Автор: Филоненко Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 65"
Населённый пункт: г. Находка Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность" Ситуация месяца: "Я - житель земного шара" "Индия- волшебная страна"
Раздел: дошкольное образование
Конкурс
«Использование современных педагогических технологий
в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»
Номинация: «Проектная деятельность»
Ситуация месяца: «Я житель земного шара»
Тема недели: «Индия - волшебная страна»
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 65»
Воспитатель: Филоненко
Ирина Владимировна
Находка
2016 г.
Пояснительная записка
Можно путешествовать по-разному, это знает каждый. Можно, взяв папу или маму за руку,
пойти в воскресенье гулять по городу и пережить много приключений: съесть большое
мороженое, покататься на карусели, побывать в музее, где тихо и прохладно, а на всех стенах
висят картины.
Можно собрать чемодан и отправиться летом к бабушке в деревню. Можно посмотреть
телевизионную программу, где дяденьки и тетеньки рассказывают о далеких странах и
показывают, что им удалось заснять на видеокамеру.
Многие дети любят читать и узнавать о далеких городах и странах, о людях и животных,
которые там живут, о праздниках, которые там отмечают. Современные дети, уже знавшие
путешествия за границу могут сами рассказать и поведать другим о том, что они видели и
знают о других странах.
Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание –
функция не только интеллекта, но и личности. Познание способствует формированию таких
качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в своих способностях и силах.
Путешествовать также можно благодаря воображению и игровым методам.
При
планировании
образовательных
ситуаций,
педагог
использует
технологии
эффективной социализации по Н.П.Гришаевой, такие как «круги рефлексии» «клубный час»,
«ситуация
месяца»,
«проблемные
педагогические
ситуации»
и
др.
Также
разрабатывая
игровые методы в нашем ДОУ, педагог создает условия для быстрого и прочного усвоения
знаний детьми. Также происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти,
мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать.
Так в ноябре, в нашем ДОУ, ситуацией месяца явилась следующая тема: «Я житель
земного шара».
В
средней
группе
№1
«Дельфинята»
с
детьми
в
течение
предыдущих
недель
были
организованы образовательные ситуации с обезьянкой Анфиской. Она – главный герой всех
тематических недель, таких как «Здравствуй осень золотая», «Наш дом - наша Родина», «Как
же звери поживают в ваших лесах и как они готовятся к зиме?» и др. И вот в ноябре
ситуацией месяца была тема «Я житель – земного шара». Во время «Рефлексивного круга»
возник такой проблемный вопрос: «В какой стране живет наша обезьянка Анфиска?» У
детей были различные варианты ответов (в Африке, в зоопарке, в жарких странах), но про
такую страну как Индия никто не знал.
Был проведен опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов» Что мы знаем?
Что мы хотим узнать? Как мы это узнаем? Были варианты ответов и вопросов у детей:
1
Индия - это страна. На чем можно доехать до Индии? Посмотреть в компьютере. Я видела
индийские танцы, на каком языке говорят там люди?
В Индии живут слоны, какие еще
животные живут в Индии? Надо поехать в Индию. Маугли жил в Индии. Какие еще сказки
есть в Индии? У меня есть книжка «Тысяча сказок мира», я ее принесу.
Таким образом, тема первой недели ноября была определена как «Индия - волшебная
страна».
Данный
проект
составлялся
на
неделю
и
включал
работу
по
всем
5-ти
образовательным
областям:
речевое
развитие,
познавательное
развитие,
социально
-
коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, и физическое развитие.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Цель:
ребенок обладает установкой положительного отношения к себе, к миру, к другим,
ребенок проявляет любознательность, инициативность. Ребенок способен договариваться.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям других
национальностей через организацию совместной творческо-познавательной деятельности
педагогов,
детей
и
родителей
по
ознакомлению
с
традициями,
национальными
особенностями и культурой индийского народа. Воспитывать интерес и уважение к людям
разных национальностей к их традициям, и культуре.
Развивающие:
формирование
у
дошкольников
коммуникативные
навыки
в
ходе
творческого
взаимодействия
с
взрослыми
и
сверстниками.
