Напоминание

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ


Автор: Журавлева Ольга Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №159 Адмиралтейского района СПб
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ

В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Журавлева Ольга Юрьена

Методист

ГБДОУ детский сад № 159

Адмиралтейского района СПб,

Россия, г. Санкт-Петербург

Обновление и совершенствование качества образования ставит перед нами новые

задачи по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс. ДОО и семья

рассматриваются как равнозначные партнеры. Изменение в установках приводят к

поиску новых технологий взаимодействия семьи и детского сада, а именно роли педагога,

который должен быть готов к сопровождению образовательного процесса.

Наши наблюдения показали, что не все родители откликаются на

стремление педагога к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению

усилий по воспитанию ребенка. И одной из основных задач педагога

становится развитие

субъектной позиции

родителей,

предполагающей

проявление

активности,

инициативности

и

ответственности

во

взаимодействии с ДОО.

С

целью

изучения

готовности

к

осуществлению

партнерских

отношений педагогов и родителей мы провели мониторинг. Результаты

позволили увидеть, что лишь часть родителей готова выступить в роли

организаторов образовательной деятельности с детьми, но родители не

имеют для этого необходимого опыта, знаний и умений. Чаще всего

родители выступают в роли пассивных слушателей или зрителей. В процессе

взаимодействия педагогов и родителей таким образом, важно выбрать

правильные, полезные для развития обеих сторон технологии общения.

Поэтому необходимо чтобы одной из приоритетных задач педагогов ДОУ

стал поиск эффективных путей сотрудничества с родителями, привлечение

их к совместному процессу воспитания, образования, развития детей.

На данный момент, чтобы инициировать продуктивную деятельность

группы родителей и привлечь их к процессу обсуждения актуальных

вопросов

недостаточно

использовать

традиционную

роль

педагога-

просветителя. Современный мир требует применения современных ролей.

Мы

полагаем,

что

наиболее

продуктивными

в

выстраивании

совместного с родителями обсуждения каких-либо проблем будут роли

фасилитатора и модератора. Рассмотрим более подробно такую роль

педагога, как модератор.

Педагог-модератор (от лат. moderor — умеряю, сдерживаю) – педагог,

помогающий группе родителей понять общую цель и поддерживающий

позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе

дискуссии, не защищая при этом ни одну из позиций или сторон. Модератор

управляет процессом, но не вмешивается в содержание обсуждения, не

навязывает собственное мнение и личные цели, даже, когда родители

провоцируют его к этому.

Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих у родителей

по ситуациям пребывания ребенка в ДОУ, часто вызывает разногласия и

непонимание

между

участниками

диалога.

Типичная

ситуация:

на

родительском собрании кто-то из родителей много говорит не по существу,

чьи-то разумные идеи остаются не услышанными, тратится много времени на

обсуждение вопросов, не касающихся основной темы собрания; решения в

итоге не принимаются. Именно в таких напряженных и противоречивых

ситуациях следует обратиться к технологиям модерации, которые дадут в

свою очередь, возможность подготовить родителей к самостоятельному

принятию решений через делегирование им инициативы и ответственности.

Для того чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом

обсуждения необходимо управлять и координировать действия участников

родительского

собрания

или

круглого

стола.

Педагог,

владеющий

технологиями модерации, управляет процессом обсуждения, вовлекает

участников и структурирует работу собравшихся. Родители же сами

проделывают всю работу по принятию решения. Педагог, использующий

технологии модерации лишь виртуозно облегчает процесс, способствует

тому, чтобы участники задумались над решением проблемы и не ждали

готового решения.

Цель

проведения

мероприятий

с

родителями

с

использованием

технологий модерации – помочь им освоить навыки интерактивного общения

и различные модели поведения в нем, получить знания и понимание по

вопросам воспитания, образования и развития детей, возможно, повлиять на

негативные установки отдельных родителей по тем или иным проблемам,

связанным с дошкольным образовательным учреждением.

Продукт модерации в свою очередь – это организационные предложения

решения,

которые

повлекут

за

собой

те

или

иные

изменения

организационного и воспитательного характера.

Модератор планирует сценарий процесса обсуждения, при проведении

которого использует методы, позволяющие группе прийти к решению.

