Автор: Ткаченко Наталья Аликовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ 135
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: " Развитие дружеских отношений у дошкольников посредством игры"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие дружеских отношений у дошкольников
посредством игры».
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду,
анализируя высокую эмоциональную напряженность и
конфликтность в их отношениях, приходишь к выводу, что
повышенная агрессивность является одной из наиболее часто
встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не
только воспитателей, но и родителей. Агрессивный ребенок создает
массу проблем не только окружающим, но и себе. В итоге
снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности
общения, деформируется личностное развитие.
Поэтому проблема межличностных отношений дошкольников
является одной из актуальнейших в современной педагогике. Ведь
для полноценного развития детей дошкольного возраста большое
значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что
она является школой социальных отношений. Кроме того, в
общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого
человека, развивается самосознание ребенка, формируется его
самооценка.
Для формирования у детей положительного отношения ко всем
людям, развития социального чувства, взаимопомощи
используются традиционные подходы:
чтение художественной литературы, беседа о прочитанном;
дидактические игры;
кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений;
игры-беседы детей с персонажами сказок;
проблемные ситуации;
игры-драматизации.
Многие считают, что на материале сказок, рассказов или
драматизаций взрослые должны учить детей оценивать характеры
героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое
плохо», а ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако
все не так просто. Большинство детей уже в 3-4 года отличают
хорошие поступки и плохие: знают, что с товарищами нужно
делиться, уступать и помогать слабым. В реальной жизни поступки
в основном далеки от этих правил поведения. Нередко совместные
занятия детей кончались ссорами, недовольством тем, как
действует сверстник. Дело в том, что, если ребенок невнимателен к
сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия.
Поэтому у детей нужно формировать не только представления о
должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего
нравственные чувства, формировать чувство общности, желание
видеть в сверстнике друга и партнера. Поэтому за основу многие
воспитатели берут методики морального воспитания С.Г. Якобсон,
которые систематизировала и адаптировала для детей своей
группы. Составила перспективный план совместной деятельности с
детьми, где учтены современные и традиционные методики.
Особое внимание я можно уделить методике работы с персонажем.
В работе с детьми мы эпизодически используем этот прием:
создание игрового или сказочного персонажа, который принимает
самое разное участие в жизни группы. Например, кукла, Незнайка,
заказчик, фантастический персонаж и т.п. У детей они пользуются
большим уважением и симпатией. Все это очень хорошо, но, как
правило, в такой работе нет системы, не выявлены функции
персонажей, не разработана методика их использования.
С.Г. Якобсон предложила ввести один персонаж и возложить на
него моральные функции. Так у нас в группе появилась кукла
Маша.
Многие считают, что на материале сказок, рассказов или
драматизаций взрослые должны учить детей оценивать характеры
героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое
плохо», а ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако
все не так просто. Большинство детей уже в 3-4 года отличают
хорошие поступки и плохие: знают, что с товарищами нужно
делиться, уступать и помогать слабым. В реальной жизни поступки
в основном далеки от этих правил поведения. Нередко совместные
занятия детей кончались ссорами, недовольством тем, как
действует сверстник. Дело в том, что, если ребенок невнимателен к
сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия.
Поэтому у детей нужно формировать не только представления о
должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего
нравственные чувства, формировать чувство общности, желание
видеть в сверстнике друга и партнера. Поэтому за основу многие
воспитатели берут методики морального воспитания С.Г. Якобсон,
которые систематизировала и адаптировала для детей своей
группы. Составила перспективный план совместной деятельности с
детьми, где учтены современные и традиционные методики.
Особое внимание я можно уделить методике работы с персонажем.
В работе с детьми мы эпизодически используем этот прием:
создание игрового или сказочного персонажа, который принимает
самое разное участие в жизни группы. Например, кукла, Незнайка,
заказчик, фантастический персонаж и т.п. У детей они пользуются
большим уважением и симпатией. Все это очень хорошо, но, как
правило, в такой работе нет системы, не выявлены функции
персонажей, не разработана методика их использования.
С.Г. Якобсон предложила ввести один персонаж и возложить на
него моральные функции. Так у нас в группе появилась кукла
Маша.
