Автор: Журавлева Ольга Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №159 Адмиралтейского района СПб
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Раздел: дошкольное образование
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ
В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Журавлева Ольга Юрьена
Методист
ГБДОУ детский сад № 159
Адмиралтейского района СПб,
Россия, г. Санкт-Петербург
Обновление и совершенствование качества образования ставит перед нами новые
задачи по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс. ДОО и семья
рассматриваются как равнозначные партнеры. Изменение в установках приводят к
поиску новых технологий взаимодействия семьи и детского сада, а именно роли педагога,
который должен быть готов к сопровождению образовательного процесса.
Наши наблюдения показали, что не все родители откликаются на
стремление педагога к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению
усилий по воспитанию ребенка. И одной из основных задач педагога
становится развитие
субъектной позиции
родителей,
предполагающей
проявление
активности,
инициативности
и
ответственности
во
взаимодействии с ДОО.
С
целью
изучения
готовности
к
осуществлению
партнерских
отношений педагогов и родителей мы провели мониторинг. Результаты
позволили увидеть, что лишь часть родителей готова выступить в роли
организаторов образовательной деятельности с детьми, но родители не
имеют для этого необходимого опыта, знаний и умений. Чаще всего
родители выступают в роли пассивных слушателей или зрителей. В процессе
взаимодействия педагогов и родителей таким образом, важно выбрать
правильные, полезные для развития обеих сторон технологии общения.
Поэтому необходимо чтобы одной из приоритетных задач педагогов ДОУ
стал поиск эффективных путей сотрудничества с родителями, привлечение
их к совместному процессу воспитания, образования, развития детей.
На данный момент, чтобы инициировать продуктивную деятельность
группы родителей и привлечь их к процессу обсуждения актуальных
вопросов
недостаточно
использовать
традиционную
роль
педагога-
просветителя. Современный мир требует применения современных ролей.
Мы
полагаем,
что
наиболее
продуктивными
в
выстраивании
совместного с родителями обсуждения каких-либо проблем будут роли
фасилитатора и модератора. Рассмотрим более подробно такую роль
педагога, как модератор.
Педагог-модератор (от лат. moderor — умеряю, сдерживаю) – педагог,
помогающий группе родителей понять общую цель и поддерживающий
позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе
дискуссии, не защищая при этом ни одну из позиций или сторон. Модератор
управляет процессом, но не вмешивается в содержание обсуждения, не
навязывает собственное мнение и личные цели, даже, когда родители
провоцируют его к этому.
Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих у родителей
по ситуациям пребывания ребенка в ДОУ, часто вызывает разногласия и
непонимание
между
участниками
диалога.
Типичная
ситуация:
на
родительском собрании кто-то из родителей много говорит не по существу,
чьи-то разумные идеи остаются не услышанными, тратится много времени на
обсуждение вопросов, не касающихся основной темы собрания; решения в
итоге не принимаются. Именно в таких напряженных и противоречивых
ситуациях следует обратиться к технологиям модерации, которые дадут в
свою очередь, возможность подготовить родителей к самостоятельному
принятию решений через делегирование им инициативы и ответственности.
Для того чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом
обсуждения необходимо управлять и координировать действия участников
родительского
собрания
или
круглого
стола.
Педагог,
владеющий
технологиями модерации, управляет процессом обсуждения, вовлекает
участников и структурирует работу собравшихся. Родители же сами
проделывают всю работу по принятию решения. Педагог, использующий
технологии модерации лишь виртуозно облегчает процесс, способствует
тому, чтобы участники задумались над решением проблемы и не ждали
готового решения.
Цель
проведения
мероприятий
с
родителями
с
использованием
технологий модерации – помочь им освоить навыки интерактивного общения
и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по
вопросам воспитания, образования и развития детей, возможно, повлиять на
негативные установки отдельных родителей по тем или иным проблемам,
связанным с дошкольным образовательным учреждением.
Продукт модерации в свою очередь – это организационные предложения
решения,
которые
повлекут
за
собой
те
или
иные
изменения
организационного и воспитательного характера.
Модератор планирует сценарий процесса обсуждения, при проведении
которого использует методы, позволяющие группе прийти к решению.