Можно определить следующие требования к разработке обсуждения темы:

точное отображение темы; выделение отдельных аспектов (задач) и

определение их последовательности; определение возможных решений

(использование метода мозговой атаки и других методов модерации); выбор

лучшего решения; определение критериев для воплощения лучшего решения

(Что должно быть сделано? С какой целью должно быть сделано? Кто

должен делать? Кто партнеры? Каков выигрыш? Когда должно быть

сделано?). Презентация (общее обсуждение) — одна из главных частей

процесса модерации групповой работы

Наиболее интересные методы модерации, которые можно использовать

во время проведения родительских собраний и круглых столов с участием

родителей:

Метод карточного опроса служит для сбора и сортировки тем, идей,

проблемных вопросов или вариантов решения. Данный метод рекомендуется

в ситуациях, когда необходимо рассмотреть спорные темы, и многие

родители не готовы вслух высказать свою позицию. Участникам задается

вопрос, на который письменно дается ответ на карточках, которые

вывешиваются на доску. В зависимости от темы обсуждения карточные

опросы могут быть анонимными (карточки с ответами сначала складываются

на стол, а модератор затем прикрепляет их на доску) или открытыми (сами

же участники крепят их на доску). Некоторые виды высказывания могут

быть соотнесены с определенным цветом карточки (критика - красный,

проблема - белый, фантазия, идея - желтый и др.).

Метод «горячего стула».

Вначале все участники рассаживаются по

внешнему кругу. Во внутреннем круге стоят 4-5 стульев. Эти места займут те

родители, которые начнут беседу. При этом один стул остается свободным —

это «горячий стул». Разговор участников связан с решением той или иной

проблемы, однако свои предложения могут высказывать только участники

внутреннего круга. Участники внешнего круга формулируют и записывают

вопросы, которые адресуются сидящим во внутреннем круге. Вопрос должен

быть прочитан вслух, но не всегда требует немедленного ответа. Ответ

может быть отсрочен во времени, переадресован другому участнику беседы.

Кто-то из участников внешнего круга тоже может включиться в разговор,

если перейдет из внешнего круга во внутренний и займет таким образом

«горячий стул». В этот момент один из участников разговора должен

покинуть внутренний круг и перейти во внешний, тем самым освободив свое

место, которое становится «горячим стулом». Поводом для перехода может

служить отсутствие аргументов для беседы, передача полномочий участия в

разговоре другому лицу, усталость от общения и др.

Метод «шесть шляп мышления». Метод позволяет разделить мышление

на шесть режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная

«шляпа». (Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и

предчувствиями. Желтая шляпа старается найти достоинства, перспективы,

выявить скрытые ресурсы. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она

указывает на недостатки и риски.

Зеленая шляпа

- режим творчества,

генерации идей.

Белая шляпа

сосредоточена на информации, которой

располагаем. Синяя шляпа — это режим наблюдения за самим процессом

мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Вначале педагог-модератор делит родителей на пять групп и знакомит с

методом шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу.

Затем участники «надевают шляпу» определенного цвета, соответствующего

их группе, и смотрят взглядом на ситуацию в соответствующем этой шляпе

ракурсе. Начать обсуждение лучше с позиции белой шляпы, то есть собрать и

рассмотреть все имеющиеся факты, статистические данные, предложенные

условия и т.д. Далее высказываются остальные участники с позиции своей

шляпы. В завершении обсуждения модератор подводит итог проделанной

работе.

Опыт нашей работы показывает: применение технологии модерации во

взаимодействии педагогов с родителями позволяет не только повысить их

взаимный интерес друг к другу, но и эффективность сотрудничества в

интересах ребенка, стимулирует развитие у родителей субъектной позиции,

активности, инициативности и ответственности. Таким образом, можно

сделать вывод, что современный педагог становится принципиально

другим: он не транслирует знания, а создает условия для того, чтобы

родитель имел возможность работать со своим опытом, развивать

коммуникативные и организаторские склонности, принимать решения и

нести ответственность за них.

Список литературы:

1. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе

дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128 с.

2. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Взаимодействие семьи и детского сада

как

средство

реализации

федерального

государственного

стандарта

дошкольного образования //Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. - С. 49.

3. Рыбак Е.В. Социально-коммуникативные технологии в практике

взаимодействия педагогов и родителей // Детский сад: теория и практика. –

2015. - № 11. – С. 36.



В раздел образования