Авторы: Томас Надежда Николаевна, Вахрушева Екатерина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность "Маленький сыктывкарец" (знакомство с родным городом и его достопримечательностями)
Раздел: дошкольное образование
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
«ЮНЫЙ СЫКТЫВКАРЕЦ»
Автор – разработчик:
Воспитатель МАДОУ «Детский сад№4»
Томас Надежда Николаевна, Вахрушева
Екатерина Евгеньевна
Здравствуйте, уважаемые коллеги, нам бы хотелось представить вам опыт
работы по нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
через проектную деятельность «Маленький сыктывкарец" (знакомство с
родным городом и его достопримечательностями)
Актуальность реализации проекта
Патриотическое воспитание детей является одним из приоритетных направлений
воспитательной системы современных образовательных организаций.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, желание
трудиться на её благо, беречь и умножать богатства.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая
характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах,
нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного
сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в
отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству,
системе основополагающих ценностей.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний,
формирование
на
их
основе отношения и организацию
доступной возрасту
деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное
ознакомление детей с родным краем.
Одним
из
основных
средств
нравственно-патриотического
воспитания
в
дошкольном образовательном учреждении является метод проектов. Основываясь на
личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего
дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям
знаний; формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в
организации
совместной
поисковой
деятельности
дошкольников,
педагогов,
родителей.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился
человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими
социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о
родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к
близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-
патриотического воспитания в семье. Поэтому, наша задача – как можно раньше
пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера,
которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей
страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной
улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и
уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным
ребенку явлениям общественной жизни.
Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема
в условиях современной России.
Тип проекта: информационный, творческий.
Вид проекта: групповой.
Сроки реализации проекта: весь учебный год.
Участники проекта: воспитатели группы, дети и родители.
Возраст детей: старшая группа.
Основные
формы
реализации
проекта:
организованная
образовательная
деятельность, экскурсии, подвижные и дидактические игры, чтение художественной
литературы, беседы.
Цель проекта: формирование патриотических чувств на основе ознакомления с
родным городом, его достопримечательностями.
Задачи:
•
Формировать представления о родном городе;
•
Систематизировать
знания
о
названиях
улиц
и
площадей,
достопримечательностях города, известных и почетных жителях города;
•
Показать на конкретных примерах изменения в жизни города;
•
Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности;
•
Воспитывать чувство гордости за свой город и край;
•
Вызывать чувства восхищения красотой родного города;
•
Активизировать и расширять словарный запас детей;
•
Вовлекать
родителей
в
познавательный
диалог
с
детьми
посредством
совместного поиска информации;
•
Привлекать родителей к участию в создании наглядно – дидактического
материала по теме родного города.
Ожидаемые результаты проекта:
Внешние продукты:
•
Создание альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Сыктывкар в
прошлом и настоящем», «Знаменитые люди нашего города», созданных
совместно
детьми
и
родителями.
Закрепление
навыков
продуктивной
деятельности при оформлении альбомов.
•
Проведение обобщающего занятия – викторины знатоков.
Внутренние продукты:
•
У детей сформируются начальные знания об истории родного города.
•
Дети смогут рассказать об интересных, исторических местах своей малой
родины.
•
У детей пополнится словарный запас.
•
У детей повысится интерес к малой родине, сформируется уважительное
отношение к известным землякам.
Этапы работы над проектом:
1 этап
: Подготовительный
•
Подбор необходимой литературы, иллюстрационного материала, материала для
игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
•
Беседа
с
родителями
о
целях
и
задачах
проекта,
привлечение
их
к
сотрудничеству.
•
Выявление
у
детей
первоначальных
знаний
о
родном
городе,
путем
мониторинга.
•
Составление перспективного плана мероприятий с детьми и родителями.
•
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для
взрослых и детей.
Для выявления уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма провели
диагностику с использованием технологии М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой,
Н.А.Виноградовой,
Н.В.Микляевой
«Мониторинг
нравственно-патриотического
воспитания в детском саду и в начальной школе».
Диагностика показала, что на начало учебного года средний уровень имели – 77%,
низкий – 23%. Детей с высоким уровнем воспитанности основ патриотизма выявлено
не было. На конец учебного года высокий уровень имели – 60 %, средний – 40 %.
