Автор: Котрунова Татьяна Ильинична
Должность: воспитатель компенсирующих групп
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: статья
Тема: "Дошкольник и здоровье"
Раздел: дошкольное образование
Дошкольник и здоровье»
«Режим питания и жизни, который Вы выбираете для себя,
становится
образцом,
которому
последуют
Ваши
дети
в
будущем».
По статистике сегодня совершенно здоровым является только один ребёнок
из пятнадцати. У остальных детей обнаруживаются различные отклонения в
здоровье, в том числе уже и хронические. Первые два места в «списке
болезней»
занимают
болезни
позвоночника
и
нервные
расстройства.
На
третьем
месте
–
нарушения
зрения.
Так
же
увеличиваются
заболевания
психосоматического происхождения.
Опасны эти заболевания тем, что ухудшают работоспособность других
органов
и
ограничивают
детей
в
возможностях
выбора
деятельности,
общения, проявлению своих творческих способностей, … и в дальнейшем
выбору профессии.
Что же такое здоровье?
Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя
следующие компоненты, или составляющие части:
1.
Высокая
работоспособность
всех
органов
и
систем
организма
(физиологический компонент/ наследственность).
2. Уверенность в себе, основания на умении управлять своими чувствами и
мыслями
(психологический
компонент).
А
знаете
ли
Вы,
что…
«при
дефиците
родительской
любви
у
ребёнка
замедляется
умственное,
физическое и эмоциональное развитие». А так же это одна из первых причин
психосоматических
расстройств. У
ребенка
настолько
тесная
связь
с
родителями, что практически все важные изменения в их жизни ставят его на
грань риска возникновения заболеваний. Указывают также на то, что ребенок
является
«симптомом
своих
родителей»,
имея
при
этом
в
виду,
что
болезненные
проявления
у
него
могут
быть
единственным
выражением
семейной
дезорганизации.
Все
изменения
семейных
взаимоотношений,
препятствующие развитию индивидуальности ребенка, не позволяющие ему
открыто
проявлять
свои
эмоции,
делают
его
ранимым
в
отношении
эмоциональных стрессов.
3. Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить своё
поведение
без
ущерба
для
благополучия
других
людей
(нравственный
компонент).
Какие «силы» помогают поддерживать наш организм в норме?
Самым
первым
«на
выручку»
приходит
иммунитет.
Иммунитет
–
это
защитные силы организма, которые не являются постоянными. Они могут
ослабевать, а могут и накапливаться. Ослабевают они в следствии:
энергетического
истощения
организма
(болезнь,
изнурительные
физические
нагрузки,
невысыпания,
плохое
питание
и
т.д.).
В
результате чего происходит быстрое инфицирование крови (фагоциты
не справляются с микробами);
стрессового
напряжения,
которое
ухудшает
работу
лимфатических
узлов.
В
результате
ослабевает
противомикробная
защита
и
«дремлющие» болезни берут верх. «…Если ребёнок познал потрясение,
связанное с наказанием, в его душе ослабевают внутренние резервы,
это подводит к болезням…Где болезнь – это защита».
вредных
привычек
–
курение,
употребление
спиртных
напитков,
которые являются ядами;
малоподвижного образа жизни (гипокинезия). Недостаток мышечной
работы представляет опасность, т.к. замедляет работу всех органов. «…
Ребёнок,
принуждаемый
к
духоте
и
малоподвижности,
отучается
нормально дышать, что наносит огромный вред развитию, а в будущем
ведёт к гипертонии, склерозу и сокращает жизнь…».
переохлаждения,
т.к.
уменьшается
сопротивляемость
организма
к
бактериям, которые обитают у человека в носоглотке. Вследствие чего,
частые респираторные заболевания.
В
современном
обществе
множество
средств
и
возможностей
для
информирования специалистов и института семьи в вопросах оздоровления
дошкольников:
информационные
стенды
в
поликлиниках,
консультации
врачей,
консультации
в
дошкольных
учреждениях,
средства
массовой
информации
–
радио
и
телевидение,
интернет,
буклеты,
специально
организованные мероприятия и т.д.
