Напоминание

"Дошкольник и здоровье"


Автор: Котрунова Татьяна Ильинична
Должность: воспитатель компенсирующих групп
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: статья
Тема: "Дошкольник и здоровье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольник и здоровье»

«Режим питания и жизни, который Вы выбираете для себя,

становится

образцом,

которому

последуют

Ваши

дети

в

будущем».

По статистике сегодня совершенно здоровым является только один ребёнок

из пятнадцати. У остальных детей обнаруживаются различные отклонения в

здоровье, в том числе уже и хронические. Первые два места в «списке

болезней»

занимают

болезни

позвоночника

и

нервные

расстройства.

На

третьем

месте

нарушения

зрения.

Так

же

увеличиваются

заболевания

психосоматического происхождения.

Опасны эти заболевания тем, что ухудшают работоспособность других

органов

и

ограничивают

детей

в

возможностях

выбора

деятельности,

общения, проявлению своих творческих способностей, … и в дальнейшем

выбору профессии.

Что же такое здоровье?

Здоровье – это состояние полного благополучия, которое включает в себя

следующие компоненты, или составляющие части:

1.

Высокая

работоспособность

всех

органов

и

систем

организма

(физиологический компонент/ наследственность).

2. Уверенность в себе, основания на умении управлять своими чувствами и

мыслями

(психологический

компонент).

А

знаете

ли

Вы,

что…

«при

дефиците

родительской

любви

у

ребёнка

замедляется

умственное,

физическое и эмоциональное развитие». А так же это одна из первых причин

психосоматических

расстройств. У

ребенка

настолько

тесная

связь

с

родителями, что практически все важные изменения в их жизни ставят его на

грань риска возникновения заболеваний. Указывают также на то, что ребенок

является

«симптомом

своих

родителей»,

имея

при

этом

в

виду,

что

болезненные

проявления

у

него

могут

быть

единственным

выражением

семейной

дезорганизации.

Все

изменения

семейных

взаимоотношений,

препятствующие развитию индивидуальности ребенка, не позволяющие ему

открыто

проявлять

свои

эмоции,

делают

его

ранимым

в

отношении

эмоциональных стрессов.

3. Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить своё

поведение

без

ущерба

для

благополучия

других

людей

(нравственный

компонент).

Какие «силы» помогают поддерживать наш организм в норме?

Самым

первым

«на

выручку»

приходит

иммунитет.

Иммунитет

это

защитные силы организма, которые не являются постоянными. Они могут

ослабевать, а могут и накапливаться. Ослабевают они в следствии:

энергетического

истощения

организма

(болезнь,

изнурительные

физические

нагрузки,

невысыпания,

плохое

питание

и

т.д.).

В

результате чего происходит быстрое инфицирование крови (фагоциты

не справляются с микробами);

стрессового

напряжения,

которое

ухудшает

работу

лимфатических

узлов.

В

результате

ослабевает

противомикробная

защита

и

«дремлющие» болезни берут верх. «…Если ребёнок познал потрясение,

связанное с наказанием, в его душе ослабевают внутренние резервы,

это подводит к болезням…Где болезнь – это защита».

вредных

привычек

курение,

употребление

спиртных

напитков,

которые являются ядами;

малоподвижного образа жизни (гипокинезия). Недостаток мышечной

работы представляет опасность, т.к. замедляет работу всех органов. «…

Ребёнок,

принуждаемый

к

духоте

и

малоподвижности,

отучается

нормально дышать, что наносит огромный вред развитию, а в будущем

ведёт к гипертонии, склерозу и сокращает жизнь…».

переохлаждения,

т.к.

уменьшается

сопротивляемость

организма

к

бактериям, которые обитают у человека в носоглотке. Вследствие чего,

частые респираторные заболевания.

В

современном

обществе

множество

средств

и

возможностей

для

информирования специалистов и института семьи в вопросах оздоровления

дошкольников:

информационные

стенды

в

поликлиниках,

консультации

врачей,

консультации

в

дошкольных

учреждениях,

средства

массовой

информации

радио

и

телевидение,

интернет,

буклеты,

специально

организованные мероприятия и т.д.

