Напоминание

Значение патриотизма в духовном воспитании подростков


Авторы: Володина Татьяна Юрьевна, Татьяна Юрьевна Володина
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДО"
Населённый пункт: Липецкий район
Наименование материала: Статья
Тема: Значение патриотизма в духовном воспитании подростков
Раздел: дополнительное образование





Назад




Значение патриотизма в духовном воспитании подростков

В современном российском обществе воспитание подрастающего поколения

осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе

которого

изменились

социокультурная

жизнь,

принципы

функционирования

образовательных учреждений, средств массовой информации, детских и молодежных

организаций.

Характерной особенностью современного этапа развития российского социума

является значительный рост интереса к проблемам воспитания через формирование

гражданской позиции у детей и подростков, потребностей в духовно-нравственном

совершенствовании, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и

всех народов России. В связи с этим приоритетным направлением является

патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Многообразие подходов к определению сущности понятия «патриотизм» позволяет

нам рассматривать и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность

(психологическая), и как идея, и как сознание, в частности:

- «Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» [1,

с. 544];

- «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [2, с. 457];

- «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием

которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и

настоящее, стремление защищать интересы родины» [3, с. 411];

- «Любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить

его интересам»;

- «Чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы

отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его

интересов» [4, с. 328];

- «Любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими

естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его

нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих

обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель

патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» [5, с. 185];

- «Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви

к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм

проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и

беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к

народной памяти, национально-культурным традициям»;

- «Эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и

защищать ее от врагов» [6, с. 238].

Наша задача рассмотреть вопрос патриотизма как чувство через призму психологии.

Изучением этого феномена занимались В.А. Кольцова и В.А. Соснин, выделяя

самосознание, в качестве основы формирования

здорового чувства

патриотизма,

отражающего верность и преданность своей общности, а также чувств, которые

включают в себя принятие и уважительное отношение к представлениям и образу жизни

других общностей. Этот процесс осознания человеком самого себя в единстве со своей

национальной/этнической

общностью

происходит

по

общим

признакам:

происхождению,

культуре,

языку,

территории.

Национальному

самосознанию

характерно стремление к сохранению этих общих признаков (и через них — своей

самобытности и целостности), готовность защищать их и в то же время — способность

ассимилировать

полезное

новое

(на

почве

своей

культуры).

При

таком

типе

национального самосознания его носители признают право всех «других» на их

самобытность, ценность и т.п. [7, с. 93].

Сформированное

чувство

патриотизма

одно

из

базовых

составляющих

национального самосознания. Оно имеет выражение в чувстве любви, гордости и

преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве

нравственного долга его защиты, а также в признании самоценности других сообществ, в

осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом.

Безусловно, говорить о чувстве патриотизма без формирующего его фактора не

представляется возможным, которым выступает воспитание.

Психологический аспект воспитания и роль национальной культуры ярко выражены

И.А. Ильиным в развитии чувства патриотизма у ребенка, в формировании личности,

определяет воспитание детей как пробуждение их к национальному духовному опыту.

Всему вызывающему в ребенке восхищение, преклонение, нравственные (великодушие,

понятие о чести) и эстетические чувства, любознательность, жажду подвига, желание

быть национальным. Детям полезно почуять в себе «кровь и дух своих русских предков и

принять любовью и волей всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы

их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев,

гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей

семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они ни находились,

развернутся в настоящих и верных русских людей» [8, с. 127].

Синонимом понятия патриотизм через аспект психологии является осмысление

национализма. Такой национализм выступает как осознание общности со своим

национальным целым и как естественная любовь к Отечеству с одновременным

уважением и признанием права на национальную самобытность других национальных

сообществ.

В

ином

случае

национализм

выступает

как

извращенная

форма

национального самосознания в претензии на исключительность.

В этих двух подходах к чувству национализма следует разводить два понятия

— «национализм» и «шовинизм», отражающие формы национального сознания, но

существенно различающиеся по своему содержанию, проявлениям и последствиям.

Таким образом, национализм и патриотизм имеют общий исходный пункт —

преданность своей социальной общности (этнической, национальной), привязанность к

ней. Но затем в зависимости от того, как эта преданность воспринимается и реализуется

в

конкретных

действиях,

развиваются

две

системы

социально-психологических

установок, которые по-разному предопределяют характер отношений между людьми как

представителями различных сообществ. В одном случае они строятся на основе

взаимоуважения и равенства, в другом — определяющими являются враждебность,

стремление к превосходству.

В связи с этим при формировании чувства патриотизма

следует учитывать ряд важных составляющих патриотизма и условий его воспитания.

Патриотизм

как

сложное

интегральное

психологическое

и

социально-

психологическое явление включает три аспекта: когнитивный, эмоциональный и

поведенческий. В когнитивной области необходимо ориентировать систему образования

и воспитания, СМИ, пропагандистский аппарат государства на формирование у

российских граждан знаний о героических страницах истории и богатейших культурных

традициях России, самоотверженной борьбе ее народа за сохранение государственной

независимости страны, о подвигах патриотов-соотечественников. В эмоциональной

области необходимо способствовать формированию чувства любви к Родине, гордости

за ее богатейшую культуру и историческое прошлое, оптимизм относительно перспектив

развития России. В поведенческой сфере необходимо формирование общественно

ориентированных

форм

поведения,

готовности

учитывать

интересы

общества,

государства.

Критерием

сформированности

патриотизма

выступает

способность

действовать на основе общественно значимых ценностей. Необходим переход от знания

о достоинствах объекта патриотических чувств к развитию глубоко личностного

позитивного отношения к нему и к формированию патриотических убеждений как

основы мировоззрения, привычки через их призму оценивать социальные события и

реагировать на них [7, с. 96].

Таким образом,

патриотизм следует определить

как чувство ценности и

необходимости для жизни каждого человека его включения в большую целостную

индивидуальность народа и, с другой стороны, как инстинкт самосохранения народной

индивидуальности и самобытности. Поэтому угасание патриотизма выступает признаком

кризиса общества, а его разрушение — это путь уничтожения народа. Патриотизм - это

та духовная сила, которая поддерживает единство народа, национальную культуру и

религию, историческую традицию, неприкосновенность территории.

Библиографический список

1. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. – М. : Большая Российская

Энциклопедия, 2003. – 909 с.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой / С.И. Ожегов. –

М. : Издательство «Русский язык», 1989.

3. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В.

Давыдов. – М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999.

– 560 с.

4. Большая советская энциклопедия

/ Гл. ред. С.М. Ковалев. – М. : «Советская

энциклопедия», 1975. – вып. 19.

5. Педагогический энциклопедический словарь /

гл.

ред.

Б.М.

Бим-Бад.

- М.:

Большая российская энциклопедия, 2002.

6. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянова. -

М. : Издательство «Московский коммерческий университет», 1993. - 431 с.

7. Кольцова, В.А., Соснин, В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма

и особенности его воспитания в современном российском обществе / В.А.

Кольцова, В.А. Соснин // Психологический журнал. - 2005. - № 4. – С. 89-98.

8. Ильин, И.А. Наши задачи. Статьи 1948–1954 гг. / И.А. Ильин. - М. : Русская

книга, 1993. – 528 с.

9. Гостев, А.А. Психология вторичного образа / А.А. Гостев. - М. : Изд-во «Институт

психологии РАН», 2007. – 512 с.

10.Мижериков,

В.А.

Воспитание

патриотов

дело

всенародное

/

В.А.

Мижериков // Жизнь национальностей. - 2010. - № 3. С. - 35.



В раздел образования