Напоминание

"Проектная деятельность" Ситуация месяца: "Я - житель земного шара" "Индия- волшебная страна"


Автор: Филоненко Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 65"
Населённый пункт: г. Находка Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность" Ситуация месяца: "Я - житель земного шара" "Индия- волшебная страна"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конкурс

«Использование современных педагогических технологий

в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Номинация: «Проектная деятельность»

Ситуация месяца: «Я житель земного шара»

Тема недели: «Индия - волшебная страна»

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 65»

Воспитатель: Филоненко

Ирина Владимировна

Находка

2016 г.

Пояснительная записка

Можно путешествовать по-разному, это знает каждый. Можно, взяв папу или маму за руку,

пойти в воскресенье гулять по городу и пережить много приключений: съесть большое

мороженое, покататься на карусели, побывать в музее, где тихо и прохладно, а на всех стенах

висят картины.

Можно собрать чемодан и отправиться летом к бабушке в деревню. Можно посмотреть

телевизионную программу, где дяденьки и тетеньки рассказывают о далеких странах и

показывают, что им удалось заснять на видеокамеру.

Многие дети любят читать и узнавать о далеких городах и странах, о людях и животных,

которые там живут, о праздниках, которые там отмечают. Современные дети, уже знавшие

путешествия за границу могут сами рассказать и поведать другим о том, что они видели и

знают о других странах.

Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание –

функция не только интеллекта, но и личности. Познание способствует формированию таких

качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в своих способностях и силах.

Путешествовать также можно благодаря воображению и игровым методам.

При

планировании

образовательных

ситуаций,

педагог

использует

технологии

эффективной социализации по Н.П.Гришаевой, такие как «круги рефлексии» «клубный час»,

«ситуация

месяца»,

«проблемные

педагогические

ситуации»

и

др.

Также

разрабатывая

игровые методы в нашем ДОУ, педагог создает условия для быстрого и прочного усвоения

знаний детьми. Также происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти,

мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать.

Так в ноябре, в нашем ДОУ, ситуацией месяца явилась следующая тема: «Я житель

земного шара».

В

средней

группе

№1

«Дельфинята»

с

детьми

в

течение

предыдущих

недель

были

организованы образовательные ситуации с обезьянкой Анфиской. Она – главный герой всех

тематических недель, таких как «Здравствуй осень золотая», «Наш дом - наша Родина», «Как

же звери поживают в ваших лесах и как они готовятся к зиме?» и др. И вот в ноябре

ситуацией месяца была тема «Я житель – земного шара». Во время «Рефлексивного круга»

возник такой проблемный вопрос: «В какой стране живет наша обезьянка Анфиска?» У

детей были различные варианты ответов (в Африке, в зоопарке, в жарких странах), но про

такую страну как Индия никто не знал.

Был проведен опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов» Что мы знаем?

Что мы хотим узнать? Как мы это узнаем? Были варианты ответов и вопросов у детей:

1

Индия - это страна. На чем можно доехать до Индии? Посмотреть в компьютере. Я видела

индийские танцы, на каком языке говорят там люди?

В Индии живут слоны, какие еще

животные живут в Индии? Надо поехать в Индию. Маугли жил в Индии. Какие еще сказки

есть в Индии? У меня есть книжка «Тысяча сказок мира», я ее принесу.

Таким образом, тема первой недели ноября была определена как «Индия - волшебная

страна».

Данный

проект

составлялся

на

неделю

и

включал

работу

по

всем

5-ти

образовательным

областям:

речевое

развитие,

познавательное

развитие,

социально

-

коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, и физическое развитие.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Цель:

ребенок обладает установкой положительного отношения к себе, к миру, к другим,

ребенок проявляет любознательность, инициативность. Ребенок способен договариваться.

Задачи:

Воспитательные: воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям других

национальностей через организацию совместной творческо-познавательной деятельности

педагогов,

детей

и

родителей

по

ознакомлению

с

традициями,

национальными

особенностями и культурой индийского народа. Воспитывать интерес и уважение к людям

разных национальностей к их традициям, и культуре.

