Напоминание

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки


Автор: Каримова Ольга Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 33 "Родничок"
Населённый пункт: городской округ г.Октябрьский Республики Башкортостан
Наименование материала: Конспект
Тема: Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 33 «Родничок» городского округа г. Октябрьский Республики

Башкортостан

Выступление на педагогическом совете на

тему: Нравственно – патриотическое

воспитание дошкольников средствами музыки

Подготовила :

Музыкальный

руководитель высшей

квалификационной

категории Каримова О.М.

Согласовано: старший

воспитатель

___________Неделько О.Н.

Дата проведения

«»____2023

«Красота родного края,

открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству-

это источник любви к Родине.

Понимание и чувство величия,

могущества Родины приходит

к человеку постепенно и имеет

своими истоками красоту».

В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый

период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники

очень эмоциональны. Это эмоционально - образное восприятие

окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё

любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку

помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого

формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому,

бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время

непосредственно - музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать,

упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого

существования»,-

так говорил ещё Аристотель.

«Дело искусства – сохранять душу»,- слова нашего современника

писателя В. Распутина.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное

предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать

подлинным патриотом», - С. Михалков.

Из всех образовательных областей художественно-эстетического

развития, единственно по-настоящему воспитывающей духовно-

нравственное, патриотическое начало является музыка, так как она способна

воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его

мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать

нравственность и душевное благородство. Занимаясь музыкальной

образовательной деятельностью, ставятся следующие задачи:

-всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-

нравственное воспитание музыкой;

-активизация познавательной деятельности детей;

-воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к

окружающей действительности, формирование жизненной позиции;

-овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и

навыков.

Для реализации этих задач необходимо использовать такие виды и

формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия

комплексные и тематические, беседы-концерты, праздники и развлечения с

родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги, литературно-

музыкальные гостиные, викторины. Музыка легко и естественно

соприкасается со всеми образовательными областями и задача педагога,

осуществляющего музыкальное воспитание детей, в тесном контакте с

воспитателями, родителями и педагогами систематизировать и

активизировать деятельность и способствовать рождению нравственного и

духовного мира ребенка, его личного отношения к окружающему миру.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка,

постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы

посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к

родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами

родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия

человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди

с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к

окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего

народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные

чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Старшие дошкольники слушают выдающихся русских композиторов:

М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков. Эти композиторы

использовали народные мелодии в своем творчестве. Сила воздействия на

ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с

ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.

Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были

не только активными слушателями и зрителями, но и активными

исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно

включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического

воздействия заключаются в народной музыке. При знакомстве на занятиях,

досугах и народных праздниках с прибаутками, календарным, игровым,

потешным фольклором, народными музыкальными инструментами

обогащается внутренний мир ребёнка, они осваивают бесценный культурный

опыт поколений, осознают и усваивают народные мелодии, переживания

простого русского народа, воспевание красоты родной природы.

Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют

народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая

Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во

кузнице», , играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы

сени», водят хороводы «Земелюшка чернозем», «Во поле береза», играют в

р.н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», в башк.нар.игр

Медный пень, Курай. Юрта, «Медведь и пчелы»», исполняют народные

танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», Башкирский танец «Курай»

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания

имеет тема защитников Отечества.Это день воинской славы, в который

мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность

защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому

Знамени! Песни этой тематики легко запоминаются детьми, содержание

созвучно с желаниями быть сильными и смелыми как защитники нашей

Родины. Они слушают и с большой гордостью исполняют патриотические

песни: «Гимн РФ» муз. А.Александрова, сл. С.Михалкова,

«Росиночка–Россия» муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука, «Бескозырка

белая»

муз. О.Газманова ,Т.Бокач «Самая красивая Родина моя», с

увлечением исполняют танцы и играют в военные игры, перевоплощаясь в

солдатов, пилотов и моряков.

Особенно популярны у детей песни “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко

и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. «Мы мальчишками отважными

растем» Филиппенко. Они написаны в темпе марша,

содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как

защитники нашей Родины.

