Напоминание

"Рабочая программа по астрономии"


Автор: Отинова Галина Валентиновна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: БПОУ ВО "Вытегорский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Вытегра
Наименование материала: учебная программа по астрономии
Тема: "Рабочая программа по астрономии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Департамент образования Вологодской области БПОУ ВО «Вытегорский

политехнический техникум»

Утверждаю:

Директор БПОУ ВО

«Вытегорский политехнический техникум»

Фомина Е. В.

« » сентября 2017 года

Программа учебной дисциплины

ОУДВ.12 астрономия

По программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

по специальности

43. 01. 09. «Повар - кондитер» группа 908.

35.01.01. « Мастер по лесному хозяйству» группа 606.

23.01.03. «Автомеханик» группа 113.

Подготовила

преподаватель физики, астрономии

Отинова Г.В.

г. Вытегра

2017 год

Рабочая программа по учебному предмету

«Астрономия»

Введение

Рабочая программа по учебному предмету « Астрономия»

разработана в

соответствии с нормативными актами:

-

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (с последующими изменениями);

-

приказ

Министерства образования

Российской

Федерации

от

05.03.2004

1089

«Об

утверждении

федерального

компонента

государственного образовательного стандарта начального общего, основного

общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. от 07.06.2017 №

506);

-

приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от

17.05.2012

413

«Об

утверждении

федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

(в ред. от 29.06.2017 № 613);

-

приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня

учебников,

рекомендуемых

к

использованию

при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных

программ

начального

общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими

изменениями);

-

Санитарно-эпидемиологические

правила

и

нормативы СанПиН

2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные

Постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

РФ

от

29.12.2010 № 189;

-

Примерная

основная

образовательная

программа

среднего

общего

образования,

одобрена

решением

федерального

учебно-

методического объединения по общему образованию (протокол заседания от

28.06.2016 № 2/16-з);

-

УМК

(учебник,

методическое

пособие,

авторская

учебная

программа и т.д.);

-

Основная

общеобразовательная

программа

среднего

общего

образования общеобразовательной организации;

-

локальный нормативный акт общеобразовательной организации о

рабочей программе.

Рабочая программа учебной дисциплины

«Астрономия» разработана

на основе Федеральных государственных образовательных стандартов для

профессий

начального

профессионального

образования

и

специальностей

среднего профессионального образования.

Организация-разработчик:

БПОУ

ВО

«Вытегорский

политехнический

техникум»

Разработчик: Отинова Г.В.

Рекомендована Предметной цикловой комиссией общеобразовательных

дисциплин, протокол № ___ от ________201__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4.

КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

18

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОУД.12 АСТРОНОМИЯ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью

общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена

на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных

учреждений 7–11 классов для специальностей среднего профессионального

образования:

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы: входит в состав дисциплин математического

и общего естественнонаучного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

дисциплины:

1)

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

1.1.

Личностные результаты (п. 7 ФГОС СОО)

7.

Личностные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы должны отражать:

1)

российскую

гражданскую

идентичность,

патриотизм,

уважение

к

своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой

край,

свою

Родину,

прошлое

и

настоящее

многонационального

народа

России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2)

гражданскую

позицию

как

активного

и

ответственного

члена

российского

общества,

осознающего

свои

конституционные

права

и

обязанности,

уважающего

закон

и

правопорядок,

обладающего

чувством

собственного

достоинства,

осознанно

принимающего

традиционные

национальные

и

общечеловеческие

гуманистические

и

демократические

ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге

культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего

места в поликультурном мире;

5)

сформированность

основ

саморазвития

и

самовоспитания

в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского

общества;

готовность

и

способность

к

самостоятельной,

творческой

и

ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность

и

способность

вести

диалог

с

другими

людьми,

достигать

в

нем

взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,

способность

противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма,

ксенофобии,

дискриминации

по

социальным,

религиозным,

расовым,

национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,

взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8)

нравственное

сознание

и

поведение

на

основе

усвоения

общечеловеческих ценностей;

9)

готовность

и

способность

к

образованию,

в

том

числе

самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к

непрерывному

образованию

как

условию

успешной

профессиональной

и

общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и

технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа

жизни,

потребности

в

физическом

самосовершенствовании,

занятиях

спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:

курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и

психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение

оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации

собственных

жизненных

планов;

отношение

к

профессиональной

деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,

государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной

среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного

принятия ценностей семейной жизни.

