Автор: Папшева Елена Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35"
Населённый пункт: Г. Саров Нижегородская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование у детей дошкольного возраста установки положительного отношения к другим детям и самому себе"
Раздел: дошкольное образование
Формирование у детей дошкольного возраста установки
положительного отношения к другим людям и самому себе.
Реальность сегодняшнего дня такова, что общество в целом переживает этап
кризиса нравственного уровня. А ребёнок «присваивает» наблюдаемый им стиль
общения, поведения как норму, и ему подчас нелегко разобраться в мотивах,
влияющих на поступки взрослых. Вместе с тем, федеральный государственный
образовательный стандарт в качестве одного из целевых ориентиров предлагает
формирование у ребёнка положительного отношения к миру, себе и окружающим
людям.
Поэтому мы видим необходимость глубокой работы по формированию у
детей положительного отношения к соблюдению моральных норм. Для достижения
поставленной цели важно помочь ребёнку осознать значение соблюдения правил
поведения и его индивидуальную роль в жизни коллектива в целом.
Поисково-исследовательская деятельность в области научных исследований,
связанных с заявленной проблемой, проводилась на основе
теоретических
рассуждений таких учёных как Буре, Запорожца, Нечаевой. Они рассматривают
нравственное воспитание как последовательный процесс: от формирования эмоций и
чувств до самостоятельного проявления норм вежливого поведения. Рекомендации
таких современных авторов, как: Петровой, Стульник, Маханёвой, Фесюковой
позволили выстроить модель комплексного подхода к формированию нравственных
качеств личности каждого ребёнка.
Ведущей целью нашей педагогической деятельности стало формирование у
детей дошкольного возраста установки положительного отношения к другим людям
и самому себе, для этого необходимо было сформировать понимание того, что
каждый человек является значимой частичкой общества и от него зависит, какой
микроклимат сформируется.
На
начальном
этапе
работы
приобрели
необходимое
методическое,
дидактическое и наглядное сопровождение. Специфика дошкольного возраста
такова, что для полноценного восприятия теоретического материала необходимо
наглядное сопровождение. Поэтому вопросы морали, затронутые в наших беседах,
осмысление пословиц старались давать детям не поучительно, а интересно,
ненавязчиво. Методически ценными считаем пособия Фесюковой Л.Б. «Моя семья»,
«Я и моё поведение», «В мире мудрых пословиц».
Для развития любознательности, творческой активности, развития речевых
навыков, памяти, мышления и воображения использовали дидактическое пособие
«Расту культурным». Это -
рабочая тетрадь, которая содержит задания по
закреплению пройденного материала в виде вопросов, логических и творческих
упражнений.
Далее. Чтобы обеспечить системность в формировании положительного
отношения ребенка к соблюдению моральных норм, необходимо представить свою
работу в перспективе. Для этого был составлен план. Он отражает решение задач
нравственного воспитания, предусмотренных программой через разные формы
взаимодействия с детьми.
В начале работы не все дети соблюдали правила поведения, принятые в
группе, не все соглашались со словами воспитателя. Необходимо было оборудовать
место, где был бы подобран дидактический материал на нравственные темы. С этой
целью дополнили уголок книги картинками, книгами с иллюстрациями для
самостоятельного рассматривания.
Дети очень любят играть в сюжетные игры. В начале нашей работы при
распределении ролей возникали определённые трудности: всем хотелось получить
главную роль. Избежать конфликтов и стимулировать интерес детей к процессу
распределения ролей помогли «Волшебные круги», так называемые «Круги
«Луллия». Мы подобрали картинки, изображающие исполнителей основных ролей
(бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок, врач, продавец, парикмахер) и расположили
их одном круге, а на другом - разместили метки детей-участников игры. Далее,
свободно вращая круги, добивались совмещения метки и роли.
Это дало
положительный результат, так как описанный приём позволяет всем участвовать в
процессе распределения ролей, проявляя самостоятельность при выборе. Такая
форма организации детей для сюжетной игры стала системой, а в последующем и
средством решения разных спорных вопросов.
Одной из задач нашей работы был вопрос формирования навыка вежливого
общения. Не маловажным фактором в этом вопросе является речевая среда, в
которой находятся дети в течение дня. Поэтому мы всегда следим за тоном своей
речи, стилем общения с детьми. Мы с коллегой своим примером демонстрируем
формы
вежливого
общения.