Стоит предположить, что проведенная работа поможет детям испытывать любовь и
привязанность к родному краю, испытывать гордость и уважение за свою нацию,
гордиться своим народом, его достижениями, научит любить родной край.
2 этап:
Основной, организационно-практический
Работа с родителями:
•
Создание папок – передвижек для родителей: «Знаменитые люди Сыктывкара»,
«История родного города», «Памятники Сыктывкара», «Их именами названы
улицы».
•
Предложить
родителям
посетить
памятники,
мемориалы
и
достопримечательности нашего города.
•
Привлечь
родителей
к
оказанию
помощи
в
оформлении
и
создании
тематических альбомов, презентаций для детей о родном городе, помощи
воспитателям в организации экскурсий по микрорайону, городу и поездкам в
музеи.
Таким образом, совместная деятельность с родителями и их помощь вызывает у детей
чувство
гордости,
способствует
развитию
эмоций
ребёнка,
его
социальной
восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи
ребёнок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Перспективный план реализации проекта (2-й – основной этап)
Месяц
Непосредственно
образовательная
деятельность
Цели
Другие виды образовательной
деятельности и формы работы с
детьми
Сентябрь
1. Целевая прогулка
на ближайшую
улицу.
Обратить внимание детей на то,
что в городе много улиц, у
каждой улицы есть своё название,
на улице много домов, у каждого
дома свой номер. Вспомнить
названия улиц, на которых живут
дети.
•
Конструирование «Дома на
нашей улице»;
•
Коми народные подвижные
игры;
•
Чтение коми легенд с показом
иллюстраций.
2. «История
становления и
развития родного
города»
Познакомить детей с историей
возникновения города, его
названия; вызвать интерес к
своему городу; прививать
чувство гордости за него;
расширять детский кругозор.
•
Чтение стихотворений о Коми
Крае и о Сыктывкаре;
•
Конструирование «Улица
моего города»;
•
Мини- макет «Мой
микрорайон».
Октябрь
1. «Сыктывкар –
столица Республики
Коми»
Дать знание о том, что такое
«столица»; дать представление о
том, что Сыктывкар – столица
Республики Коми; продолжать
знакомить с Сыктывкаром;
развивать устную речь,
активизировать словарь;
воспитывать чувство
патриотизма.
•
Рассматривание карты РК,
показ местоположения города
Сыктывкара;
•
Чтение «Сказок бабушки
Соломонии» С.Пылаевой;
•
Рисование «Герои коми
сказок».
2. «Сыктывкар в
прошлом и
настоящем»
Показать на конкретных
примерах изменения в жизни
города; развивать умение
отражать свои впечатления;
учить восхищаться красотой
прошлого.
•
Чтение коми легенд с показом
иллюстраций;
•
Сюжетно-ролевая игра
«Строительство нового дома»;
•
Конструирование «Древний
город»;
•
Рассматривание иллюстраций
«Предметы старины».
Ноябрь
1. «Герб родного
города»
Познакомить детей с
символом родного города;
формировать уважительное
отношение к символике ,
понимание того, что символы
призваны объединять людей,
живущих в одном городе.
•
Дидактическая игра «Собери
герб»;
•
Чтение коми народных сказок;
•
Рисование «Герои коми
сказок»;
•
Наблюдение в ходе прогулок и
экскурсий, на каких зданиях
можно увидеть герб родного
города.
2. Рисование
«Визитная карточка
города: герб»
Воспитывать у детей интерес к
символике нашего города,
стремление запечатлевать герб в
своих рисунках.
•
Коми народные подвижные
игры;
•
Дидактическая игра «Узнай
наш герб»;
•
Декабрь
1. «Названия улиц
родного города»
Закрепить знания детей о
названиях улиц города;
формировать представления, что
в названии улиц содержится
история города; вызвать интерес
к разгадыванию тайн улиц города
с помощью взрослых.
•
Сюжетно-ролевая игра
«Построим улицу города»;
•
Лото «Наш город»;
•
Рассматривание альбома
«Жители в прошлом и
настоящем»;
•
Рисование «Наш город
зимой».
2. Рисование
«Вечерний
Сыктывкар»
Продолжать формировать
представление об архитектуре
родного города; учить передавать
в рисунке образ вечернего города
– дома светлее неба, в окнах
горят огни; развивать чувство
композиции, цвета.
