Автор: Денисова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №113
Населённый пункт: Санкт-Петербург, посёлок Парголово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательно-творческий проект в подготовительной группе "Деревья нашего посёлка".
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-творческий проект
В подготовительной группе
«Деревья нашего посёлка»
Подготовила воспитатель
Денисова Наталья Михайловна
1
Слово «дерево»
Должен ты знать
И каждое дерево узнавать:
По цветкам, по листве,
По плодам и по коре.
Паспорт проекта
1. Вид проекта: познавательно – творческий
2. Продолжительность: долгосрочный (сентябрь-май)
3. Автор проекта: Денисова Наталья Михайловна
4. Участники проекта: дети подготовительной группы №1 детского сада №113
Выборгского района и их родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
5. Актуальность темы:
Многие дети не знают названий деревьев и кустарников, а также не берегут зелёные насаждения:
срывая листья, обламывая ветки, срывая кору, не задумываются о том, какой вред тем самым наносят
живой природе и самим себе. Возникает ряд вопросов: как учёные назвали наших зелёных друзей и
что нужно сделать для того, чтобы защитить их?
6.Цель проекта:
Формирование познавательно — исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста о
жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.
7.Задачи:
Дать детям знания о деревьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между
средой обитания и особенностями строения.
Изучить деревья нашего посёлка.
Научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.
Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в
творчестве.
8.Предполагаемые результаты:
Расширится кругозор детей о растительном мире посёлка.
Осознанно правильное отношение детей к деревьям.
Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
9.Продукт проектной деятельности:
Праздник «Именины у Рябинки»
Создание лэпбука «Деревья».
2
План реализации проекта
Подготовительный этап
Поисковая работа по подбору:
Иллюстрационного материала, литературных произведений, стихов, загадок, дидактических игр,
музыкальных произведений.
Основной этап
Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.
Целевые экскурсии по территории детского сада.
Беседы:
«Деревья нашего посёлка»
Цель: закрепить знания детей о деревьях, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе;
воспитывать бережное отношение к «зеленому другу».
«Как деревья готовятся к зиме»
Цель: формировать у детей представления о состоянии деревьев осенью. Дать знания о плодах и
семенах деревьев, о способе их распространения.
Составление гербария "Листочки наших деревьев".
Сбор семян деревьев для коллекции.
Чтение художественной литературы:
С. Л. Прокофьева «Сказка про маленький дубок», Е. Пермяк «Смородинка», Б. Заходер «Почему
деревья не ходят?», А. Лопатина «Волшебная рябинка», М. Пришвин «Осинкам Холодно».
Цель: формировать интерес к художественным произведениям, воспитание бережного отношения к
деревьям, любовь к природе.
Подбор загадок
Цель: обогащать знания детей посредством художественного слова.
Дидактические игры:
«Подбери слово» (к слову березовый….)
«Какое дерево?» (подбор прилагательных),
«Придумай однокоренные слова»,
«Найди дерево по описанию»,
«Из семени в дерево»,
«Сравни»
«С какого дерева лист?»
Цель: учить сравнивать, обобщать, квалифицировать.
Рисование
3
«Осеннее дерево», «Разноцветные листочки», «Веточка рябины».
Цель: закрепить умение рисовать разнообразные деревья, листья, совершенствовать умение работать
карандашами и красками, развивать чувство прекрасного, любовь к природе.
Лепка
«Яблонька»
Цель: закреплять строение дерева, приёмы лепки, умение передавать форму дерева, его пропорции.
Аппликация, конструирование из бумаги.
« Берёзовая роща», «Веточка рябины»
Цель: закреплять знания о деревьях, воспитывать познавательный интерес к природе.
Интеграция
образовательных
областей
Совместная
деятельность с
взрослыми
Самостоятельная
деятельность
детей
Создание
развивающей
среды
Взаимодействие с
родителями
Познавательно-
исследовательска
я деятельность
Беседы:
«Деревья нашего
посёлка».
«Как деревья
готовятся к
зиме».
Рассматривание
иллюстраций
деревьев,
настольно-
печатные игры.
Внесение
иллюстраций по
теме,
настольных игр.
Прогулка в парк
Художественно-
эстетическое
развитие
Рисование
«Осеннее дерево»,
«Разноцветные
листочки»,
«Веточка
рябины».
Лепка
«Яблонька»
Аппликация,
конструирование
из бумаги.
« Берёзовая
роща», «Веточка
рябины»
Рисование
деревьев,
листочков.
Трафареты,
шаблоны,
раскраски.
Изготовление
аппликации «Моё
любимое дерево».
Родительский
клуб «Именины у
рябинки».
Социально-
коммуникативное
развитие
Сюжетно-
ролевая игра
«Путешествие в
осенний лес»
Беседа «Как
вести себя в лесу»
Рассматривание
рисунков,
поделок.
Дидактическая
игра
«Хорошо -
плохо».
Фотографии для
газеты
«Отдыхаем, не
вредя», «Природа
нашего посёлка».
Наблюдения за
деревьями.
4
Речевое развитие
Составление
рассказа о дереве.
Цель: закреплять
умение детей
составлять
рассказ по схеме.
Расширять
словарный запас,
развивать речь.
Отгадывание
загадок, чтение
стихов.
Цель: обогащать
знания детей
посредством
художественного
слова.
Схема рассказа о
дереве.
Заучивание
стихов о
деревьях.
Физическое
развитие
Пальчиковая
гимнастика
Подвижная игра
«1, 2, 3 к дереву
беги»
Подборка
пальчиковых игр
Прогулка по
Шуваловскому
парку.
Декабрь. Январь. Февраль.
Наблюдения за деревьями в зимний период. За красотой природы во время снегопада.
Целевая экскурсия по территории детского сада «Лиственные и хвойные деревья».
Беседа «Что происходит с деревьями зимой».
Проведение опыта, доказывающего, что деревья зимой находятся в состоянии покоя.
Цель: Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о жизнедеятельности растений
в зимний сезон.
Исследовательская работа: «Есть ли у ёлочки листья?».
Сбор коллекции плодов хвойных деревьев.
Март. Апрель. Май.
Наблюдения за деревьями весной.
Цель: закрепить и расширить знания об изменении жизни деревьев в природе весной и о бережном
отношении к ним.
Исследовательская работа: Наблюдение за веточками деревьев в разных условиях содержания.
Проведение опыта, доказывающего, что для того чтобы распустились почки на деревьях,
необходимы свет, вода, тепло.
Викторина на тему «Что мы знаем о деревьях?»
1.
Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья – живые или нет? Почему вы так считаете?
5
4. Сколько деревьев растет на нашем участке? Как они называются?
5. Сколько деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Как вы думаете, кто посадил деревья около нашего детского сада, в городе? Для чего?
7. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
8. Где вы видели деревья в нашем городе?
9. Как вы считаете, в нашем городе много или мало деревьев? Обоснуйте свою точку зрения.
10. Как вы думаете, где деревьям лучше живется – в лесу или в городе? Почему вы так
считаете?
11. Как вы думаете, достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично?
12. Помогали ли вам, когда – нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
13. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем
городе? Возле нашего детского сада? На нашем участке? У вашего дома?
14. Изменится ли тогда что – нибудь в нашей жизни?
15. А почему деревья могут исчезнуть?
Заключительный этап
Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей работы - создание
Лэпбука «Деревья».
Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в
них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья
не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми.
6