Автор: Пелевина Алиса Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 28
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Семинар-практикум
Тема: Эмоциональный интеллект ребёнка (развитие в условиях ДОУ)
Раздел: дошкольное образование
Конспект семинара-практикума
на тему:
«Эмоциональный интеллект ребёнка (развитие в условиях ДОУ)»
Цель: расширять представления педагогов о важности эмоционального интеллекта
для формирования личности ребенка.
Задачи:
Познакомить с новыми методами развития эмоционального интеллекта у детей
дошкольного возраста;
Способствовать
развитию
профессионально-творческой
активности,
раскрытию
внутреннего потенциала каждого педагога;
Раскрыть для педагогов понятие «эмоциональный интеллект»;
Формировать представление педагогов о значимости развития эмоционального
интеллекта у детей дошкольного возраста;
Познакомить педагогов с приемами развития эмоционального интеллекта у детей
дошкольного возраста.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а
также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства
своим мышлением и действиями.
Историческая справка
Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990
году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился
Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом
теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional
Intelligence Test).
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе,
поведению и голосу;
понимание — знание,
как определять причины появления эмоции,
устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
использование — активизация мозга с помощью эмоций.
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу
Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект»
(Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил
собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Особенности эмоционального интеллекта детей
Особенности ЭИ младших школьников:
непосредственны и откровенны;
оптимистичны и позитивны;
легко эмоционально отзываются на события;
чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
резко меняют эмоциональный настрой;
незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному
состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со
слабым выражением эмоций.
Зачем развивать
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им
подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку
чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими
людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать
эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К
таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с
психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее
подвержен психосоматическим заболеваниям.
Зачем это детям:
поможет в общении;
повысит продуктивность в учёбе;
научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
укрепит уверенность в себе;
позволит быстро принимать решения.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут
познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая
эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать
вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так
ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.
Карта эмоций.
Стремясь
развить
интеллект
ребенка,
многие
уделяют
внимание
лишь
познавательным способностям малыша. Однако не стоит забывать о таком важном
понятии, как эмоциональный интеллект, то есть умении распознавать свои и чужие
эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновение. Во многом именно данные
способности являются залогом успешной и счастливой жизни человека. Начинать
развивать эмоциональный интеллект можно уже в раннем возрасте. О том, как это делать,
мы расскажем Вам в этой статье.
Почему важно развивать эмоциональный интеллект ребенка?
Дети реагируют на все очень эмоционально. Отобрали игрушку, не купили конфету
– слезы, и наоборот, мама пришла пораньше с работы или на улице увидели трактор –
бурная радость. Проявление эмоций у дошкольников не ограничивается только радостью
и грустью, они могут выражать гнев, удивление, стыд, досаду, восхищение и другие
сложные эмоции. Но далеко не всегда они являются осознанными. Дети с недостаточно
развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на вопрос, что они чувствуют в
данный момент. Кроме этого, они испытывают трудности в общении из-за того, что не
обращают внимания на чувства окружающих или неправильно интерпретируют их
эмоции. Именно с развитием эмоционального интеллекта связаны способности к
сопереживанию и эмпатии.
Малыши, которые не понимают собственные эмоции, не могут управлять ими.
Поэтому родители таких детей зачастую сталкиваются с истериками и капризами.
Психологи пришли к выводу, что уровень развития эмоционального интеллекта
напрямую влияет на самооценку малыша. Те дети, которые научились распознавать свои и
чужие эмоции и понимают их причину, обычно уверенны в себе, более устойчивы к
стрессам, легче адаптируются к новым условиям. В то же время малыши с недостаточно
развитым эмоциональным интеллектом склонны к тревожности – любая неудача может
восприниматься ими как личная трагедия.
Как общаться с ребенком, чтобы развить его эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект начинает формироваться у ребенка с самого рождения.
Это происходит естественно, когда мама или другой близкий взрослый откликается на его
эмоции, дарит свою заботу и ласку. О том, как дети учатся понимать эмоции, смотрите на
видео:
Уже в раннем возрасте родители могут заложить прочную основу для развития
эмоционального интеллекта малыша. Для этого нужно обязательно называть ребенку
чувства, которые он испытывает. Например, если малыш плачет, не спешите вкладывать
ему в рот соску или пытаться его отвлечь. Постарайтесь поговорить с ним и описать его
состояние: «ты, наверно, расстроился, потому что я не разрешила тебе взять печенье» или
«я понимаю, ты злишься…». Описав эмоции ребенка, вы помогаете ему лучше узнать
самого себя. Впоследствии он научится и контролировать эмоции. В общении с ребенком
избегайте стереотипных фраз, таких как «мужчины не плачут» или «не дерись – ты же
девочка». Эти высказывание не только не способствуют развитию эмоционального
интеллекта малыша, но и обесценивают чувства ребенка, заставляют его стыдиться себя.
Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять
радость еще приемлемо, то негативные эмоции всегда были под запретом: бояться,
злиться, плакать – все это стыдно и некрасиво. В результате большинство из нас были
вынуждены подавлять негативные эмоции, чтобы показаться воспитанными. Однако
психологи уверены, что сдерживание сильных эмоций в детском возрасте может
приводить к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.
