Напоминание

Особенности развития речи детей дошкольного возраста


Автор: Александрова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172
Населённый пункт: Г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Тема: Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития

со ар енд а

речи детей дошкольного

гр уд ь

возраста

Речевое развитие детей

о ковы

является одним из главных

кр у гловато сть

компонентов их

готовности

зн об ко

к школьному обучению.

зад раи вавши й ся

Изучение уровня овладения

насу щный

языком

позволяет получить

мямли вший

данные не только

Гей д ельберг

о речевых способностях

пр омед о л

детей, но и об

их целостном

пастери зи р ован ный

психическом развитии. Для того,

п р ивин ч ивающи й ся

чтобы понять сущность

з

а

р

я

ж

а

в

ш

и

й

речевой готовности к школьному

вматывавши й ся

обучению, мы должны

и скуп авши йся

четко представлять,

что же входит

пр иложи вши йся

в содержание способностей

п ер ештукату р ивать

устной речи и какие

р

о

м

а

н

и

з

м

компоненты

самые важные

кофточка

для изучения речи.

Бедность словаря мешает

ф

у

р

у

н

к

у

л

е

з

полноценному общению, а следовательно,

сто лярн и чество

и

общему развитию

гелио техн и чески й

ребенка. И напротив,

Звегинцева

богатство словаря является

н

е

р

о

л

признаком

хорошо

развитой

живо

речи и

показателем

сп ар ываемый

высокого

уровня

умственного

фасовщи ца

развития.

Современное

и

полноценное

д овеявший

овладение

речью

является

п

о

д

с

т

р

и

г

а

ю

щ

и

й

первостепенным условием

зашп ли нтовывать

становления у ребенка

л

у

щ

и

л

ь

н

и

к

полноценной психики и

дальнейшего

л

ю

б

и

в

ш

и

й

с

я

правильного развития её. Современное

диспонированный

- значит начатое

закип евший

с

первых же дней после

клавиатура

рождения ребенка. Полноценное

нащу п ывавши й

овладение речью -

значит

п ер екор

достаточное по объему

б азар ный

языкового материала.

Побуждающее ребенка к овладению

б и оо б щество

речью, в полную

точилка

меру, его

возможностей

ку п ир ован ный

на каждой возрастной

бо ли ви йски й

ступени. Внимание

глу би н омер

к развитию связной

и нтер по ляц и я

речи ребенка на первых

тор моз

возрастных ступенях особенно

мери вши йся

важно потому, что, в

это время

р ассо вывавший

интенсивно растет мозг ребенка,

нейр овир у сн ый

и формируются его функции.

н еп атетич ески й

Понимание речи имеет огромное

х ищн о

значение во всем последующем

о

б

р

а

т

н

о

развитии ребенка, является

б ер д ич евски й

начальным этапом в развитии

запр ягающий

функций общения,

при котором

ассо ц иативно

взрослый говорит, а ребенок

развр ащавши йся

отвечает мимикой, жестом,

п

р

о

в

е

и

в

а

ю

щ

и

й

движением.

На

основе

трудоустроенный

понимания,

сначала

очень

б огомо лка

примитивного,

начинает развиваться

высид еть

активная речь детей

н ап о ртивши й

. Ребенок подражает

и сп олненн ый

звукам и

звукосочетаниям,

зап ру женн ый

которые произносит взрослый,

р аскр еп ощать

сам привлекает внимание

т

е

р

п

е

н

т

и

н

н

ы

й

взрослого к себе,

мед

к какому-нибудь предмету.

завали ван ие

Все это имеет

одышка

исключительное

значение для развития

ан н улир ующи й

речевого общения детей

розмариновый

: зарождается намеренность

с

т

а

ч

и

в

а

ю

щ

и

й

с

я

голосовой реакции, ее направленность

выд ыхать

на другого человека,

пено си ли кат

формируется

речевой слух,

разболеться

формируется произносительн

недавн ий

ая сторона речи.

Особенности развитиядетского

п од лечи вать

словаря достаточно полно

Сен егал

изучены в

физиологии,

эн ер го база

психологии, психолингвистике. Физиологам

шерсти на

известно, что

функции

п ач канн ый

центральной нервной системы

со вету ющи й

именно в период

влюбч иво

их естественного

формирования

од ур ь

легко поддаются тренировке.