Какова цель прихода персонажа (Маши)?
Важнейшей составляющей морального поведения является
способность увидеть свои недостатки, осознать свои ошибки. Это
способность наедине с собой сказать себе: «Я поступил плохо», «Я
должен был поступить иначе» и т.п. Первым шагом в данном
направлении является рассказ другим о тех поступках, которые
ребенок считает неправильным. Но говорить о своих ошибках
малоприятно, поэтому люди не любят признавать их. Поэтому
нужно максимально избавить детей от неприятных переживаний,
связанных с подобными признаниями. Такие признания должны
делаться ребенком в интимной обстановке, одному –
единственному человеку.
Кому же ребенок может рассказать о своем поступке? Тому, кто не
разболтает и не изменит своего доброго отношения. Для ребенка
это крайне необходимо.
Однако не все родители обладают достаточным тактом и
чуткостью, чтобы выполнить эти требования. Еще сложнее обстоит
дело с воспитателем. Необходимость поддерживать дисциплину,
делить дисциплину, делить свое внимание между многими детьми,
иногда прибегать к строгостям приводит к тому, что подлинно
близкие, душевные отношения с детьми возникают достаточно
редко.
Поэтому и появляется «некто» (у нас кукла Маша), кто будет
любить и понимать ребенка, считать его исключительно хорошим и
проявлять заботу о его моральных качествах.
Персонаж, на которого возложены моральные функции, должен
быть реальным и осязаемым, обладать определенной внешностью,
удовлетворять ряду требований:
поступить иначе», - не появляется вдруг. Ребенок должен
приобрести опыт такого отношения к себе и к своим действиям. В
этом поможет персонаж, с которым ребенок может поделиться
своими переживаниями по поводу проступка. Воспитатель в этом
случае выслушивает и записывает признание ребенка, никак не
комментируя его, кладет записку в сумочку, чтобы передать ее
персонажу, и никому не рассказывает о ее содержании. На своем
опыте я убедилась, что половина детей группы воспользовалась
этой возможностью «облегчить душу».
Привлечение к работе волшебного друга детей придает методике
общий смысл: персонаж проявляет хорошее отношение к детям и
стремится помочь им стать еще лучше. Одновременно игра
позволяет более убедительно для детей поставить соответствующие
воспитательные задачи и обеспечить интерес к ним.
«Создание позитивного микроклимата в группе для
развития дружеских отношений»
Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных
задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей
надо приучать жить среди людей, формирую у них определенные
психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки
общения В.А. Сухомлинский.
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление
таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь
сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение
уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным
особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи воспитателя – развитие гуманных,
дружеских отношений между дошкольниками и установление
позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети
проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются
их основным кругом общения.
В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок»,
проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение».
Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с
хорошим настроением просить поделится с остальными детьми
улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром,
можно вспомнить веселый мультфильм.
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как
можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно
выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке – дружат
в группе детки».
«Утро радостных встреч», дети после выходных проводится беседа:
кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть
друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни,
дети рассказывают какие события произошли в детском саду в его
отсутствие.
Использовать игры и игровые упражнения направленные на
сплочение и на совместную деятельность детей, создавать
коллективные работы по ИЗО деятельности, ручному труду.
Регулярно проводить этические беседы на темы «Все мы разные»,
«Мы рядом», «Научился сам – научи друга», «Что значит
настоящий друг?», «Учись прощать» и др.
Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. Можно применить
«Шкатулку добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут
в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким
образом, определяются количество добрых и злых дел и
размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ
поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над
своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела
всей группы.
Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно
делать, что нельзя». Например, делись с товарищем. Играй так,
чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее. Помогай
товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его. Если
товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь и т.д. И конечно,
в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С
ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания,
совместные досуги.
Такая система работы по данной проблеме дает хорошие
результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию
положительного отношения детей друг к другу. Дошкольники
стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные
способы общения со сверстниками, проявить вежливое,
доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.
Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание
головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для
ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение,
поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего
эмоционально-позитивного микроклимата в группе – все это
оказывает влияние на формирование нравственных качеств
личности ребенка.