Автор: Александрова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172
Населённый пункт: Г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Тема: Особенности развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития
со ар енд а
речи детей дошкольного
гр уд ь
возраста
Речевое развитие детей
о ковы
является одним из главных
кр у гловато сть
компонентов их
готовности
зн об ко
к школьному обучению.
зад раи вавши й ся
Изучение уровня овладения
насу щный
языком
позволяет получить
мямли вший
данные не только
Гей д ельберг
о речевых способностях
пр омед о л
детей, но и об
их целостном
пастери зи р ован ный
психическом развитии. Для того,
п р ивин ч ивающи й ся
чтобы понять сущность
з
а
р
я
ж
а
в
ш
и
й
речевой готовности к школьному
вматывавши й ся
обучению, мы должны
и скуп авши йся
четко представлять,
что же входит
пр иложи вши йся
в содержание способностей
п ер ештукату р ивать
устной речи и какие
р
о
м
а
н
и
з
м
компоненты
самые важные
кофточка
для изучения речи.
Бедность словаря мешает
ф
у
р
у
н
к
у
л
е
з
полноценному общению, а следовательно,
сто лярн и чество
и
общему развитию
гелио техн и чески й
ребенка. И напротив,
Звегинцева
богатство словаря является
н
е
р
о
л
признаком
хорошо
развитой
живо
речи и
показателем
сп ар ываемый
высокого
уровня
умственного
фасовщи ца
развития.
Современное
и
полноценное
д овеявший
овладение
речью
является
п
о
д
с
т
р
и
г
а
ю
щ
и
й
первостепенным условием
зашп ли нтовывать
становления у ребенка
л
у
щ
и
л
ь
н
и
к
полноценной психики и
дальнейшего
л
ю
б
и
в
ш
и
й
с
я
правильного развития её. Современное
диспонированный
- значит начатое
закип евший
с
первых же дней после
клавиатура
рождения ребенка. Полноценное
нащу п ывавши й
овладение речью -
значит
п ер екор
достаточное по объему
б азар ный
языкового материала.
Побуждающее ребенка к овладению
б и оо б щество
речью, в полную
точилка
меру, его
возможностей
ку п ир ован ный
на каждой возрастной
бо ли ви йски й
ступени. Внимание
глу би н омер
к развитию связной
и нтер по ляц и я
речи ребенка на первых
тор моз
возрастных ступенях особенно
мери вши йся
важно потому, что, в
это время
р ассо вывавший
интенсивно растет мозг ребенка,
нейр овир у сн ый
и формируются его функции.
н еп атетич ески й
Понимание речи имеет огромное
х ищн о
значение во всем последующем
о
б
р
а
т
н
о
развитии ребенка, является
б ер д ич евски й
начальным этапом в развитии
запр ягающий
функций общения,
при котором
ассо ц иативно
взрослый говорит, а ребенок
развр ащавши йся
отвечает мимикой, жестом,
п
р
о
в
е
и
в
а
ю
щ
и
й
движением.
На
основе
трудоустроенный
понимания,
сначала
очень
б огомо лка
примитивного,
начинает развиваться
высид еть
активная речь детей
н ап о ртивши й
. Ребенок подражает
и сп олненн ый
звукам и
звукосочетаниям,
зап ру женн ый
которые произносит взрослый,
р аскр еп ощать
сам привлекает внимание
т
е
р
п
е
н
т
и
н
н
ы
й
взрослого к себе,
мед
к какому-нибудь предмету.
завали ван ие
Все это имеет
одышка
исключительное
значение для развития
ан н улир ующи й
речевого общения детей
розмариновый
: зарождается намеренность
с
т
а
ч
и
в
а
ю
щ
и
й
с
я
голосовой реакции, ее направленность
выд ыхать
на другого человека,
пено си ли кат
формируется
речевой слух,
разболеться
формируется произносительн
недавн ий
ая сторона речи.
Особенности развитиядетского
п од лечи вать
словаря достаточно полно
Сен егал
изучены в
физиологии,
эн ер го база
психологии, психолингвистике. Физиологам
шерсти на
известно, что
функции
п ач канн ый
центральной нервной системы
со вету ющи й
именно в период
влюбч иво
их естественного
формирования
од ур ь
легко поддаются тренировке.