В сознании каждого ребенка тема Дня Победы находит особый отклик. В

процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в

ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата,

воспитывает уважение к ветеранам войны. Музыкальный материал,

разучиваемый по этой теме, дети любят и еще долго вспоминают в

свободной деятельности. Военные песни являются патриотическими, так как

они имеют такое воздействие на человека, что хочется радоваться победе,

гордиться, любить и защищать её. Дети слушают: «Нам нужна одна Победа»

муз. и сл. Б. Окуджавы, «Священная война» муз. А. Александрова. С особым

удовольствием исполняются песни военных лет совместно с воспитателями и

приглашёнными гостями на праздничные мероприятия, такие как: «День

Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, «Огонек» муз. М. Блантера,

сл. М. Исаковского, «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «

Землянка» и т.д. В нашем детском саду ежегодно проходит концерт,

посвященный 9 Мая, где воспитанники с гордостью и чувством

патриотизма активно участвуют в проведении Бессмертного полка.

Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является

использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.

Для дошкольника Родина – это мама, семья, окружающие, детский сад,

друзья.

От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит

формирование

его

сознания

и

отношение

к

окружающему.

Музыкальный репертуар несет большое воспитательное воздействие

на душу ребенка. В него входит большое количество музыки для

слушания: классической, народной и современной. Дети знакомятся с

произведениями

П.И.Чайковского

из

«Детского

альбома»,

«Музыкальными

шедеврами»

из

одноименной

программы

по

музыкальному воспитанию О.П. Радыновой.

Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего

воспитание любви и уважения к матери.

Все дети любят своих мам.

“Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его

отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”-

русский писатель Ю.Я. Яковлев.

Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар:

«Пирожок» муз. Е.Тиличеевой, сл. Е. Шмаковой ,«Маме в день 8 Марта» муз.

Е.Тиличеевой, сл. М.Ивенсен, «Праздник» муз. и сл. Е.В.Машечковой,

«Мамочка моя» муз. и сл. Т.А. Соколовой, «Мамино сердечко» муз. и сл. Н.Б.

Караваевой. «Мама» Ю.Верижникова.

Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую,

эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению

старших, любви к маме, Родине, своему городу и детскому саду: «Если

добрый ты» Б.Савельева, «Улыбка» В. Шаинского, «Детский сад»

Е.Зарицкой, «Самая хорошая» А. Иванникова, «Здравствуй, Родина моя» Ю

.Чичкова, «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Д. Тухманова и т.д.

Также немаловажную роль в воспитании патриотизма играет

знакомство детей со столицей нашей Родины, с символикой и гимном

России, а также об особенностях жизни и быта народов Республики

Башкортостан. И мероприятия - «День независимости Республики

Башкортостан», Осенины, «День башкирского языка»- Это мероприятия ,

целью которой является приобщение к культуре Башкортостана через

сказки, игры, знакомство с музыкальными инструментами, с устным

народным творчеством башкирского народа (сказки), воспитание

патриотического чувства, любовь к своей Родине.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых

патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно

развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и

объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче

для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это

достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального

искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей

разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти,

нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной

природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов

помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих

красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много

музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых

детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с

помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе

слушания музыки программой предлагается масса инструментальной

музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл “Времена

года”, А.Вивальди цикл “Времена года”, Ж.К. Сен-Санс цикл “Карнавал

животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев

симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество

других пьес и музыкальных произведений для детей («Музыкальные

шедевры» О.П. Радыновой.)

Безусловно, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

должно сопровождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает

воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родине и всему

окружающему. Благодаря этому у детей формируется чувство

ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края,

города, воспитывается чувство гордости за своих предков, признательности

за их подвиг, верность и преданность Родине. А от нас, педагогов, зависит,

какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет

богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества

возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной

деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо

добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,

но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр

и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и

развлечениям.

Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического

воспитания всеми педагогами дошкольного учреждения, даёт ощутимые

результаты: музыка прочно входит в быт детей и занимает значительное

место в их жизни.

Вывод: Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего

народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от

воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому

её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой

поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к

Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими

будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким

искусством – музыкой!

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую

очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры,

которую стремимся привить детям.

Используемая литература:

Журналы:

«Музыкальный

руководитель»,

«Музыкальная

палитра»

Патриотическое

воспитание

в

детском

саду,

Музыкальное

воспитание

Б.Зацепин. Праздники в детском саду: «Великой Победе Посвящается».



В раздел образования