Напоминание

"Формирование у детей дошкольного возраста установки положительного отношения к другим детям и самому себе"


Автор: Папшева Елена Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35"
Населённый пункт: Г. Саров Нижегородская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование у детей дошкольного возраста установки положительного отношения к другим детям и самому себе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у детей дошкольного возраста установки

положительного отношения к другим людям и самому себе.

Реальность сегодняшнего дня такова, что общество в целом переживает этап

кризиса нравственного уровня. А ребёнок «присваивает» наблюдаемый им стиль

общения, поведения как норму, и ему подчас нелегко разобраться в мотивах,

влияющих на поступки взрослых. Вместе с тем, федеральный государственный

образовательный стандарт в качестве одного из целевых ориентиров предлагает

формирование у ребёнка положительного отношения к миру, себе и окружающим

людям.

Поэтому мы видим необходимость глубокой работы по формированию у

детей положительного отношения к соблюдению моральных норм. Для достижения

поставленной цели важно помочь ребёнку осознать значение соблюдения правил

поведения и его индивидуальную роль в жизни коллектива в целом.

Поисково-исследовательская деятельность в области научных исследований,

связанных с заявленной проблемой, проводилась на основе

теоретических

рассуждений таких учёных как Буре, Запорожца, Нечаевой. Они рассматривают

нравственное воспитание как последовательный процесс: от формирования эмоций и

чувств до самостоятельного проявления норм вежливого поведения. Рекомендации

таких современных авторов, как: Петровой, Стульник, Маханёвой, Фесюковой

позволили выстроить модель комплексного подхода к формированию нравственных

качеств личности каждого ребёнка.

Ведущей целью нашей педагогической деятельности стало формирование у

детей дошкольного возраста установки положительного отношения к другим людям

и самому себе, для этого необходимо было сформировать понимание того, что

каждый человек является значимой частичкой общества и от него зависит, какой

микроклимат сформируется.

На

начальном

этапе

работы

приобрели

необходимое

методическое,

дидактическое и наглядное сопровождение. Специфика дошкольного возраста

такова, что для полноценного восприятия теоретического материала необходимо

наглядное сопровождение. Поэтому вопросы морали, затронутые в наших беседах,

осмысление пословиц старались давать детям не поучительно, а интересно,

ненавязчиво. Методически ценными считаем пособия Фесюковой Л.Б. «Моя семья»,

«Я и моё поведение», «В мире мудрых пословиц».

Для развития любознательности, творческой активности, развития речевых

навыков, памяти, мышления и воображения использовали дидактическое пособие

«Расту культурным». Это -

рабочая тетрадь, которая содержит задания по

закреплению пройденного материала в виде вопросов, логических и творческих

упражнений.

Далее. Чтобы обеспечить системность в формировании положительного

отношения ребенка к соблюдению моральных норм, необходимо представить свою

работу в перспективе. Для этого был составлен план. Он отражает решение задач

нравственного воспитания, предусмотренных программой через разные формы

взаимодействия с детьми.

В начале работы не все дети соблюдали правила поведения, принятые в

группе, не все соглашались со словами воспитателя. Необходимо было оборудовать

место, где был бы подобран дидактический материал на нравственные темы. С этой

целью дополнили уголок книги картинками, книгами с иллюстрациями для

самостоятельного рассматривания.

Дети очень любят играть в сюжетные игры. В начале нашей работы при

распределении ролей возникали определённые трудности: всем хотелось получить

главную роль. Избежать конфликтов и стимулировать интерес детей к процессу

распределения ролей помогли «Волшебные круги», так называемые «Круги

«Луллия». Мы подобрали картинки, изображающие исполнителей основных ролей

(бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок, врач, продавец, парикмахер) и расположили

их одном круге, а на другом - разместили метки детей-участников игры. Далее,

свободно вращая круги, добивались совмещения метки и роли.

Это дало

положительный результат, так как описанный приём позволяет всем участвовать в

процессе распределения ролей, проявляя самостоятельность при выборе. Такая

форма организации детей для сюжетной игры стала системой, а в последующем и

средством решения разных спорных вопросов.