1.2.

Метапредметные результаты (п. I.2.2. ПООП СОО)

-

Универсальные

учебные

действия:

I.2.2. Планируемые

метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно

определять

цели,

задавать

параметры

и

критерии,

по

которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать

возможные

последствия

достижения

поставленной

цели

в

деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь

на соображениях этики и морали;

ставить

и

формулировать

собственные

задачи

в

образовательной

деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать

путь

достижения

цели,

планировать

решение

поставленных

задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать

эффективный

поиск

ресурсов,

необходимых

для

достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее

целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать

и

находить

обобщенные

способы

решения

задач,

в

том

числе,

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе

новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать

различные

модельно-схематические

средства

для

представления существенных связей и отношений, а также противоречий,

выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и

суждений

другого;

спокойно

и

разумно

относиться

к

критическим

замечаниям

в

отношении

собственного

суждения,

рассматривать

их

как

ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный

поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать

индивидуальную

образовательную

траекторию,

учитывая

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять

деловую

коммуникацию

как

со

сверстниками,

так

и

со

взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),

подбирать

партнеров

для

деловой

коммуникации

исходя

из

соображений

результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при

осуществлении

групповой

работы

быть

как

руководителем,

так

и

членом

команды

в

разных

ролях

(генератор

идей,

критик,

исполнитель,

выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до

их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,

избегая личностных оценочных суждений.

1.3.

Предметные результаты

(требования к уровню подготовки выпускников по астрономии ФК ГОС

СОО, п. 9.6. ФГОС СОО предметные результаты по астрономии)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта среднего общего образования»

(в ред. от 29.06.2017 № 613)

П.

9.6.

Предметные

результаты

изучения

предметной

области

"Естественные науки" включают предметные результаты изучения учебных

предметов:

Астрономия (базовый уровень) - требования к предметным результатам

освоения учебного предмета должны отражать:

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 29.06.2017 № 613)

1) сформированность представлений о строении Солнечной системы,

эволюции

звезд

и

Вселенной,

пространственно-временных

масштабах

Вселенной;

2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

3)

владение

основополагающими

астрономическими

понятиями,

теориями,

законами

и

закономерностями,

уверенное

пользование

астрономической терминологией и символикой;

4)

сформированность

представлений

о

значении

астрономии

в

практической

деятельности

человека

и

дальнейшем

научно-техническом

развитии;

5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании

космического пространства и развитии международного сотрудничества в

этой области.

2)

Содержание учебного предмета. ( 36 часов)

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №

1089 «Об утверждении федерального компонента государственного

образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего

(полного) общего образования» (в ред. от 07.06.2017 № 506)

"СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО АСТРОНОМИИ

Базовый уровень

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего

образования направлено на достижение следующих целей:

о сознание

принципиальной

роли

астрономии

в

п о з н а н и и

фундаментальных

законов

природы

и

формировании

современной

естественнонаучной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем,

строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах

Вселенной,

наиболее

важных

астрономических

открытиях,

определивших

развитие науки и техники;

овладение

умениями

объяснять

видимое

положение

и

движение

небесных

тел

принципами

определения

местоположения

и

времени

по

астрономическим

объектам,

навыками

практического

использования

компьютерных

приложений

для

определения

вида

звездного

неба

в

конкретном пункте для заданного времени;

развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих

способностей

в

процессе

приобретения

знаний

по

астрономии

с

использованием

различных

источников

информации

и

современных

информационных технологий;

использование

приобретенных

знаний

и

умений

для

решения

практических задач повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественнонаучных и особенно

физико-математических

знаний

для

объективного

анализа

устройства

окружающего

мира

на

примере

достижений

современной

астрофизики,

астрономии и космонавтики.

