Напоминание

"Актуальность сказкотерапии в современных условиях для детей дошкольного возраста с нарушениями речи"


Автор: Холина Дарья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 17"Улыбка"
Населённый пункт: г.Трёхгорный
Наименование материала: научная статья
Тема: "Актуальность сказкотерапии в современных условиях для детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность сказкотерапии в современных условиях для детей

дошкольного возраста с нарушениями речи

Детство и сказка неразрывно связаны друг с другом. С самых первых дней

родители, укладывая спать сына или дочку, напевают колыбельные и

рассказывают детские сказки. Сказка - лучшее средство заинтересовать

маленького человека, успокоить его, заставить задуматься, помочь осознать

окружающий мир и исследовать его. Сказка, как мало что еще, развивает

фантазию и будит творческие способности.

Познание мира и себя в этом мире связаны для ребенка с множеством

открытий и находок. Именно сказочные истории, в которых заключен

жизненный опыт старших поколений, помогает ребенку понять законы, по

которым существует действительность. Зачастую ребенок задает такие

вопросы, что взрослые испытывают растерянность и не могут правильно

объяснить причины происходящих вокруг явлений, донести до ребенка идею

о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Тогда на

помощь приходят сказки для детей. Ребенок следит за событиями,

происходящими в жизни главных героев сказок, переживая сказочные

ситуации с живым участием и непосредственностью, на которую способны

только дети. Мозаика собственной картины мира ребенка складывается в

немалой степени благодаря богатому языку сказок и волшебству сказочных

ситуаций. И только повзрослев, он осознает, какое влияние на его духовный

рост оказали сказки, услышанные им в детстве.

Существует специальный термин "сказкотерапия". Разные специалисты по-

разному трактуют понятие сказкотерапии: кто-то подразумевает под ним

лечение сказками, кто-то - способ психологической коррекции особенностей

характера или способ, помогающий выявить проблему и решить ее с

помощью сказочных историй, моделирующих ситуации действительности.

Но все сходятся в одном: основная задача сказкотерапии - объединение

самых эффективных психологический приемов и техник в рамках сказочной

формы. Этот метод достаточно новый, но очень эффективный, и поэтому

весьма популярный среди психологов. Сказкотерапия помогает решить

множество проблем, связанных с интеграцией личности в социальное

общество, обнаружением и последующим развитием творческих

способностей, адаптацией в условиях перенесенных психотравмирующих

ситуаций. Также сказкотерапия широко применяется при обучении и

коррекции нежелательного поведения детей. Такая коррекция не

предполагает авторитарности и психического насилия в процессе воспитания

ребенка с проблемами в поведении. Слушая сказку, ребенок примеряет эти

модели на себя, расширяет арсенал поведенческих реакций, становится более

адаптированным к окружающей действительности, более гибко действует в

процессе взамодействия с окружающими людьми.

Т акие сказки отличаются от

обычных своим главным героем:

в персонализированной сказке в

роле главного героя выступает

конкретный ребенок. В

персонализированную сказку

можно превратить любую

жизненную ситуацию, а

действующие лица, окружающие

ребенка - главного героя, будут

слушателю поразительно

знакомы: дедушки, бабушки,

мамы и папы, соседские

мальчишки, товарищи по школе или детскому саду, любимые домашние

животные. Главный герой персонализированной сказки окружен теми же

людьми, что окружают ребенка в действительности, живет в том же городе,

что и ребенок, имеет тот же характер и привычки. Сталкиваясь с теми же

ситуациями, в каких оказывается ребенок в реальной жизни, главный герой

преодолевает трудности, побуждает страхи и неуверенность в себе, решает

свои детские проблемы. Надо заметить, что детям быть главными героями

ужасно нравится, и сказки с собой в главной роли они могут слушать

бесконечно.

Психологи выделяют ряд функций, которые несет сказка в приеме

психокоррекции:

1. Функция зеркала, которая отожествляет все содержание сказки на

внутренний мир ребенка.

2. При помощи функции модели, ребенок может видеть в сказке множество

конфликтных сюжетов, где герои несут различные способы их разрешения

или подводят читателя к возможной модели поведения в данной

конфликтной ситуации, следовательно, у детей создается образовательный

процесс для самостоятельной выработки «правильной» модели поведения.

3. В момент, когда необходимо снятие сопротивления между ребенком и

психологом, выступает функция опосредования.

4. Под функцией хранения опыта понимается то, что когда

психокоррекционная работа окончена, но действие сказки все еще

продолжается в обычной жизни ребенка.

5. В любой психокоррекционной работе со сказкой необходима функция

реверсии индивидуального и личностного развития. Она помогает ребенку

раскрывать все чувства, безграничную фантазию в мир удивлений и новых

сюжетов, где никто не может осудить за выбранную роль и вхождение в нее

посредством образного мышления.

6. Следующая функция может звучать как альтернативная концепция, т. е.

сюжет сказки подается ребенку в той форме и смысле, какой она была

изначально создана, а в той, которой ребенку будет комфортнее.

7. Завершающей функцией в психокоррекциионной работе со сказкой

является то, что ребенок может заметить в себе изменение личностных

качеств и его позиций после проработанного материала в сказочной форме.

Сказкотерапия является одним из важных ресурсов в коррекции агрессивного

поведения дошкольников с нарушением речи, которая дает нам возможность

использовать этот метод, при помощи сказочных историй, где все события

понятные и естественны, они следуют одни за другими, давая, при этом,

ребенку усвоить причинно-следственные связи. Здесь нет прямых

нравоучений, здесь ребенок погружается в ту атмосферу, где он может

столкнуться с жизненными ситуациями, разрешить которые поможет опыт

многих поколений. Ведь в сценариях сказки встречаются такие проблемы, с

которыми ребенок встречается в обычной жизни. Особенность сказки

заключается в том, что в её завершении обязательно будет всем знакомая

кульминация: «Победа добра над злом». Именно она сможет обеспечить

психологическую защиту, в тот момент, когда ребенок сравнивает себя со

сказочным героем, победившего в своей проблеме и ставший еще добрее,

умнее, сильнее.

Детский рисунок – станет итогом работы на занятии, который объединит в

себе все развиваемые во время занятий эмоции, впечатления, знания и

умения. К каждому занятию необходимо прилагать домашнее задание для

совместного выполнения его ребёнком с родителями.

Таким образом, сказка является наиболее универсальным, комплексным

методом воздействия в коррекции поведения детей-логопетов. В атмосфере

сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию

действительности.



В раздел образования