Напоминание

"Современные образовательные технологии на этапах дошкольного образования"


Автор: Виноградова Людмила Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №123 Адмиралтейского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Современные образовательные технологии на этапах дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 123 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«Современные образовательные технологии на этапах

дошкольного образования»

Подготовила воспитатель

Виноградова Людмила Валентиновна

2023 год

Информационно – коммуникационные технологии прочно входят во

все

сферы жизни человека. Процесс информатизации в дошкольных образовательных

учреждениях

обусловлен

требованиям

времени.

Важность

и

необходимость

внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась

международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и

информации», подготовленном ЮНЕСКО.

Современное общество огромными темпами развивается в сторону научно-

технического прогресса. Информационно-коммуникационные технологии прочно

входят во все сферы жизни человека. Мир детей также быстро изменяется, как и мир

взрослых. Дети, незаметно для нас, осваивают компьютерные технологии подчас

гораздо быстрее, чем нам бы хотелось. И задача педагогов направить интерес детей

к компьютеру в сферу познания и развития.

Информатизация системы дошкольного образования предъявляет новые

требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не

только

уметь

пользоваться

компьютером

и

современным

мультимедийным

оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать

их в своей педагогической деятельности.

В

нашем

ДОУ,

мы

используем

информационно-коммуникационные

технологии по следующим направлениям:

при организации образовательного процесса с детьми;

в процессе взаимодействия педагога с родителями;

в процессе организации методической работы с педагогическими

кадрами.

Остановимся более подробно на первом из них. Использование ИКТ в работе с

детьми регламентируется инструктивно-методическим письмом Минобразования

РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного

возраста в организованных формах обучения» (от 14 марта 2000 г. N 65/23-16). Мы

практикуем применение информационных технологий на занятиях, как в работе с

группой, так и в индивидуальной работе с детьми.

При

традиционных

методах

организации

совместной

образовательной

деятельности с детьми главным носителем информации выступает воспитатель.

Однако при использовании компьютерных программ, информация предоставляется

обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде

текста, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более

наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить образовательный материал.

Очень важно и то, что на таких занятиях дети могут работать в индивидуальном

режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к

непонятому, если это требуется, или забегать вперед.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной

образовательной деятельности:

в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме,

создавая проблемную ситуацию;

как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки,

видеофрагменты и т. д.);

как информационно-обучающее пособие;

для контроля усвоения материала детьми.

Использование современных информационных педагогических технологий

позволяет нам перейти:

от обучения как функции запоминания к обучению как процессу

умственного развития детей дошкольного возраста;

от статической модели знаний к динамической системе

интеллектуальных познавательных действий детей;

от ориентации на фронтальную работу с детьми к

дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

от внешней мотивации обучения к внутренней произвольной регуляции

познавательной деятельности дошкольников.

Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются

следующие задачи:

повышение качества образовательной работы с детьми дошкольного возраста;

развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных

личностных качеств ребенка;

формирование

мотивации

и

поддержание

интереса

детей

во

время

непосредственной образовательной деятельности.

приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

Использование информационных технологий в образовательном процессе не

только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед

педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней

развитой личности.

Имея в группе интерактивную доску и компьютер, в работе с детьми мы

используем разные виды интерактивных материалов, ориентируясь на следующие

дидактические принципы при их систематизации -

игровая интерактивность;

полисенсорность воздействия, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с

опорой на зрительный контроль, дифференцированный подход к обучению. Наша

педагогическая коллекция содержит различные по сложности или объему варианты

заданий и имеет возможность индивидуальной настройки.

Это:

фотографии;

видеоролики;

видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);

презентации (электронные книги, электронные выставки);

детские развивающие компьютерные игры.

Их использование позволяет детям не только узнавать много нового, но и

выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме, а так же позволяют создать

увлекательное познавательное занятие. Казалось бы, а что раньше было не так?

Почему привычные карточки, фотографии не способны дать дошкольнику

представление об окружающем мире? Информационные технологии имеют ряд

преимуществ перед старой системой подачи материала. Только информационные

технологии в дошкольном образовании способны преподать материал в игровой

форме, а, как известно, это одна из самых запоминающихся для дошкольников

форм.