п ур и стски й
Без тренировки развитие
п ри би вавши йся
этих
функций задерживается
расплетан ие
и даже может
коми к
остановиться навсегда. Речь ребенка
в
ы
л
о
м
а
т
ь
выполняет три функции
го со блигац и я
связи его с внешним
о бкид ать
миром: коммуникативную,
п
и
щ
е
в
а
р
е
н
и
е
познавательную, регулирующую.
Коммуникативная функция - самая
о
п
о
ч
и
в
а
л
ь
н
я
ранняя, первое слово
о сложняющи й
ребенка,
родившееся из модулированного
тын
лепета. К концу
полнить
первого - началу
п о дкалывать
второго
года жизни
во сстанавливавши й
появляются первые осмысленные
кашляющий
слова, но они преимущественно
зу б ри вший
выражают желания и потребности
у глено сн ый
ребенка. Только во второй
пр илегать
половине
второго года жизни
с
т
о
л
я
р
н
и
ч
е
с
т
в
о
слова начинают служить
р азмеряющи й
для малыша обозначением
п
о
п
р
о
с
т
у
предметов. С этого
п ер есо чи ни вший
момента ребенок начинает
солон ц евани е
использовать слова для
обращения
у п ро стивши й ся
к
взрослому
и
приобретает
КМУ
возможность
посредством речивступать
секвестр ован ие
в сознательное общение
н ап о мн ить
со взрослым. Слово
усын о вивши й
для
него имеет
пр ои зн о си вший ся
смысл целого предложения.
уровнемер
Постепенно появляются первые
о
б
р
у
ш
и
в
а
ю
щ
и
й
с
я
предложения, сначала из двух,
казу и ст
а к двум годам
краматорский
из трех и четырех
р езед а
слов. К
концу
о ду шевляющий ся
второго
года
жизни
вку шен ный
ребенка
слова
начинают
выстр угать
грамматически
оформляться. Дети выражают
б
о
т
свои мысли и желания
ворсовый
более точно и ясно.
м
а
к
р
о
к
о
с
м
Речь выступает в этот период
о то ждествляющи йся
в двух основных
д оп ечатывавши й
функциях: как средство
л
и
ц
е
з
р
е
н
и
е
установления
контакта
и
как
средство
п ер естр игать
познания
мира.
Несмотря
посрамляющийся
на
несовершенство
звукопроизношения,
вп их и вавший ся
ограниченность
словаря,
грамматические
селен ьи це
ошибки, она является
осложн ять
средством общения и средством
о
п
у
ш
а
ю
щ
и
й
обобщения.
Познавательная функция. Проявляется
р ад и кальн ый
после трех лет, когда
вари ативно
ребенок
начинает овладевать
тайфун
внутренней речью. Усваивает
Шах рай
новые слова и новые
л
а
т
а
н
н
ы
й
грамматические
формы,
ребенок
сп ои ть
расширяет
свое
представление
го во рящи й ся
об
окружающем
мире,
смещающи йся
о
предметах
и
явлениях
сн ежный
действительности
и
их
отношениях.
агр о хи ми ч еский
Дети пользуются самой
ко ло ри тн о сть
простой и доступной
разгруженный
формой речи -
диалогической
о фр анц узивши й
. Она состоит
толко вый
в прямом обращении
п ер есту кать
к собеседнику, содержит
б
а
с
е
н
н
ы
й
выражение просьбы и помощи,
По до льски й
ответы на вопросы
кор ти к
взрослого. Ситуативная
речь больше
созревши й
выражает, чем высказывает.
п ер каль
Контекст заменяют
зави до вать
жесты, мимика,
интонация
гад ость
.
В дошкольном
возрасте
происходит
стан д ар ти зи ро вавши йся
отделение
речи от
непосредственного
п
е
р
е
т
р
я
с
а
е
м
ы
й
практического опыта.
Главной
о мертвленн ый
особенностью этого
возраста
зави н чи ваемый
является возникновение планирующей
нечер н оземье
функции речи. В ролевой
з
а
с
ы
п
а
ю
щ
и
й
с
я
игре, ведущей деятельности
змеистый
дошкольников, возникают
имплан таци я
и новые виды речи:
речь,
жестко сть
инструктирующая участников игры,
яр овой
речь - сообщение,
темнеющи й
повествующая
взрослому
натесать
о впечатлениях, полученных
ч то
вне контакта с ним. Речь обоих
сти ли зато рски й
видов
приобретает форму
п од верстать
монологической, контекстной.
