Автор: Каримова Ольга Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 33 "Родничок"
Населённый пункт: городской округ г.Октябрьский Республики Башкортостан
Наименование материала: Конспект
Тема: Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 33 «Родничок» городского округа г. Октябрьский Республики
Башкортостан
Выступление на педагогическом совете на
тему: Нравственно – патриотическое
воспитание дошкольников средствами музыки
Подготовила :
Музыкальный
руководитель высшей
квалификационной
категории Каримова О.М.
Согласовано: старший
воспитатель
___________Неделько О.Н.
Дата проведения
«»____2023
«Красота родного края,
открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству-
это источник любви к Родине.
Понимание и чувство величия,
могущества Родины приходит
к человеку постепенно и имеет
своими истоками красоту».
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники
очень эмоциональны. Это эмоционально - образное восприятие
окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом
воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё
любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку
помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого
формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому,
бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время
непосредственно - музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать,
упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого
существования»,-
так говорил ещё Аристотель.
«Дело искусства – сохранять душу»,- слова нашего современника
писателя В. Распутина.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать
подлинным патриотом», - С. Михалков.
Из всех образовательных областей художественно-эстетического
развития, единственно по-настоящему воспитывающей духовно-
нравственное, патриотическое начало является музыка, так как она способна
воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его
мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать
нравственность и душевное благородство. Занимаясь музыкальной
образовательной деятельностью, ставятся следующие задачи:
-всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-
нравственное воспитание музыкой;
-активизация познавательной деятельности детей;
-воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к
окружающей действительности, формирование жизненной позиции;
-овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и
навыков.
Для реализации этих задач необходимо использовать такие виды и
формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия
комплексные и тематические, беседы-концерты, праздники и развлечения с
родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги, литературно-
музыкальные гостиные, викторины. Музыка легко и естественно
соприкасается со всеми образовательными областями и задача педагога,
осуществляющего музыкальное воспитание детей, в тесном контакте с
воспитателями, родителями и педагогами систематизировать и
активизировать деятельность и способствовать рождению нравственного и
духовного мира ребенка, его личного отношения к окружающему миру.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка,
постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к
родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами
родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия
человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди
с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к
окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего
народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные
чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Старшие дошкольники слушают выдающихся русских композиторов:
М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков. Эти композиторы
использовали народные мелодии в своем творчестве. Сила воздействия на
ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с
ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были
не только активными слушателями и зрителями, но и активными
исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно
включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического
воздействия заключаются в народной музыке. При знакомстве на занятиях,
досугах и народных праздниках с прибаутками, календарным, игровым,
потешным фольклором, народными музыкальными инструментами
обогащается внутренний мир ребёнка, они осваивают бесценный культурный
опыт поколений, осознают и усваивают народные мелодии, переживания
простого русского народа, воспевание красоты родной природы.
Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют
народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая
Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во
кузнице», , играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы
сени», водят хороводы «Земелюшка чернозем», «Во поле береза», играют в
р.н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», в башк.нар.игр
Медный пень, Курай. Юрта, «Медведь и пчелы»», исполняют народные
танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», Башкирский танец «Курай»
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания
имеет тема защитников Отечества.Это день воинской славы, в который
мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность
защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому
Знамени! Песни этой тематики легко запоминаются детьми, содержание
созвучно с желаниями быть сильными и смелыми как защитники нашей
Родины. Они слушают и с большой гордостью исполняют патриотические
песни: «Гимн РФ» муз. А.Александрова, сл. С.Михалкова,
«Росиночка–Россия» муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука, «Бескозырка
белая»
муз. О.Газманова ,Т.Бокач «Самая красивая Родина моя», с
увлечением исполняют танцы и играют в военные игры, перевоплощаясь в
солдатов, пилотов и моряков.
Особенно популярны у детей песни “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко
и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. «Мы мальчишками отважными
растем» Филиппенко. Они написаны в темпе марша,
содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как
защитники нашей Родины.