2)

Содержание учебного предмета. ( 36 часов)

Предмет астрономии (4 часа)

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека

на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности

методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических

исследований.

История

развития

отечественной

космонавтики.

Первый

искусственный

спутник

Земли,

полет

Ю.А.

Гагарина.

Достижения

современной космонавтики.

Основы практической астрономии (4 часа)

НЕБЕСНАЯ

СФЕРА.

ОСОБЫЕ

ТОЧКИ

НЕБЕСНОЙ

СФЕРЫ.

НЕБЕСНЫЕ

КООРДИНАТЫ.

Звездная

карта,

созвездия,

использование

компьютерных

приложений

для

отображения

звездного

неба.

Видимая

звездная

величина.

Суточное

движение

светил.

СВЯЗЬ

ВИДИМОГО

РАСПОЛОЖЕНИЯ

ОБЪЕКТОВ

НА

НЕБЕ

И

ГЕОГРАФИЧЕСКИХ

КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое

движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел (4 часа)

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия

видимости

планет.

Методы

определения

расстояний

до

тел

Солнечной

системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

М А С С

Н Е Б Е С Н Ы Х

Т Е Л .

Д В И Ж Е Н И Е

ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.

Солнечная система (6 часов)

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты

земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела

Солнечной системы. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.

Методы астрономических исследований (6 часов)

Электромагнитное излучение, космические лучи и ГРАВИТАЦИОННЫЕ

ВОЛНЫ как источник информации о природе и свойствах небесных тел.

Наземные

и

космические

телескопы,

принцип

их

работы.

Космические

аппараты.

Спектральный

анализ.

Эффект

Доплера.

ЗАКОН

СМЕЩЕНИЯ

ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА.

Звезды (4 часа)

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная

связь.

Разнообразие

звездных

характеристик

и

их

закономерности.

Определение

расстояния

до

звезд,

параллакс.

ДВОЙНЫЕ

И

КРАТНЫЕ

ЗВЕЗДЫ.

Внесолнечные

планеты.

ПРОБЛЕМА

СУЩЕСТВОВАНИЯ

ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение и источники энергии звезд.

П р о и с хо ж д е н и е

х и м и ч е с к и х

э л е м е н т о в .

П Е Р Е М Е Н Н Ы Е

И

ВСПЫХИВАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд,

ее этапы и конечные стадии.

Строение

Солнца,

солнечной

атмосферы.

Проявления

солнечной

активности:

пятна,

вспышки,

протуберанцы.

Периодичность

солнечной

активности. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечно-земные

связи.

Наша Галактика - Млечный Путь (4 часа)

Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный

газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ.

Наша Галактика - Млечный Путь (4 часа)

Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный

газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл

понятий:

геоцентрическая

и

гелиоцентрическая

система,

видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет,

комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда,

Солнечная

система,

Галактика,

Вселенная,

всемирное

и

поясное

время,

внесолнечная

планета

(экзопланета),

спектральная

классификация

звезд,

параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл

физических

величин:

парсек,

световой

год,

астрономическая

единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры

Галактики,

положение

и

период

обращения

Солнца

относительно центра Галактики;

уметь:

приводить

примеры:

роли

астрономии

в

развитии

цивилизации,

использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов

электромагнитных

излучений

для

получения

информации

об

объектах

Вселенной,

получения

астрономической

информации

с

помощью

космических

аппаратов

и

спектрального

анализа,

влияния

солнечной

активности на Землю;

описывать

и

объяснять:

различия

календарей,

условия

наступления

солнечных

и

лунных

затмений,

фазы

Луны,

суточные

движения

светил,

причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического

телескопа,

взаимосвязь

физико-химических

характеристик

звезд

с

использованием

диаграммы

"цвет-светимость",

физические

причины,

определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение

химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные

элементы

и

свойства

планет

Солнечной

системы,

методы

определения

расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции

звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе:

Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;

самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла,

Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения

Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного

пункта;

использовать

приобретенные

знания

и

умения

в

практической

деятельности и повседневной жизни для:

понимания

взаимосвязи

астрономии

с

другими

науками,

в

основе

которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете,

научно-популярных статьях.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

3)

Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Наименование раздела

Содержание учебного предмета

.

