Автор: Сверчкова Любовь Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад №5
Населённый пункт: р.п. Старая Майна, Старомайнский район, Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ Старомайнский д/с №5
Выступление
на педсовете для педагогов
«Основные принципы духовно-нравственного
воспитания дошкольников».
Выполнила: воспитатель
СверчковаЛ. К.
(декабрь, 2023г.)
Существует несколько основных принципов духовно-нравственного
воспитания и развития детей.
Принцип, направленный на формирование гармоничной личности,
основополагающей целью которого является духовное и нравственное
становление и воспитание ребенка. С позиции психологии «подлинно
развивающим образованием может считаться то, и только то, которое
реализует все три типа развития, центральным из которых является
саморазвитие».
Специально организованное образование детей раннего и дошкольного
возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и
возможностям ребенка и в то же время отвечающим запросам социума и
ориентированным на развитие способности к самообразованию.
Безусловно, в дошкольном возрасте возможности осознанного,
целенаправленного саморазвития ограничены, однако подражание другому,
выбор цели и средств ее достижения, элементарные рефлексивные действия,
оценка и самооценка постепенно подчиняются правилам, нравственным
ценностям, принятым и реализуемым в системе отношений в условиях семьи,
ДОУ в детском и детско-взрослом сообществах.
1Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий
комплексный и системный подход к содержанию и организации
образовательного процесса.
Основополагающим фактором в систематизации содержательного
аспекта работы является идея развития базовой составляющей культуры
личности, воспитание у детей духовно-нравственных качеств и морально-
этических установок в рамках всех сфер жизнедеятельности.
2Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие личности
ребенка, признание его индивидуальности, доброжелательное отношение и
постоянное взаимодействие, стремление педагога принять участие в жизни
ребенка и оказать позитивное влияние на его дальнейшее развитие,
приоритет субъект–субъектных отношений, диалогического общения.
3Принцип индивидульно-дифференцированного подхода —
применение методики индивидуального подхода к каждому ребенку,
учитывая его интересы и потребности, акцент внимания на темпы его
развития, его возможности и личные предпочтения.
4Принцип деятельностного подхода — воспитание ребенка с
использованием различных видов образовательной и игровой деятельности,
оказание положительного влияния на формирования у ребенка нравственной
позиции.
5Принцип культуросообразности — оказание содействия в
приобщении ребенка к традиционным ценностям, воспитание уважения к
различным культурам и к культуре родной страны, посредством
использования различных программ и материала народной педагогики,
искусства.
6Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания
возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического,
психического и личностного развития.
Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и
реализуется в основной общеобразовательной программе, во всех
образовательных областях.
Литература:
1.Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития
современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной
международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение
детей младшего возраста» — М., 2011. — c.201.
2.Соловцова И. А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного
воспитания».
3.И. А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-
целостный подход.