Автор: Виноградова Людмила Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №123 Адмиралтейского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Современные образовательные технологии на этапах дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 123 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Современные образовательные технологии на этапах
дошкольного образования»
Подготовила воспитатель
Виноградова Людмила Валентиновна
2023 год
Информационно – коммуникационные технологии прочно входят во
все
сферы жизни человека. Процесс информатизации в дошкольных образовательных
учреждениях
обусловлен
требованиям
времени.
Важность
и
необходимость
внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась
международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и
информации», подготовленном ЮНЕСКО.
Современное общество огромными темпами развивается в сторону научно-
технического прогресса. Информационно-коммуникационные технологии прочно
входят во все сферы жизни человека. Мир детей также быстро изменяется, как и мир
взрослых. Дети, незаметно для нас, осваивают компьютерные технологии подчас
гораздо быстрее, чем нам бы хотелось. И задача педагогов направить интерес детей
к компьютеру в сферу познания и развития.
Информатизация системы дошкольного образования предъявляет новые
требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не
только
уметь
пользоваться
компьютером
и
современным
мультимедийным
оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать
их в своей педагогической деятельности.
В
нашем
ДОУ,
мы
используем
информационно-коммуникационные
технологии по следующим направлениям:
при организации образовательного процесса с детьми;
в процессе взаимодействия педагога с родителями;
в процессе организации методической работы с педагогическими
кадрами.
Остановимся более подробно на первом из них. Использование ИКТ в работе с
детьми регламентируется инструктивно-методическим письмом Минобразования
РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения» (от 14 марта 2000 г. N 65/23-16). Мы
практикуем применение информационных технологий на занятиях, как в работе с
группой, так и в индивидуальной работе с детьми.
При
традиционных
методах
организации
совместной
образовательной
деятельности с детьми главным носителем информации выступает воспитатель.
Однако при использовании компьютерных программ, информация предоставляется
обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде
текста, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более
наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить образовательный материал.
Очень важно и то, что на таких занятиях дети могут работать в индивидуальном
режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к
непонятому, если это требуется, или забегать вперед.
ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной
образовательной деятельности:
в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме,
создавая проблемную ситуацию;
как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки,
видеофрагменты и т. д.);
как информационно-обучающее пособие;
для контроля усвоения материала детьми.
Использование современных информационных педагогических технологий
позволяет нам перейти:
от обучения как функции запоминания к обучению как процессу
умственного развития детей дошкольного возраста;
от статической модели знаний к динамической системе
интеллектуальных познавательных действий детей;
от ориентации на фронтальную работу с детьми к
дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
от внешней мотивации обучения к внутренней произвольной регуляции
познавательной деятельности дошкольников.
Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются
следующие задачи:
повышение качества образовательной работы с детьми дошкольного возраста;
развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных
личностных качеств ребенка;
формирование
мотивации
и
поддержание
интереса
детей
во
время
непосредственной образовательной деятельности.
приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.
Использование информационных технологий в образовательном процессе не
только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед
педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней
развитой личности.
Имея в группе интерактивную доску и компьютер, в работе с детьми мы
используем разные виды интерактивных материалов, ориентируясь на следующие
дидактические принципы при их систематизации -
игровая интерактивность;
полисенсорность воздействия, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с
опорой на зрительный контроль, дифференцированный подход к обучению. Наша
педагогическая коллекция содержит различные по сложности или объему варианты
заданий и имеет возможность индивидуальной настройки.
Это:
фотографии;
видеоролики;
видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
презентации (электронные книги, электронные выставки);
детские развивающие компьютерные игры.
Их использование позволяет детям не только узнавать много нового, но и
выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме, а так же позволяют создать
увлекательное познавательное занятие. Казалось бы, а что раньше было не так?
Почему привычные карточки, фотографии не способны дать дошкольнику
представление об окружающем мире? Информационные технологии имеют ряд
преимуществ перед старой системой подачи материала. Только информационные
технологии в дошкольном образовании способны преподать материал в игровой
форме, а, как известно, это одна из самых запоминающихся для дошкольников
форм.
