Автор: Холина Дарья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 17"Улыбка"
Населённый пункт: г.Трёхгорный
Наименование материала: научная статья
Тема: "Актуальность сказкотерапии в современных условиях для детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование
Актуальность сказкотерапии в современных условиях для детей
дошкольного возраста с нарушениями речи
Детство и сказка неразрывно связаны друг с другом. С самых первых дней
родители, укладывая спать сына или дочку, напевают колыбельные и
рассказывают детские сказки. Сказка - лучшее средство заинтересовать
маленького человека, успокоить его, заставить задуматься, помочь осознать
окружающий мир и исследовать его. Сказка, как мало что еще, развивает
фантазию и будит творческие способности.
Познание мира и себя в этом мире связаны для ребенка с множеством
открытий и находок. Именно сказочные истории, в которых заключен
жизненный опыт старших поколений, помогает ребенку понять законы, по
которым существует действительность. Зачастую ребенок задает такие
вопросы, что взрослые испытывают растерянность и не могут правильно
объяснить причины происходящих вокруг явлений, донести до ребенка идею
о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Тогда на
помощь приходят сказки для детей. Ребенок следит за событиями,
происходящими в жизни главных героев сказок, переживая сказочные
ситуации с живым участием и непосредственностью, на которую способны
только дети. Мозаика собственной картины мира ребенка складывается в
немалой степени благодаря богатому языку сказок и волшебству сказочных
ситуаций. И только повзрослев, он осознает, какое влияние на его духовный
рост оказали сказки, услышанные им в детстве.
Существует специальный термин "сказкотерапия". Разные специалисты по-
разному трактуют понятие сказкотерапии: кто-то подразумевает под ним
лечение сказками, кто-то - способ психологической коррекции особенностей
характера или способ, помогающий выявить проблему и решить ее с
помощью сказочных историй, моделирующих ситуации действительности.
Но все сходятся в одном: основная задача сказкотерапии - объединение
самых эффективных психологический приемов и техник в рамках сказочной
формы. Этот метод достаточно новый, но очень эффективный, и поэтому
весьма популярный среди психологов. Сказкотерапия помогает решить
множество проблем, связанных с интеграцией личности в социальное
общество, обнаружением и последующим развитием творческих
способностей, адаптацией в условиях перенесенных психотравмирующих
ситуаций. Также сказкотерапия широко применяется при обучении и
коррекции нежелательного поведения детей. Такая коррекция не
предполагает авторитарности и психического насилия в процессе воспитания
ребенка с проблемами в поведении. Слушая сказку, ребенок примеряет эти
модели на себя, расширяет арсенал поведенческих реакций, становится более
адаптированным к окружающей действительности, более гибко действует в
процессе взамодействия с окружающими людьми.
Т акие сказки отличаются от
обычных своим главным героем:
в персонализированной сказке в
роле главного героя выступает
конкретный ребенок. В
персонализированную сказку
можно превратить любую
жизненную ситуацию, а
действующие лица, окружающие
ребенка - главного героя, будут
слушателю поразительно
знакомы: дедушки, бабушки,
мамы и папы, соседские
мальчишки, товарищи по школе или детскому саду, любимые домашние
животные. Главный герой персонализированной сказки окружен теми же
людьми, что окружают ребенка в действительности, живет в том же городе,
что и ребенок, имеет тот же характер и привычки. Сталкиваясь с теми же
ситуациями, в каких оказывается ребенок в реальной жизни, главный герой
преодолевает трудности, побуждает страхи и неуверенность в себе, решает
свои детские проблемы. Надо заметить, что детям быть главными героями
ужасно нравится, и сказки с собой в главной роли они могут слушать
бесконечно.
Психологи выделяют ряд функций, которые несет сказка в приеме
психокоррекции:
1. Функция зеркала, которая отожествляет все содержание сказки на
внутренний мир ребенка.
2. При помощи функции модели, ребенок может видеть в сказке множество
конфликтных сюжетов, где герои несут различные способы их разрешения
или подводят читателя к возможной модели поведения в данной
конфликтной ситуации, следовательно, у детей создается образовательный
процесс для самостоятельной выработки «правильной» модели поведения.
3. В момент, когда необходимо снятие сопротивления между ребенком и
психологом, выступает функция опосредования.
4. Под функцией хранения опыта понимается то, что когда
психокоррекционная работа окончена, но действие сказки все еще
продолжается в обычной жизни ребенка.
5. В любой психокоррекционной работе со сказкой необходима функция
реверсии индивидуального и личностного развития. Она помогает ребенку
раскрывать все чувства, безграничную фантазию в мир удивлений и новых
сюжетов, где никто не может осудить за выбранную роль и вхождение в нее
посредством образного мышления.
6. Следующая функция может звучать как альтернативная концепция, т. е.
сюжет сказки подается ребенку в той форме и смысле, какой она была
изначально создана, а в той, которой ребенку будет комфортнее.
7. Завершающей функцией в психокоррекциионной работе со сказкой
является то, что ребенок может заметить в себе изменение личностных
качеств и его позиций после проработанного материала в сказочной форме.
Сказкотерапия является одним из важных ресурсов в коррекции агрессивного
поведения дошкольников с нарушением речи, которая дает нам возможность
использовать этот метод, при помощи сказочных историй, где все события
понятные и естественны, они следуют одни за другими, давая, при этом,
ребенку усвоить причинно-следственные связи. Здесь нет прямых
нравоучений, здесь ребенок погружается в ту атмосферу, где он может
столкнуться с жизненными ситуациями, разрешить которые поможет опыт
многих поколений. Ведь в сценариях сказки встречаются такие проблемы, с
которыми ребенок встречается в обычной жизни. Особенность сказки
заключается в том, что в её завершении обязательно будет всем знакомая
кульминация: «Победа добра над злом». Именно она сможет обеспечить
психологическую защиту, в тот момент, когда ребенок сравнивает себя со
сказочным героем, победившего в своей проблеме и ставший еще добрее,
умнее, сильнее.
Детский рисунок – станет итогом работы на занятии, который объединит в
себе все развиваемые во время занятий эмоции, впечатления, знания и
умения. К каждому занятию необходимо прилагать домашнее задание для
совместного выполнения его ребёнком с родителями.
Таким образом, сказка является наиболее универсальным, комплексным
методом воздействия в коррекции поведения детей-логопетов. В атмосфере
сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию
действительности.