Автор: Савичева Елена Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ "Металлург" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Интерактивные формы обучение в системе дополнительного образования детей.
Раздел: дополнительное образование
Интерактивные формы обучение в системе дополнительного
образования детей.
Дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть
не только местом их обучения, но и пространством разнообразных форм
общения.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования
и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает
фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной
отрасли признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря
преобразованиям все шире проявляется роль интерактивных технологий, не
только в системе школьного, дополнительного и дошкольного образования,
что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте
является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную
деятельность, создавая внутри ее атмосферу сотрудничества. Взаимного
доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи
педагог дополнительного образования может использоватьинтерактивные
технологии.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать, или находиться в
режиме беседы, диалога с чем - либо (например, компьютером), или кем-
либо (человеком). Следовательно интерактивное обучение – это прежде
всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным
окружением, образовательной средой, которая служит областью
осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие
педагога и воспитанника.
Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных
условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою
успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает
продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная
деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой
взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач
совместными способами.
Форма организации интерактивного обучения
Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах.
Например, индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение
поставленной задачи каждым ребенком;парная форма, используется для
решения задачи в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы;
если задание выполняют все участники одновременно, данная форма
называется коллективная или фронтальная.
При таком многообразии форм интерактивного обучения, можно выделить
три метода: пассивный, активный, интерактивный.
Методы интерактивного обучения
- При пассивном методе педагог главный на занятии, а дети не проявляют
творческой деятельности, не взаимодействуют друг с другом, а только
играют роль слушателей.
- При активном методе, роль педагога как бы уходит на второй план. Педагог
только побуждает детей к общению друг с другом, совместному выполнению
задании. Дети при таком методе являются субъектами выполняемой
деятельности.
- Интерактивный метод подразумевает активное участие всех участников
процесса. Педагог организовывает процесс усвоения знаний детьми. В ходе
этого процесса они должны взаимодействовать друг с другом, общаться,
создавать и применять имеющийся у них опыт.
Ролевая форма игры
-Интерактивное обучение может проходить в форме ролевой игры, когда
знания и опыт ребенок получает через проживание той или иной жизненной
ситуации.
- Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие
дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную
познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети
не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают
собственный опыт.
Результат использования технологии
Сущность интерактивных технологий заключается в организации
специальных условий, направленных на достижении каждым участником
публичного успеха в ходе каждого занятия. Этот процесс способствует
переходу полеченной информации из краткосрочной в долгосрочную память.
Игровые технологии
-Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
-Игровая технология - это уникальная форма обучения, которая позволяет
сделать занятие интересным и увлекательным, позволяет эмоционально
окрасить монотонность деятельности.
Концептуальные основы игровых технологий
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на
функциональные потребности личности в самовыражении, самоутверждении,
самореализации.
Игра – форма психогенного поведения т.е. внутренне присущего личности.
(Д.Н.Узнадзе)
Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения
социальных установок. (Л.С. Выгожский)
Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация
нереализуемых интересов». (А.Н. Леонтьев)
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом
возрасте игра имеет свои особенности.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность
учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид
деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Игровая деятельность выполняет функции
-развлекательную: (основная функция игры, развлечь, доставить
удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
-коммуникативную: освоение диалектики общения;
-самореализации в игре: как полигоне человеческой практики;
-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в
других видах жизнедеятельности;
-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;
-социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение
норм человеческого общежития.
Классификация педагогических игр
-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые,
социальные, психологические);
-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные,
познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие,
коммуникативные и др.);
-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
- по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные,
компьютерные и др.).
Цели образования игровых технологий
-дидактические: расширение кругозора, применение на практике, развитие
определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества,
общительности, коммуниактивности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к
условиям среды.
Преимущества игровых технологий
-Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
Осуществляются межпредметные связи. Меняется мотивация обучения
(знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для
обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном
для них процессе).
- Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных
условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с
помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Недостатки игровых технологий
Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых
действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
Результат использования игровых технологий
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливает все физиологические процессы в
организме, улучшают работу всех органов и систем.