Развивающие:

формирование

у

дошкольников

коммуникативные

навыки

в

ходе

творческого

взаимодействия

с

взрослыми

и

сверстниками.

Поддерживать

детскую

инициативу,

стремление

к

познавательно-

исследовательской

деятельности

и

самостоятельности в реализации творческих замыслов. Развивать у дошкольников память,

внимание, самоконтроль, речь и логическое мышление.

Образовательные:

формирование представлений о такой стране как Индия, изучать карту,

глобус. Расширить представление

дошкольников

о жизни людей в других странах .

Использовать

возможности

разных

видов

искусства

и

художественной

литературы

в

воспитании толерантности у детей.

Планируемые результаты. После завершения проекта у дошкольников:

- Появляются начальные представления о жизни людей в разных странах, интерес к

культуре других народов.

- Закладываются основы толерантного отношения к людям других национальностей

-Формируются представления о последовательности процесса познавательно –

исследовательской деятельности: постановка проблемных вопросов; определение источников

получение необходимой информации; анализ и обобщение полученных знаний, применение

их для получения конечного продукта.

2

- Воспитываются качества личности необходимые достижение поставленной цели:

самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, коммуникативность.

Педагоги смогут:

- Расширить представления детей о жизни людей на земном шаре в рамках формирования

гражданских позиций

- Содержательно обогатить предметно развивающую среду

для организации

работы с

дошкольниками по приобщению детей к социальной действительности

- Привлечь внимание родителей

и повысить уровень их компетентности в вопросах

воспитание у дошкольников основ толерантности.

Данный проект будет способствовать культурному обогащению детей, что как следствие

зародит в ребенке мысль о многонациональности, многоязычности и поликультурности, что в

свою очередь посеет в ребенке зерно толерантности.

Планируя данную работу, дети были условно разделены на 2 подгруппы (на основании

проведенного мониторинга). Для детей первой подгруппы были подобраны облегченные

задания, с которыми они бы справлялись, с целью формирования у них позиции успеха. Для

детей

второй

подгруппы,

упражнения,

игры

и

задания

планировались

с

усложнением,

справляясь с подобными заданиями, дети получают большее удовольствие и, таким образом,

у них также формируется уверенность в своих силах. Например, детям 1-ой подгруппы

предлагалось нанизать бусы на шнурок, а детям 2-ой подгруппы нанизать бусы на шнурок,

чередуя последовательно цвет бусин. Также дети 1-ой подгруппы собирали картинку из 4-х

частей, дети 2-ой подгруппы из 6-ти и из 8-ми частей. А Настя Г. и Женя Б. – собирали по

парно карточки «Мамы и детеныши». Также в игре «Чем полезны домашние животные»

детям 1-ой подгруппы предлагались животные: корова, собака, кот, в то время как для детей

2-ой подгруппы предлагалось назвать пользу от таких животных как: овца, лошадь, коза.

Таким

образом, в ходе проекта дети стали больше интересоваться окружающим

миром, обращать внимание на то, что многие люди отличаются друг от друга, цветом кожи,

языком, на котором говорят люди, своими ритуалами и обрядами. Дети узнали традиции, быт

и особенности такой страны, как Индия, узнали почему

корова в Индии – священное

животное. Познакомились с традиционной йогой, и даже смогли поучаствовать на занятии

по йоге. Дети узнали и смогли почувствовать вкус и аромат различных традиционных

индийских приправ: куркума, кардамон, корица, карри и др.

При организации клубного часа, ребята превратили свою группу в маленькую Индию и

предлагали детям старших и подготовительных групп изготовить традиционные индийские

украшения «Цветочные бусы».

3

Дети

узнали

особенность

и

традиции

одежды

жителей

Индии,

участвовали

в

театрализации индийского танца.

По окончании месяца ребята выступали на итоговом

досуговом мероприятии с танцем «Хатуба».

Детей заинтересовал данный проект, многие во время данного проекта записались в

детскую

библиотеку.

В

дальнейшем

дети

захотели

вместе

с

Анфиской

продолжить

путешествие и посетить другие страны, например, Грецию и Австралию.