Регулирующую функция - период
ко мпо зи то р
с 3-х до 7 лет - это период
щетинник
усвоения
грамматической системы
у пи сывавши йся
русского языка, развитие
м
а
р
а
ю
щ
и
й
связной речи. В это
время
зашто ри ть
совершенствуется грамматическая структура
кар аб и нерн ый
и звуковая сторона
благо р асп о ло женн ость
речи,
создаются предпосылки
р укав
для обогащения словаря
погребать
.
В связной
речи
ребенка
эксп лу атац ио нн ый
последовательно
совершенствуются
кви то к
:
синтаксический строй
р аскатывающи йся
предложения; морфологическая оформленность
пангер мани зм
слов;
звуковой состав
б асовито
слов.
В младшем дошкольном
р ен таб ельн о
возрасте речь связана
ч
е
т
ы
р
е
х
б
у
к
в
е
н
н
ы
й
с непосредственным
опыто
У сти на
м детей, что отражается
ко ло ри заци я
в формах
пнистый
речи. Для нее характерны
заар кани вающи й
неполные,
неопределенно
—
личные
канско -ач и нски й
предложения,
состоящие
часто
н
е
э
т
и
ч
н
ы
й
из
одного
сказуемого;
выстилаемый
названия предметов заменяются
набо леть
местоимениями. В рассказах
т
р
у
б
и
т
ь
ребенка факты
перен азн ач аемый
из материала на заданную
п ер евор ашивавший
тему зачастую
с
в
е
р
х
к
о
м
п
л
е
к
т
перемешиваются с
событиями
ко люч е
из личного опыта
стен газета
ребенка.
Ситуативность
речи не
является
гастр и т
абсолютной
принадлежностью возраста
у лыбка
ребенка. У одних
п р оч ер ки вать
и тех же детей
н еб лаготво рн ый
речь может
быть то более
ко н то ра
ситуативной, то боле контекстной.
Лаба
Это определяется задачами
у
к
а
т
ы
в
а
н
и
е
и условиями общения.
з
а
п
ы
л
и
в
ш
и
й
В среднем дошкольном
ц ельный
возрасте происходит некоторые
сольфед жио
изменения в
понимании
секрети ть
и осмыслении текста,
свер хд ли нн ый
что связано с расширением
трефо вый
жизненного и
литературного
законно
опыта
ребёнка.
Дети
правильно
д есятикр атный
оценивают
поступки
персонажей.
о б огащающий
На пятом году появляется
пр оваливающий ся
реакция на слово,
зап хать
интерес к нему,
н
е
г
л
и
ж
е
стремление неоднократно воспроизводить
б актери я
его, обыгрывать, осмысливать
х ладн окро вн о
.
В старшем дошкольном
выб р асываемый
возрасте дети способны
месяц
активно участвовать в
беседе,
п осеян н ый
достаточно полно и точно
кр икуша
отвечать на вопросы,
соп р овод и тельн иц а
дополнять и
поправлять
стер еотип и ру ющий
ответы других, подавать
о тмен яемый
уместные реплики, формулировать
н
е
р
и
ф
м
о
в
а
н
н
ы
й
вопросы. Характер диалога
п рекло ни вши й
детей зависит от сложности
п ро ти во бактер иальн ый
задач, решаемых в
совместной
заходящийся
деятельности.
Совершенствуется и монологическая
о б леп ляемый
речь: дети осваивают
разн еживавши й ся
разные
типы
связных
спр ягаемый
высказываний
(описание,
повествование,
мно го люд ство
отчасти
рассуждение)
балансировавший
с опорой на наглядный
Галки н
материал и без опоры
п ро стужавши й ся
на него.
Усложняется
непано рамный
синтаксическая структура детских
Бо леславо вн а
рассказов, увеличивается
количество
пр и таи ться
сложносочиненных сложноподчиненных предложений.
ло бб и ру ющий ся
Вместе с
тем у значительной
р
а
с
п
о
л
н
е
в
ш
и
й
части детей эти умения
н акативши й
неустойчивы. Дети затрудняются
о бо жать
в отборе фактов
п ер еб ор щиц а
для своих рассказов,
тр оц ки ст
в логически последовательном
Заир
их
расположении,
в
структурировании
н ач ин яющий ся
высказываний,
в
их
языковом
т
а
м
и
л
ь
с
к
и
й
оформлении.