Видеофайлы позволяют более образно преподнести многие явления природы.

Например, раньше о извержении вулкана педагогу приходилось расписывать

своими словами, причем это далеко не всегда было убедительно и понятно для

маленьких детей. Сейчас это явление мы показываем наглядно, используя не только

разнообразные иллюстрации, но и видеофрагменты. Такие видеоуроки оставляют

неизгладимый след в памяти дошкольника, дарят ему новые эмоции и способствуют

познавательному развитию ребёнка.

При прохождении разных тем мы практикуем интерактивные экскурсии.

Например, при изучении темы «Главный город России» такие экскурсии позволяют

«путешествовать» в другой город, не выходя из группы. Дети с радостью

воспринимают такие виртуальные туры, а информация, которая при этом им

преподносится, воспринимается гораздо лучше, чем просто рассказ о Москве с

вывешенными на доске фотографиями.

Одним

из

основных

средств

расширения

детских

представлений

являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность,

дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично,

научно,

с

использованием

видеофрагментов.

При

такой

подачи

материала

включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация

дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к

текущей теме, но и повторить предыдущую. Использование анимационных

эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Просмотр мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая

способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно,

учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Также в качестве мультмедиа ресурсов используем интерактивные схемы и

модели. Их задача – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как

смена времен года, круговорот воды пр.

В педагогической работе широко используем игры и игровые упражнения,

разработанные на основе медиатехнологий. Преимущество их в том, что игры и

упражнения можно включать в любой этап мероприятия, при объяснении нового,

повторении закреплении материала.

Необходимые условия этих игр:

-наличие “ситуации удивления”;

-раскрепощениедетей;

-вариативность;

-интерактивность.

Интерактивные игры “4 лишний”, «Большой-маленький», “Найди картинку с

заданным звуком”, “Угадай-ка”, “Кто что любит?”, “Чьи детки, “Найди такой же”, и

др. развивают мыслительные способности детей, а использование зрительных,

слуховых анализаторов, делают процесс обучения творческим, интересным,

доступным для каждого ребенка.

Так, реализуя региональный компонент мы знакомим детей с коренными

жителями нашего края. В разработанной нами интерактивной игре «Два народа»

дети дифференцируют представления о русской и бурятской одежде, пище, жилье.

Образовательная

деятельность

с

использованием

информационно-

коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной

деятельности, включая и поиск нужного материала в сети Интернет самостоятельно

или вместе с родителями при работе над проектами. Разработанные презентации

дети представляют в группе.

Использование сканера помогает детям стать полноценными участниками

создания слайд-шоу. Дети, принося картинки или свои рисунки на заданную тему.

Затем вместе с педагогом картинка сканируется и вставляется в слайд-шоу. При

показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же,

вызовет бурю эмоций. Такая работа способствует развитию познавательной

активности и, как результат, осуществляется вариативность наглядного ряда.

В

результате

работы

по

внедрению

информационных

технологий

отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:

ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств

обучения, так как они передают информацию быстрее;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая

динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию

памяти, воображения, творчества детей;

Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему

запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное

мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида

памяти: зрительная, слуховая, моторная;

Слайд-шоу

и

видеофрагменты

позволяет

показать

те

моменты

из

окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например,

рост цветка, движение волн и т. д.;

Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или

сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение

звуков природы; работу транспорта и т. д.);

Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой

исследовательской

деятельности,

включая

и

поиск

в

сети

Интернет

самостоятельно или вместе с родителями.

В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми

дошкольного

возраста

информационно-коммуникационных

технологий

стало

необходимым условием обучения и социокультурной адаптации ребенка. Но вместе

с тем, надо помнить, что применение информационно – коммуникационных

технологий, должно быть лишь частью образовательной деятельности, они должны

дополнять,

а

не

заменять

эмоционального

человеческого

общения,

так

необходимого в дошкольном возрасте.



В раздел образования