Центр математики

«Поможем обезьянке

Анфиске добраться до

Индии к своим

друзьям». Д\И

«Счет шагов слонов»,

«Сравнения по

размеру: гор, слонов,

змей» (2 подгруппа),

«Найди на карте

Индию, на какую

геометрическую

фигуру похоже»,

«Подцепи обезьянок

на цепочки и сравни

количество»

Центр речи

Познакомить с

новыми индийскими

словами (Намастэ –

здравствуйте, сари-

платье, головной убор

– тюрбан, Йога-

индийская

гимнастика,

священная корова,

слоненок Ганешь,

девочка Хари, гора

Эверест, джунгли,

река Ганг, столица

Нью-Дели, факир-

повелитель змей,

рикши –индийский

транспорт, мантры).

Чтения сказок:

«Маугли», «Рикки

Тикки Тави», «Жил на

свете слоненок».

Центр

художественное

творчество

Раскраски

«Индийские

животные, люди в

национальных

костюмах, флаг» (1

подгруппа)

Рисование

«Украшения слоника

Ганеша к празднику»,

«Укрась перо павлина

и сложи павлину

красивый хвост».

Лепка «Веселая

змейка». Аппликация

«Коврик для слоника-

мандалы». Ручной

труд «Индийское

украшения».

Центр

экспериментально

й деятельности

«Подоим корову» ,

«Рисования на

молоке», «Угадай на

вкус?» фрукты,

«Индийские

приправы»

Безопасность

«Правила

путешественника»

«Правила

дорожного

движения»

«Что делать если

заговорил чужой"

Центр игры

С/Р игра «У нас в

гостях индийская

девочка Хари»,

«Наряжаемся на

Индийский

праздник»,

«Путешествия на

самолете, , д/и

«домашние и дикие

животные и их

детки», «Кто

лишний?». н/и

«Сложи коврик»,

«Собери украшения»,

«Разрезные картинки-

животные», «Выложи

змейку из фасоли».

Тема недели

«Индия волшебная страна»

Цель: Формировать у детей положительное

отношение к себе, миру, к людям другой

национальности, развивать инициативность,

любознательность.

Центр физического

развития

Упражнения:

Слоники,

Крокодилы,

Обезьяны, Факир и

змеи, подъём на

гору Эверест,

Индийские танцы.

Упражнения Йоги:

Семечко, Дерево,

собака, лотос,

лягушка и др.

Центр музыки

Прослушивания

индийских песен,

мелодий, знакомство

с Индийским

танцем.

Клубный час «Кругосветное путешествие»

Итоговый концерт «Кругосветное

путешествие» (танец «Хатуба»)

Центр ознакомления с окружающим

Рассматривания картинок об Индии и

составления альбома «Кругосветка».

Знакомство со священной коровой, слоненком

Ганешом, Девочка Хари знакомит с

национальной одеждой и традициями. Загадки

о животных Индии. Просмотр познавательных

мультфильмов об Индии.

4

Центр книги

Выставка книг с

картинками

«Маугли», «Рикки

Тикки Тави»,

«Индийские сказки».

На прогулке

Учимся перемещаться по карте

Игра «Удивительное на одном квадратном

метре»

П/и «Корова- МУ»

П/и «Найди по звуку колокольчика»

Работа с

родителями

Проведение мастер

– класса «Йога -

гимнастика для

здоровья»,

«Изготовления

печенья с

миндалем»

Недельное планирование проекта

Образовательная ситуация «Путешествие в страну Индия»

(понедельник – ФЦКМ, физкультура)

Цель:

Формировать

у

детей

любознательность,

начальные

знания

о

природном

и

социальном мире, в котором мы живем.

Задачи:

Воспитывать

доброжелательное,

внимательное

отношение

к

животным

.

Уважения к людям другой культуры. Развивать стремления к познанию. Дать начальные

представления о стране Индия. Развивать ловкость, быстроту, равновесие.

Проблемная ситуация: «Как добраться обезьянке Анфиске до её родины Индии?»

Ход:

Воспитатель: ребята посмотрите наша обезьянка Анфиска совсем загрустила, скучает по

мама

и

папе,

которые

остались

дома

на

своей

Родине.

А

где

же

ее

Родина?

