Напоминание

"Служебные части речи. Предлог" (для СПО)


Автор: Мельникова Наталья Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Техникум ФГБОУ ВО РГУПС
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка по русскому языку
Тема: "Служебные части речи. Предлог" (для СПО)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




План-конспект открытого занятия по русскому языку

Тема: «Служебные части речи. Предлог»

Цель:

Образовательная:

- повторить и обобщить знания студентов о служебных частях речи;

сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных

частей речи;

- учить соотносить синонимичные конструкции;

студент должен знать:

- определение предлога;

- виды предлогов по структуре и по происхождению;

- правописание предлогов;

- нормативное употребление предлогов;

студент должен уметь:

- характеризовать предлог как часть речи;

- отличать предлоги от других частей речи;

- правильно писать слова с изученными орфограммами и исправлять орфографические ошибки.

Воспитательная:

- привитие интереса к русскому языку,

- воспитание способности понимать и воспринимать материал;

Развивающая:

- развитие речевых навыков студентов;

- совершенствовать культуру речи студентов

- развитие орфографических навыков,

- умений отличать предлоги от других частей речи, наблюдать, анализировать

Методическая:

- стимулирование познавательной и творческой активности;

- усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины с помощью различных методов

обучения: словесного, наглядного, с использованием современных технических средств;

- создание условий для усвоения материала.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, с использованием ИКТ, выполнение упражнений,

самопроверка, взаимопроверка.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история.

Внутрипредметные связи:

самостоятельные части речи, словосочетание, предложение,

пунктуация.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих.

Оглашение темы урока, постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы восстановим в памяти знания о самостоятельных и служебных частях

речи; сформируем представление о предлоге как служебной части речи, расширим и обобщим

знания о морфологических признаках предлога, выработаем умение распознавать их среди

других частей речи, закрепим орфографические навыки написания предлогов.

2.Актуализация знаний.

А) проверка домашнего задания.

В данном четверостишии найти наречия и слова категории состояния, подчеркнуть их,

обосновать свой ответ:

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично–больно мне.

(И. Северянин). Слайд 3.

О чём это стихотворение, написанное в 1923 году? (Стихотворение о бездумном

уничтожении природы и о необходимости бережного отношения к ней)

Какое чувство испытывает лирический герой? (Герой тоскует «душой смертельно». Слова

«трагично-больно мне» говорят о том, что для него гибель деревьев — настоящая беда)

Б) Повторение ранее изученного материала.

1) Какой раздел науки изучает части речи? (Морфология).

2) Какие части речи вы знаете? (Существительное, глагол, прилагательное, местоимение,

числительное, наречие, слова категории состояния, отглагольные формы – причастие и

деепричастие).

3) На какие две группы они делятся в зависимости от роли в языке? (Самостоятельные и

служебные).

4) В чем разница между самостоятельными и служебными словами?

В отличие от знаменательных, служебные части речи не называют предметов, действий,

признаков, а только показывают отношения между ними. И к ним нельзя поставить вопрос.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Они:

- Не имеют лексического значения - выражают только различные отношения.

- Не бывают членами предложения.

- В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Не изменяются

Давайте проследим отличие самостоятельных частей речи от служебных (слайд 4)

Итак, служебные части речи служат для связи слов или предложений, а также для того,

чтобы придать словам или предложениям различные оттенки значения.

Рассмотрим примеры (слайд 5)

1) Весть о появлении Пугачёва разнеслась по крепости (П.) — предлог О связывает

знаменательные слова весть и появлении, а предлог ПО — слова разнеслась и крепости.

2) Молодость и природа ускорили моё выздоровление. (П.) — союз И служит для связи двух

подлежащих (молодость, природа).

3) Гремел гром, и шёл дождь. (Пришв.) союз И служит для связи двух предложении.

4) Метель не утихала, небо не прояснялось. (П.) — частица НЕ вносит в предложение

отрицательное значение.

Задание:

проанализируйте предложение, найдите служебные части речи и подчеркните их.

Солнце садилось в травы, в туманы, в росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего

щелканья и перелива в кустах со стороны полотна. (слайд 6)

3. Изучение нового материала.