п ур и стски й

Без тренировки развитие

п ри би вавши йся

этих

функций задерживается

расплетан ие

и даже может

коми к

остановиться навсегда. Речь ребенка

в

ы

л

о

м

а

т

ь

выполняет три функции

го со блигац и я

связи его с внешним

о бкид ать

миром: коммуникативную,

п

и

щ

е

в

а

р

е

н

и

е

познавательную, регулирующую.

Коммуникативная функция - самая

о

п

о

ч

и

в

а

л

ь

н

я

ранняя, первое слово

о сложняющи й

ребенка,

родившееся из модулированного

тын

лепета. К концу

полнить

первого - началу

п о дкалывать

второго

года жизни

во сстанавливавши й

появляются первые осмысленные

кашляющий

слова, но они преимущественно

зу б ри вший

выражают желания и потребности

у глено сн ый

ребенка. Только во второй

пр илегать

половине

второго года жизни

с

т

о

л

я

р

н

и

ч

е

с

т

в

о

слова начинают служить

р азмеряющи й

для малыша обозначением

п

о

п

р

о

с

т

у

предметов. С этого

п ер есо чи ни вший

момента ребенок начинает

солон ц евани е

использовать слова для

обращения

у п ро стивши й ся

к

взрослому

и

приобретает

КМУ

возможность

посредством речивступать

секвестр ован ие

в сознательное общение

н ап о мн ить

со взрослым. Слово

усын о вивши й

для

него имеет

пр ои зн о си вший ся

смысл целого предложения.

уровнемер

Постепенно появляются первые

о

б

р

у

ш

и

в

а

ю

щ

и

й

с

я

предложения, сначала из двух,

казу и ст

а к двум годам

краматорский

из трех и четырех

р езед а

слов. К

концу

о ду шевляющий ся

второго

года

жизни

вку шен ный

ребенка

слова

начинают

выстр угать

грамматически

оформляться. Дети выражают

б

о

т

свои мысли и желания

ворсовый

более точно и ясно.

м

а

к

р

о

к

о

с

м

Речь выступает в этот период

о то ждествляющи йся

в двух основных

д оп ечатывавши й

функциях: как средство

л

и

ц

е

з

р

е

н

и

е

установления

контакта

и

как

средство

п ер естр игать

познания

мира.

Несмотря

посрамляющийся

на

несовершенство

звукопроизношения,

вп их и вавший ся

ограниченность

словаря,

грамматические

селен ьи це

ошибки, она является

осложн ять

средством общения и средством

о

п

у

ш

а

ю

щ

и

й

обобщения.

Познавательная функция. Проявляется

р ад и кальн ый

после трех лет, когда

вари ативно

ребенок

начинает овладевать

тайфун

внутренней речью. Усваивает

Шах рай

новые слова и новые

л

а

т

а

н

н

ы

й

грамматические

формы,

ребенок

сп ои ть

расширяет

свое

представление

го во рящи й ся

об

окружающем

мире,

смещающи йся

о

предметах

и

явлениях

сн ежный

действительности

и

их

отношениях.

агр о хи ми ч еский

Дети пользуются самой

ко ло ри тн о сть

простой и доступной

разгруженный

формой речи -

диалогической

о фр анц узивши й

. Она состоит

толко вый

в прямом обращении

п ер есту кать

к собеседнику, содержит

б

а

с

е

н

н

ы

й

выражение просьбы и помощи,

По до льски й

ответы на вопросы

кор ти к

взрослого. Ситуативная

речь больше

созревши й

выражает, чем высказывает.

п ер каль

Контекст заменяют

зави до вать

жесты, мимика,

интонация

гад ость

.

В дошкольном

возрасте

происходит

стан д ар ти зи ро вавши йся

отделение

речи от

непосредственного

п

е

р

е

т

р

я

с

а

е

м

ы

й

практического опыта.

Главной

о мертвленн ый

особенностью этого

возраста

зави н чи ваемый

является возникновение планирующей

нечер н оземье

функции речи. В ролевой

з

а

с

ы

п

а

ю

щ

и

й

с

я

игре, ведущей деятельности

змеистый

дошкольников, возникают

имплан таци я

и новые виды речи:

речь,

жестко сть

инструктирующая участников игры,

яр овой

речь - сообщение,

темнеющи й

повествующая

взрослому

натесать

о впечатлениях, полученных

ч то

вне контакта с ним. Речь обоих

сти ли зато рски й

видов

приобретает форму

п од верстать

монологической, контекстной.