(дети

предполагают). У Анфиски есть кусочек карты, контуры своей страны (на доске развешаны

контуры всех материков и некоторых стран. Ребята подбирают к какому контуру подходит

карта Анфиски и обнаруживают, что это контуры страны - Индии. Анфиска просит вас

помочь добраться до своей страны Индии к своим друзьям. А вы хотели бы попасть в эту

страну и познакомиться с друзьями обезьянки? Тогда в путь! Путь будет нелегким, ведь

Индия очень далеко… Мы должны быть с вами сильные и смелые.

Для этого нам нужно переодеться в физкультурную форму. Приходим в физкультурный

зал. Страна Индия находится далеко от нашей страны, посмотрите на карту, глобус. Как вы

думаете, на чем мы будем добираться? Хорошо, сначала отправимся на поезде п/и «Поезд»,

потом пешком с преодолением разных препятствий, затем на самолете п/и «Самолет» .

Встречаем белого медведя . Куда мы попали? Где живут белые медведи? Как здесь холодно.

Дыхательная гимнастика «Погреемся». Для детей 1-ой подгруппы дается легкий предмет,

который надо сдуть с ладошки (вата), для детей 2-ой подгруппы предлагается скомканный

шарик бумаги.

Отправляемся опять на самолете. Приземляемся. Посмотрите (упр. «Бинокль») на право,

налево, вперед. Посмотрите, впереди гора. Далеко, далеко, за морями и лесами, за реками и

5

пустынями стоит высокая гора и имя ей Эверест, это самая высокая точка нашей планеты.

Представьте, что вы поднялись на эту гору и под вами далеко, далеко, внизу раскинулась

прекрасная сказочная страна Индия.

На земле нет выше места,

Чем вершина Эвереста.

Заберись на Эверест -

И увидишь всё окрест.

Вы бы сразу разглядели

Каликут, Мадрас и Дели

Город сказочный Бомбей

С танцем ядовитых змей

Йогов, пляшущих на углях,

Обезьян и тигров в джунглях)

Носорога, что как танк

Движется вдоль речки Ганг.

С высоты видны все храмы:

Будды, Вишну, Кришну, Рамы

Виден Шивы третий глаз.

Панорама - высший класс!

Стул поставьте на вершину

И любуйтесь свысока.

Если только всю картину

Не закроют облака.

Нам нужно забраться на эту гору Эверест. Что нам для этого нужно? (веревка) Упр.

«Подъем

на

гору».

Детям,

которые

испытывают

трудности

и

сложность

в

подъеме,

предлагается подняться на 3 перекладины. Остальные ребята могли подняться и перебраться

по лестнице на другую сторону.

Посмотрим с высока. Что увидели? Индийского слона.

Давайте спустимся. Встречаемся со слоном. Обезьянка знакомит со своим другом слоником

Ганеш. Выполняем веселое упражнения «Слоники». Затем встречаем Бенгальского тигра,

упр. «Тигры», Индийскую кобру упр. «факир и змея».

Обезьянка благодарит за помощь,

предлагает упр. «Индийский танец».

Рефлексивный круг:

- Как мы добирались до Индии?

- Что особенного запомнилось на пути?

- Какое упражнение было самым сложным?

6

Нам нужно отправлять к себе на родину, но мы совсем мало узнали о стране Индия?

Слоник Ганеш просится с нами в гости и расскажет нам все про свою страну. Прощаемся с

Анфиской и улетаем на самолете со слоником в свою страну.

Во вторую половину дня культурные практики. Работа по карточкам «Проведем слоненка

к обезьянке и на оборот обезьянку к слонику». Детям

1-ой подгруппы предлагается

упрощенное задание провести по дорожке слоника, детям 2-ой подгруппы – «Лабиринт».

Далее Слоник показывает познавательный фильм «Путешествия в Индию».

Культурные практики. Мастер – класс по Йоге.

(среда, после сна)

Цель: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет

основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Задачи: сформировать у детей представления о йоге. Развивать умения снимать усталость,

развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

Проблемная ситуация: Кто такой Йог?