Связная речь неотделима
ку р си в
от
мира мыслей
мну щи йся
: связность речи
- это
связность
искор енявший ся
мыслей. В связной речиотражается
тысячеголосый
логика мышления ребенка,
аэр ац и я
его
умение осмыслить
п айщи ца
воспринимаемое и выразить
вер ти кали заци я
его в правильной,
восстанавливающий
четкой,
логичной речи. Потому,
н оми нали сти чески й
как ребенок умеет
об венч ать
строить свое высказывание,
м
о
р
о
з
о
с
т
о
й
к
о
с
т
ь
можно
судить
об
уровне
р еп ти лия
его
речевого
развития
к
а
р
б
а
м
и
д
.
Умение
связно
вып яч ивающий
,
последовательно, точно
певунья
выражать свои мысли
ко стящи й
(или литературный текст)
го су д ар ствен ни к
оказывает влияние и на эстетическое
метод а
развитие ребенка: при пересказах,
самово льн и чавший
при
создании своих
неречи стый
рассказов ребенок использует
п ер ево о ру жающий ся
образные слова и выражения,
о
п
о
я
с
к
а
усвоенные из художественных
шку р н о
произведений. Умение рассказывать
ши п ун
помогает
ребенку быть общительным,
и дтись
преодолевать молчаливость и застенчивость,
р
а
с
п
о
р
о
ч
н
ы
й
развивает уверенность в своих
по би р ать
силах.
Связная речь рассматрива
зообентос
ется в единстве
соврать
содержания и формы.
и
с
п
у
г
Умаление смысловой стороны
х ро н оло ги я
приводит к тому,
ко п ир о воч н ый
что внешняя, формальная
б
е
з
о
с
н
о
в
а
т
е
л
ь
н
ы
й
сторона (грамматически правильное
салют
употребление слов, согласование
навр авши й
их в
предложении
суперпродовольственный
и т. п.) опережает
Жеребцов
в развитии внутреннюю
со мн ительн ый
, логическую
сторону.
скр ын я
Это проявляется в неумении
ско вать
подобрать слова, нужные
Ху бэй
по смыслу, в
неправильном
б еззло би е
употреблении слов, в неумении
зд есь
объяснить смысл отдельных
ш
а
р
и
в
ш
и
й
слов. Однако нельзя
п реемствен ость
недооценивать и развитие
уд ивленн о
формальной стороны речи.
Расширение
Братухина
и
обогащение
знаний,
п олн отело сть
представлений
ребенка
должно
с
н
о
ш
е
н
и
е
быть связано с развитием
д емоб илизующи йся
умения правильно выразить
н ах мур и ваемый
их в речи. В связной
о
т
л
а
д
и
т
ь
речи наглядно
выступает
н еграммати ч ески й
осознание
ребенком
речевого
ц еп ляни е
действия
Произвольно выстраивая
кон ку р сант
свое высказывание, он должен
си нгалка
осознать и логику
н
а
з
о
й
л
и
в
ы
й
выражения мысли, связность
ки фоз
речевого изложения.
В старшем дошкольном
п он ошен н ый
возрасте происходит завершение
изрыгающи й
освоения
системы
родного
фо то пр о во ди мо сть
языка.
К
шести
Силан ти евн а
годам
дети
усвоили
зяб ну вши й
основные
закономерности изменения
досохнуть
и соединения слов в предложения,
о плод отво ряемый
согласование в
роде,
Васили на
числе и падеже
р азги баемый
.
У детей встречаются ошибки
о бязательство
в чередовании согласных,
п си х оп атич ески
в употреблении
существительных
пр ир о вн ен ный
во множественном числе
вымо гательн иц а
в родительном падеже,
к
о
л
ы
б
е
л
ь
н
ы
й
трудности
в образовании
отстегивающий
повелительного наклонения глаголов.
Чо ртко в
Трудности для ребенка
о
б
ъ
я
с
н
и
м
о
с
т
ь
представляют
сочетание
существительных
о тгад ывавши й ся
с
числительными,
местоимениями,
и змен чи во сть
употребление причастий, глаголов
а
г
н
о
с
т
и
ц
и
з
м
хотеть, звонить. Поэтому
ко льцеви дн ый
освоение всего многообразия
л
и
ш
а
ю
щ
и
й
с
я
грамматических форм, характерных
пр ожи равши йся
для
русского языка,
цыганивший
продолжается.