Предмет астрономии.

4 часа

1

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция

взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и

гелиоцентрическая системы. Особенности методов

познания в астрономии. Практическое применение

астрономических исследований.

2 часа

2

История

развития

отечественной

космонавтики.

Первый

искусственный

спутник

Земли,

полет

Ю.А.

Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии (4 часа)

2 часа

3

НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ

СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. Звездная карта,

созвездия, использование компьютерных приложений для

отображения звездного неба. Видимая звездная величина.

Суточное движение светил.

2 часа

4

5

6

7

8

9

СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА

НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ

НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца.

Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные

затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел (4 часа)

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация

и условия видимости планет. Методы определения

расстояний до тел Солнечной системы и их размеров.

НЕБЕСНАЯ

МЕХАНИКА.

ЗАКОНЫ

КЕПЛЕРА.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

МАСС

НЕБЕСНЫХ

ТЕЛ.

ДВИЖЕНИЕ

ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.

Солнечная система (6 часов)

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна.

Планеты земной группы. Планеты-гиганты.

Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы.

АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.

2 часа

2 часа

2часа

2 часа

2 часа

2 часа

10

11

12

13

14

15

16

17

Методы астрономических исследований (6 часов)

Электромагнитное излучение, космические лучи и

ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как источник информации о

природе и свойствах небесных тел.

Наземные и космические телескопы, принцип их работы.

Космические аппараты.

Спектральный

анализ.

Эффект

Доплера.

ЗАКОН

СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА.

Звезды (4 часа)

Звезды: основные физико-химические характеристики

и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик

и

их

закономерности.

Определение

расстояния

до

звезд,

п а р а л л а кс .

Д В О Й Н Ы Е

И

К РАТ Н Ы Е

З В Е ЗД Ы .

Внесолнечные планеты.

ПРОБЛЕМА

СУЩЕСТВОВАНИЯ

ЖИЗНИ

ВО

ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение и источники энергии

з в е зд .

П р о и схож д е н и е

х и м и ч е с к и х

э л е м е н т о в .

ПЕРЕМЕННЫЕ

И

ВСПЫХИВАЮЩИЕ

ЗВЕ ЗДЫ.

КОРИЧНЕВЫЕ

КАРЛИКИ.

Эволюция

звезд,

ее

этапы

и

конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления

солнечной

активности:

пятна,

вспышки,

протуберанцы.

П е р и од и ч н о с т ь

с о л н еч н о й

а к т и в н о с т и .

Р ОЛ Ь

МАГНИТНЫХ

ПОЛЕЙ

НА

СОЛНЦЕ.

Солнечно-земные

связи.

Наша Галактика - Млечный Путь (4 часа)

Со ст ав

и

ст руктура

Галактики.

ЗВЕЗДНЫЕ

СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль.

Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ.

Наша Галактика - Млечный Путь (4 часа)

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2часа

2 часа

18

Со ст ав

и

ст руктура

Галактики.

ЗВЕЗДНЫЕ

СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль.

Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ.

Итого 36 часов

2 часа

Итоговая, промежуточная аттестация – дифференцированный

зачет

ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

1.НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ.

НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ.

2.СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И

ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ

3.НЕБЕСНАЯ

МЕХАНИКА.

ЗАКОНЫ

КЕПЛЕРА.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ

ТЕЛ.

4. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.

5. ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ

6.ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА

7.ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ

8.ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ.

9. ПЕРЕМЕННЫЕ И ВСПЫХИВАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ

КАРЛИКИ.

10. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ.

11. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ.

12. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«АСТРОНОМИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет

общеобразовательной дисциплины «Астрономия» естественнонаучного

профиля

Оборудование учебного кабинета:

- доска аудиторная;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- стенд по ТБ;

- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды,

карточки,

раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).

Технические средства обучения:

- экран;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийные обучающие материалы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы:

Основные источники:

1.

Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. «Астрономия»: Учебник для

общеобразовательных учреждений – 11 класс. – М.: Дрофа, 2004.

