Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность "Маленький сыктывкарец" (знакомство с родным городом и его достопримечательностями)


Авторы: Томас Надежда Николаевна, Вахрушева Екатерина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность "Маленький сыктывкарец" (знакомство с родным городом и его достопримечательностями)
Раздел: дошкольное образование





Назад




НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА

«ЮНЫЙ СЫКТЫВКАРЕЦ»

Автор – разработчик:

Воспитатель МАДОУ «Детский сад№4»

Томас Надежда Николаевна, Вахрушева

Екатерина Евгеньевна

Здравствуйте, уважаемые коллеги, нам бы хотелось представить вам опыт

работы по нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

через проектную деятельность «Маленький сыктывкарец" (знакомство с

родным городом и его достопримечательностями)

Актуальность реализации проекта

Патриотическое воспитание детей является одним из приоритетных направлений

воспитательной системы современных образовательных организаций.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, желание

трудиться на её благо, беречь и умножать богатства.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая

характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах,

нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного

сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в

отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству,

системе основополагающих ценностей.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний,

формирование

на

их

основе отношения и организацию

доступной возрасту

деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное

ознакомление детей с родным краем.

Одним

из

основных

средств

нравственно-патриотического

воспитания

в

дошкольном образовательном учреждении является метод проектов. Основываясь на

личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего

дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям

знаний; формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в

организации

совместной

поисковой

деятельности

дошкольников,

педагогов,

родителей.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился

человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими

социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения,

взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о

родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к

близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-

патриотического воспитания в семье. Поэтому, наша задача – как можно раньше

пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера,

которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей

страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной

улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и

уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным

ребенку явлениям общественной жизни.

Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема

в условиях современной России.

Тип проекта: информационный, творческий.

Вид проекта: групповой.

Сроки реализации проекта: весь учебный год.

Участники проекта: воспитатели группы, дети и родители.

Возраст детей: старшая группа.

Основные

формы

реализации

проекта:

организованная

образовательная

деятельность, экскурсии, подвижные и дидактические игры, чтение художественной

литературы, беседы.

Цель проекта: формирование патриотических чувств на основе ознакомления с

родным городом, его достопримечательностями.

Задачи:

Формировать представления о родном городе;

Систематизировать

знания

о

названиях

улиц

и

площадей,

достопримечательностях города, известных и почетных жителях города;

Показать на конкретных примерах изменения в жизни города;

Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности;

Воспитывать чувство гордости за свой город и край;

Вызывать чувства восхищения красотой родного города;

Активизировать и расширять словарный запас детей;

Вовлекать

родителей

в

познавательный

диалог

с

детьми

посредством

совместного поиска информации;

Привлекать родителей к участию в создании наглядно – дидактического

материала по теме родного города.

Ожидаемые результаты проекта:

Внешние продукты:

Создание альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Сыктывкар в

прошлом и настоящем», «Знаменитые люди нашего города», созданных

совместно

детьми

и

родителями.

Закрепление

навыков

продуктивной

деятельности при оформлении альбомов.

Проведение обобщающего занятия – викторины знатоков.

Внутренние продукты:

У детей сформируются начальные знания об истории родного города.

Дети смогут рассказать об интересных, исторических местах своей малой

родины.

У детей пополнится словарный запас.

У детей повысится интерес к малой родине, сформируется уважительное

отношение к известным землякам.

Этапы работы над проектом:

1 этап

: Подготовительный

Подбор необходимой литературы, иллюстрационного материала, материала для

игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

Беседа

с

родителями

о

целях

и

задачах

проекта,

привлечение

их

к

сотрудничеству.

Выявление

у

детей

первоначальных

знаний

о

родном

городе,

путем

мониторинга.

Составление перспективного плана мероприятий с детьми и родителями.

Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для

взрослых и детей.

Для выявления уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма провели

диагностику с использованием технологии М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой,

Н.А.Виноградовой,

Н.В.Микляевой

«Мониторинг

нравственно-патриотического

воспитания в детском саду и в начальной школе».

Диагностика показала, что на начало учебного года средний уровень имели – 77%,

низкий – 23%. Детей с высоким уровнем воспитанности основ патриотизма выявлено

не было. На конец учебного года высокий уровень имели – 60 %, средний – 40 %.