Базой

для

реализации

современных

общеобразовательных

программ

дошкольных

учреждений

является

осуществление

задачи

укрепления

физического

и

психического

здоровья

ребёнка,

формирование

основ

двигательной и гигиенической культуры у всех участников образовательного

процесса через партнёрство. Т.о. нам как специалистам, которым доверили

своих чад родители в первую очередь, и выпадает тот самый «счастливый

случай» научить детей беречь и укреплять свой иммунитет.

С чего же начать? Всего не охватить, всю свою педагогическую работу по

этому

направлению

не

раскрыть.

Предлагаем

Вам

план

мероприятий

по

снижению

уровня

заболеваемости

в

компенсирующей

группе

№8

«Светлячок» БМДОУ (детский сад комбинированного вида) №11 «Катюша» г.

Воркута.

В 2010 -2011 учебном году в нашу группу поступило 13 детей старшего

дошкольного

возраста

с

различными

речевыми

нарушениями

и

сопутствующими диагнозами.

На время адаптационного периода педагогами группы был намечен план

работы, цель которого:

Создать

условия

для

развития

эмоциональной

сферы

детей

и

формирование

у

них

доверительных

отношений

между

детьми

и

взрослыми, детьми – детьми;

Адаптация

детей

к

ДОУ,

снятие

негативных

реакций

в

период

привыкания.

Задачи:

Выбрать педагогами группы единый стиль общения с детьми

Наметить и проводить занятия, беседы в игровой форме по правам и

обязанностям детей

Учить детей использовать на практике навыков общения

Образовывать родителей в области детской педагогике, психологии,

гигиене и охране здоровья (консультации, родительские собрания, инф

папки и буклеты, беседы по интересующим вопросам)

Т.о. адаптационный период у детей прошёл спокойно, дети организовались в

жизни группы и ДОУ.

В течение всего времени пребывания детей в группе ДОУ прослеживается

низкий уровень заболеваемости. Мы считаем, что это связанно:

1.

С единым стилем взаимодействия педагогов с детьми группы;

2.

С

доверительными

отношениями

с

родителями

по

вопросам

воспитания детей;

3.

С

проведением

систематической

работы

по

профилактике

заболеваемости детей всеми сотрудниками группы и ДОУ:

Комплексы утренних гимнастик (руководитель по физ культуре)

Комплексы

дыхательных

гимнастик

и

массажи

(«Волшебные

точки»,

«Гимнастика для глаз»)

Подборка

пальчиковых

гимнастик,

физкультурных

минуток

и

динамических пауз в течение занятий

Закаливающие мероприятия и процедуры: сон без маек, сон с доступом

свежего воздуха, умывание прохладной водой предплечий с ладонями,

полоскание ротовой полости и зева, тактильные массажи детьми друг

другу, систематические прогулки и т.д.

Ионизация

воздуха

«Дезаром»,

использование

народных

средств

чеснок, масло пихты

4.

С

организованной

и

систематической

деятельностью

младших

воспитателей

группы:

регулярное

проветривание

групповых

помещений, влажная уборка групповых помещений и помещений ДОУ,

питьевой режим, организация режима питания и т.д.

5.

С

правильно

организованной

пропагандической

работой

в

разделе

общеобразовательной

программы

ОО

«Здоровье»:

родительские

собрания, информационные материалы теоретической и практической

з н ач и м о с т и ,

с п о рт и в н ы е

р а з вл еч е н и я ,

и н д и в и д у а л ь н о е

консультирование

родителей

по

вопросам

психофизического

и

эмоционального состояния их ребёнка и организации его режима

6.

С низким уровнем осведомлённости по данному вопросу

института

родителей,

который

способствует

обучению

их

в

данной

образовательной области

7.

С

посещением

родителями

с

детьми

узких

специалистов:

систематически

посещают

врачей,

у

которых

состоят

на

учёте

и

выполняют

все

приписания;

педагога-психолога,

учителя-логопеда,

записываются на кружки, которые способствуют развитию творческого

потенциала ребёнка и снятию эмоциональных барьеров, и т.д. 86%

детей регулярно и планомерно проходят иммунизацию прививками (по

возрасту, против гриппа и др.)

