Напоминание

Презентация "Знакомство с шахматной доской"


Автор: Ковалык Аурика Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработкаа
Тема: Презентация "Знакомство с шахматной доской"
Раздел: дошкольное образование





Назад




История возникновения шахмат

Шахматы – игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во

всех уголках планеты, наряду с этим - это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его

интеллектуальные способности. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются

китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что

родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает -король

мертв. В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает

мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, что у ребенка активно

развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие

важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом

поражения,

которые

постигают

игрока,

учат

его

стойко

и

достойно

переживать

проигрыш,

относиться

к

себе

самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Сказка о том, как возникли Шахматы

Много

столетий

тому

назад

жил

в

Персии

богатый

и

всемогущий

шах.

У

него

было

множество

прекрасных

дворцов,

неприступных крепостей и огромнейшая армия. Сотни тысяч пеших солдат, десятки тысяч всадников составляли непобедимое

войско шаха. Но самым грозным его оружием были могучие слоны.

Недружно жил шах с правителями соседних государств. Не умел он решать споры мирным путем. Если обижался на соседа-

султана, то, даже не обсуждая с ним возникшее недоразумение, сразу объявлял ему войну и посылал свое войско наказать

обидчика.

Прошло совсем немного времени, и армия персидского шаха разгромила все соседние армии. Воевать стало не с кем, и шах

заскучал. Ничто не радовало его, и шах понял, что если он не вырвется из цепких когтей тоски, то погибнет. И тогда властелин

Персии решил разослать гонцов с указом придумать такое развлечение, которое смогло бы прогнать его скуку. Он пообещал

осыпать золотом того, кто сможет это сделать и спасти его от тоски.

Из

разных

концов

Персии

и

даже

из

других

государств

приходили

мудрецы

и

чародеи,

предлагая

всевозможные

забавы.

Один

из

них

принес

механическую

певчую

птицу,

сделанную

из

золота

и

бриллиантов. Ее волшебные трели очаровали весь дворец, но не развеяли печаль владыки. Второй чародей

привез шары платиновые и кегли рубиновые. И предложил игру, в которой нужно было сбивать кегли

шарами. Но и она не увлекла государя. Много еще людей приходило во дворец, чтобы удивить и развеселить

могущественного властелина, но никому не удавалось достичь цели.

И вот однажды решил помочь горю своего владыки один мудрый старец. Отправился он в пустыню, чтобы

там, в полном одиночестве, вдали от людей подумать над тем, как решить эту проблему. Сто дней и ночей

размышлял он у источника в тени густой кроны дерева. И придумал он игру, в которую вложил много

мудрых идей и мыслей. Придумал и пошел к своему властелину.

Приходит к нему и говорит: "О великий государь, принеся тебе лекарство от печали и грусти!". И расставил

перед ним маленькие деревянные фигурки. Увидев это, шах закричал на мудреца, затопал на него ногами:

"Что это за деревяшки? Мне приносили золото, бриллианты, изумруды, а ты что принес?"- "Не все то золото,

что блестит!"- спокойно ответил мудрец.

Присмотрелся шах к фигуркам и увидел в них все свое войско: и конницу, и пехоту, и боевых слонов, и крепости,

и даже своих генералов. А в одной фигуре узнал самого себя! И стало ему любопытно: что же это все значит? Тем

временем мудрец достал деревянную доску, состоящую из 64 клеток двух цветов, и на одном ее конце выстроил

фигурки белого цвета- белую армию. На другом конце расположил черную армию. Затем старец пояснил, что в

этой игре каждая фигура двигается по- своему и имеет свои права, как в любом государстве. Перемещая по

очереди эти фигуры, игроки стараются ослабить войско противника. Они стремятся нанести урон его армии и

уничтожить ее. Но самая главная цель каждого игрока — поймать в ловушку короля противоположного цвета.

Услышав эти правила игры, шах усмехнулся и с вызовом произнес: "Ты думаешь, что я-великий полководец,

покоритель всех народов - не справлюсь с маленьким отрядом деревянных игрушек? Защищайся!" мудрецу. И

началась первая в мире битва за шахматной доской. Прошло совсем немного времени, и шах с удивлением понял,

что управлять небольшим отрядом деревянных фигурок значительно сложнее, чем целой армией. Ему так

понравилась эта игра, что за шахматной доской он проводил все дни и навсегда забыл о своей скуке. Когда шах

добирался до короля противника, то громко кричал: "Шах мат!", что в переводе на русский язык означало "Король

умер". С тех пор игра и получила название шахматы.

Шахматная доска.

Горизонталь, Вертикаль, Диагональ.

Педагог показывает детям шахматную доску, рассказывая, что на шахматной

доске ведутся шахматные сражения. В Шахматы играют два противника, две

армии. Рассказываем, что шахматная доска аккуратно расчерчена на равные

темные и светлые клетки-квадратики, которые по шахматному называют ПОЛЯ.

Светлые клетки – это БЕЛЫЕ ПОЛЯ, темные – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ. Акцентируем

внимание, что поля чередуются по цвету: белое поле, черное поле, не бывает

два белых или два черных поля подряд. Говорим о том, что всего полей 64 – 32

белых и 32 черных

поля. Главное правильно расположить шахматную доску – угловое поле слева

должно быть черного цвета, справа – белого.