Стоит предположить, что проведенная работа поможет детям испытывать любовь и

привязанность к родному краю, испытывать гордость и уважение за свою нацию,

гордиться своим народом, его достижениями, научит любить родной край.

2 этап:

Основной, организационно-практический

Работа с родителями:

Создание папок – передвижек для родителей: «Знаменитые люди Сыктывкара»,

«История родного города», «Памятники Сыктывкара», «Их именами названы

улицы».

Предложить

родителям

посетить

памятники,

мемориалы

и

достопримечательности нашего города.

Привлечь

родителей

к

оказанию

помощи

в

оформлении

и

создании

тематических альбомов, презентаций для детей о родном городе, помощи

воспитателям в организации экскурсий по микрорайону, городу и поездкам в

музеи.

Таким образом, совместная деятельность с родителями и их помощь вызывает у детей

чувство

гордости,

способствует

развитию

эмоций

ребёнка,

его

социальной

восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи

ребёнок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Перспективный план реализации проекта (2-й – основной этап)

Месяц

Непосредственно

образовательная

деятельность

Цели

Другие виды образовательной

деятельности и формы работы с

детьми

Сентябрь

1. Целевая прогулка

на ближайшую

улицу.

Обратить внимание детей на то,

что в городе много улиц, у

каждой улицы есть своё название,

на улице много домов, у каждого

дома свой номер. Вспомнить

названия улиц, на которых живут

дети.

Конструирование «Дома на

нашей улице»;

Коми народные подвижные

игры;

Чтение коми легенд с показом

иллюстраций.

2. «История

становления и

развития родного

города»

Познакомить детей с историей

возникновения города, его

названия; вызвать интерес к

своему городу; прививать

чувство гордости за него;

расширять детский кругозор.

Чтение стихотворений о Коми

Крае и о Сыктывкаре;

Конструирование «Улица

моего города»;

Мини- макет «Мой

микрорайон».

Октябрь

1. «Сыктывкар –

столица Республики

Коми»

Дать знание о том, что такое

«столица»; дать представление о

том, что Сыктывкар – столица

Республики Коми; продолжать

знакомить с Сыктывкаром;

развивать устную речь,

активизировать словарь;

воспитывать чувство

патриотизма.

Рассматривание карты РК,

показ местоположения города

Сыктывкара;

Чтение «Сказок бабушки

Соломонии» С.Пылаевой;

Рисование «Герои коми

сказок».

2. «Сыктывкар в

прошлом и

настоящем»

Показать на конкретных

примерах изменения в жизни

города; развивать умение

отражать свои впечатления;

учить восхищаться красотой

прошлого.

Чтение коми легенд с показом

иллюстраций;

Сюжетно-ролевая игра

«Строительство нового дома»;

Конструирование «Древний

город»;

Рассматривание иллюстраций

«Предметы старины».

Ноябрь

1. «Герб родного

города»

Познакомить детей с

символом родного города;

формировать уважительное

отношение к символике ,

понимание того, что символы

призваны объединять людей,

живущих в одном городе.

Дидактическая игра «Собери

герб»;

Чтение коми народных сказок;

Рисование «Герои коми

сказок»;

Наблюдение в ходе прогулок и

экскурсий, на каких зданиях

можно увидеть герб родного

города.

2. Рисование

«Визитная карточка

города: герб»

Воспитывать у детей интерес к

символике нашего города,

стремление запечатлевать герб в

своих рисунках.

Коми народные подвижные

игры;

Дидактическая игра «Узнай

наш герб»;

Декабрь

1. «Названия улиц

родного города»

Закрепить знания детей о

названиях улиц города;

формировать представления, что

в названии улиц содержится

история города; вызвать интерес

к разгадыванию тайн улиц города

с помощью взрослых.

Сюжетно-ролевая игра

«Построим улицу города»;

Лото «Наш город»;

Рассматривание альбома

«Жители в прошлом и

настоящем»;

Рисование «Наш город

зимой».

2. Рисование

«Вечерний

Сыктывкар»

Продолжать формировать

представление об архитектуре

родного города; учить передавать

в рисунке образ вечернего города

– дома светлее неба, в окнах

горят огни; развивать чувство

композиции, цвета.