Базой
для
реализации
современных
общеобразовательных
программ
дошкольных
учреждений
является
осуществление
задачи
укрепления
физического
и
психического
здоровья
ребёнка,
формирование
основ
двигательной и гигиенической культуры у всех участников образовательного
процесса через партнёрство. Т.о. нам как специалистам, которым доверили
своих чад родители в первую очередь, и выпадает тот самый «счастливый
случай» научить детей беречь и укреплять свой иммунитет.
С чего же начать? Всего не охватить, всю свою педагогическую работу по
этому
направлению
не
раскрыть.
Предлагаем
Вам
план
мероприятий
по
снижению
уровня
заболеваемости
в
компенсирующей
группе
№8
«Светлячок» БМДОУ (детский сад комбинированного вида) №11 «Катюша» г.
Воркута.
В 2010 -2011 учебном году в нашу группу поступило 13 детей старшего
дошкольного
возраста
с
различными
речевыми
нарушениями
и
сопутствующими диагнозами.
На время адаптационного периода педагогами группы был намечен план
работы, цель которого:
Создать
условия
для
развития
эмоциональной
сферы
детей
и
формирование
у
них
доверительных
отношений
между
детьми
и
взрослыми, детьми – детьми;
Адаптация
детей
к
ДОУ,
снятие
негативных
реакций
в
период
привыкания.
Задачи:
Выбрать педагогами группы единый стиль общения с детьми
Наметить и проводить занятия, беседы в игровой форме по правам и
обязанностям детей
Учить детей использовать на практике навыков общения
Образовывать родителей в области детской педагогике, психологии,
гигиене и охране здоровья (консультации, родительские собрания, инф
папки и буклеты, беседы по интересующим вопросам)
Т.о. адаптационный период у детей прошёл спокойно, дети организовались в
жизни группы и ДОУ.
В течение всего времени пребывания детей в группе ДОУ прослеживается
низкий уровень заболеваемости. Мы считаем, что это связанно:
1.
С единым стилем взаимодействия педагогов с детьми группы;
2.
С
доверительными
отношениями
с
родителями
по
вопросам
воспитания детей;
3.
С
проведением
систематической
работы
по
профилактике
заболеваемости детей всеми сотрудниками группы и ДОУ:
Комплексы утренних гимнастик (руководитель по физ культуре)
Комплексы
дыхательных
гимнастик
и
массажи
(«Волшебные
точки»,
«Гимнастика для глаз»)
Подборка
пальчиковых
гимнастик,
физкультурных
минуток
и
динамических пауз в течение занятий
Закаливающие мероприятия и процедуры: сон без маек, сон с доступом
свежего воздуха, умывание прохладной водой предплечий с ладонями,
полоскание ротовой полости и зева, тактильные массажи детьми друг
другу, систематические прогулки и т.д.
Ионизация
воздуха
«Дезаром»,
использование
народных
средств
–
чеснок, масло пихты
4.
С
организованной
и
систематической
деятельностью
младших
воспитателей
группы:
регулярное
проветривание
групповых
помещений, влажная уборка групповых помещений и помещений ДОУ,
питьевой режим, организация режима питания и т.д.
5.
С
правильно
организованной
пропагандической
работой
в
разделе
общеобразовательной
программы
ОО
«Здоровье»:
родительские
собрания, информационные материалы теоретической и практической
з н ач и м о с т и ,
с п о рт и в н ы е
р а з вл еч е н и я ,
и н д и в и д у а л ь н о е
консультирование
родителей
по
вопросам
психофизического
и
эмоционального состояния их ребёнка и организации его режима
6.
С низким уровнем осведомлённости по данному вопросу
института
родителей,
который
способствует
обучению
их
в
данной
образовательной области
7.
С
посещением
родителями
с
детьми
узких
специалистов:
систематически
посещают
врачей,
у
которых
состоят
на
учёте
и
выполняют
все
приписания;
педагога-психолога,
учителя-логопеда,
записываются на кружки, которые способствуют развитию творческого
потенциала ребёнка и снятию эмоциональных барьеров, и т.д. 86%
детей регулярно и планомерно проходят иммунизацию прививками (по
возрасту, против гриппа и др.)