•
Чтение коми народных сказок;
•
Составление рассказов «Из
окна, из окна улица видна»;
•
Дидактическая игра «Одежда
наших предков»
Январь
1. «Достоприме-
чательности
родного города»
Дать знания о
достопримечательностях нашего
города; углублять представления
детей о родном городе; развивать
умение выражать свое отношение
в высказываниях и деятельности;
воспитывать любовь к малой
родине.
•
Рассматривание альбома
«Достопримечательности
родного города»;
•
Дидактическая игра – пазлы
«Достопри-мечательности»;
•
Рисование «Берёзовая роща».
2. Рисование
«Фонтан в нашем
городе»
Расширять представление у
детей об архитектуре нашего
города; учить передавать
симметрическое строение
фонтана, дополняя его
необходимыми деталями;
развивать творческое
воображение.
•
Сюжетно-ролевая игра
«Экскурсия по городу»;
•
Лото «Достоприме-
чательности»;
•
Чтение коми народных сказок;
•
Рисование «Герои коми
сказок».
Февраль
1. «Памятники
воинам в нашем
городе»
Познакомить детей с
памятниками воинам,
установленными в нашем городе;
вызвать у детей желание
подражать военнослужащим,
быть такими же мужественными
и смелыми.
•
Целевая прогулка «Вечный
огонь»;
•
Чтение коми народной сказки
«Пера – богатырь»;
•
Рисование «Герои коми
сказок»;
•
Дидактическая игра
«Экскурсовод»;
2. «Герои спорта»
Познакомить детей с известными
спортсменами нашего города;
формировать уважительное
отношение к их спортивным
достижениям, желание быть
похожими на них.
•
Эстафеты «Маленькие
чемпионы»;
•
Коми народные подвижные
игры;
•
Рисование «Юные чемпионы».
Март
1. «Театры нашего
города»
Познакомить детей с разными
видами театров нашего города;
вызвать желание посетить их.
•
Рассматривание альбома «Мой
город»;
•
Аппликация «Архитектура
родного города»;
•
Подвижные коми народные
игры.
2. «Предприятия
нашего города»
Углублять знания о
предприятиях города
Сыктывкара, о получаемой на
•
Рисование «Предприятия
нашего города»;
•
Лепка «Продукция наших
них продукции; воспитывать
любовь к малой родине.
предприятий».
Апрель
1. «Профессии
нашего города»
Закрепить с детьми названия
профессий, их значение и польза
для людей; обогащать словарь;
воспитывать интерес и уважение
к людям разных профессий.
•
Лото «Профессии»;
•
Чтение коми легенд и сказок;
•
Рисование «Герои коми
сказок».
2. «Знаменитые
люди»
Продолжать знакомить детей со
знаменитыми людьми города;
прививать уважение к труду,
гордость за известных людей
города.
•
Создание с детьми альбома
«Знаменитые люди города
Сыктывкара»;
•
Чтение коми народных сказок;
•
Рисование «Герои коми
сказок».
Май
1. «Приезжайте в
наш город»
Учить детей составлять
описательные рассказы по
памяти; совершенствовать
навыки монологической речи.
•
Сюжетно-ролевая игра
«Путешествие по городу»;
•
Подвижные коми народные
игры;
•
Чтение коми легенд и сказок.
2. Викторина
знатоков.
Обобщить и систематизировать
знания детей о родном городе;
формировать уважительное
отношение к символам города;
закрепить названия крупных
городов и рек, названия
народных промыслов, имена
знаменитых сыктывкарцев;
воспитывать любовь к малой
Родине.
•
Дидактическая игра «Что мне
нравится в городе
Сыктывкаре» (рассказы по
открыткам)
3 этап:
Заключительный
•
Заключительный мониторинг, с целью выявления полученных знаний по данной
теме;
•
Создание коллажа «Мой город»;
•
Выставки творческих работ воспитанников.
•
Библиографический список:
•
Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические
рекомендации – М.: ЦГЛ, 2005.
•
Алёшина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной
(Патриотическое воспитание). – М.,2011.
•
Веракса Н.Е. проектная деятельность дошкольников [текст]: пособие для
педагогов дошк. учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. – М.: изд-во
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
•
Маханева
М.Д.
Нравственно-патриотическое
воспитание
детей
старшего
дошкольного возраста: пособие для реализации Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005
годы». – М.: АРКТИ, 2004.