Видеофайлы позволяют более образно преподнести многие явления природы.
Например, раньше о извержении вулкана педагогу приходилось расписывать
своими словами, причем это далеко не всегда было убедительно и понятно для
маленьких детей. Сейчас это явление мы показываем наглядно, используя не только
разнообразные иллюстрации, но и видеофрагменты. Такие видеоуроки оставляют
неизгладимый след в памяти дошкольника, дарят ему новые эмоции и способствуют
познавательному развитию ребёнка.
При прохождении разных тем мы практикуем интерактивные экскурсии.
Например, при изучении темы «Главный город России» такие экскурсии позволяют
«путешествовать» в другой город, не выходя из группы. Дети с радостью
воспринимают такие виртуальные туры, а информация, которая при этом им
преподносится, воспринимается гораздо лучше, чем просто рассказ о Москве с
вывешенными на доске фотографиями.
Одним
из
основных
средств
расширения
детских
представлений
являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность,
дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично,
научно,
с
использованием
видеофрагментов.
При
такой
подачи
материала
включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация
дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к
текущей теме, но и повторить предыдущую. Использование анимационных
эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Просмотр мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая
способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно,
учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Также в качестве мультмедиа ресурсов используем интерактивные схемы и
модели. Их задача – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как
смена времен года, круговорот воды пр.
В педагогической работе широко используем игры и игровые упражнения,
разработанные на основе медиатехнологий. Преимущество их в том, что игры и
упражнения можно включать в любой этап мероприятия, при объяснении нового,
повторении закреплении материала.
Необходимые условия этих игр:
-наличие “ситуации удивления”;
-раскрепощениедетей;
-вариативность;
-интерактивность.
Интерактивные игры “4 лишний”, «Большой-маленький», “Найди картинку с
заданным звуком”, “Угадай-ка”, “Кто что любит?”, “Чьи детки, “Найди такой же”, и
др. развивают мыслительные способности детей, а использование зрительных,
слуховых анализаторов, делают процесс обучения творческим, интересным,
доступным для каждого ребенка.
Так, реализуя региональный компонент мы знакомим детей с коренными
жителями нашего края. В разработанной нами интерактивной игре «Два народа»
дети дифференцируют представления о русской и бурятской одежде, пище, жилье.
Образовательная
деятельность
с
использованием
информационно-
коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной
деятельности, включая и поиск нужного материала в сети Интернет самостоятельно
или вместе с родителями при работе над проектами. Разработанные презентации
дети представляют в группе.
Использование сканера помогает детям стать полноценными участниками
создания слайд-шоу. Дети, принося картинки или свои рисунки на заданную тему.
Затем вместе с педагогом картинка сканируется и вставляется в слайд-шоу. При
показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же,
вызовет бурю эмоций. Такая работа способствует развитию познавательной
активности и, как результат, осуществляется вариативность наглядного ряда.
В
результате
работы
по
внедрению
информационных
технологий
отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:
ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств
обучения, так как они передают информацию быстрее;
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и
способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая
динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию
памяти, воображения, творчества детей;
Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему
запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное
мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида
памяти: зрительная, слуховая, моторная;
Слайд-шоу
и
видеофрагменты
позволяет
показать
те
моменты
из
окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например,
рост цветка, движение волн и т. д.;
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или
сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение
звуков природы; работу транспорта и т. д.);
Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой
исследовательской
деятельности,
включая
и
поиск
в
сети
Интернет
самостоятельно или вместе с родителями.
В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми
дошкольного
возраста
информационно-коммуникационных
технологий
стало
необходимым условием обучения и социокультурной адаптации ребенка. Но вместе
с тем, надо помнить, что применение информационно – коммуникационных
технологий, должно быть лишь частью образовательной деятельности, они должны
дополнять,
а
не
заменять
эмоционального
человеческого
общения,
так
необходимого в дошкольном возрасте.