Автор: Холодная Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Алые паруса"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра
Раздел: дополнительное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В
УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО
ЦЕНТРА»
Мы хозяева нашей Родины, и она для нас
кладовая солнца с великим сокровищем жизни.
Мало того, чтобы эти сокровища охранять,
их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять леса,
степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, Зверям - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять Родину.
М.М. Пришвин.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё
более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные
определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной
задачи, чем поиск путей выхода из него. Для успешного решения этой задачи
недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку
планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических
знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было
экологически осмысленным.
Актуальность экологического воспитания заключается в том, что ребенок
вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу,
между детьми, педагогами, воспитателями, через психологический климат в
коллективе. Всё это
должно
способствовать активной
деятельности в защиту
природы. Актуальность заключается ещё и в том, что экологическое
воспитание
способствует
оздоровлению
детей:
занятия
в
основном
проводятся на воздухе, дети находятся в постоянном контакте с природой,
что
обеспечивает
устойчивый
эмоциональный
уровень,
способствует
формированию активной жизненной позиции ребят, что предполагает
гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация,
творческое саморазвитие
В течение многих лет в
нашем Центре
ведется работа по экологическому
воспитанию подрастающего поколения. Задача педагогов учреждения на
основе
эстетического
восприятия
детей
направлять
их
к
познанию
окружающей
природы,
формировать
правильные
представления,
воспитывать бережное отношение ко всему живому. Экологические знания
включены в занятия и другие виды детской деятельности. Воспитывая в
детях любовь ко всему живому, мы, прежде всего, стараемся пробудить
интерес к обитателям уголка природы: растениям, животным и птицам. Это
дает
возможность
проводить
наблюдения,
позволяет
удовлетворять
любознательность
детей.
Давняя
привычка
рвать
цветы
привела
к
исчезновению очень многих растений в местах часто посещаемых людьми
(сон-трава, венерин башмачок и другие). Важно, чтобы ребята осознали
простые истины: выросший на лугу цветок находится здесь «у себя дома», он
связан с другими обитателями луга. Например, к цветку прилетают
насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются
плоды и семена. Они попадают в почву, где из
семян вырастают
новые
растения
.
Имеем ли мы право срывать цветок для того только, чтобы
некоторое время полюбоваться им? Конечно нет. Для этого специально
выращиваем красивые цветы на клумбах. В целях охраны и защиты, редких и
находящихся под угрозой исчезновения дикорастущих растений, создания
условий для их устойчивого существования, обеспечения биологического
разнообразия и сохранения генофонда растений, в Кемеровской области
принят Закон Кемеровской области от 03.08.2000 № 56-ОЗ «О Красной книге
Кемеровской
области».
Красиво
изданные
красные
книги
являются
подзаконным актом, призванным наглядно пояснить населению, что же надо
охранять из многочисленного флористического разнообразия. Красные книги
могут создаваться там, где население заинтересовано в сохранении природы
и хотело бы знать про свои «живые редкости». Красная книга с ее красочным
оформлением, картами распространения редких и исчезающих видов
предоставляет воспитанникам новейшую информацию о
состоянии видов
растений
и животных
.
Ни в каком другом издании такой полноты
информации
нет.
Красная
книга
Кемеровской
области
является
информативной базой по состоянию включенных в нее видов. Она является
составной частью регионального компонента экологического образования и
воспитания, формирования краеведческих знаний у ребят, общественного
мнения о необходимости сохранения флористического разнообразия и
особенно наиболее редких и уязвимых объектов, обитающих на данной
территории.
На занятиях воспитанники получают знания о ценности воды в природе, о
взаимодействии
живых
организмов,
о
животных
и
растениях
других
материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать,
выделяя самые главные существенные признаки. Воспитанники постоянно
вовлечены в посильные для них практические дела, одно из которых –
внутреннее и внешнее озеленение Центра. Ежегодно в летний период
воспитанники Центра под руководством педагогов трудятся на приусадебном
участке: сажают, пропалывают, вносят комплексные удобрения, поливают
овощные и ягодные культуры, а осенью с радостью и гордостью собирают
урожай. Также на территории учреждения руками ребят и педагогов
оформлены красивые клумбы, которые радуют своим великолепием не
только сотрудников, но и жителей района.
Большое
внимание
уделяется
охране
местных
природных
ресурсов:
проводятся
экологические
акции
с
использованием
разработанных
воспитанниками
информационных листовок; конкурсы рисунков «Зеркало
природы», «Мир,
в
котором
мы живём
…»; «
трудовые десанты» на Аллее
памяти воинам-интернационалистам, у памятника Воину-освободителю;
участие
в
районных
субботниках.
Интерес
к
приобретению
новых
экологических
знаний
повышается
благодаря
проведению
викторин,
диспутов, круглых столов, брейн-рингов с использованием видеоматериала.
Повышение
положительных
эмоций,
позитивных
эмоциональных
проявлений происходит через проведение игровой деятельности, конкурсно-
развлекательных мероприятий.
Во время туристических походов несовершеннолетние знакомятся с дикой
природой родного края, учатся бережно относиться к ней, усваивают правила
и нормы поведения в природе, приобретают навыки туризма и рыболовства.
Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю
жизнь.
Воспитанники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко
всему
живому
внимательнее,
трудолюбивее
и
наблюдательнее,
что
отражается в их рисунках. Знакомство и изучение экологии придает новый
импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к
уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему
живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом
мире,
ребята
учатся
анализировать
природную
среду
как
сложную,
дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в
динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как
экологическую нишу человечества. Научить ребенка сохранять и охранять
окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать
ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не
потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные
отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную
сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти
чувства
в
дальнейшую
взрослую
жизнь.
Литература
1. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг нас: учебное пособие /
Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова,-М._: Просвещение,1993.-128с.
Каталог: stati
2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей
природной среды в Российской Федерации в 2012 году». М.: МПР, 2014.
483с.
3. Ковалева Е.В. История педагогики и образования: учебное метод.
пособие / Е.В. Ковалева, И.М. Яковенко; Кам ГУ. Витуса Беринга, 2013-377с.
4. Красная книга Кемеровской области:1. Редкие и находящиеся под угрозой
исчезновения виды растений и грибов, 2-е изд-е, перераб. и дополн.-
Кемерово: «Азия принт», 2012.-208с.-с илл.
5. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах /
Г.М. Каджаспирова. - .М.: Айрис-пресс,2006.-256с.