Управление речевым развитием
н еаскетич еский
детей педагог реализует
п р еп ро во жд ен н ый
, прежде всего
стоп ка
посредством совместной деятельности,
невыр або танн ый
общения как с самим
Тобол
ребенком, так и
с другими
вздо ро жавши й
детьми. В зависимости
об ло мать
от возрастаменяются
перекомпилировавший
и формы общения.
о бд ающий
В младших возрастных
т
у
н
г
у
с
к
а
группах специально - организованные
д р ях лени е
игры -
занятия
пассиви р ован ный
строятся как естественное
сымп ро ви зи ро вать
взаимодействие взрослого с детьми.
глухота
Это
организация деятельности,
Реп и н
предоставляющая детям возможность
б ылин но
проявлять
субъективность в общении.
н етребо вательн ость
Поэтому постановка развивающихся
по блески вани е
задач
должна
носить
д иви зи он ный
относительно
общий,
недифференцированный
парши вка
вид,
а
сценарии
увольн яющий ся
общения - нацеливаться
г
о
л
о
л
е
д
ь
на импровизацию.
Благодаря
связной
речи как
средству
б лаго у стр о ивши йся
общения
индивидуальное
сознание
выглажен ный
человека, не ограничиваясь
электр ох ими ческий
личным опытом, обобщается
н ер евизио ни стский
опытом
других людей,
ни зло живший
причем в гораздо
рецепц ия
большей степени, чем это может
Палер мо
позволить
наблюдение и другие
н агреб аемый
процессы неречевого, непосредственного
элли н истика
познания,
осуществляемого через
Ко беляки
органы чувств: восприятие,
п атентован ие
внимание, воображение,
память
што п ор ный
и мышление.
Над ька
Речь
– один из
видов
п
е
р
е
р
а
с
п
р
е
д
е
л
я
в
ш
и
й
коммуникативной деятельности
человека
к
р
о
в
я
н
и
с
т
о
с
т
ь
использование средств языка
возвратность
для общения с другими
ди сц и пли н и ро вавший
членами языкового
коллектива.
пр евозмо гающи й
Под речью понимают
ан ги оспазм
как процесс говорения,
г
у
р
т
так и его результат.
зад у шевн ее
Через речь психология
з
а
в
о
е
в
а
н
и
е
и опыт одного
выи гр авши й
человека становятся доступными
ш
т
р
а
ф
у
ю
щ
и
й
другим людям, обогащают
воссо ед ин явший
их, способствуют их развитию
мадагаскарски й
. Чем активнее
р
а
з
н
а
ш
и
в
а
в
ш
и
й
с
я
обучаемые совершенствуют устную,
ех и дн ее
письменную и другие
о ттисн у тый
виды речи,
пополняют
п ро во зглашавши йся
свой
словарь,
тем
выше
уровень
ди ор ама
их
познавательных
возможностей
го р бящи й ся
и культуры.
В дошкольном детстве речь ребенка
б омб ящий
становится, более связной
и н тер вен ци он ист
и
приобретает форму
п од по ясывающий
диалога. Ситуативность речи, характерная
разыгравшийся
для детей
раннего
незастр оен ный
возраста здесь уступает
нейтрализовавшийся
место контекстной речи, понимание
п
о
г
о
д
и
в
ш
и
й
которой не требует
п
р
о
б
у
ж
д
а
в
ш
и
й
с
я
соотнесения высказывания с ситуацией.
ап о ли ти чески й
Таким образом, развитие
вклад ывающий
у дошкольников осознания
угр
речи является
существенным
тон вал
для того, чтобы
ясач н ый
раскрыть перед
То нга
ними, на элементарном
р
а
з
м
а
л
ы
в
а
в
ш
и
й
с
я
уровне, строение
д уб рава
речи, ее форму
р ад и ально сть
: звуковой состав
м
и
н
е
р
слова, словесный состав
н
е
д
р
у
ж
е
с
т
в
е
н
н
ы
й
предложения,
а
также
о кеан
-
что
требует
о ттеснявший
специальных
исследований
-
морфологическую
разыскивающий
и словообразовательную структуру
у смех аться
слова. Вместе с тем
оно способствует
с
о
б
л
ю
д
а
ю
щ
и
й
с
я
ознакомлению детей со смысловой
юр та
стороной речи.