Поддерживать
детскую
инициативу,
стремление
к
познавательно-
исследовательской
деятельности
и
самостоятельности в реализации творческих замыслов. Развивать у дошкольников память,
внимание, самоконтроль, речь и логическое мышление.
Образовательные:
формирование представлений о такой стране как Индия, изучать карту,
глобус. Расширить представление
дошкольников
о жизни людей в других странах .
Использовать
возможности
разных
видов
искусства
и
художественной
литературы
в
воспитании толерантности у детей.
Планируемые результаты. После завершения проекта у дошкольников:
- Появляются начальные представления о жизни людей в разных странах, интерес к
культуре других народов.
- Закладываются основы толерантного отношения к людям других национальностей
-Формируются представления о последовательности процесса познавательно –
исследовательской деятельности: постановка проблемных вопросов; определение источников
получение необходимой информации; анализ и обобщение полученных знаний, применение
их для получения конечного продукта.
2
- Воспитываются качества личности необходимые достижение поставленной цели:
самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, коммуникативность.
Педагоги смогут:
- Расширить представления детей о жизни людей на земном шаре в рамках формирования
гражданских позиций
- Содержательно обогатить предметно развивающую среду
для организации
работы с
дошкольниками по приобщению детей к социальной действительности
- Привлечь внимание родителей
и повысить уровень их компетентности в вопросах
воспитание у дошкольников основ толерантности.
Данный проект будет способствовать культурному обогащению детей, что как следствие
зародит в ребенке мысль о многонациональности, многоязычности и поликультурности, что в
свою очередь посеет в ребенке зерно толерантности.
Планируя данную работу, дети были условно разделены на 2 подгруппы (на основании
проведенного мониторинга). Для детей первой подгруппы были подобраны облегченные
задания, с которыми они бы справлялись, с целью формирования у них позиции успеха. Для
детей
второй
подгруппы,
упражнения,
игры
и
задания
планировались
с
усложнением,
справляясь с подобными заданиями, дети получают большее удовольствие и, таким образом,
у них также формируется уверенность в своих силах. Например, детям 1-ой подгруппы
предлагалось нанизать бусы на шнурок, а детям 2-ой подгруппы нанизать бусы на шнурок,
чередуя последовательно цвет бусин. Также дети 1-ой подгруппы собирали картинку из 4-х
частей, дети 2-ой подгруппы из 6-ти и из 8-ми частей. А Настя Г. и Женя Б. – собирали по
парно карточки «Мамы и детеныши». Также в игре «Чем полезны домашние животные»
детям 1-ой подгруппы предлагались животные: корова, собака, кот, в то время как для детей
2-ой подгруппы предлагалось назвать пользу от таких животных как: овца, лошадь, коза.
Таким
образом, в ходе проекта дети стали больше интересоваться окружающим
миром, обращать внимание на то, что многие люди отличаются друг от друга, цветом кожи,
языком, на котором говорят люди, своими ритуалами и обрядами. Дети узнали традиции, быт
и особенности такой страны, как Индия, узнали почему
корова в Индии – священное
животное. Познакомились с традиционной йогой, и даже смогли поучаствовать на занятии
по йоге. Дети узнали и смогли почувствовать вкус и аромат различных традиционных
индийских приправ: куркума, кардамон, корица, карри и др.
При организации клубного часа, ребята превратили свою группу в маленькую Индию и
предлагали детям старших и подготовительных групп изготовить традиционные индийские
украшения «Цветочные бусы».
3
Дети
узнали
особенность
и
традиции
одежды
жителей
Индии,
участвовали
в
театрализации индийского танца.
По окончании месяца ребята выступали на итоговом
досуговом мероприятии с танцем «Хатуба».
Детей заинтересовал данный проект, многие во время данного проекта записались в
детскую
библиотеку.
В
дальнейшем
дети
захотели
вместе
с
Анфиской
продолжить
путешествие и посетить другие страны, например, Грецию и Австралию.