Можно определить следующие требования к разработке обсуждения темы:
точное отображение темы; выделение отдельных аспектов (задач) и
определение их последовательности; определение возможных решений
(использование метода мозговой атаки и других методов модерации); выбор
лучшего решения; определение критериев для воплощения лучшего решения
(Что должно быть сделано? С какой целью должно быть сделано? Кто
должен делать? Кто партнеры? Каков выигрыш? Когда должно быть
сделано?). Презентация (общее обсуждение) — одна из главных частей
процесса модерации групповой работы
Наиболее интересные методы модерации, которые можно использовать
во время проведения родительских собраний и круглых столов с участием
родителей:
Метод карточного опроса служит для сбора и сортировки тем, идей,
проблемных вопросов или вариантов решения. Данный метод рекомендуется
в ситуациях, когда необходимо рассмотреть спорные темы, и многие
родители не готовы вслух высказать свою позицию. Участникам задается
вопрос, на который письменно дается ответ на карточках, которые
вывешиваются на доску. В зависимости от темы обсуждения карточные
опросы могут быть анонимными (карточки с ответами сначала складываются
на стол, а модератор затем прикрепляет их на доску) или открытыми (сами
же участники крепят их на доску). Некоторые виды высказывания могут
быть соотнесены с определенным цветом карточки (критика - красный,
проблема - белый, фантазия, идея - желтый и др.).
Метод «горячего стула».
Вначале все участники рассаживаются по
внешнему кругу. Во внутреннем круге стоят 4-5 стульев. Эти места займут те
родители, которые начнут беседу. При этом один стул остается свободным —
это «горячий стул». Разговор участников связан с решением той или иной
проблемы, однако свои предложения могут высказывать только участники
внутреннего круга. Участники внешнего круга формулируют и записывают
вопросы, которые адресуются сидящим во внутреннем круге. Вопрос должен
быть прочитан вслух, но не всегда требует немедленного ответа. Ответ
может быть отсрочен во времени, переадресован другому участнику беседы.
Кто-то из участников внешнего круга тоже может включиться в разговор,
если перейдет из внешнего круга во внутренний и займет таким образом
«горячий стул». В этот момент один из участников разговора должен
покинуть внутренний круг и перейти во внешний, тем самым освободив свое
место, которое становится «горячим стулом». Поводом для перехода может
служить отсутствие аргументов для беседы, передача полномочий участия в
разговоре другому лицу, усталость от общения и др.
Метод «шесть шляп мышления». Метод позволяет разделить мышление
на шесть режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная
«шляпа». (Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и
предчувствиями. Желтая шляпа старается найти достоинства, перспективы,
выявить скрытые ресурсы. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она
указывает на недостатки и риски.
Зеленая шляпа
- режим творчества,
генерации идей.
Белая шляпа
сосредоточена на информации, которой
располагаем. Синяя шляпа — это режим наблюдения за самим процессом
мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Вначале педагог-модератор делит родителей на пять групп и знакомит с
методом шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу.
Затем участники «надевают шляпу» определенного цвета, соответствующего
их группе, и смотрят взглядом на ситуацию в соответствующем этой шляпе
ракурсе. Начать обсуждение лучше с позиции белой шляпы, то есть собрать и
рассмотреть все имеющиеся факты, статистические данные, предложенные
условия и т.д. Далее высказываются остальные участники с позиции своей
шляпы. В завершении обсуждения модератор подводит итог проделанной
работе.
Опыт нашей работы показывает: применение технологии модерации во
взаимодействии педагогов с родителями позволяет не только повысить их
взаимный интерес друг к другу, но и эффективность сотрудничества в
интересах ребенка, стимулирует развитие у родителей субъектной позиции,
активности, инициативности и ответственности. Таким образом, можно
сделать вывод, что современный педагог становится принципиально
другим: он не транслирует знания, а создает условия для того, чтобы
родитель имел возможность работать со своим опытом, развивать
коммуникативные и организаторские склонности, принимать решения и
нести ответственность за них.
Список литературы:
1. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе
дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с.
2. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Взаимодействие семьи и детского сада
как
средство
реализации
федерального
государственного
стандарта
дошкольного образования //Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 49.
3. Рыбак Е.В. Социально-коммуникативные технологии в практике
взаимодействия педагогов и родителей // Детский сад: теория и практика. –
2015. - № 11. – С. 36.