Напоминание

" Устное народное творчество в воспитании дошкольников"


Автор: Трубина Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 5 " Журавлик"
Населённый пункт: город Коряжма, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: " Устное народное творчество в воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение № 5

« Журавлик»

Устное народное

творчество в воспитании детей

дошкольного возраста.

Трубина Г.Н.

В воспитании детей очень важно использование элементов устного

народного творчества.

Основная цель- показать детям красоту русского языка-языка, за которым

стоит высокая культура великого народа.

С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с

ребёнком любого дошкольного возраста.

Сказки, песни,потешки,загадки,поговорки,считалки являются незаменимым

средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и

яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток,потешек вызывает

радость у него. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим

до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребёнка в

саду или перехода в другую группу. Именно этот метод способствует

скорейшей адаптации ребёнка. Хорошо подобранная, с выразительностью

произнесённая потешка, порой помогает быстрее установить контакт с

ребенком. Например, если ребенок очень плаксив, говорю ему: «Не плачь,

не плачь куплю калач, не плачь, не реви, куплю тебе три» Если у ребенка

все нормально с психикой, то слезы прекращаются, и у него на лице

появляется улыбка, а то и смех. Для установления эмоционального

контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения взрослого с ребенком

большое значение имеют потешки, прибаутки, песенки, стихи.

Произведения народного творчества можно использовать при одевании на

прогулку, укладывании спать, в процессе игровой деятельности.

Фольклорные произведения, стихи желательно сопровождать дествием или,

наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Чтение потешки,

в которой упоминается имя ребенка, вызывает у него радость, желание

повторить ее. Например, как можно использовать фольклорные

произведения: при подготовке к обеду

« у нас много ребят, все по стульчикам сидят

Кашу маслену едят»

« уж как я тебе коту дам кувшин молока да кусок пирога

Уж ты ешь, не кроши, больше, котик, не проси»

При умывании:

« из колодца принесла курица водицы.

И ребята всей гурьбой побежали мыться»

« чистая водичка моет Вове личико,

Танечке – ладошки

А пальчики – Антошке»

Укладывание спать:

« на кота – воркота,

А на Олю – дремота»

« глазкам спать давно пора

Ждет тебя кроватка

Спи, Ванюша, сладко»

« У меня подружечка - пуховая подушечка»

Одевание:

«Раз, два, три,четыре, пять

Собираемся гулять»

« Завязали Катеньке шарфик полосатенький

Давай будем одеваться»

Игры, прогулка и прочее:

« Это Оленьке известно - что взяла - клади на место»

« Ну, теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно»

« Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший

Ванечка пригожий»

Художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского

языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Загадки,

пословицы. поговорки образны, поэтичны. наделены сравнениями, яркими

эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.

Художественная сила пословиц и поговорок заключается в их смысловой,

композиционной, интонационно- звуковой и ритмической

организованности. Поэтический язык малых фольклорных форм прост,

точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, сравнения. В основе

многих пословиц лежит метафора. Она служит средством достижения

наибольшей экспрессии и живописности. Не менее богат и язык загадок.

Широкий спектр изобразительно- выразительных средств используется

здесь для кодирования образов и предметов.

В процессе своей работы я обследовала особенности понимания

дошкольниками обобщенного значения пословиц и поговорок и осознания

образного строя языка загадок. С этой целью предложила детям некоторые

пословицы и поговорки: « Трусливому зайке и пенек – волк», « У страха

глаза велики», «Едет Емеля, да ждать его неделю», «Один – задириха,

другой – неуступиха» После анализа этих пословиц стало понятно, что

дети испытывают затруднения в понимании значения пословиц и

поговорок. Некоторые дети могли только рассказать, о ком идет речь: «волк

- значит пенек и заяц на него сел», «Емеля на печке лежит и к царю ехать не

хочет». У детей возникают ассоциации не на содержание всей пословицы, а

на какое – то отдельное слово из нее и это мешает перейти к обобщенному

образу. И все же часть детей всегда показывают понимание обобщенного

значения пословиц и поговорок и когда уместно их применить. Вот

некоторые примеры рассуждений детей: « проснется девочка ночью, пойдет

на кухню пить, а в прихожей висит папина куртка, а ей кажется Кащей.

Испугается девочка и побежит, а мама ей скажет: «У страха глаза велики»

или: «Трусливому зайке и пенек – волк», ведь зайка тоже пугается всего.

Вот еще ответ: «Пошлет мама принести чего- нибудь, а ты долго не можешь

найти, тебе скажут: «Едет Емеля - да ждать его неделю». Труднее дается

детям понимание образного строя языка загадок. Легче удаются

описательные загадки, чем метафорические. Интересно, что в рассказе,

стихотворении, сказке дети значительно легче воспринимают метафору, чем

в загадке. Это объясняется тем, что в художественном тексте описывается

реальная ситуация, а в загадке - иносказание. Вот поэтому, при работе с

загадками на начальном этапе важно учить детей воспринимать образное

содержание загадки, объяснять ее. Позже нужно обратить внимание на

сочный, колоритный язык загадки, учить понимать целесообразность

использования выразительно - изобразитедьных средств. Например,

предложить загадку : «Дедушка без топора мост мостит». Спрашиваю: «Как

вы догадались, что это мороз? Какой мост он мостит? Почему так

говорится?» Затем загадать еще одну загадку, обратить внимание на то,

какими словами тут говорится о морозе:

Ночью стекольщик на двор заходил

Каждую лужицу льдом застеклил

Утром над городом солнце взошло

Мигом расстаяло это стекло

После разбора второй загадки спрашиваю детей, которая из двух им больше

понравилась и почему. Предлагаю придумать определения к слову «мороз».

Позже, когда дети усвоят метафорические особенности загадок, можно

предложить им самим придумывать загадки.

Обращение к устному народному творчеству в работе должно быть

постоянным. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой

впервые сталкивается ребенок, должна вводить его « в мир народной

мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».

Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни народа,

прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем

его многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши,

пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Произведения фольклора

своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают залачам

воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям.

Они вводят детей в стихию народного слова, раскрывают его богатство и

красоту. Фольклор формирует у ребенка чувство принадлежности к своему

народу, его культуре, чувство родного языка. Произведения

русскогофольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая

сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической

и нравственной чистоплотности ( потешка « водичка- водичка», сказка»

Царевна- лягушка», трудолюбия, доброты « Хаврошечка», « Сестрица

Аленушка и братец Иванушка», дружбы , теплоты в отношениях,

взаимопомощи « Репка», « Лиса и заяц», « Кот , петух и лиса». Душевной

теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки,

потешки. В фольклоре заложены неисчерпаемые

возможности для развития речевых навыков, пробуждение позновательной

активности. Ребёнок, вслушиваясь

в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте

речи.

На все случаи жизни мы можем найти их и применить,особенно дети

любили применять пословицу « В большой семье клювом не щелкают» .

Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы

фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным,

развивает логическое и образное мышление.

Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Мы играем в

народные игры, используя песенки, прибаутки, считалки. Формы подачи

фольклора разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды

деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир

творчества народа.



В раздел образования