Регулирующую функция - период

ко мпо зи то р

с 3-х до 7 лет - это период

щетинник

усвоения

грамматической системы

у пи сывавши йся

русского языка, развитие

м

а

р

а

ю

щ

и

й

связной речи. В это

время

зашто ри ть

совершенствуется грамматическая структура

кар аб и нерн ый

и звуковая сторона

благо р асп о ло женн ость

речи,

создаются предпосылки

р укав

для обогащения словаря

погребать

.

В связной

речи

ребенка

эксп лу атац ио нн ый

последовательно

совершенствуются

кви то к

:

синтаксический строй

р аскатывающи йся

предложения; морфологическая оформленность

пангер мани зм

слов;

звуковой состав

б асовито

слов.

В младшем дошкольном

р ен таб ельн о

возрасте речь связана

ч

е

т

ы

р

е

х

б

у

к

в

е

н

н

ы

й

с непосредственным

опыто

У сти на

м детей, что отражается

ко ло ри заци я

в формах

пнистый

речи. Для нее характерны

заар кани вающи й

неполные,

неопределенно

личные

канско -ач и нски й

предложения,

состоящие

часто

н

е

э

т

и

ч

н

ы

й

из

одного

сказуемого;

выстилаемый

названия предметов заменяются

набо леть

местоимениями. В рассказах

т

р

у

б

и

т

ь

ребенка факты

перен азн ач аемый

из материала на заданную

п ер евор ашивавший

тему зачастую

с

в

е

р

х

к

о

м

п

л

е

к

т

перемешиваются с

событиями

ко люч е

из личного опыта

стен газета

ребенка.

Ситуативность

речи не

является

гастр и т

абсолютной

принадлежностью возраста

у лыбка

ребенка. У одних

п р оч ер ки вать

и тех же детей

н еб лаготво рн ый

речь может

быть то более

ко н то ра

ситуативной, то боле контекстной.

Лаба

Это определяется задачами

у

к

а

т

ы

в

а

н

и

е

и условиями общения.

з

а

п

ы

л

и

в

ш

и

й

В среднем дошкольном

ц ельный

возрасте происходит некоторые

сольфед жио

изменения в

понимании

секрети ть

и осмыслении текста,

свер хд ли нн ый

что связано с расширением

трефо вый

жизненного и

литературного

законно

опыта

ребёнка.

Дети

правильно

д есятикр атный

оценивают

поступки

персонажей.

о б огащающий

На пятом году появляется

пр оваливающий ся

реакция на слово,

зап хать

интерес к нему,

н

е

г

л

и

ж

е

стремление неоднократно воспроизводить

б актери я

его, обыгрывать, осмысливать

х ладн окро вн о

.

В старшем дошкольном

выб р асываемый

возрасте дети способны

месяц

активно участвовать в

беседе,

п осеян н ый

достаточно полно и точно

кр икуша

отвечать на вопросы,

соп р овод и тельн иц а

дополнять и

поправлять

стер еотип и ру ющий

ответы других, подавать

о тмен яемый

уместные реплики, формулировать

н

е

р

и

ф

м

о

в

а

н

н

ы

й

вопросы. Характер диалога

п рекло ни вши й

детей зависит от сложности

п ро ти во бактер иальн ый

задач, решаемых в

совместной

заходящийся

деятельности.

Совершенствуется и монологическая

о б леп ляемый

речь: дети осваивают

разн еживавши й ся

разные

типы

связных

спр ягаемый

высказываний

(описание,

повествование,

мно го люд ство

отчасти

рассуждение)

балансировавший

с опорой на наглядный

Галки н

материал и без опоры

п ро стужавши й ся

на него.

Усложняется

непано рамный

синтаксическая структура детских

Бо леславо вн а

рассказов, увеличивается

количество

пр и таи ться

сложносочиненных сложноподчиненных предложений.

ло бб и ру ющий ся

Вместе с

тем у значительной

р

а

с

п

о

л

н

е

в

ш

и

й

части детей эти умения

н акативши й

неустойчивы. Дети затрудняются

о бо жать

в отборе фактов

п ер еб ор щиц а

для своих рассказов,

тр оц ки ст

в логически последовательном

Заир

их

расположении,

в

структурировании

н ач ин яющий ся

высказываний,

в

их

языковом

т

а

м

и

л

ь

с

к

и

й

оформлении.

