Автор: Евтушенко Марина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №1 НГО
Населённый пункт: г. Находка
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическик принципы Ф. Блуменфельда
Раздел: дополнительное образование
1
Блуменфельд.
Педагогические принципы.
«Феликс Михайлович Блуменфельд – одно из дорогих, незабвенных
имён недавнего былого русской музыки. Богато одарённый, чуткий музыкант
тонкой интеллектуальной культуры, он был в жизни пылким энтузиастом
родного искусства и как пианист, и как дирижёр, но и в том, и в другом
облике являл в себе человека страстно волнующегося, трепетного сердца,
сочетая черты Шопена и Шумана. Для всех знавших Феликса Михайловича в
его душевном мире в часы благоговения перед поэтичнейшими страницами
музыки Шопена и Шумана не было сомнений, что он сам дышал воздухом
страны звучаний, в котором только и могло раз в веках осуществить себя
искусство чистых помыслов людей».
В течение полувека Феликс Михайлович с рыцарским благородством и
честью, страстно и самозабвенно отдавал своё огромное дарование служению
отечественному музыкальному искусству. Он оставил значительный след в
истории русской музыкальной культуры, как композитор, написавший около
двухсот сочинений, среди которых симфония, квартет, произведения для
фортепиано, романсы. Как дирижёр – неутомимый пропагандист русской
классики и современной музыки, первый исполнитель «Китежа», «Поэмы
экстаза» и Третьей симфонии Скрябина, а также многих других сочинений,
за время своей двадцатилетней работы в Мариинском театре поставивший
вагнеровский
оперный
цикл.
И,
наконец,
как
превосходный
пианист
и
совершенно замечательный камерный исполнитель.
Феликс
Михайлович
Блуменфельд
родился
7
апреля
1863
года
в
Ковалёвке
(Херсонская
губерния).
Отец,
учитель
французского
языка,
содержал пансион для мальчиков. Вскоре после рождения Феликса, семья
переехала
в
Елизаветград
(ныне
Кировоград).
Музыкальные
способности
Феликса проявились рано. В пять лет он не только с лёгкостью подбирал по
слуху двумя руками мелодию с аккомпанементом, но без чьей - либо помощи
выучился читать ноты. Раннему музыкальному развитию способствовало то,
что
старшие
братья:
Сигизмунд
и
Станислав
были
очень
музыкальны
–
играли на фортепиано и пели. В раннем детстве Блуменфельд брал уроки у
старшего брата, Станислава, а с девяти лет приступил к систематичным
занятиям
под
руководством
Густава
Вильгельмовича
Нейгауза.
Занятия
продолжались три года. С двенадцатилетнего возраста и до поступления в
1881 году в Петербургскую консерваторию (то есть до восемнадцати лет)
Блуменфельд совершенствовался в фортепианном искусстве самостоятельно.
Молодой
пианист
жадно
прочитывал
сотни
страниц
музыкальной
литературы, особенно увлекался Шопеном и доходившими до Елизаветграда
новыми сочинениями петербургских композиторов.
2
Окончив
Елизаветградское
земское
семиклассное
училище
и
сдав
затем в Полтаве экзамены за курс военной гимназии, Блуменфельд осенью
1880 года поступил в Рижский политехникум. Летом 1881 года в Крыму
произошла встреча Блуменфельда с Римским-Корсаковым. Вскоре после этой
встречи, в сентябре 1881 года Блуменфельд, оставив малоинтересовавший
его
политехникум,
поступил
в
Петербургскую
консерваторию
по
классу
рояля.
Двадцатидвухлетний
Блуменфельд
окончил
Петербургскую
консерваторию по классу Фёдора Фёдоровича Штейна. Но как исполнитель и
художник он сформировался не только в его классе. Феликс Михайлович не
мог учиться в консерватории у Рубинштейна, так как в начале восьмидесятых
Антон Григорьевич там не преподавал. Но могучее, титаническое искусство
Рубинштейна, сочетавшее в себе, по отзывам современников, «силу львиную
и нежность голубиную», оказало на Блуменфельда, как он в последствии
рассказывал,
решающее
воздействие.