Итак, давайте запишем основную информацию. (слайд 7)

Предлог — служебная часть речи,

которая служит для связи существительного,

местоимения и числительного с другими словами в словосочетании и предложении: вернуться

ИЗ-ЗА непогоды, приготовить ДЛЯ нас. К двум прибавить три.

Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения:

Солнце влияет на погоду.

Предлоги могут выражать следующие значения: (слайд 8)

1) ОБЪЕКТНОЕ: рассказать о себе, тоска по родине, (указывают на предмет или

существо, на которое направлено какое-то действие.)

2) ПРОСТРАНСТВЕННОЕ: жить в Москве / под Москвой / около метро,

3) ВРЕМЕННОЕ: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день,

4) ПРИЧИННОЕ: не прийти из-за / вследствие / по / ввиду болезни,

5) ЦЕЛЕВОЕ: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга,

6) СРАВНИТЕЛЬНОЕ: величиной с кулак, пойти в мать,

7) ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ: читать без выражения, есть с аппетитом,

8) ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

Предлоги помогают связывать слова в словосочетании, уточняют смысл высказывания,

вносят обстоятельственные значения. Употребление предлога с учетом грамматических норм –

обязательное условие хорошей и правильной речи.

По происхождению предлоги могут быть разделены на (слайд 9)

1) непроизводные (первообрАзные) — не связаны по происхождению с другими частями

речи, например, без, при, с, от, из-за;

2) производные (непервообрАзные), то есть такие, которые связаны по происхождению с

другими частями речи:

а) наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдоль;

б) отымённые: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу;

в) отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя.

Выполним задание (слайд 10)

Выпишите словосочетания только с непроизводными предлогами, определите разряд

предлогов по значению.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за

туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к

празднику, рухнули с нею, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться

на горе.

По строению предлоги могут быть разделены на (слайд 11)

1) простые (пишущиеся без пробела): вокруг, благодаря, около, вследствие;

2) составные (пишущиеся с пробелом): в течение, в продолжение, за исключением, во

время, в связи с, в зависимости от, по направлению к.

3) сложные (пишущиеся через дефис): из-за, из-под.

Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие

непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами. (слайд 12, 13)

4. Формирование умений и навыков.

Задание. Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже (слайд 14)

Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно

(закон), благодаря (прочные знания), по (истечение) часа, добиться успеха благодаря (серьезное

отношение) к делу, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село),

грустил по (вы), вопреки (совет) друзей, сделать доклад по (возвращение), тужить по (он),

действовать согласно (предписание), скучать по (сын).

Правописание предлогов.

1. Предлоги с другими словами пишутся отдельно: на реке (пр., сущ.); на тебе (пр., мест.); к

пяти (пр., числ.). Между предлогом и словом можно вставить вопрос или слово: на (чем?) небе

или на (голубом) небе.

2.Рассмотрим таблицу «Слитное и раздельное написание производных предлогов» (слайд

15) Учащимся предлагается их записать в тетради и запомнить.

3. Следует отличать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей

речи (слайд 16)

Слайд

17

знакомит

учащихся

с

несколькими

приёмами,

помогающими

отличить

производные предлоги от омонимичных частей речи.

Работа с данным алгоритмом позволяет закрепить данную тему, выработать навыки и

умения в их распознавании.

1. Производные предлоги можно заменить синонимичными непроизводными предлогами:

вдоль = по,

вследствие = из-за,

насчёт = о,

вместо = за,

рядом = у,

внутри = в,

несмотря на = вопреки. Ввиду (непогоды)= из-за(непогоды)

2. Наречные предлоги имеют при себе поясняющее слово (существительное или

местоимение),

наречия

поясняющих

слов

не

имеют:

Вокруг меня

было

грязно (предлог) – Вокруг было грязно (наречие). Автобус проехал мимо остановки (предлог) –

Автобус проехал мимо (наречие).

3. В сочетаниях между существительным и предлогом возможна подстановка определения:

в кратком заключении, в верхнем течении реки, в этом продолжении;

4.

Предлог несмотря на пишется слитно, а деепричастие, от которого он образован (не

смотря) – раздельно. Чтобы отличить предлог от деепричастия стоит запомнить, что предлог

несмотря на можно заменить предлогом вопреки, а деепричастие не смотря можно заменить

деепричастием не глядя: несмотря на неприятности – вопреки неприятностям, не смотря в

глаза – не глядя в глаза.

