Авторы: Зайнуллина Татьяна Александровна, Бородина Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель, учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 10 г. Апатиты Мурманская область
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект занятия "Животные и птицы Заполярья"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 10 г.Апатиты
Конспект занятия для детей старше - подготовительной группы с
логоневрозом № 7 «Реченька» компенсирующей направленности «Дикие
животные и птицы Заполярья»
Составили:
учитель- логопед Бородина А.Н,
воспитатель Зайнуллина Т.А.
Конспект занятия для детей старше - подготовительной группы с логоневрозом № 7
«Реченька» компенсирующей направленности «Дикие животные и птицы Заполярья»
Целевая аудитория: дети от 5-ти до 7-ми лет, все имеющие основной речевой диагноз —
заикание, дизартрия - 8 детей, ОНР III
уровня - 6 детей, ЗПРР - 1 ребенок, педагогическая
запущенность - 2 ребенка, проблемы поведенческого характера - 3 детей.
Этап коррекционного воздействия при устранении заикания: сопряжено —
отраженная речь.
Оформление: «Заполярный лес».
Оборудование: картинки с изображением диких животных и птиц, разрезные картинки,
игрушки, су — джок,( грецкие орехи), перья птиц, магнитная доска, следы диких
животных из подручного материала, обручи, массажные коврики, магнитофон,
аудиозаписи.
Цель: расширение и обогащение представлений о животных и птицах нашего
края Заполярья, их повадках, внешнем виде и местах обитания.
Задачи:
Образовательные: продолжать уточнять и систематизировать представления детей о
жизни диких животных и птицах Заполярья. Закреплять умение устанавливать связи
между приспособленностью к среде и месту обитания, анализировать объекты живой
природы, выделять существенные признаки.
Развивающие: развитие ЛГС речи, расширение и обогащение словаря, фонематического
слуха и восприятия, психических процессов: внимания. Памяти, мышления. Формировать
навыки экологически — безопасного поведения.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным и птицам.
Здоровьесберегающие технологии: развитие мимики, мелкой и общей моторики, нижнее -
диафрагмального дыхания, голоса, артикуляции, релаксации, темпа и ритма, паузации. Ход
занятия:
Учитель — логопед: ребята, покажите мимикой, какое у вас сегодня настроение? У меня
удивленное, потому что сегодня ко мне на телефон пришло необычное СМС сообщение.
Послушайте, я его вам прочитаю.
«Внимание, внимание - всем, всем, всем. В Заполярном лесу полная НЕРАЗБЕРИХА!
Животные перепутали свои домики, детеныши не знают кто у них папа и мама?
Учитель — логопед: ребята, давайте отправимся в лес и поможем животным и птицам!
Чтобы туда попасть, нужно через северные болота но кочкам перейти (дети прыгают по
кочкам). Молодцы, вот мы и попали в лес, полный сказок и чудес. Посмотрите, перышко
летит. Наверное, оно выпало из гнезда, где птенцы. Поможем обратно вернуть перышки,
чтобы птенчики не замерзли. Дыхательная гимнастика «Сдуй перышко» (на нос кладем
перышко, указательными пальцами закрываем нос, руки в стороны, достаем язычок
чашечкой и дуем, кто выше).
Учитель - логопед: ребята, посмотрите, кто идет нам навстречу? Покажем.
Выражение психоэмоционального и психофизического состояния.
* Пластические этюды © использованием стихотворений (изобразить позой характерные
черты каждого животного).
Полярным днем лесной тропой —
Звери шли на водопой,
За мамой лосихой —
Топал лосенок.
За мамой оленихой –
Бежал олененок.
За мамой лисицей –
Крался лисенок.
За мамой зайчихой –
Прыгал зайчонок,
За мамой медведицей –
Шел медвежонок.
Учитель - логопед:
ребята, давайте покажем:
лось облизывает соль - улыбнулись, ротик открыли, облизали язычком нижнюю губу,
затем верхнюю, челюсть неподвижная;
олень жует ягель - покусывать зубами язык попеременно правую сторону. Затем левую
сторону;
лисица с вытянутой мордочкой - вытянуть губы вперед трубочкой.
зайчик бежит домой - улыбнулись, ротик открыли, кончиком язычка в правый уголок рта,
затем в левый, челюсть неподвижна.
