Напоминание

Интерактивные формы обучение в системе дополнительного образования детей.


Автор: Савичева Елена Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ "Металлург" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Интерактивные формы обучение в системе дополнительного образования детей.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Интерактивные формы обучение в системе дополнительного

образования детей.

Дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть

не только местом их обучения, но и пространством разнообразных форм

общения.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования

и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает

фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной

отрасли признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря

преобразованиям все шире проявляется роль интерактивных технологий, не

только в системе школьного, дополнительного и дошкольного образования,

что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте

является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную

деятельность, создавая внутри ее атмосферу сотрудничества. Взаимного

доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи

педагог дополнительного образования может использоватьинтерактивные

технологии.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать, или находиться в

режиме беседы, диалога с чем - либо (например, компьютером), или кем-

либо (человеком). Следовательно интерактивное обучение – это прежде

всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным

окружением, образовательной средой, которая служит областью

осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие

педагога и воспитанника.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных

условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою

успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает

продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная

деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой

взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач

совместными способами.

Форма организации интерактивного обучения

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах.

Например, индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение

поставленной задачи каждым ребенком;парная форма, используется для

решения задачи в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы;

если задание выполняют все участники одновременно, данная форма

называется коллективная или фронтальная.

При таком многообразии форм интерактивного обучения, можно выделить

три метода: пассивный, активный, интерактивный.

Методы интерактивного обучения

- При пассивном методе педагог главный на занятии, а дети не проявляют

творческой деятельности, не взаимодействуют друг с другом, а только

играют роль слушателей.

- При активном методе, роль педагога как бы уходит на второй план. Педагог

только побуждает детей к общению друг с другом, совместному выполнению

задании. Дети при таком методе являются субъектами выполняемой

деятельности.

- Интерактивный метод подразумевает активное участие всех участников

процесса. Педагог организовывает процесс усвоения знаний детьми. В ходе

этого процесса они должны взаимодействовать друг с другом, общаться,

создавать и применять имеющийся у них опыт.

Ролевая форма игры

-Интерактивное обучение может проходить в форме ролевой игры, когда

знания и опыт ребенок получает через проживание той или иной жизненной

ситуации.

- Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие

дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную

познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети

не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают

собственный опыт.

Результат использования технологии

Сущность интерактивных технологий заключается в организации

специальных условий, направленных на достижении каждым участником

публичного успеха в ходе каждого занятия. Этот процесс способствует

переходу полеченной информации из краткосрочной в долгосрочную память.

Игровые технологии

-Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением.

-Игровая технология - это уникальная форма обучения, которая позволяет

сделать занятие интересным и увлекательным, позволяет эмоционально

окрасить монотонность деятельности.

Концептуальные основы игровых технологий

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на

функциональные потребности личности в самовыражении, самоутверждении,

самореализации.

Игра – форма психогенного поведения т.е. внутренне присущего личности.

(Д.Н.Узнадзе)

Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения

социальных установок. (Л.С. Выгожский)

Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация

нереализуемых интересов». (А.Н. Леонтьев)

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом

возрасте игра имеет свои особенности.

Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают

средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность

учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид

деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Игровая деятельность выполняет функции

-развлекательную: (основная функция игры, развлечь, доставить

удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-коммуникативную: освоение диалектики общения;

-самореализации в игре: как полигоне человеческой практики;

-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности;

-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,

самопознание в процессе игры;

-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру

личностных показателей;

-социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение

норм человеческого общежития.

Классификация педагогических игр

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые,

социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные,

познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие,

коммуникативные и др.);

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

- по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные,

компьютерные и др.).

Цели образования игровых технологий

-дидактические: расширение кругозора, применение на практике, развитие

определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества,

общительности, коммуниактивности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к

условиям среды.

Преимущества игровых технологий

-Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

Осуществляются межпредметные связи. Меняется мотивация обучения

(знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для

обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном

для них процессе).

- Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных

условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с

помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Недостатки игровых технологий

Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых

действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

Результат использования игровых технологий

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею

положительные эмоции усиливает все физиологические процессы в

организме, улучшают работу всех органов и систем.



В раздел образования