Связная речь неотделима

ку р си в

от

мира мыслей

мну щи йся

: связность речи

- это

связность

искор енявший ся

мыслей. В связной речиотражается

тысячеголосый

логика мышления ребенка,

аэр ац и я

его

умение осмыслить

п айщи ца

воспринимаемое и выразить

вер ти кали заци я

его в правильной,

восстанавливающий

четкой,

логичной речи. Потому,

н оми нали сти чески й

как ребенок умеет

об венч ать

строить свое высказывание,

м

о

р

о

з

о

с

т

о

й

к

о

с

т

ь

можно

судить

об

уровне

р еп ти лия

его

речевого

развития

к

а

р

б

а

м

и

д

.

Умение

связно

вып яч ивающий

,

последовательно, точно

певунья

выражать свои мысли

ко стящи й

(или литературный текст)

го су д ар ствен ни к

оказывает влияние и на эстетическое

метод а

развитие ребенка: при пересказах,

самово льн и чавший

при

создании своих

неречи стый

рассказов ребенок использует

п ер ево о ру жающий ся

образные слова и выражения,

о

п

о

я

с

к

а

усвоенные из художественных

шку р н о

произведений. Умение рассказывать

ши п ун

помогает

ребенку быть общительным,

и дтись

преодолевать молчаливость и застенчивость,

р

а

с

п

о

р

о

ч

н

ы

й

развивает уверенность в своих

по би р ать

силах.

Связная речь рассматрива

зообентос

ется в единстве

соврать

содержания и формы.

и

с

п

у

г

Умаление смысловой стороны

х ро н оло ги я

приводит к тому,

ко п ир о воч н ый

что внешняя, формальная

б

е

з

о

с

н

о

в

а

т

е

л

ь

н

ы

й

сторона (грамматически правильное

салют

употребление слов, согласование

навр авши й

их в

предложении

суперпродовольственный

и т. п.) опережает

Жеребцов

в развитии внутреннюю

со мн ительн ый

, логическую

сторону.

скр ын я

Это проявляется в неумении

ско вать

подобрать слова, нужные

Ху бэй

по смыслу, в

неправильном

б еззло би е

употреблении слов, в неумении

зд есь

объяснить смысл отдельных

ш

а

р

и

в

ш

и

й

слов. Однако нельзя

п реемствен ость

недооценивать и развитие

уд ивленн о

формальной стороны речи.

Расширение

Братухина

и

обогащение

знаний,

п олн отело сть

представлений

ребенка

должно

с

н

о

ш

е

н

и

е

быть связано с развитием

д емоб илизующи йся

умения правильно выразить

н ах мур и ваемый

их в речи. В связной

о

т

л

а

д

и

т

ь

речи наглядно

выступает

н еграммати ч ески й

осознание

ребенком

речевого

ц еп ляни е

действия

Произвольно выстраивая

кон ку р сант

свое высказывание, он должен

си нгалка

осознать и логику

н

а

з

о

й

л

и

в

ы

й

выражения мысли, связность

ки фоз

речевого изложения.

В старшем дошкольном

п он ошен н ый

возрасте происходит завершение

изрыгающи й

освоения

системы

родного

фо то пр о во ди мо сть

языка.

К

шести

Силан ти евн а

годам

дети

усвоили

зяб ну вши й

основные

закономерности изменения

досохнуть

и соединения слов в предложения,

о плод отво ряемый

согласование в

роде,

Васили на

числе и падеже

р азги баемый

.

У детей встречаются ошибки

о бязательство

в чередовании согласных,

п си х оп атич ески

в употреблении

существительных

пр ир о вн ен ный

во множественном числе

вымо гательн иц а

в родительном падеже,

к

о

л

ы

б

е

л

ь

н

ы

й

трудности

в образовании

отстегивающий

повелительного наклонения глаголов.

Чо ртко в

Трудности для ребенка

о

б

ъ

я

с

н

и

м

о

с

т

ь

представляют

сочетание

существительных

о тгад ывавши й ся

с

числительными,

местоимениями,

и змен чи во сть

употребление причастий, глаголов

а

г

н

о

с

т

и

ц

и

з

м

хотеть, звонить. Поэтому

ко льцеви дн ый

освоение всего многообразия

л

и

ш

а

ю

щ

и

й

с

я

грамматических форм, характерных

пр ожи равши йся

для

русского языка,

цыганивший

продолжается.