Далее хотим предложить Вашему вниманию один из вариантов комплекса
оздоровительных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста по
лексической теме «Все профессии важны»:
I.
КУГ (по плану руководителя физическим развитием)
II.
П/Г «Ветеринар»
Ворону, лисёнка, щенка, бегемота,
Павлина с шикарным хвостом –
Всех
примет
и
вылечит
доктор
звериный,
Которого мы ветеринаром зовём.
З а г и б а е м
п а л ь ц ы ,
н ач и н а я
с
большого.
Показать хвост, соединив 2-е руки с
раскрытыми напряжённым
Поглаживание ладоней др о друга
«Кулачки-ладошки»
–
энергично
разжимать и сжимать
III.
Точечный массаж «Скульптор»
1. «Вырисовываем брови» - всеми пальцами проводим по бровям, начиная от
переносицы в стороны (5 раз). В это время можно прикрыть глаза.
2. «Приглаживаем нос» - указательными пальцами проводим от бровей по
крыльям носа 4-6 раз.
3. «Примазываем уши» - указательными пальцами проводим за ушными
раковинами как бы приглаживая ушные раковины к голове (4-6 раз).
IV.
Физкультурная минутка «Спортсмены»
Мы поставили пластинку.
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через
двести!
Маршируем на месте
Бег на месте
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Остановится
Потянуться, руки вверх и опустить их через
стороны.
V.
КЗМ
«Дорожка здоровья»
Состоящая из: коврик с пуговицами, ребристый коврик, коврик с пробками
«Следки», коврик – канатик, «Гороховая дорожка».
Общие развивающие упражнения
1. «Танцоры». И.П. – о.с., руки на поясе. Поочерёдно – подъём на правую –
левую ногу на носок. Темп ускоренный. (4-6 раз)
2. «Регулировщик». И.П. – о.с. На раз – правую руку вперёд; на два – в
сторону; на три – вперёд; на четыре – вниз (то же с левой) (4-6 раз)
3. «Кран». И.П. – о.с. На раз – наклон вперёд; на два - присесть – «берём
груз»;
на
три
–
выпрямить
ноги,
руки
внизу;
на
четыре
–
выпрямится
целиком, руки перед собой. (4-6 раз)
4. «Солдатики». И.П. – о.с. Стойка под счёт на правой/левой ноге
КДГ «Водолазы и плавцы»
1. «Готовимся к плаванью». И.П. – ноги на ширине плечь, руки за спиной. На
раз – глубокий вдох через нос, на два – выдох через рот (4-6 раз)
2. «Плывём брасом». И.П. – ноги на ширине плечь, руки вдоль туловища. На
раз – руки поднять над головой, глубокий вдох носом; на два – руки вниз,
голова влево/вправо, резкий выдох со звуком [у]. (4-6 раз)
3. «Учимся плавать на спине». И.П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.
На раз – руки вверх, спокойный вдох; на два – спокойный выдох, руки вдоль
туловища. Состояние тела расслабленное, спокойное. (4-6 раз)
4. «Водолаз». И.П. – свободная стойка. На раз – глубокий вдох через нос,
имитация закрытого носа – прищепка из пальцев, присесть – «спрятаться под
воду». В это время педагог считает до 5-10. «Выплываем» на поверхность,
выдох. Начинать упражнение надо со счёта до 5, затем увеличивать время.
5.
«Бульки».
Упражнение
на
восстановление
дыхания.
И.П.
–
свободная
стойка. На раз – вдох, на два – выдох с произношением слова «буль – буль –
буль…».
Комплекс разучивается и выполняется в течении 2-4 недель. Количество
выполнения упражнений берём по нарастающей.
Т.о. ребята, которые с детства приучают себя к правильному образу жизни,
вырастут здоровыми и сильными, а значит, могут рассчитывать в будущем на
хорошую работу, крепкую и здоровую семью, счастливую и долгую жизнь.
Уважаемые взрослые, поможем тем, кому должны!
статья подготовлена: Котруновой Т,И,