Напоминание

" Развитие дружеских отношений у дошкольников посредством игры"


Автор: Ткаченко Наталья Аликовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ 135
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: " Развитие дружеских отношений у дошкольников посредством игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие дружеских отношений у дошкольников

посредством игры».

Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду,

анализируя высокую эмоциональную напряженность и

конфликтность в их отношениях, приходишь к выводу, что

повышенная агрессивность является одной из наиболее часто

встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не

только воспитателей, но и родителей. Агрессивный ребенок создает

массу проблем не только окружающим, но и себе. В итоге

снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности

общения, деформируется личностное развитие.

Поэтому проблема межличностных отношений дошкольников

является одной из актуальнейших в современной педагогике. Ведь

для полноценного развития детей дошкольного возраста большое

значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что

она является школой социальных отношений. Кроме того, в

общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого

человека, развивается самосознание ребенка, формируется его

самооценка.

Для формирования у детей положительного отношения ко всем

людям, развития социального чувства, взаимопомощи

используются традиционные подходы:

чтение художественной литературы, беседа о прочитанном;

дидактические игры;

кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений;

игры-беседы детей с персонажами сказок;

проблемные ситуации;

игры-драматизации.

Многие считают, что на материале сказок, рассказов или

драматизаций взрослые должны учить детей оценивать характеры

героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое

плохо», а ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако

все не так просто. Большинство детей уже в 3-4 года отличают

хорошие поступки и плохие: знают, что с товарищами нужно

делиться, уступать и помогать слабым. В реальной жизни поступки

в основном далеки от этих правил поведения. Нередко совместные

занятия детей кончались ссорами, недовольством тем, как

действует сверстник. Дело в том, что, если ребенок невнимателен к

сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия.

Поэтому у детей нужно формировать не только представления о

должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего

нравственные чувства, формировать чувство общности, желание

видеть в сверстнике друга и партнера. Поэтому за основу многие

воспитатели берут методики морального воспитания С.Г. Якобсон,

которые систематизировала и адаптировала для детей своей

группы. Составила перспективный план совместной деятельности с

детьми, где учтены современные и традиционные методики.

Особое внимание я можно уделить методике работы с персонажем.

В работе с детьми мы эпизодически используем этот прием:

создание игрового или сказочного персонажа, который принимает

самое разное участие в жизни группы. Например, кукла, Незнайка,

заказчик, фантастический персонаж и т.п. У детей они пользуются

большим уважением и симпатией. Все это очень хорошо, но, как

правило, в такой работе нет системы, не выявлены функции

персонажей, не разработана методика их использования.

С.Г. Якобсон предложила ввести один персонаж и возложить на

него моральные функции. Так у нас в группе появилась кукла

Маша.

Многие считают, что на материале сказок, рассказов или

драматизаций взрослые должны учить детей оценивать характеры

героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое

плохо», а ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако

все не так просто. Большинство детей уже в 3-4 года отличают

хорошие поступки и плохие: знают, что с товарищами нужно

делиться, уступать и помогать слабым. В реальной жизни поступки

в основном далеки от этих правил поведения. Нередко совместные

занятия детей кончались ссорами, недовольством тем, как

действует сверстник. Дело в том, что, если ребенок невнимателен к

сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия.

Поэтому у детей нужно формировать не только представления о

должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего

нравственные чувства, формировать чувство общности, желание

видеть в сверстнике друга и партнера. Поэтому за основу многие

воспитатели берут методики морального воспитания С.Г. Якобсон,

которые систематизировала и адаптировала для детей своей

группы. Составила перспективный план совместной деятельности с

детьми, где учтены современные и традиционные методики.

Особое внимание я можно уделить методике работы с персонажем.

В работе с детьми мы эпизодически используем этот прием:

создание игрового или сказочного персонажа, который принимает

самое разное участие в жизни группы. Например, кукла, Незнайка,

заказчик, фантастический персонаж и т.п. У детей они пользуются

большим уважением и симпатией. Все это очень хорошо, но, как

правило, в такой работе нет системы, не выявлены функции

персонажей, не разработана методика их использования.

С.Г. Якобсон предложила ввести один персонаж и возложить на

него моральные функции. Так у нас в группе появилась кукла

Маша.