Центр математики
«Поможем обезьянке
Анфиске добраться до
Индии к своим
друзьям». Д\И
«Счет шагов слонов»,
«Сравнения по
размеру: гор, слонов,
змей» (2 подгруппа),
«Найди на карте
Индию, на какую
геометрическую
фигуру похоже»,
«Подцепи обезьянок
на цепочки и сравни
количество»
Центр речи
Познакомить с
новыми индийскими
словами (Намастэ –
здравствуйте, сари-
платье, головной убор
– тюрбан, Йога-
индийская
гимнастика,
священная корова,
слоненок Ганешь,
девочка Хари, гора
Эверест, джунгли,
река Ганг, столица
Нью-Дели, факир-
повелитель змей,
рикши –индийский
транспорт, мантры).
Чтения сказок:
«Маугли», «Рикки
Тикки Тави», «Жил на
свете слоненок».
Центр
художественное
творчество
Раскраски
«Индийские
животные, люди в
национальных
костюмах, флаг» (1
подгруппа)
Рисование
«Украшения слоника
Ганеша к празднику»,
«Укрась перо павлина
и сложи павлину
красивый хвост».
Лепка «Веселая
змейка». Аппликация
«Коврик для слоника-
мандалы». Ручной
труд «Индийское
украшения».
Центр
экспериментально
й деятельности
«Подоим корову» ,
«Рисования на
молоке», «Угадай на
вкус?» фрукты,
«Индийские
приправы»
Безопасность
«Правила
путешественника»
«Правила
дорожного
движения»
«Что делать если
заговорил чужой"
Центр игры
С/Р игра «У нас в
гостях индийская
девочка Хари»,
«Наряжаемся на
Индийский
праздник»,
«Путешествия на
самолете, , д/и
«домашние и дикие
животные и их
детки», «Кто
лишний?». н/и
«Сложи коврик»,
«Собери украшения»,
«Разрезные картинки-
животные», «Выложи
змейку из фасоли».
Тема недели
«Индия волшебная страна»
Цель: Формировать у детей положительное
отношение к себе, миру, к людям другой
национальности, развивать инициативность,
любознательность.
Центр физического
развития
Упражнения:
Слоники,
Крокодилы,
Обезьяны, Факир и
змеи, подъём на
гору Эверест,
Индийские танцы.
Упражнения Йоги:
Семечко, Дерево,
собака, лотос,
лягушка и др.
Центр музыки
Прослушивания
индийских песен,
мелодий, знакомство
с Индийским
танцем.
Клубный час «Кругосветное путешествие»
Итоговый концерт «Кругосветное
путешествие» (танец «Хатуба»)
Центр ознакомления с окружающим
Рассматривания картинок об Индии и
составления альбома «Кругосветка».
Знакомство со священной коровой, слоненком
Ганешом, Девочка Хари знакомит с
национальной одеждой и традициями. Загадки
о животных Индии. Просмотр познавательных
мультфильмов об Индии.
4
Центр книги
Выставка книг с
картинками
«Маугли», «Рикки
Тикки Тави»,
«Индийские сказки».
На прогулке
Учимся перемещаться по карте
Игра «Удивительное на одном квадратном
метре»
П/и «Корова- МУ»
П/и «Найди по звуку колокольчика»
Работа с
родителями
Проведение мастер
– класса «Йога -
гимнастика для
здоровья»,
«Изготовления
печенья с
миндалем»
Недельное планирование проекта
Образовательная ситуация «Путешествие в страну Индия»
(понедельник – ФЦКМ, физкультура)
Цель:
Формировать
у
детей
любознательность,
начальные
знания
о
природном
и
социальном мире, в котором мы живем.
Задачи:
Воспитывать
доброжелательное,
внимательное
отношение
к
животным
.
Уважения к людям другой культуры. Развивать стремления к познанию. Дать начальные
представления о стране Индия. Развивать ловкость, быстроту, равновесие.
Проблемная ситуация: «Как добраться обезьянке Анфиске до её родины Индии?»
Ход:
Воспитатель: ребята посмотрите наша обезьянка Анфиска совсем загрустила, скучает по
мама
и
папе,
которые
остались
дома
на
своей
Родине.
А
где
же
ее
Родина?