Задание.

Определите, какой частью речи является выделенное слово

(слайд 18).

Объясните

различие

в

написании

выделенных

слов

в

приводимых

попарно

предложениях.

1. Договорившись насчет завтрашнего дня, они распростились. Все деньги переведите на

счет нашей фирмы.

2. Я приду к тебе после. После драки кулаками не машут.

3. Вследствие плохой погоды экскурсия не состоялась. В следствии по уголовному делу

использованы данные медицинской экспертизы.

4. Ввиду предстоящего скорого отъезда нужно поторопиться со сборами. Следует иметь в

виду возможные изменения условий работы.

5. Радостно смеясь, малыш выбежал навстречу. На встречу с Андреем он, к сожалению,

уже не надеялся. Навстречу солнцу по небу ползла сизая туча.

6. Мысли, тревожившие меня, не давали уснуть, несмотря на усталость. Не смотря в

блокнот, он точно набрал номер.

Задание по вариантам (слайд 19 «Тренируемся!») - Тренировочные задания по теме «Е

или И?» в предлогах в течение, в продолжение, вследствие.

Перепишите текст, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.

Ι вариант

ΙΙ вариант

ΙΙΙ вариант

А там, (в)течени… реки,

Где воды глубоки,

(В)течени… недели

Образовались мели .

(В)следстви...

вкралась

ошибка, (в)следстви.. которой

(в)последстви...

под

подозрением

оказался

невиновный человек.

А (в)продолжени... романа

Пойдет

рассказ

о

дальних

странах,

Где (в)продолжени... трех лет

Скитался сосланный поэт.

Задание (слайд 20).

Используя производные предлоги, напишите:

- заявление об освобождении от занятий (Вы участвуете в соревнованиях по баскетболу).

- объяснительную (Вы неделю отсутствовали на занятиях).

Задание (слайд 21). Исправьте ошибки в употреблении предлогов:

Я очень скучаю за братом. Въезд в город только по предъявлению пропуска. Благодаря

дождю интересная экскурсия не состоялась. Всё это говорило за то, что наша команда победит.

Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписания.

Тематический тест. (Слайды 22-29)

1.

Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

Протекали над книгой Глубинной

Синие ночи царицы.

А к царевне с вышки голубиной

Прилетали белые птицы.

А.Блок

1. Один. 2. Два. 3.Три. 4. Четыре.

2

.

Каким членом предложения является предлог?

1.Обстоятельством. 2.Дополнением. 3.Не является самостоятельным членом предложения, но

входит в их состав вместе со знаменательным словом.

3. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги

.

1. Из-за шторы, около сада, под елью.

2.В течение дня, перед рассветом, через минуту.

3.Простудился от переохлаждения, вследствие дождей.

4.Жить ради детей, сообщить для информации, работать на благо ближнего.

А. Причинное значение. Б. Значение цели. В. Значение пространства(места). Г. Временное

значение.

4.Укажите непроизводные предлоги

.

1.В, на, над, от, под, с.

2.Благодаря, в течение, несмотря на, согласно.

5.Какой частью речи является выделенное слово?

Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен.

(А. Ахматова.)

1.Вдоль – наречие, выполняющее в предложении самостоятельную роль обстоятельства.

2.Вдоль – предлог, производный от наречия, потерял самостоятельность как синтаксическую,

так и лексическую.

6.Проанализируйте написание производных предлогов

.

1.(На)счёт, (в)место, (на)подобие.

2(В)целях, (по)причине, (в)продолжение.

А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.

7. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных

.

1.В течен… реки, в продолжен… повести, в заключен… врача.

2.В течен... часа, в продолже... суток, в заключен... выступления.

8.С какими падежными формами употреблены предлоги?

1.Солнце клонилось к закату (Ф. Сологуб).

2. Отец сидит, упираясь ладонями в колени… (А.Перегудов).

3.Сердце замерло, — и застучало от боли быстро и сильно (Ф. Сологуб).

4.Мама ещё на сенокосе, скоро придёт…(В. Белов).

5.С холодами перелёты птиц уменьшились (А. Яковлев).

