своей общности, а также чувств, которые
включают в себя принятие и уважительное отношение к представлениям и образу жизни
других общностей. Этот процесс осознания человеком самого себя в единстве со своей
национальной/этнической
общностью
происходит
по
общим
признакам:
происхождению,
культуре,
языку,
территории.
Национальному
самосознанию
характерно стремление к сохранению этих общих признаков (и через них — своей
самобытности и целостности), готовность защищать их и в то же время — способность
ассимилировать
полезное
новое
(на
почве
своей
культуры).
При
таком
типе
национального самосознания его носители признают право всех «других» на их
самобытность, ценность и т.п. [7, с. 93].
Сформированное
чувство
патриотизма
одно
из
базовых
составляющих
национального самосознания. Оно имеет выражение в чувстве любви, гордости и
преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве
нравственного долга его защиты, а также в признании самоценности других сообществ, в
осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом.
Безусловно, говорить о чувстве патриотизма без формирующего его фактора не
представляется возможным, которым выступает воспитание.
Психологический аспект воспитания и роль национальной культуры ярко выражены
И.А. Ильиным в развитии чувства патриотизма у ребенка, в формировании личности,
определяет воспитание детей как пробуждение их к национальному духовному опыту.
Всему вызывающему в ребенке восхищение, преклонение, нравственные (великодушие,
понятие о чести) и эстетические чувства, любознательность, жажду подвига, желание
быть национальным. Детям полезно почуять в себе «кровь и дух своих русских предков и
принять любовью и волей всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы
их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев,
гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей
семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они ни находились,
развернутся в настоящих и верных русских людей» [8, с. 127].
Синонимом понятия патриотизм через аспект психологии является осмысление
национализма. Такой национализм выступает как осознание общности со своим
национальным целым и как естественная любовь к Отечеству с одновременным
уважением и признанием права на национальную самобытность других национальных
сообществ.
В
ином
случае
национализм
выступает
как
извращенная
форма
национального самосознания в претензии на исключительность.
В этих двух подходах к чувству национализма следует разводить два понятия
— «национализм» и «шовинизм», отражающие формы национального сознания, но
существенно различающиеся по своему содержанию, проявлениям и последствиям.
Таким образом, национализм и патриотизм имеют общий исходный пункт —
преданность своей социальной общности (этнической, национальной), привязанность к
ней. Но затем в зависимости от того, как эта преданность воспринимается и реализуется
в
конкретных
действиях,
развиваются
две
системы
социально-психологических
установок, которые по-разному предопределяют характер отношений между людьми как
представителями различных сообществ. В одном случае они строятся на основе
взаимоуважения и равенства, в другом — определяющими являются враждебность,
стремление к превосходству.
В связи с этим при формировании чувства патриотизма
следует учитывать ряд важных составляющих патриотизма и условий его воспитания.
Патриотизм
как
сложное
интегральное
психологическое
и
социально-
психологическое явление включает три аспекта: когнитивный, эмоциональный и
поведенческий. В когнитивной области необходимо ориентировать систему образования
и воспитания, СМИ, пропагандистский аппарат государства на формирование у
российских граждан знаний о героических страницах истории и богатейших культурных
традициях России, самоотверженной борьбе ее народа за сохранение государственной
независимости страны, о подвигах патриотов-соотечественников. В эмоциональной
области необходимо способствовать формированию чувства любви к Родине, гордости
за ее богатейшую культуру и историческое прошлое, оптимизм относительно перспектив
развития России. В поведенческой сфере необходимо формирование общественно
ориентированных
форм
поведения,
готовности
учитывать
интересы
общества,
государства.
Критерием
сформированности
патриотизма
выступает
способность
действовать на основе общественно значимых ценностей. Необходим переход от знания
о достоинствах объекта патриотических чувств к развитию глубоко личностного
позитивного отношения к нему и к формированию патриотических убеждений как
основы мировоззрения, привычки через их призму оценивать социальные события и
реагировать на них [7, с. 96].
Таким образом,
патриотизм следует определить
как чувство ценности и
необходимости для жизни каждого человека его включения в большую целостную
индивидуальность народа и, с другой стороны, как инстинкт самосохранения народной
индивидуальности и самобытности. Поэтому угасание патриотизма выступает признаком
кризиса общества, а его разрушение — это путь уничтожения народа. Патриотизм - это
та духовная сила, которая поддерживает единство народа, национальную культуру и
религию, историческую традицию, неприкосновенность территории.
Библиографический список
1. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М. : Большая Российская
Энциклопедия, 2003. – 909 с.
2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой / С.И. Ожегов. –
М. : Издательство «Русский язык», 1989.
3. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В.
Давыдов. – М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999.
– 560 с.
4. Большая советская энциклопедия
/ Гл. ред. С.М. Ковалев. – М. : «Советская
энциклопедия», 1975. – вып. 19.
5. Педагогический энциклопедический словарь /
гл.
ред.
Б.М.
Бим-Бад.
- М.:
Большая российская энциклопедия, 2002.
6. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянова. -
М. : Издательство «Московский коммерческий университет», 1993. - 431 с.
7. Кольцова, В.А., Соснин, В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма
и особенности его воспитания в современном российском обществе / В.А.
Кольцова, В.А. Соснин // Психологический журнал. - 2005. - № 4. – С. 89-98.
8. Ильин, И.А. Наши задачи. Статьи 1948–1954 гг. / И.А. Ильин. - М. : Русская
книга, 1993. – 528 с.
9. Гостев, А.А. Психология вторичного образа / А.А. Гостев. - М. : Изд-во «Институт
психологии РАН», 2007. – 512 с.
10.Мижериков,
В.А.
Воспитание
патриотов
—
дело
всенародное
/
В.А.
Мижериков // Жизнь национальностей. - 2010. - № 3. С. - 35.