Напоминание

"Музыкально- театрализованная деятельность в детском саду"


Автор: Мананникова Марина Алексеевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 168
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыкально- театрализованная деятельность в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду.

(из опыта работы музыкального руководителя Мананниковой М. А.)

Музыка является неотъемлемой частью воспитания детей. Из всех видов

искусства именно музыка обладает наибольшей силой воздействия на ребенка,

непосредственно обращаясь к его душе, миру переживаний,

настроений. Музыка органично включается в различные виды деятельности,

в том числе и театральную.

Возникнув еще на заре человеческой цивилизации, театр до сих пор остается

одним из основных видов искусств. Во многом театральная жизнь в обществе

является показателем уровня развития его культуры, прежде всего духовной.

Даже современный человек, воспитанный на телевидении и компьютерных играх,

впервые придя в театр, чаще всего ощущает внутренний подъем, прилив энергии,

идущей от актеров к зрителям.

Издавна театр используется и как один из инструментов воспитания, причем

двунаправленного: с одной стороны, зрителя, с другой — актера в совокупности

его внутренней культуры и внешних проявлений. Именно поэтому театральную

деятельность можно считать одним из наиболее мощных дидактических

инструментов.

С первыми театрализованными действиями дети знакомятся очень рано в

процессе разнообразных игр-забав, хороводов, праздников и развлечений, при

прослушивании выразительного чтения стихотворений и сказок.

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при посещении

театров, драматических и кукольных, цирка, а также в постановке спектаклей

педагогов или старших дошкольников.

Музыкально-театрализованной деятельностью я начинаю заниматься с

детьми с младшей группы. Первый этап обучения – это подражание педагогу.

Я использую элементы риторики и ритмопластики. По показу дети под музыку

могут повторить, используя пластику рук, как качаются веточки или

листочки на деревьях, когда дует ветерок, или изобразить в движении, в

соответствии с характером музыки, как прыгают зайчики, ходят мишки, летают

птички и так далее. А также дети очень хорошо звукоподражают

голосам птиц и животных. Они очень быстро улавливают различные изменения в

характере музыки, восприятие идет быстрее.

Второй этап – этап самостоятельности. Я уже ничего не показываю, а в

устной форме предлагаю им выполнить какие-либо движения под музыку.

И на вопрос: «Как «разговаривает» собачка или лошадка?» - дети с большим

удовольствием голосом изображают этих животных. Таким образом к жестам

и пластике подключается слово. В этом возрасте дети достаточно внятно

разговаривают

для

того,

чтобы

исполнять

небольшие

роли.

Они

могут

инсценировать, например, такую сказку, как «Курочка Ряба».

Со второго полугодия дети уже самостоятельно разыгрывают сказки,

например, такие как «Волшебный цветок», театрализованные игры под музыку

«Девочки, петушки и лиса», «Скворушки», «Кот и мыши» и так далее,

инсценируют песни. Инсценировка песни – это своего рода театральный тренаж,

где дети не только играют роли, но и поют. Ярким примером является песня А.

Филиппенко «Цыплята». При этом развиваются и музыкальные способности, и

театральные, а также уже присутствуют элементы театрального костюма, что

немаловажно. В этом возрасте очень важно обучить детей некоторым способам

игровых действий по образцу, который показан педагогом. Расширение игрового

опыта идет за счет освоения разных видов игр-драматизаций с последовательным

усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. А также игровой

опыт обогащается при условии развития у ребенка специальных игровых умений,

например, такие как – взаимодействие с другими участниками игры: играть

дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т. д., что

позволяет постепенно детям включаться в процесс игрового общения, в

совместные импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи» и другие. У

детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на

свободные темы. И уже в средней группе дети самостоятельно показывают

небольшие музыкально-театрализованные сказки или постановки, например,

«Пирожок – румяный бок», «Колобок», «Ру-ду-ду», «Под грибом», «Козлик ищет

маму» и др. В этой возрастной группе дети в музыкально-театрализованной

деятельности постепенно переходят от игры «для себя» к игре, ориентированной

на зрителя; от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и

процесс, и результат; от создания в игре-драматизации простого образа к

воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя

и их смена. Углубляется интерес к музыкально-театрализованным играм, дети

предпочитают сами выбирать определенный вид игры, у них появляется

мотивация и интерес к игре, как к средству самовыражения. Таким образом, дети

к концу средней группы умеют выполнять движения различного характера,

изображая

того

или

иного

сказочного

персонажа,

ориентироваться

в

пространстве, выразительно двигаться под музыку, передавая характер музыки

пластикой, при этом изображая какого-либо героя. Наступает третий этап –

творческое самовыражение. Детям самим предлагается поимпровизировать с той

или иной ролью. Предоставляется полная свобода самовыражения.

В старшей и подготовительной группе значительно расширяются

музыкально-театральные возможности детей. Дети играют целые музыкальные

спектакли с песнями и танцами, как групповых, так и индивидуальных. Каждый

ребенок задействован в постановке, у каждого

своя роль. Работа над художественным образом ведется индивидуально с

каждым ребенком и включает в себя работу над вокалом, дикцией, интонацией,

мимикой, сцендвижением, с помощью которых создается этот образ. Это же

относится и к танцам. Таким образом старшие дошкольники продолжают

совершенствовать свои исполнительские умения.

Ребенок постепенно переходит от игры, где используются средства

выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре, как средству

самовыражения через образ героя. Таким образом я пытаюсь развивать у

детей способность свободно и раскрепощенно держаться на сцене перед

взрослыми и сверстниками, обеспечивая активное участие каждого ребенка,

в том числе и детей с речевыми трудностями. Это дает положительный результат.

Дети

быстро

адаптируются

к

этим

трудностям,

преодолевают

их

и

раскрепощаются, они чувствуют себя уверенней и в повседневной жизни.

В процессе такой работы над художественным образом, дети учатся

различать настроения, эмоциональные переживания персонажей, передаваемые

различными средствами музыки и драматизации (с помощью

мимики и движений демонстрируют радость, горе, гнев, удивление и т. д.)

Так дети приобщаются к музыкально-театральной культуре. Мы знакомим детей с

назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания

театра, сцены, деятельностью его работников, театральными профессиями,

видами и жанрами театрального искусства

(музыкальный театр, кукольный, оперный театр, драматический, детский,

театр зверей, клоунада и т. д.)

Воспитательные возможности театрализованной деятельности довольно

обширны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и

желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем

его многообразии – через образы, краски, звуки,

музыку. А умело поставленные педагогом вопросы, думать, анализировать,

делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик

персонажей,

собственных

высказываний

активизируется

словарь

ребенка,

совершенствуется культура речи.

Используемая литература:

Л. Артемова, «Театрализованные игры дошкольников». М., Просвещение, 1991.

Н. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду. М.,1982 г Т.

Караманенко «Кукольный театр дошкольникам». М., Просвещение, 1991г. Л.

Макарова «Театрализованные праздники для детей». «Учитель» 2003 г.

М. Картушина «Забавы для малышей» М., 2009 г.



В раздел образования