Какова цель прихода персонажа (Маши)?

Важнейшей составляющей морального поведения является

способность увидеть свои недостатки, осознать свои ошибки. Это

способность наедине с собой сказать себе: «Я поступил плохо», «Я

должен был поступить иначе» и т.п. Первым шагом в данном

направлении является рассказ другим о тех поступках, которые

ребенок считает неправильным. Но говорить о своих ошибках

малоприятно, поэтому люди не любят признавать их. Поэтому

нужно максимально избавить детей от неприятных переживаний,

связанных с подобными признаниями. Такие признания должны

делаться ребенком в интимной обстановке, одному –

единственному человеку.

Кому же ребенок может рассказать о своем поступке? Тому, кто не

разболтает и не изменит своего доброго отношения. Для ребенка

это крайне необходимо.

Однако не все родители обладают достаточным тактом и

чуткостью, чтобы выполнить эти требования. Еще сложнее обстоит

дело с воспитателем. Необходимость поддерживать дисциплину,

делить дисциплину, делить свое внимание между многими детьми,

иногда прибегать к строгостям приводит к тому, что подлинно

близкие, душевные отношения с детьми возникают достаточно

редко.

Поэтому и появляется «некто» (у нас кукла Маша), кто будет

любить и понимать ребенка, считать его исключительно хорошим и

проявлять заботу о его моральных качествах.

Персонаж, на которого возложены моральные функции, должен

быть реальным и осязаемым, обладать определенной внешностью,

удовлетворять ряду требований:

поступить иначе», - не появляется вдруг. Ребенок должен

приобрести опыт такого отношения к себе и к своим действиям. В

этом поможет персонаж, с которым ребенок может поделиться

своими переживаниями по поводу проступка. Воспитатель в этом

случае выслушивает и записывает признание ребенка, никак не

комментируя его, кладет записку в сумочку, чтобы передать ее

персонажу, и никому не рассказывает о ее содержании. На своем

опыте я убедилась, что половина детей группы воспользовалась

этой возможностью «облегчить душу».

Привлечение к работе волшебного друга детей придает методике

общий смысл: персонаж проявляет хорошее отношение к детям и

стремится помочь им стать еще лучше. Одновременно игра

позволяет более убедительно для детей поставить соответствующие

воспитательные задачи и обеспечить интерес к ним.

«Создание позитивного микроклимата в группе для

развития дружеских отношений»

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных

задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей

надо приучать жить среди людей, формирую у них определенные

психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки

общения В.А. Сухомлинский.

В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление

таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь

сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение

уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным

особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи воспитателя – развитие гуманных,

дружеских отношений между дошкольниками и установление

позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети

проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются

их основным кругом общения.

В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок»,

проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение».

Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с

хорошим настроением просить поделится с остальными детьми

улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром,

можно вспомнить веселый мультфильм.

Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как

можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно

выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке – дружат

в группе детки».

«Утро радостных встреч», дети после выходных проводится беседа:

кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть

друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни,

дети рассказывают какие события произошли в детском саду в его

отсутствие.

Использовать игры и игровые упражнения направленные на

сплочение и на совместную деятельность детей, создавать

коллективные работы по ИЗО деятельности, ручному труду.

Регулярно проводить этические беседы на темы «Все мы разные»,

«Мы рядом», «Научился сам – научи друга», «Что значит

настоящий друг?», «Учись прощать» и др.

Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. Можно применить

«Шкатулку добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут

в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким

образом, определяются количество добрых и злых дел и

размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ

поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над

своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела

всей группы.

Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно

делать, что нельзя». Например, делись с товарищем. Играй так,

чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее. Помогай

товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его. Если

товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь и т.д. И конечно,

в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С

ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания,

совместные досуги.

Такая система работы по данной проблеме дает хорошие

результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию

положительного отношения детей друг к другу. Дошкольники

стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные

способы общения со сверстниками, проявить вежливое,

доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.

Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание

головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для

ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение,

поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего

эмоционально-позитивного микроклимата в группе – все это

оказывает влияние на формирование нравственных качеств

личности ребенка.



В раздел образования