Напоминаем
детям,
когда
нужно
произнести
«волшебное» слово, с какой интонацией обратиться, как отреагировать на просьбу.
Тем не менее, замечали, что этого недостаточно. Необходимо каким-то образом
стимулировать желание детей использовать в своей речи вежливые слова. С этой
целью изготовили наглядное дидактическое пособие «Дерево вежливости». В кроне
дерева располагаются фотографии детей, рядом - коробочка с листочками. Каждый
ребенок, произнеся вежливое слово, может около своей фотографии прикрепить
листочек. Осмотр «Дерева вежливости» в конце дня покажет, кто сегодня «Мистер..»
или «Мисс Вежливость». Он получит сюрприз и бурные аплодисменты детей.
Часто бывает так, что дети хотят помириться, а не знают, как можно сделать
первый шаг. Для обучения детей способам конструктивного решения конфликтов мы
изготовили так называемый «Коврик дружбы». В своём оформлении он содержит
алгоритм-подсказку этапов цивилизованного решения проблемы. Дети с разных
концов коврика идут навстречу друг другу, поэтапно насупая на определённые
квадраты. Первый ребёнок, ступивший на коврик, высказывает свою точку зрения
произошедшего конфликта, второй – пока слушает, затем, второй ребёнок -
озвучивает свои чувства, первый – слушает. Затем они приходят к общему мнению и
ступают на квадратик, где «следочки» расположены таким образом, что им
приходится обняться и простить друг друга.
Иногда, чтобы понять другого человека надо просто его почувствовать
тактильно.
В
этом
нам
помогает
«Коробочка-мирилочка».
Я
предлагаю
поссорившимся деткам обратиться за помощью к волшебной коробочке, дети с
удовольствием ищут ручку сверстника.
Методической литературой предлагается большое количество различных
форм взаимодействия с детьми по данному направлению. Эффективным считаем
сочетание словесных и практических форм. Например, очень уместно после
прочтения художественного произведения, проведя его анализ, отразить в рисунке
или проиграть свои впечатления.
Каждая
форма
по-своему
эффективна.
Вместе
с
тем,
для
решения
поставленных задач необходимо добиться равномерного чередования различных
мероприятий в течение каждого дня, обеспечивая тем самым комплексный подход к
работе с дошкольниками.
Например, в рамках «Недели театра» в ходе утренней беседы дети поделились
своими
представлениями о
театре,
выразили
отношение к
нему. Затем,
в
дидактической игре, вспомнили о том, что можно или нельзя делать в театре.
Пластический этюд позволил глубже понять сущность той или иной профессии.
Вечером детям было предложено сформулировать своё отношение к людям
театральных
профессий
через
тренинг
«Хочу
сказать
спасибо…».
Заданная
формулировка высказывания косвенно направляет мысли ребёнка в положительную
оценку деятельности человека.
Воспитание
ребенка
не
ограничивается
рамками
образовательного
учреждения. Важнейшую роль в его развитии играет семья. Поэтому свою работу с
детьми строим в тесном контакте с родителями.
Было проведено собрание «Воспитание доброты в семье», где мы помогли
родителям осознать свою роль воспитателя нравственного стержня. С помощью
анкетирования подбираем интересные темы для консультаций. В конце года было
предложено написать сочинение «Каким я вижу своего ребёнка». Отрадно то, что
некоторые родителя явно ощущают перемены в своих детях и связывают это с нашей
работой.
Почти после каждого прочитанного произведения или беседы мы с детьми
формулируем жизненное правило на данную тему, схематизируем его и помещаем
рисунок в альбом. Так у нас появились «Книга мудрости», «Правила нашей группы»,
«В мире мудрых пословиц». Их расположили в книжном уголке, дети часто их
пересматривают и находят ответ на какой-то вопрос в случае необходимости.
В результате проведенной работы отмечаем, что микроклимат в группе стал
более позитивным, дети без напоминания употребляют формы вежливого общения,
проявляют взаимопомощь, сочувствуют обиженному, могут адекватно оценить свой
поступок и поступок других детей.