Напоминание

"Влияние родительских установок на развитие детей"


Автор: Никитина Вероника Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 55 "Богатырь"
Населённый пункт: город Белово Кемеровская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Влияние родительских установок на развитие детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа с родителями

Консультации для родителей

Влияние родительских установок на

развитие детей.

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к.

психика состоит из двух взаимоопределяющих составных:

осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет

фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в

целом. Определяют это установки и психологическая

защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в

эмоционально-личностном развитии ребёнка играют

родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет,

особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в

непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа

велел…" и т.д.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными

механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит

осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка,

избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его

жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны,

формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув,

установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и

чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно

подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например,

контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том

случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной

деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному

развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это

своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в

окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение

положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с

мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите

внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать

контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из

них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы

негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке

веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ

УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя

исправьтесь

"Не будешь слушаться, с тобой

никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость,

безынициативность, подчиняемость,

приверженность стереотипному поведению.

"Будь собой, у каждого

в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное

отношение к окружающим, отчуждение,

конфликты с родителями.

"Счастье ты моё,

радость моя!"

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность,

тревожность, глубокое переживание даже

незначительных проблем, страхи, повышенное

эмоциональное напряжение.

"Поплачь, будет

легче…".

"Вот дурашка, всё готов

раздать…".

Низкая самооценка, жадность, накопительство,

трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

"Молодец, что делишься

с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом

развитии, отсутствие своего мнения, робость,

отчуждённость, конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама)

…".

Трудности в общении с родителями,

идентификация с родительским поведением,

неадекватная самооценка, упрямство, повторение

поведения родителя

"Папа у нас

замечательный

человек!" "Мама у нас

умница!".

"Ничего не умеешь делать,

неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка,

страхи, задержки психического развития,

безынициативность, низкая мотивация к

достижению.

"Попробуй ещё, у тебя

обязательно

получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное

психоэмоциональное напряжение, болезни горла

и ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко,

давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание

к себе и своей внешности, неразборчивость в

выборе друзей.

"Как приятно на тебя

смотреть, когда ты чист

и аккуратен!"

"Противная девчонка, все они

капризули!" (мальчику о девочке).

"Негодник, все мальчики забияки

и драчуны!" (девочке о мальчике).

Нарушения в психосексуальном развитии,

осложнения в межполовом общении, трудности в

выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны, но в

то же время ни один не

похож на другого".

"Ты плохой, обижаешь маму, я

уйду от тебя к другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение

одиночества, нарушение сна, отчуждение от

родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

"Я никогда тебя не

оставлю, ты самый

любимый!".

"Жизнь очень трудна: вырастешь

– узнаешь…!"

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность

судьбе, неумение преодолевать препятствия,

склонность к несчастным случаям,

подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и

прекрасна! Всё будет

хорошо!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с родителями,

"уход" от них, скрытность, недоверие,

озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во

всём разберёмся

вместе!"

"Не ешь много сладкого, а то

зубки будут болеть, и будешь то-

о-ол-стая!".

Проблемы с излишним весом, больные зубы,

самоограничение, низкая самооценка, неприятие

себя.

"Давай немного оставим

папе (маме) ит.д."

"Все вокруг обманщики, надейся

только на себя!"

Трудности в общении, подозрительность,

завышенная самооценка, страхи, проблемы

сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

"На свете много добрых

людей, готовых тебе

помочь…".

"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты

такой некрасивый!".

Недовольство своей внешностью, застенчивость,

нарушения в общении, чувство беззащитности,

проблемы с родителями, низкая самооценка,

неуверенность в своих силах и возможностях.

"Как ты мне

нравишься!".

"Нельзя ничего самому делать,

спрашивай разрешения у

старших!".

Робость, страхи, неуверенность в себе,

безынициативность, боязнь старших,

несамостоятельность, нерешительность,

зависимость от чужого мнения, тревожность.

"Смелее, ты всё можешь

сам!".

"Всегда ты не вовремя подожди…".

Отчуждённость, скрытность, излишняя

самостоятельность, ощущение беззащитности,

ненужности, "уход" в себя", повышенное

психоэмоциональное напряжение.

"Давай, я тебе помогу!"

"Никого не бойся, никому не

уступай, всем давай сдачу!".

Отсутствие самоконтроля, агрессивность,

отсутствие поведенческой гибкости, сложности в

"Держи себя в руках,

уважай людей!".

общении, проблемы со сверстниками, ощущение

вседозволенности.

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и

попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и

не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие

ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

Я сейчас занят(а)…

Посмотри, что ты натворил!!!

Как всегда неправильно!

Когда же ты научишься!

Сколько раз тебе можно повторять!

Ты сведёшь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во всё лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не

нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали?!

Иди ко мне!

Садись с нами…!

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.

Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать

его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо

успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая

боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм

поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе

воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и

догадываться!



В раздел образования