Автор: Бесштанова Татьяна Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 63
Населённый пункт: г. Таганрог , Ростовская обл.
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Игровая деятельность детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов «Игровая деятельность у детей
дошкольного возраста»
Без игры, нет и, не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток преставлений, понятий об окружающем
мире.
Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности»,
В.А. Сухомлинский.
В жизни дошкольника игре отведено особое место. Вся образовательная
деятельность в ДОУ должна быть построена на игре. В играх наиболее полно
проявляется личность ребенка, т. к. игра является средством всестороннего
развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).
Игра ребенка является главным способом освоения мира, который он
пропускает сквозь призму своей субъективности.
Игра влияет на общее психическое развитие ребенка: на формирование его
восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его
произвольности.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника,
поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям,
предопределяет важнейшие изменения в его психических процессах. В игре
зарождаются и развиваются другие виды деятельности.
Все игры дошкольников можно разделить на две основные группы:
- Сюжетно-ролевые творческие игры;
- Игры с правилами.
Сюжетно-ролевые творческие можно разделить на:
игры на бытовые темы и игры с производственной тематикой
игры на героико-патриотические темы, отражающие героические
подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
режиссерские и театрализованные игры, игры на темы литературных
произведений, кино-, теле- и радиопередач: (по содержанию
мультфильмов, кинофильмов) и т.д
строительные игры и игры с природным материалом;
игры-забавы и развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические и подвижные игры.
Дидактические игры:
- игры с предметами и игрушками;
- словесные игры;
- настольно-печатные;
- музыкально-дидактические игры.
Подвижные игры:
- сюжетные;
- бессюжетные;
- с элементами спортивных игр.
Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают
сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления
детей об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для
каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет,
содержание и роль. В играх проявляется творческое воображение
ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как
символами явления окружающей жизни, В играх ребенок не только
отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает свое
желанное будущее.
Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить,
выполнять разнообразные действия игрушку или ее заместителя.
Театрализованные игры. Это игры в которых содержание, роли,
игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или
иного литературного произведения. Ребята с помощью выразительных
средств (интонации, мимики, жестов) отображают конкретные образы.
Сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом
литературного произведения.
Строительно-конструктивные игры - разновидность творческой игры.
В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире.
Строительная игра - это такая деятельность детей, основным
содержанием которой является отражение окружающей жизни в
разных постройках и связанных с ними действиях. В строительно-
конструктивных играх происходит замещение одних предметов
другими: постройки возводятся из специально созданных
строительных материалов и конструкторов или же из природного или
бросового материала (песка, снега, камня, дерева).
Игры с правилами в свою очередь подразделяются на 2 вида:
дидактические и подвижные.
В дидактических играх основной задачей является умственное развитие
детей, обогащение их знаниями. Дидактические игры направлены на решение
конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется
воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Все
дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками), используются игрушки и реальные
предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью них дети знакомятся
со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой,
качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию,
установлению последовательности в решении задач, что очень важно для
развития логического мышления
- игры с природным и бросовым материалом. В таких играх закрепляются
знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные
процессы (анализ, синтез, классификация):
- настольно-печатные игры разнообразны по видам. При их использовании
решаются различные развивающие и образовательные задачи.
Подвижные игры. В подвижных играх основной задачей является
совершенствование движений, развитие двигательной активности.
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они
дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется
в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Большое влияние подвижные
игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка,
формирование важных качеств личности. В этих играх развивается воля,
сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в
играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и
достижения успеха.