Но
одновременно
с
влиянием
исполнительского
искусства
Рубинштейна,
пианизм
Блуменфельда
складывался
под
воздействием
фортепианных
произведений
русских
композиторов, его современников, - главным образом Балакирева и Лядова.
По окончании консерватории деятельность Блуменфельда протекала в
различных направлениях. Одна сторона этой деятельности
– концертные
пианистические
выступления,
особенно
интенсивные
в
годы,
предшествовавшие
его
работе
в
Мариинском
театре.
Он
был
первым
исполнителем многих фортепианных пьес русских композиторов (Лядова,
Глазунова, Аренского и других).
Мужественность, ширь и мощь, поразительное владение красочной
гаммой фортепиано, умение «осязать» тончайшие динамические градации
звучности, певучий тон, беспредельная виртуозность, а главное – глубокое и
психологическое проникновение в сущность интерпретируемого и героико-
лирический
стиль
игры,
лишённый
мелодичной
детализации,
-
таковы
некоторые черты исполнительского искусства зрелого Блуменфельда.
Феликс
Михайлович
был
изумительным
ансамблистом
и
аккомпаниатором. В ансамблевых выступлениях он был поистине велик, вёл
за собой ансамбль, увлекая им, вдохновлял своей игрой партнёров.
Свою дирижёрскую деятельность Феликс Михайлович начал с 1895
года
в
Мариинском
театре
в
Петербурге
с
выполнения
обязанностей
«репетитора
с
певцами».
Первое
дирижёрское
выступление
состоялось
осенью 1898 года: под его управлением была впервые в Мариинском театре
поставлена опера Рубинштейна «Фераморс». В 1908 году Блуменфельд с
триумфальным
успехом
дирижировал
парижскими
спектаклями
«Бориса
Годунова» Мусоргского.
Педагогическая деятельность Феликса Михайловича началась в 1885
году
в
Петербургской
консерватории.
В
течении
многих
лет
он
был
руководителем
классов
фортепианной
игры
и
камерного
ансамбля.
Его
педагогическая работа была временно прервана в марте 1905 года, когда во
время
известных
консерваторских
событий
этого
года
он
вместе
с
3
Глазуновым, Лядовым и Вержбиловичем в знак протеста против увольнения
Римского-Корсакого и в знак солидарности с ним ушёл из консерватории. В
ноябре
1905
года,
после
возвращения
Римского-Корсакого,
Блуменфельд
снова приступил к педагогической деятельности в консерватории и оставался
её профессором до 1918 года.
Тяжёлая болезнь Блуменфельда и голод в Петербурге вынудили его в
конце лета 1918 года переехать на юг – сначала в Екатеринослав (ныне
Днепропетровск), а затем в Киев. Здесь он возглавил Высший музыкально-
драматический институт имени Н. В. Лысенко. Спустя некоторое время он
начал
вести
большую
педагогическую
работу
в
качестве
профессора
по
классам
фортепиано,
дирижирования
и
чтения
партитур
в
Киевской
консерватории, а в 1920 году был избран её директором.
В
1922
году
по
приглашению
Игумнова
(руководителя
фортепианного отделения Московской консерватории) Феликс Михайлович
приступил
к
фортепианно–педагогической
работе
в
Московской
консерватории.
21 января 1931 года Блуменфельд скоропостижно скончался.
ФОРТЕПИАННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ
О вслушивании в музыку
Пианист сможет «сделать музыку понятной» только в том случае,
если сам поймёт её содержание. Достичь этого можно лишь одним путём:
научившись вслушиваться в музыку. Осознавая это, Блуменфельд, прежде
всего, добивался предельной активизации интонационного слуха ученика.