Ребята, послушайте, кто это воет? (Включить аудио голоса животных и птиц).
Ответы детей.
Учитель — логопед: попробуем завыть как волк? Повторить песню глухаря? Плечики
опущены, делаем вдох, надувается животик и на одном выдохе: УУ - У-У-У-У. ТЕКЕ -
ТЕКЕ - ТЕКЕ –ТЕКЕ.
Воспитатель: ребята, вот мы и пришли на лесную опушку. В СМС сообщении было
сказано, что детеныши перепутали свои домики.
Дидактическая игра «Кто где живет?» (соберите пазлы).
Ответы детей.
Белка - в дупле, гнезде; медведь - в берлоге; лиса - в норе, волк - в логове...
Соболь, куница, росомаха.
Воспитатель: ребята, вы отлично справились. Малыши закружились, заигрались и
потеряли своих мам и пап. Давайте поможем.
Дидактическая игра «Назови семью, детенышей несколько» (картинный материал).
Ответы детей.
Медведь - медведица - медвежата;
Лис - лиса (лисица) - лисята;
Волк - волчица - волчата;
Олень – олениха - оленята
Воспитатель: ребята, давайте пересчитаем всех потерявшихся детенышей?
Дидактическая игра «Сосчитай детенышей и птенцов»
Ответы детей.
Один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка;
Один вороненок, два вороненка, три вороненка;
Один медвежонок, два медвежонка.
Воспитатель: ребята, выходите и с медвежонком попляшите. Соотнесение слов с
движениями (Е. Железнова).
Я бурый медвежонок ‚ меня должны вы знать.
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать,
Пусть со мной все девочки, попрыгают как белочки!
Пусть со мной все мальчики, попрыгают как зайчики!
Учитель - логопед: и с этим заданием вы справились. Ребята, послушайте, кто стучит по
дереву? Включить аудиозапись. Попробуем повторить?
Ответы детей.
Игра «Повтори, как дятел стучит по дереву» (хлопки в ладоши).
Учитель — логопед и воспитатель: ребята, посмотрите, кто это летит? Вороватая,
крикловатая?
Ответы детей.
Игра «Летела ворона» (дети встают в круг, ладони в стороны)
Летела ворона по синему небу (каждое слово проговариваем, и ударяем о ладошку соседа)
Читала газету под номером 7 (цифра от 1 до 10).
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, СЕМЬ (кто не убрал ладошку, садится в круг).
Воспитатель: ребята, когда вы не слушаетесь родителей, они сердятся на вас? Вот и папы
рассердились на своих детенышей, когда ворона рассказала про то, что малыши убежали и
потерялись.
Дидактическая игра «Папа рассердился»
Волк - волчище, медведь - медвежище, заяц - зайчище и т.д.
Учитель - логопед и воспитатель: молодцы. Ребята, чтобы родители не сердились,
нельзя без спроса уходить из дома! Кто знает, чьи это следы на земле?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Чьи следы?»
Ответы детей.
Учитель — логопед: ребята, посмотрите, куда привели беличьи следы? Поднимите голову
наверх, кто там сидит?
Ответы детей.
Развитие мелкой моторики (используя в работе су - джок, грецкий орех).
Сидит белочка на ветке, (катаем су - джок между ладонями)
Раздает она орешки.
Кунине - сестрине (су - джок к мизинцу левой руки),
Песцу - красовцу (су - джок к безымянному пальцу левой руки),
Воробышку (су - джок к среднему пальцу левой руки),
Синице (су - джок к указательному пальцу левой руки),
Совушке - большой головушке (су - джок к большому пальцу левой руки).
Учитель - логопед: ребята, посмотрите, куда привели оленьи следы?
Релаксация (расслабление мышц рук по контрасту с напряжением).
Посмотрите, мы олени.
Рвется ветер нам навстречу!
(поднять руки над головой скрещенные и напряженные).
Ветер стих расправим плечи,
Руки снова опустили,
Полярный лес мы избродили
(руки не напряжены и расслаблены).
Учитель - логопед и воспитатель: ребята, посмотрите, куда привели заячьи следы?
Правильно, мы возвращаемся обратно в детский сад. Вы справились со всеми заданиями и
помогли животным и птицам Заполярья найти свои жилища, пап и мам. Молодцы. Под
музыку шагаем по тропинке в группу.