Управление речевым развитием

н еаскетич еский

детей педагог реализует

п р еп ро во жд ен н ый

, прежде всего

стоп ка

посредством совместной деятельности,

невыр або танн ый

общения как с самим

Тобол

ребенком, так и

с другими

вздо ро жавши й

детьми. В зависимости

об ло мать

от возрастаменяются

перекомпилировавший

и формы общения.

о бд ающий

В младших возрастных

т

у

н

г

у

с

к

а

группах специально - организованные

д р ях лени е

игры -

занятия

пассиви р ован ный

строятся как естественное

сымп ро ви зи ро вать

взаимодействие взрослого с детьми.

глухота

Это

организация деятельности,

Реп и н

предоставляющая детям возможность

б ылин но

проявлять

субъективность в общении.

н етребо вательн ость

Поэтому постановка развивающихся

по блески вани е

задач

должна

носить

д иви зи он ный

относительно

общий,

недифференцированный

парши вка

вид,

а

сценарии

увольн яющий ся

общения - нацеливаться

г

о

л

о

л

е

д

ь

на импровизацию.

Благодаря

связной

речи как

средству

б лаго у стр о ивши йся

общения

индивидуальное

сознание

выглажен ный

человека, не ограничиваясь

электр ох ими ческий

личным опытом, обобщается

н ер евизио ни стский

опытом

других людей,

ни зло живший

причем в гораздо

рецепц ия

большей степени, чем это может

Палер мо

позволить

наблюдение и другие

н агреб аемый

процессы неречевого, непосредственного

элли н истика

познания,

осуществляемого через

Ко беляки

органы чувств: восприятие,

п атентован ие

внимание, воображение,

память

што п ор ный

и мышление.

Над ька

Речь

– один из

видов

п

е

р

е

р

а

с

п

р

е

д

е

л

я

в

ш

и

й

коммуникативной деятельности

человека

к

р

о

в

я

н

и

с

т

о

с

т

ь

использование средств языка

возвратность

для общения с другими

ди сц и пли н и ро вавший

членами языкового

коллектива.

пр евозмо гающи й

Под речью понимают

ан ги оспазм

как процесс говорения,

г

у

р

т

так и его результат.

зад у шевн ее

Через речь психология

з

а

в

о

е

в

а

н

и

е

и опыт одного

выи гр авши й

человека становятся доступными

ш

т

р

а

ф

у

ю

щ

и

й

другим людям, обогащают

воссо ед ин явший

их, способствуют их развитию

мадагаскарски й

. Чем активнее

р

а

з

н

а

ш

и

в

а

в

ш

и

й

с

я

обучаемые совершенствуют устную,

ех и дн ее

письменную и другие

о ттисн у тый

виды речи,

пополняют

п ро во зглашавши йся

свой

словарь,

тем

выше

уровень

ди ор ама

их

познавательных

возможностей

го р бящи й ся

и культуры.

В дошкольном детстве речь ребенка

б омб ящий

становится, более связной

и н тер вен ци он ист

и

приобретает форму

п од по ясывающий

диалога. Ситуативность речи, характерная

разыгравшийся

для детей

раннего

незастр оен ный

возраста здесь уступает

нейтрализовавшийся

место контекстной речи, понимание

п

о

г

о

д

и

в

ш

и

й

которой не требует

п

р

о

б

у

ж

д

а

в

ш

и

й

с

я

соотнесения высказывания с ситуацией.

ап о ли ти чески й

Таким образом, развитие

вклад ывающий

у дошкольников осознания

угр

речи является

существенным

тон вал

для того, чтобы

ясач н ый

раскрыть перед

То нга

ними, на элементарном

р

а

з

м

а

л

ы

в

а

в

ш

и

й

с

я

уровне, строение

д уб рава

речи, ее форму

р ад и ально сть

: звуковой состав

м

и

н

е

р

слова, словесный состав

н

е

д

р

у

ж

е

с

т

в

е

н

н

ы

й

предложения,

а

также

о кеан

-

что

требует

о ттеснявший

специальных

исследований

-

морфологическую

разыскивающий

и словообразовательную структуру

у смех аться

слова. Вместе с тем

оно способствует

с

о

б

л

ю

д

а

ю

щ

и

й

с

я

ознакомлению детей со смысловой

юр та

стороной речи.



В раздел образования