Одной из задач нашей работы был вопрос формирования навыка вежливого

общения. Не маловажным фактором в этом вопросе является речевая среда, в

которой находятся дети в течение дня. Поэтому мы всегда следим за тоном своей

речи, стилем общения с детьми. Мы с коллегой своим примером демонстрируем

формы

вежливого

общения.

Напоминаем

детям,

когда

нужно

произнести

«волшебное» слово, с какой интонацией обратиться, как отреагировать на просьбу.

Тем не менее, замечали, что этого недостаточно. Необходимо каким-то образом

стимулировать желание детей использовать в своей речи вежливые слова. С этой

целью изготовили наглядное дидактическое пособие «Дерево вежливости». В кроне

дерева располагаются фотографии детей, рядом - коробочка с листочками. Каждый

ребенок, произнеся вежливое слово, может около своей фотографии прикрепить

листочек. Осмотр «Дерева вежливости» в конце дня покажет, кто сегодня «Мистер..»

или «Мисс Вежливость». Он получит сюрприз и бурные аплодисменты детей.

Часто бывает так, что дети хотят помириться, а не знают, как можно сделать

первый шаг. Для обучения детей способам конструктивного решения конфликтов мы

изготовили так называемый «Коврик дружбы». В своём оформлении он содержит

алгоритм-подсказку этапов цивилизованного решения проблемы. Дети с разных

концов коврика идут навстречу друг другу, поэтапно насупая на определённые

квадраты. Первый ребёнок, ступивший на коврик, высказывает свою точку зрения

произошедшего конфликта, второй – пока слушает, затем, второй ребёнок -

озвучивает свои чувства, первый – слушает. Затем они приходят к общему мнению и

ступают на квадратик, где «следочки» расположены таким образом, что им

приходится обняться и простить друг друга.

Иногда, чтобы понять другого человека надо просто его почувствовать

тактильно.

В

этом

нам

помогает

«Коробочка-мирилочка».

Я

предлагаю

поссорившимся деткам обратиться за помощью к волшебной коробочке, дети с

удовольствием ищут ручку сверстника.

Методической литературой предлагается большое количество различных

форм взаимодействия с детьми по данному направлению. Эффективным считаем

сочетание словесных и практических форм. Например, очень уместно после

прочтения художественного произведения, проведя его анализ, отразить в рисунке

или проиграть свои впечатления.

Каждая

форма

по-своему

эффективна.

Вместе

с

тем,

для

решения

поставленных задач необходимо добиться равномерного чередования различных

мероприятий в течение каждого дня, обеспечивая тем самым комплексный подход к

работе с дошкольниками.

Например, в рамках «Недели театра» в ходе утренней беседы дети поделились

своими

представлениями о

театре,

выразили

отношение к

нему. Затем,

в

дидактической игре, вспомнили о том, что можно или нельзя делать в театре.

Пластический этюд позволил глубже понять сущность той или иной профессии.

Вечером детям было предложено сформулировать своё отношение к людям

театральных

профессий

через

тренинг

«Хочу

сказать

спасибо…».

Заданная

формулировка высказывания косвенно направляет мысли ребёнка в положительную

оценку деятельности человека.

Воспитание

ребенка

не

ограничивается

рамками

образовательного

учреждения. Важнейшую роль в его развитии играет семья. Поэтому свою работу с

детьми строим в тесном контакте с родителями.

Было проведено собрание «Воспитание доброты в семье», где мы помогли

родителям осознать свою роль воспитателя нравственного стержня. С помощью

анкетирования подбираем интересные темы для консультаций. В конце года было

предложено написать сочинение «Каким я вижу своего ребёнка». Отрадно то, что

некоторые родителя явно ощущают перемены в своих детях и связывают это с нашей

работой.

Почти после каждого прочитанного произведения или беседы мы с детьми

формулируем жизненное правило на данную тему, схематизируем его и помещаем

рисунок в альбом. Так у нас появились «Книга мудрости», «Правила нашей группы»,

«В мире мудрых пословиц». Их расположили в книжном уголке, дети часто их

пересматривают и находят ответ на какой-то вопрос в случае необходимости.

В результате проведенной работы отмечаем, что микроклимат в группе стал

более позитивным, дети без напоминания употребляют формы вежливого общения,

проявляют взаимопомощь, сочувствуют обиженному, могут адекватно оценить свой

поступок и поступок других детей.



В раздел образования