А. Родительный падеж. Б. Дательный падеж. В. Винительный падеж. Г. Творительный падеж.

Д. Предложный падеж.

9. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) Облака, казалось, плыли (на)встречу нашей яхте.

2) (Не)взирая на ливень, туристы продолжили свой путь.

3) (В)отличие от своих сверстников, он казался более серьезным.

4) (В)последствии мы никак не могли вспомнить, с чего все началось.

10. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (Не)смотря на усталость, студенты усердно занимались.

2) Вдумайся (в)следствие теоремы Пифагора.

3) (В)течение всего дня я усердно работал.

4) Озеро показалось вдали (в)виде маленькой лужицы.

После выполнения организовывается для студентов самопроверка (сверка результатов с

эталоном) и выставление оценок.

(слайд 30)

Ответы:

1 — 3

2 — 3

3 — 1В, 2Г, ЗА, 4Б

4— 1

5 — 2

6 — 1А, 2Б

7 — 2

8 — 1Б, 2В, ЗА, 4Д, 5Г

9 — 3

10 - 1

Работа по карточкам

Карточка №1 Вставьте пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(В)виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка.

(В)следстви... по этому делу было много погрешностей. (В)заключени... доклада были

приведены убедительные цифры. (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился. В те

страшные времена (в)заключени... находилось много прекрасных и умных людей из русской

интеллигенции. Парашютист прыгнул, (не)смотря вниз. Охотники стали на поляне (на)против

густых зарослей леса. (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам.

Карточка №2 Вставьте пропущенные буквы, раскрывая скобки.

1) (В) течени... дня, (в) продолжени... речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени...

романа, (в) следстви... болезни, (в) следстви..., которое вел опытный работник вкралась ошибка;

(в) течени... болезни наметились улучшения; (в) отличи... от Онегина..., (в) заключени... врача,

(в) заключени... юриста; недостатки выявились (в) завершени... отчета; он пробыл (в)

заключени... три года, (во)избежан... пожара, (в)отношен... доклада; все дело (в)отлич... между

героями,

Карточка №3 Вставьте пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(В)следстви... сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти... на место,

узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви... по делу, (в)виду

приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд

обстоятельств, (в)продолжени... романа известного автора, (в)продолжени... утра, идти,

(не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени...

пяти лет, (в)течени... бурной реки, (в)виду недостатка времени.

Карточка №4 Вставьте пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(В)заключени... акта ревизии давалась оценка работы казначея. Имей (в)виду: я могу

обидеться. (В)следстви... ремонта клуб был закрыт. (не)что (в)роде шара, отсутствовать на

занятиях

(в)течени...

недели,

наблюдать

изменения

(в)течени...

реки,

отсутствовать

(в)продолжени... месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени... романа, отменить экскурсию

(в)следстви...

дождя,

договориться

(на)счет

транспорта,

(в)виду

нелетной

погоды,

непредвиденные обстоятельства нужно иметь (в) виду

Критерии оценивания:

0-1 ошибки - оценка "5"

2-3 ошибок - оценка "4"

4-5 ошибок – оценка "3"

6 ошибок и более - оценка "2"

5. Подведение итогов урока. Рефлексия. (слайд 31)

Какие ключевые понятия усвоены?

1. Расскажите о предлоге как части речи.

2. Расскажите о правописании предлогов.

Что вызвало трудности, каковы причины этого?

Личная оценка качества усвоения материала.

Личная оценка активности, вклада в урок

- Подберите 3 фразеологизма, при помощи которых вы можете охарактеризовать свою

работу на уроке. (слайд 32)

- не ударил лицом в грязь;

- ломал голову;

- держал себя в руках;

- был в ударе;

- был не в своей тарелке;

- был ни рыба, ни мясо;

- не лез за словом в карман;

- звёзд с неба не хватал;

- плыл по течению;

- брал быка за рога;

- добился своего;

- гнался за двумя зайцами;

- находил выход из положения;

- убивал время зря;

- работал, не покладая рук;

- язык проглотил.

6. Домашнее задание (слайд 33)

Творческое задание: составить текст на тему «Учеба в моей жизни», используя

производные предлоги: благодаря, вследствие, ввиду, вокруг, в продолжение, путем, в связи (с),

в течение.



В раздел образования