(дети
предполагают). У Анфиски есть кусочек карты, контуры своей страны (на доске развешаны
контуры всех материков и некоторых стран. Ребята подбирают к какому контуру подходит
карта Анфиски и обнаруживают, что это контуры страны - Индии. Анфиска просит вас
помочь добраться до своей страны Индии к своим друзьям. А вы хотели бы попасть в эту
страну и познакомиться с друзьями обезьянки? Тогда в путь! Путь будет нелегким, ведь
Индия очень далеко… Мы должны быть с вами сильные и смелые.
Для этого нам нужно переодеться в физкультурную форму. Приходим в физкультурный
зал. Страна Индия находится далеко от нашей страны, посмотрите на карту, глобус. Как вы
думаете, на чем мы будем добираться? Хорошо, сначала отправимся на поезде п/и «Поезд»,
потом пешком с преодолением разных препятствий, затем на самолете п/и «Самолет» .
Встречаем белого медведя . Куда мы попали? Где живут белые медведи? Как здесь холодно.
Дыхательная гимнастика «Погреемся». Для детей 1-ой подгруппы дается легкий предмет,
который надо сдуть с ладошки (вата), для детей 2-ой подгруппы предлагается скомканный
шарик бумаги.
Отправляемся опять на самолете. Приземляемся. Посмотрите (упр. «Бинокль») на право,
налево, вперед. Посмотрите, впереди гора. Далеко, далеко, за морями и лесами, за реками и
5
пустынями стоит высокая гора и имя ей Эверест, это самая высокая точка нашей планеты.
Представьте, что вы поднялись на эту гору и под вами далеко, далеко, внизу раскинулась
прекрасная сказочная страна Индия.
На земле нет выше места,
Чем вершина Эвереста.
Заберись на Эверест -
И увидишь всё окрест.
Вы бы сразу разглядели
Каликут, Мадрас и Дели
Город сказочный Бомбей
С танцем ядовитых змей
Йогов, пляшущих на углях,
Обезьян и тигров в джунглях)
Носорога, что как танк
Движется вдоль речки Ганг.
С высоты видны все храмы:
Будды, Вишну, Кришну, Рамы
Виден Шивы третий глаз.
Панорама - высший класс!
Стул поставьте на вершину
И любуйтесь свысока.
Если только всю картину
Не закроют облака.
Нам нужно забраться на эту гору Эверест. Что нам для этого нужно? (веревка) Упр.
«Подъем
на
гору».
Детям,
которые
испытывают
трудности
и
сложность
в
подъеме,
предлагается подняться на 3 перекладины. Остальные ребята могли подняться и перебраться
по лестнице на другую сторону.
Посмотрим с высока. Что увидели? Индийского слона.
Давайте спустимся. Встречаемся со слоном. Обезьянка знакомит со своим другом слоником
Ганеш. Выполняем веселое упражнения «Слоники». Затем встречаем Бенгальского тигра,
упр. «Тигры», Индийскую кобру упр. «факир и змея».
Обезьянка благодарит за помощь,
предлагает упр. «Индийский танец».
Рефлексивный круг:
- Как мы добирались до Индии?
- Что особенного запомнилось на пути?
- Какое упражнение было самым сложным?
6
Нам нужно отправлять к себе на родину, но мы совсем мало узнали о стране Индия?
Слоник Ганеш просится с нами в гости и расскажет нам все про свою страну. Прощаемся с
Анфиской и улетаем на самолете со слоником в свою страну.
Во вторую половину дня культурные практики. Работа по карточкам «Проведем слоненка
к обезьянке и на оборот обезьянку к слонику». Детям
1-ой подгруппы предлагается
упрощенное задание провести по дорожке слоника, детям 2-ой подгруппы – «Лабиринт».
Далее Слоник показывает познавательный фильм «Путешествия в Индию».
Культурные практики. Мастер – класс по Йоге.
(среда, после сна)
Цель: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Задачи: сформировать у детей представления о йоге. Развивать умения снимать усталость,
развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.
Проблемная ситуация: Кто такой Йог?
