Автор: Лукина Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №30 "Миасский детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: Челябинская область, Красноармейский район, село Миасское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс для педагогов "Природа Урала"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
"Природа Урала"
(Рисование на пене для бритья)
Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования, дать информацию о
поэтапной последовательности рисования на пене для бритья.
Материалы: Пена для бритья (для чувствительной кожи); разовые тарелки; гу-
ашь; кисточки (белка №6); лист бумаги для черчения; стакана для воды; салфет-
ки; зубочистки; образец.
Ход:
Воспитатель: Уважаемые коллеги, вы любили в детстве рисовать? (ответ) Так
же и наши дети любят рисовать, лепить и заниматься аппликацией. А это зна-
чит, что в дошкольном возрасте изобразительная деятельность должна быть
средством познания окружающего мира. Ребенок развивает определенные
способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в про-
странстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навы-
ки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что
очень поможет будущему школьнику. Кроме того, художественное творчество
доставляет детям радость, создает положительный настрой. Изобразительная
деятельность - это один из путей совершенствования организма. Но это не зна-
чит, что надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или
кисточку и мучить его. Первые неудачи могут вызвать разочарования, и даже
раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успеш-
ной - это будет подкреплять его уверенность в собственных силах. Существует
множество приемов и техник рисования, лепки и аппликации, с помощью кото-
рых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художе-
ственных навыков.
Детей я учу воспринимать окружающим мир посредством изображения цвета
нетрадиционными способами. Это необычное сочетание материалов и инстру-
ментов.
Сегодня мне хочется показать Вам что-то необычное, веселое, оригинальное.
Я предлагаю познакомиться с нетрадиционной техникой рисования на пене для
бритья. Основой этой техники является метод монотипии (т.е., отпечаток).
1. Для работы может послужить любая невпитывающая поверхность: досочка
для лепки, стеклянные заготовки, обычный плотный лист картона, в данном
случае мы используем разовые тарелочки. В своей работе я использую пену для
чувствительной кожи, без резкого запаха.
2. Уважаемые коллеги, предлагаю приступить к работе. Для этого необходимо
взболтать балончик, нанести пену по форме - необходимо разровнять лопаткой
вправо и влево так, чтобы поверхность была ровной. Я в своей практике предла-
гаю работать руками, тк ребята открывают для себя новые ощущения: пена при-
ятна на ощуть, позволяет расслабиться и успокоиться, развивает творческое во-
ображение и интерес, мелкую моторику кистей рук, доставляет удовольствие
сам процесс, необычность и непредсказуемость результата завораживает ребен-
ка, работа вносит ощущение ожидания чуда.
В процессе работы детям возможно задать вопросы:
- Что вы испытываете при работе?
- Какая пена на ощупь?
- На что похожа пена?
3. Все готовы и заинтересованы. Берем в руки кисточки. Определяемся с сюже-
том и творим. Фантазия и творчество приветствуется. (Предлагаю несколько ва-
риантов уральских пейзажей). Кисть должна скользить по поверхности, сильно
не нажимайте на нее.
Создавать рисунок на пене возможно обычными красками, лучше использовать
гуашь. Получается ярко и насыщенно. Наносим изображение, едва касаясь
пены. Можно использовать зубочистку, расческу - растягивать краску.
(Во время работы обращаю внимание на правильность нанесения рисунка).
Когда рисунок готов, начинается сама монотипия. Это значит - уникальный от-
печаток в единственном экземпляре.
4. Бумагу накладываем на рисунок. Прижимаем, но не выдавливаем пену. Слег-
ка проглаживаем, чтобы рисунок отпечатался на листе.
5. Снимаем лист с пены (Ой-ой-ой! Неужели ничего не получилось. Лист весь в
цветной пене!) Просто ее надо счистить. Берем снова лопатку и, аккуратно при-
жимая, счищаем пену в одном направлении. "Ох, вот это да!"
Рисунок получается сухой. Его можно красиво обрезать простыми или фигур-
ными ножницами и приклеить на картон, получится замечательная картина.
Нестандартные подходы вызывают у детей желание рисовать, ребята становятся
более раскованными, уверенные, что их работа лучше всех. Развивается фанта-
зия, творчество, воображение.
Надеюсь, что мастер-класс поможет Вам использовать в своей работе этот не-
традиционный способ для развития творческих способностей детей.