В сознании каждого ребенка тема Дня Победы находит особый отклик. В
процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в
ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата,
воспитывает уважение к ветеранам войны. Музыкальный материал,
разучиваемый по этой теме, дети любят и еще долго вспоминают в
свободной деятельности. Военные песни являются патриотическими, так как
они имеют такое воздействие на человека, что хочется радоваться победе,
гордиться, любить и защищать её. Дети слушают: «Нам нужна одна Победа»
муз. и сл. Б. Окуджавы, «Священная война» муз. А. Александрова. С особым
удовольствием исполняются песни военных лет совместно с воспитателями и
приглашёнными гостями на праздничные мероприятия, такие как: «День
Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, «Огонек» муз. М. Блантера,
сл. М. Исаковского, «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «
Землянка» и т.д. В нашем детском саду ежегодно проходит концерт,
посвященный 9 Мая, где воспитанники с гордостью и чувством
патриотизма активно участвуют в проведении Бессмертного полка.
Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является
использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.
Для дошкольника Родина – это мама, семья, окружающие, детский сад,
друзья.
От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит
формирование
его
сознания
и
отношение
к
окружающему.
Музыкальный репертуар несет большое воспитательное воздействие
на душу ребенка. В него входит большое количество музыки для
слушания: классической, народной и современной. Дети знакомятся с
произведениями
П.И.Чайковского
из
«Детского
альбома»,
«Музыкальными
шедеврами»
из
одноименной
программы
по
музыкальному воспитанию О.П. Радыновой.
Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего
воспитание любви и уважения к матери.
Все дети любят своих мам.
“Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его
отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”-
русский писатель Ю.Я. Яковлев.
Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар:
«Пирожок» муз. Е.Тиличеевой, сл. Е. Шмаковой ,«Маме в день 8 Марта» муз.
Е.Тиличеевой, сл. М.Ивенсен, «Праздник» муз. и сл. Е.В.Машечковой,
«Мамочка моя» муз. и сл. Т.А. Соколовой, «Мамино сердечко» муз. и сл. Н.Б.
Караваевой. «Мама» Ю.Верижникова.
Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую,
эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению
старших, любви к маме, Родине, своему городу и детскому саду: «Если
добрый ты» Б.Савельева, «Улыбка» В. Шаинского, «Детский сад»
Е.Зарицкой, «Самая хорошая» А. Иванникова, «Здравствуй, Родина моя» Ю
.Чичкова, «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Д. Тухманова и т.д.
Также немаловажную роль в воспитании патриотизма играет
знакомство детей со столицей нашей Родины, с символикой и гимном
России, а также об особенностях жизни и быта народов Республики
Башкортостан. И мероприятия - «День независимости Республики
Башкортостан», Осенины, «День башкирского языка»- Это мероприятия ,
целью которой является приобщение к культуре Башкортостана через
сказки, игры, знакомство с музыкальными инструментами, с устным
народным творчеством башкирского народа (сказки), воспитание
патриотического чувства, любовь к своей Родине.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых
патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно
развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и
объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче
для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это
достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального
искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей
разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти,
нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной
природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов
помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих
красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много
музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых
детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с
помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе
слушания музыки программой предлагается масса инструментальной
музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл “Времена
года”, А.Вивальди цикл “Времена года”, Ж.К. Сен-Санс цикл “Карнавал
животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев
симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество
других пьес и музыкальных произведений для детей («Музыкальные
шедевры» О.П. Радыновой.)
Безусловно, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
должно сопровождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает
воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родине и всему
окружающему. Благодаря этому у детей формируется чувство
ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края,
города, воспитывается чувство гордости за своих предков, признательности
за их подвиг, верность и преданность Родине. А от нас, педагогов, зависит,
какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет
богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной
деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо
добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,
но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр
и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и
развлечениям.
Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического
воспитания всеми педагогами дошкольного учреждения, даёт ощутимые
результаты: музыка прочно входит в быт детей и занимает значительное
место в их жизни.
Вывод: Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего
народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от
воспитания чувства национальной гордости.
Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому
её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой
поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к
Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими
будут наши дети, что они унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким
искусством – музыкой!
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую
очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры,
которую стремимся привить детям.
Используемая литература:
Журналы:
«Музыкальный
руководитель»,
«Музыкальная
палитра»
Патриотическое
воспитание
в
детском
саду,
Музыкальное
воспитание
Б.Зацепин. Праздники в детском саду: «Великой Победе Посвящается».