Горизонталь и вертикаль

Черные и белые поля, идущие слева направо, называются ГОРИЗОНТАЛЯМИ.

Это слово похоже на слово «горизонт». Куда прячется солнышко? За горизонт.

А черные и белые поля, идущие снизу вверх, называются ВЕРТИКАЛЯМИ.

Вертикально стоят столбы, растут деревья. Всего на доске 8 горизонталей и 8 вертикалей. Каждая

из них имеет 8 полей. Вы заметили, как часто повторяется цифра 8? Для шахматной доски эта

цифра является магической.

Диагональ

Поля горизонталей и вертикалей чередуются по цвету, но есть еще дорожки, где поля одного

цвета, вот посмотрите (показываем). Такие дорожки называются ДИАГОНАЛИ.

ДИАГОНАЛЬ – любая прямая цепочка полей одинакового цвета, касающихся друг друга

уголками. Диагонали в отличии от вертикалей и горизонталей по своей длине не равны. Есть

диагонали, состоящие из 2,3,4, 5,6,7,8 полей. Вводим понятия Большая белая диагональ,

большая черная диагональ, короткие диагонали. Диагонали могут быть и черными и белыми

(показ).

Можно предложить детям задания (на заранее подготовленном материале) правильно показать

и раскрасить вертикали, горизонтали и диагонали. Вместе еще раз пересчитать поля на них.

Можно поиграть в игры: для этого дать ребенку пешки и предложить расставить их на

вертикали,

горизонтали

и

диагонали. Можно

предложить

расставить

пешки

двоим

детям

поочереди.

Можно поиграть в игру «горизонтально-вертикальная игра» - педагог ставит пешку на любое

поле шахматной доски и предлагает ребенку передвинуть пешку на одно поле в задаваемом

направлении, например, направо по горизонтали, вверх по вертикали, налево по горизонтали и

т.д. Эта игра очень важна, т.к.учит детей ориентироваться на плоскости шахматной доски.

Вопросы для детей:

- Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь)

- Какая шахматная дорожка тянется снизу вверх? (Вертикаль)

- Сколько всего полей в горизонтали, вертикали? (8)

- Сколько белых полей в каждой горизонтали /вертикали? (По 4)

- Сколько полей в больших диагоналях? (8)

- Сколько полей в самых коротких диагоналях? (2)

- Сколько на доске вертикалей, горизонталей? (8), сколько диагоналей? (26)

- Сколько на доске больших диагоналей (2)

- Сколько коротких (4)

- Сколько полей в больших диагоналях? (8)

- Сколько полей в самых коротких диагоналях? (2)

- Сколько на доске больших диагоналей? (2)

- Сколько на доске самых коротких диагоналей? (4)

- Бывают ли черно-белые диагонали? (нет)

Шахматная нотация

Каждая вертикаль и горизонталь имеет свое название: вертикали обозначаются

слева направо маленькими буквами латинского алфавита – a b c d e f g h

Горизонтали обозначаются снизу вверх арабскими цифрами –1 2 3 4 5 6 7 8

У каждого поля есть свой адрес, например а1, бэ2, це3.

Для чего нужно знать названия полей? А нужно это для того, чтобы овладеть

шахматным языком, на котором говорят все шахматисты мира. Называется он

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Для закрепления этой сложной темы предлагается игра «Цвет поля» - педагог

называет адрес поля – дети называют цвет этого поля. Далее дети могут играть

самостоятельно.

Можно играть, считая очки, за каждый правильный ответ – очко, либо зарисовать

квадратик на листочке, (принцип графического диктанта)

ЦЕНТР

Центр – это 4 поля в середине шахматной доски. В Центре 2 белых поля и 2 черных поля.

Угловые поля имеют адрес а1, а8, h8, h1. Очень важно как можно раньше занять центр

шахматной доски.

Почему центр так важен:

- легкие фигуры (особенно кони) находящиеся в центре занимают очень активную позицию,

обстреливая фигуры, пешки и поля в лагере соперника и защищая свои тылы. Особенно

хорошо, когда такую фигуру невозможно разменять или прогнать из центра.

- фигурам и пешкам не обязательно даже находится непосредственно на самих центральных

полях. Достаточно оказывать на центр давление, атакуя стоящие там фигуры и пешки

соперника, или наоборот защищать уже расположенные там свои фигуры и пешки.

- очевидно, что центр находится между флангами. Поэтому стороне, которая выиграла борьбу за

центр проще перебрасывать свои фигуры по шахматной доске. Они обладают большей

мобильностью. Большая мобильность позволяет концентрировать свои силы на нужном участке

доски, добиваясь там перевеса в силах, а также быстро перебрасывать силы в защиту снижая

атакующий потенциал соперника.

- очень часто захват центра позволяет получить перевес в пространстве. Особенно важно это

при полной доске фигур. В таком случае у ваших фигур есть выбор, они могут занимать свои

«любимые» поля, а у фигур соперника этот выбор ограничен или отсутствует.

Вопросы детям

Какую форму имеет центр? (квадратную)

Сколько полей в центре? (4)

Сколько белых/черных полей в центре? (2)



В раздел образования