2.

Левитан Е.П. « Астрономия»: Учебник для 11 класса

общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

3.

Оськина В.Т. «Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е.

П. Левитан», 2006г.

Дополнительные источники:

1.

Авторская программа по астрономии Е.П. Левитана

2.

Жуков Л.В., Соколова И.И. «Рабочая тетрадь по астрономии для 11

класса. Учебное пособие». – СПб.: Паритет, 2003.

3.

Журналы «Земля и вселенная».

4.

Касьянов В.А., «Физика 11 класс (углубленный уровень)». М.: Дрофа,

2014 (входит в федеральный перечень учебников на 2014–2015 уч.год).

5.

Куликовский П.С. «Справочник любителя астрономии». М.: УРСС,

2002

6.

Левитан Е.П. «Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия». –

М.: Аргументы и факты, 1999.

7.

Школьная энциклопедия «Естественные науки», – М.: Росмэн, 2005.

8.

Шевченко М.Ю. «Школьный астрономический календарь». – М.: Дро-

фа.

9.

Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия. – М.: Аванта +, 2003.

Интернет-ресурсы:

1.

Сайт ФИПИ: fipi

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Контроль и оценка

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

осуществляется преподавателем в процессе проведения практических

занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения

обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения и знания)

Основные показатели оценки результата

Знание и понимание:

Базовый уровень: Объяснение астрофизических явлений, узнавание явления

и его физической модели, решение задач с применением одной формулы или

закона, проведение прямых измерений физических величин, умение

извлекать прямую информацию из текстов физического и технического

содержания.

Повышенный уровень: Ориентирование в иерархии физических законов,

выдвижение гипотез, планирование эксперимента для их проверки,

экспериментальное исследование физических зависимостей, решение задач с

использованием нескольких формул по известному алгоритму, критическое

оценивание информации из различных источников.

Высокий уровень: Определение погрешности косвенных измерений,

решение задач с использованием формул и законов из нескольких разделов в

изменённой или новой ситуации, формулирование собственных заключений

на основе информации из текстов физического и технического содержания.

смысла астрономических и астрофизических понятий;

определений астрофизических величин;

смысла работ и формулировку законов астрономов, физиков,

астрофизиков;

Умения:

описывать использовать карту звездного неба для нахождения

координат светила;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах

Международной системы;

приводить примеры практического использования астрономических

знаний о небесных телах и их системах;

решать задачи на применение изученных астрономических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации

естественнонаучного содержания с использованием различных

источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного

саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и

профессионально-трудового выбора.

4.2. Система оценивания

4.2.1. Оценка устных ответов обучающихся:

Оценка 5 ставится в том случае, если обучающийся показывает верное

понимание физической сущности рассматриваемых явлений и

закономерностей, законов и теорий, дает

точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а

также правильное определение физических величин, их единиц и способов

измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по

собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет

применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;

может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом

по курсу, а также с материалом, освоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ обучающегося удовлетворяет

основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования

собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой

ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом,

освоенным при изучении других предметов; если обучающийся допустил

одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их

самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.

Оценка 3 ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает

физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в

ответе имеются отдельные пробелы в освоении вопросов курса; не

препятствует дальнейшему освоению программного материала, умеет

применять полученные знания при решении простых задач с использованием

готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих

преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной

негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если обучающийся не освоил основные

знания в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и

недочетов, чем необходимо для

оценки 3.

4.2.2. Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ:

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и

недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не

более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно

или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых

ошибок, одной негрубой

ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило

норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

4.2.3. Перечень ошибок: Грубые ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений

теории, формул, обозначения физических величин, единицу измерения.

Неумение выделять в ответе главное.

Неумение применять знания для решения задач и объяснения

физических явлений; неправильно сформулированные вопросы,

задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов

решения задач, аналогичных ранее решенным в аудитории; ошибки,

показывающие неправильное понимание условия задачи или

неправильное истолкование решения.

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

Негрубые ошибки

Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных

неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах,

неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических

величин.

Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы

вычислений, преобразований и решения задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не

искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.



В раздел образования