Далее хотим предложить Вашему вниманию один из вариантов комплекса

оздоровительных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста по

лексической теме «Все профессии важны»:

I.

КУГ (по плану руководителя физическим развитием)

II.

П/Г «Ветеринар»

Ворону, лисёнка, щенка, бегемота,

Павлина с шикарным хвостом –

Всех

примет

и

вылечит

доктор

звериный,

Которого мы ветеринаром зовём.

З а г и б а е м

п а л ь ц ы ,

н ач и н а я

с

большого.

Показать хвост, соединив 2-е руки с

раскрытыми напряжённым

Поглаживание ладоней др о друга

«Кулачки-ладошки»

энергично

разжимать и сжимать

III.

Точечный массаж «Скульптор»

1. «Вырисовываем брови» - всеми пальцами проводим по бровям, начиная от

переносицы в стороны (5 раз). В это время можно прикрыть глаза.

2. «Приглаживаем нос» - указательными пальцами проводим от бровей по

крыльям носа 4-6 раз.

3. «Примазываем уши» - указательными пальцами проводим за ушными

раковинами как бы приглаживая ушные раковины к голове (4-6 раз).

IV.

Физкультурная минутка «Спортсмены»

Мы поставили пластинку.

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через

двести!

Маршируем на месте

Бег на месте

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Остановится

Потянуться, руки вверх и опустить их через

стороны.

V.

КЗМ

«Дорожка здоровья»

Состоящая из: коврик с пуговицами, ребристый коврик, коврик с пробками

«Следки», коврик – канатик, «Гороховая дорожка».

Общие развивающие упражнения

1. «Танцоры». И.П. – о.с., руки на поясе. Поочерёдно – подъём на правую –

левую ногу на носок. Темп ускоренный. (4-6 раз)

2. «Регулировщик». И.П. – о.с. На раз – правую руку вперёд; на два – в

сторону; на три – вперёд; на четыре – вниз (то же с левой) (4-6 раз)

3. «Кран». И.П. – о.с. На раз – наклон вперёд; на два - присесть – «берём

груз»;

на

три

выпрямить

ноги,

руки

внизу;

на

четыре

выпрямится

целиком, руки перед собой. (4-6 раз)

4. «Солдатики». И.П. – о.с. Стойка под счёт на правой/левой ноге

КДГ «Водолазы и плавцы»

1. «Готовимся к плаванью». И.П. – ноги на ширине плечь, руки за спиной. На

раз – глубокий вдох через нос, на два – выдох через рот (4-6 раз)

2. «Плывём брасом». И.П. – ноги на ширине плечь, руки вдоль туловища. На

раз – руки поднять над головой, глубокий вдох носом; на два – руки вниз,

голова влево/вправо, резкий выдох со звуком [у]. (4-6 раз)

3. «Учимся плавать на спине». И.П. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.

На раз – руки вверх, спокойный вдох; на два – спокойный выдох, руки вдоль

туловища. Состояние тела расслабленное, спокойное. (4-6 раз)

4. «Водолаз». И.П. – свободная стойка. На раз – глубокий вдох через нос,

имитация закрытого носа – прищепка из пальцев, присесть – «спрятаться под

воду». В это время педагог считает до 5-10. «Выплываем» на поверхность,

выдох. Начинать упражнение надо со счёта до 5, затем увеличивать время.

5.

«Бульки».

Упражнение

на

восстановление

дыхания.

И.П.

свободная

стойка. На раз – вдох, на два – выдох с произношением слова «буль – буль –

буль…».

Комплекс разучивается и выполняется в течении 2-4 недель. Количество

выполнения упражнений берём по нарастающей.

Т.о. ребята, которые с детства приучают себя к правильному образу жизни,

вырастут здоровыми и сильными, а значит, могут рассчитывать в будущем на

хорошую работу, крепкую и здоровую семью, счастливую и долгую жизнь.

Уважаемые взрослые, поможем тем, кому должны!

статья подготовлена: Котруновой Т,И,



В раздел образования