В ситуации, когда сильную эмоцию испытываете Вы, а не ребенок, нужно так же
озвучить ее. Если малыш в порыве злости ударил Вас или толкнул, не ругайте его, а
спокойно объясните, что Вы чувствуете. Это касается не только негативных, но и
положительных эмоций. Почаще говорите ребенку, как Вы счастливы проводить с ним
время, как гордитесь им и радуетесь его успехам. Научиться общаться с малышом таким
образом бывает совсем не просто. Первое время в этом может помочь психолог, который
научит Вас не бояться проявлять свои эмоции и говорить о них.
Игры для развития эмоционального интеллекта
Разыгрывание сюжетов из жизни. Пример игры: возьмите игрушку зайца
и изобразите, что зайка плачет. Попробуйте вместе с ребенком с помощью мимики
показать, как зайка плачет. Обсудите, почему он плачет (ему грустно, он обиделся, замерз,
болит лапка и т.д.). Придумайте, как можно ему помочь. Такие игры можно начинать уже
с двухлетнего возраста. Но обратите внимание, что разыгрываемые ситуации должны
быть близки и понятны ребенку. Демонстрация эмоций и их объяснение на простых
примерах поможет малышу научиться понимать чувства других людей.
Арт-терапия.
Слушая
сказки,
ребенок
знакомится
с
различными
вариантами
проявления
эмоций,
учится
сопереживать
героям.
Также
развить
эмоциональный интеллект малыша можно при помощи рисования (особенно красками) и
музыкотерапии.
«Угадай эмоцию». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного
возраста. С помощью мимики изобразите какую-либо эмоцию и попросите малыша
угадать, что вы показываете. Затем ребенок уже сам может быть в роли ведущего и
показывать эмоции Вам.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Это упражнение
проводится в парах. Сядьте друг напротив друга и закройте глаза. Смысл игры
заключается в том, чтобы выразить эмоции (например, гнев, радость, грусть) при помощи
рук.
«На что похоже настроение». Предложите малышу пофантазировать и
подумать, на что похоже настроение. Начинать игру лучше взрослому (например, мое
настроение похоже на журчащий ручеёк» или «мое настроение похоже на ураган»).
«Собери эмоцию». Эту дидактическую игру можно найти в магазине или
сделать своими руками. Нарисуйте лица, изображающие различные эмоции и разрежьте
их на части (глаза, рот, брови). Затем перемешайте их и попросите ребенка «собрать»
заданную эмоцию.
Игры с карточками-эмоциями. С помощью специальных карточек с
изображением эмоций, обсудите с ребенком, что испытывают герои на картинках, чем
вызваны их эмоции.
Игры для развития эмоционального интеллекта стоит подбирать не столько исходя
из возрастных рекомендаций, сколько из опыта и интересов малыша. У каждого ребенка
свой индивидуальный путь развития, и когда малыш будет готов, он обязательно затронет
столь важную тему эмоций.
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту,
чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно
пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.
Методика ЭмИн.
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ
из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир
эмоций»
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить
картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
Тест Холла
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3
(полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат
подсчитывается
по
шкалам,
показывает
уровень
эмоциональной
осведомлённости,
управления
эмоциями,
самомотивации,
эмпатии
и
управления
эмоциями других людей.
Тест SREIT
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про
меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение
эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Тест ЭмIQ–2
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и
самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка
чуткости.
Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ
подвижен, и его можно развивать.
Как развивать эмоциональный интеллект
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не
должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
Игры на развитие ЭИ
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя
настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок
должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается
угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и
командами.
«Я радуюсь, когда...»
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда...». Сюда можно
включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии.
Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
«Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать
впервые;
«Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого
дня;
«Дневник успеха», который помнит только хорошее.
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и
родители смогут наблюдать ребёнка, который:
обладает богатым эмоциональным словарём;
не стремится к совершенству и перфекционизму;
не позволяет другим портить себе настроение;
способен переключаться от негатива к позитиву;
наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
умеет отказывать;
может увлекаться делом и не ждать при этом награды.
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда,
это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально
несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было
такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её
профессионалам.
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные
помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают
ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают
эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и
эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со
сложными ситуациями.
Какие книги можно почитать
Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка.
Практическое руководство для родителей»;
Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы».
Если хотите почитать с ребёнком:
Седрик Рамадье «Моя книжка злится», «Моей книжке страшно»;
Жо Витек, Кристин Руссе «Большое маленькое сердце»;
Жаклин Крупи, Джен Портер, серия книг «Я такой разный»;
Корнелия Спилман «Когда я злюсь»;
М. Лебедева «Радуюсь, злюсь, боюсь. Азбука развития эмоций»;
серии книг «Капризные сказки» и «Книга первых чувств» издательства
«Феникс-Премьер».
Выводы
Специалисты сходятся во мнении, что именно высокий уровень развития
эмоционального интеллекта является залогом успешности в жизни. В дошкольном
возрасте развитие эмоциональный сферы приобретает особую значимость, так как в этот
период у ребенка происходит активное формирование его самосознания и самооценки. У
родителей
есть
много
возможностей
способствовать
развитию
эмоционального
интеллекта малыша. Обсуждайте с ребенком эмоции и причины их возникновения,
открыто выражайте свои чувства и не запрещайте это делать малышу. Также существует
множество специальных игр для развития эмоционального интеллекта.