Чтение коми народных сказок;

Составление рассказов «Из

окна, из окна улица видна»;

Дидактическая игра «Одежда

наших предков»

Январь

1. «Достоприме-

чательности

родного города»

Дать знания о

достопримечательностях нашего

города; углублять представления

детей о родном городе; развивать

умение выражать свое отношение

в высказываниях и деятельности;

воспитывать любовь к малой

родине.

Рассматривание альбома

«Достопримечательности

родного города»;

Дидактическая игра – пазлы

«Достопри-мечательности»;

Рисование «Берёзовая роща».

2. Рисование

«Фонтан в нашем

городе»

Расширять представление у

детей об архитектуре нашего

города; учить передавать

симметрическое строение

фонтана, дополняя его

необходимыми деталями;

развивать творческое

воображение.

Сюжетно-ролевая игра

«Экскурсия по городу»;

Лото «Достоприме-

чательности»;

Чтение коми народных сказок;

Рисование «Герои коми

сказок».

Февраль

1. «Памятники

воинам в нашем

городе»

Познакомить детей с

памятниками воинам,

установленными в нашем городе;

вызвать у детей желание

подражать военнослужащим,

быть такими же мужественными

и смелыми.

Целевая прогулка «Вечный

огонь»;

Чтение коми народной сказки

«Пера – богатырь»;

Рисование «Герои коми

сказок»;

Дидактическая игра

«Экскурсовод»;

2. «Герои спорта»

Познакомить детей с известными

спортсменами нашего города;

формировать уважительное

отношение к их спортивным

достижениям, желание быть

похожими на них.

Эстафеты «Маленькие

чемпионы»;

Коми народные подвижные

игры;

Рисование «Юные чемпионы».

Март

1. «Театры нашего

города»

Познакомить детей с разными

видами театров нашего города;

вызвать желание посетить их.

Рассматривание альбома «Мой

город»;

Аппликация «Архитектура

родного города»;

Подвижные коми народные

игры.

2. «Предприятия

нашего города»

Углублять знания о

предприятиях города

Сыктывкара, о получаемой на

Рисование «Предприятия

нашего города»;

Лепка «Продукция наших

них продукции; воспитывать

любовь к малой родине.

предприятий».

Апрель

1. «Профессии

нашего города»

Закрепить с детьми названия

профессий, их значение и польза

для людей; обогащать словарь;

воспитывать интерес и уважение

к людям разных профессий.

Лото «Профессии»;

Чтение коми легенд и сказок;

Рисование «Герои коми

сказок».

2. «Знаменитые

люди»

Продолжать знакомить детей со

знаменитыми людьми города;

прививать уважение к труду,

гордость за известных людей

города.

Создание с детьми альбома

«Знаменитые люди города

Сыктывкара»;

Чтение коми народных сказок;

Рисование «Герои коми

сказок».

Май

1. «Приезжайте в

наш город»

Учить детей составлять

описательные рассказы по

памяти; совершенствовать

навыки монологической речи.

Сюжетно-ролевая игра

«Путешествие по городу»;

Подвижные коми народные

игры;

Чтение коми легенд и сказок.

2. Викторина

знатоков.

Обобщить и систематизировать

знания детей о родном городе;

формировать уважительное

отношение к символам города;

закрепить названия крупных

городов и рек, названия

народных промыслов, имена

знаменитых сыктывкарцев;

воспитывать любовь к малой

Родине.

Дидактическая игра «Что мне

нравится в городе

Сыктывкаре» (рассказы по

открыткам)

3 этап:

Заключительный

Заключительный мониторинг, с целью выявления полученных знаний по данной

теме;

Создание коллажа «Мой город»;

Выставки творческих работ воспитанников.

Библиографический список:

Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические

рекомендации – М.: ЦГЛ, 2005.

Алёшина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной

(Патриотическое воспитание). – М.,2011.

Веракса Н.Е. проектная деятельность дошкольников [текст]: пособие для

педагогов дошк. учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. – М.: изд-во

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

Маханева

М.Д.

Нравственно-патриотическое

воспитание

детей

старшего

дошкольного возраста: пособие для реализации Государственной программы

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005

годы». – М.: АРКТИ, 2004.



В раздел образования