Ход: При рассматривании картинок и презентаций, мы с ребятами обратили внимания на

человека - йога. Спросила, кто знает кто такой Йог? Ответы детей, это дяденька, который

может ходить по стеклу, лежать на гвоздях. А что такое Йога? Многие ребята ответили

правильно,

что

это

такая

гимнастика,

которая

дает

здоровье.

«Моя

мама

и

бабушка

занимаются йогой»: ответила Алисия. А вы ребята хотели бы научиться делать такую

гимнастику?

Мы пригласили бабушку Алисии, показать мастер-класс по Йоги и она с радость пришла.

Рассказала и показала фотографии об Индии, так как она не раз там была и обучалась Йоги.

Провела с детьми комплекс детских упражнений: Бабочка, Улитка, Черепаха, Лягушка,

Дерево, Воин, Лодка, Собака, Кошка. Рассказала что такое Асаны - это позы йоги, Пранаямы

- дыхательные упражнения. Объяснила, какую пользу для здоровья приносит занятия Йогой.

Теперь мы с удовольствием выполняем некоторые упражнения в гимнастики на просыпания

и на физкультурных занятиях.

Рефлексивный круг:

- Какие упражнения было сложно выполнять?

- Какое упражнение запомнилось по названию?

- Что бы ты хотел развить в себе еще?

7

Образовательная ситуация «Поможем Буренке встретиться с индийской

священной коровой»

(четверг- социально-коммуникативное, познавательно-

исследовательская деятельность, музыка)

Цель: воспитывать

доброжелательность, инициативность, интерес к

познавательно-

исследовательской деятельности.

Задачи: дать представления и знания о домашних животных и их детенышей. Развивать и

активизировать словарь детей, слух, внимание, память. Познакомить со священной коровой

Индии, дать представления, откуда берется у коровы молоко.

Проблемная ситуация: «Где подруга для Буренки?»

Ход: воспитатель зазвенел в колокольчик. Ребята, что это звучит? (Колокольчик). А для

чего он нам нужен в группе? (Чтобы играть, звенеть) Проводится игра «Найди по звуку

колокольчика». Вот так можно найти человека по звуку колокольчика.

- Ребята, какому животному нужен колокольчик? (Корове, козе). А для чего? (ответы детей)

Правильно, для того чтобы не потеряться.

Звучит веселая песенка «Веселая корова»

приходит

красивая

нарядная

игрушка

корова.

Корова

знакомится

с

ребятами

д/и

«Знакомство». Спрашивает, какое оно животное (домашнее), почему?

- Ребята, каких домашних животных вы знаете? д/и «Домашние животные» (для детей 1-

ой подгруппы), «Найди маму детенышу» (для детей 2-ой подгруппы). Спрашиваем: «Почему

Буренка такая нарядная»? Она рассказывает, что к ней в гости приехала подружка священная

корова, которая живет в Индии и у неё сегодня праздник, вот она меня нарядила.

– А зачем корова наряжается? Показ познавательного фильма для детей «Священное

Животное Индии».

- Где же твоя подружка? Потерялась и я не могу её найти. Как мы можем помочь найти

индийскую корову. Варианты ответов. А у твоей подружки был колокольчик? Можем найти

по звуку колокольчика? Проводится игра «Найди по звуку». Дети по звуку колокольчика ищут

индийскую корову. Сравнивают, в какую одежду одета игрушка-корова. В традиционную

индийскую одежду – сари.

8

Буренка благодарит детей.

– Ребята, а вы знаете, что я и моя подруга – корова из Индии, мы очень полезные?! А

какую пользу мы приносим? (ответы детей - молоко)

– А вы любите молоко? И песенку про молоко знаете? (дети поют песенку «На лугу

пасутся ко….»)

– А вы знаете, откуда у коровы молоко? (ответы детей). Показ познавательного фильма

«Молочная ферма».

– А вы ребята хотели бы подоить корову?

Проводится игра экспериментирования

с

резиновой перчаткой и водой. Дети с удовольствием пробуют,

как это доить корову.

Рефлексивный круг.

- Как нам удалось найти подругу Буренке? Почему в Индии она священная?

- Что было трудным?

- Что особенно запомнилось из нового знания?

9



В раздел образования