Ход: При рассматривании картинок и презентаций, мы с ребятами обратили внимания на
человека - йога. Спросила, кто знает кто такой Йог? Ответы детей, это дяденька, который
может ходить по стеклу, лежать на гвоздях. А что такое Йога? Многие ребята ответили
правильно,
что
это
такая
гимнастика,
которая
дает
здоровье.
«Моя
мама
и
бабушка
занимаются йогой»: ответила Алисия. А вы ребята хотели бы научиться делать такую
гимнастику?
Мы пригласили бабушку Алисии, показать мастер-класс по Йоги и она с радость пришла.
Рассказала и показала фотографии об Индии, так как она не раз там была и обучалась Йоги.
Провела с детьми комплекс детских упражнений: Бабочка, Улитка, Черепаха, Лягушка,
Дерево, Воин, Лодка, Собака, Кошка. Рассказала что такое Асаны - это позы йоги, Пранаямы
- дыхательные упражнения. Объяснила, какую пользу для здоровья приносит занятия Йогой.
Теперь мы с удовольствием выполняем некоторые упражнения в гимнастики на просыпания
и на физкультурных занятиях.
Рефлексивный круг:
- Какие упражнения было сложно выполнять?
- Какое упражнение запомнилось по названию?
- Что бы ты хотел развить в себе еще?
7
Образовательная ситуация «Поможем Буренке встретиться с индийской
священной коровой»
(четверг- социально-коммуникативное, познавательно-
исследовательская деятельность, музыка)
Цель: воспитывать
доброжелательность, инициативность, интерес к
познавательно-
исследовательской деятельности.
Задачи: дать представления и знания о домашних животных и их детенышей. Развивать и
активизировать словарь детей, слух, внимание, память. Познакомить со священной коровой
Индии, дать представления, откуда берется у коровы молоко.
Проблемная ситуация: «Где подруга для Буренки?»
Ход: воспитатель зазвенел в колокольчик. Ребята, что это звучит? (Колокольчик). А для
чего он нам нужен в группе? (Чтобы играть, звенеть) Проводится игра «Найди по звуку
колокольчика». Вот так можно найти человека по звуку колокольчика.
- Ребята, какому животному нужен колокольчик? (Корове, козе). А для чего? (ответы детей)
Правильно, для того чтобы не потеряться.
Звучит веселая песенка «Веселая корова»
приходит
красивая
нарядная
игрушка
корова.
Корова
знакомится
с
ребятами
д/и
«Знакомство». Спрашивает, какое оно животное (домашнее), почему?
- Ребята, каких домашних животных вы знаете? д/и «Домашние животные» (для детей 1-
ой подгруппы), «Найди маму детенышу» (для детей 2-ой подгруппы). Спрашиваем: «Почему
Буренка такая нарядная»? Она рассказывает, что к ней в гости приехала подружка священная
корова, которая живет в Индии и у неё сегодня праздник, вот она меня нарядила.
– А зачем корова наряжается? Показ познавательного фильма для детей «Священное
Животное Индии».
- Где же твоя подружка? Потерялась и я не могу её найти. Как мы можем помочь найти
индийскую корову. Варианты ответов. А у твоей подружки был колокольчик? Можем найти
по звуку колокольчика? Проводится игра «Найди по звуку». Дети по звуку колокольчика ищут
индийскую корову. Сравнивают, в какую одежду одета игрушка-корова. В традиционную
индийскую одежду – сари.
8
Буренка благодарит детей.
– Ребята, а вы знаете, что я и моя подруга – корова из Индии, мы очень полезные?! А
какую пользу мы приносим? (ответы детей - молоко)
– А вы любите молоко? И песенку про молоко знаете? (дети поют песенку «На лугу
пасутся ко….»)
– А вы знаете, откуда у коровы молоко? (ответы детей). Показ познавательного фильма
«Молочная ферма».
– А вы ребята хотели бы подоить корову?
Проводится игра экспериментирования
с
резиновой перчаткой и водой. Дети с удовольствием пробуют,
как это доить корову.
Рефлексивный круг.
- Как нам удалось найти подругу Буренке? Почему в Индии она священная?
- Что было трудным?
- Что особенно запомнилось из нового знания?
9