По мысли Блуменфельда, вслушивание в «события», происходящие в
музыке,
понимание
музыки
и
переживание
её
–
это
нерасторжимые,
взаимосвязанные и взаимозависимые стороны одного и того же процесса.
Блуменфельд
с
уважением
относился
к
абсолютному
и
хорошо
развитому
относительному
слуху,
очень
ценил
умение
определять
и
записывать
звуковую
высоту
мелодических
последовательностей
или
аккордов.
Но
всё
это
он
считал
«элементарным
музыкальным
слухом».
Подлинно
«высший»
музыкальный
слух
должен
был,
по
его
мнению,
включать
в
себя
два
важнейших
элемента:
во-первых,
тонкое
слуховое
различие-переживание элементов музыкальной ткани в их одновременности
(то
есть
по
вертикали)
и
в
их
последовательном
течении
(те
есть
по
горизонтали) и, во-вторых, рельефный и гибкий внутренний слух, то есть
способность представлять себе музыку и оперировать своими слуховыми
представлениями.
Главное в блуменфельдовской методике развития слуха заключалось
в том, что во всей своей педагогической работе он обращался к слуховому
4
восприятию и к слуховому осмысливанию. Вне апеллирования к слуху он не
умел и не хотел обучать фортепианно-исполнительскому искусству.
В основе его методики лежало несколько основных положений:
Во-первых, ничего не делать механически и формально. Развитие
слуховой активности ставилось в прямую зависимость от метода ежедневной
работы
пианиста
и
связывалось
со
способом
разучивания
музыкальных
произведений.
Неосмысленная
и
равнодушная
игра,
по
мнению
Блуменфельда, рано или поздно самым пагубным образом скажется на слухе,
затормозит его развитие и притупит слуховое внимание.
Во-вторых, Блуменфельд требовал от учеников не то что некоторой
слуховой
сосредоточенности;
он
настаивал
на
максимальной
слуховой
активности.
Он
добивался
того,
чтобы
вслушивание
в
музыкальное
произведение было выполнено не «вообще», не «кое-как», не «как-нибудь»,
не
«приблизительно»,
а
непременно
до
исчерпывающей
грани.
Его
требовательность в этом отношении была бескомпромиссной, и ни на какие
послабления и уступки он не шёл.
И, наконец, в-третьих, внимание к слуховому развитию сказывалось и
в
выборе
репертуара
для
ученика.
Правда,
ученики
нередко
сами
высказывали Феликсу Михайловичу свои пожелания, и он порой с ними
соглашался. Но бывало и совсем по-другому. Он надолго, очень надолго
задумывался,
видимо,
не
только
вспоминая
различные
пьесы
по
их
названиям,
но
и
вслушиваясь
в
каждую
из
них.
И
лишь
после
такой
длительной
паузы
он
называл
какое
либо
произведение
и
решительно
настаивал
на
том,
чтобы
именно
эту
музыку
ученик
разучил.
Многим
ученикам
этот
выбор
казался
случайным.
Лишь
потом
многие
ученики
понимали:
Феликс
Михайлович
руководствовался
в
меньшей
степени
техническими
трудностями
произведения,
а
в
большей
–
его
интонационными
особенностями
и
подбирал
репертуар,
сообразуясь
с
уровнем слухового развития ученика.
О характерности музыкального образа
Технически
отшлифованное,
но
неясное
по
мысли,
не
прочувствованное и бедное по содержанию исполнение всегда получало у
Блуменфельда решительную отповедь.
Так
же
резко
осуждалось
им
и
другая
разновидность
формального
исполнения: внешне отделанная, разукрашенная «нюансами» фортепианная
игра.
Феликс Михайлович, считал, что в искусстве имеет ценность лишь
содержательное, искреннее и правдивое исполнение. Такому исполнителю
«поверят»
слушатели.
Лишь
в
процессе
вслушивания,
познания
и
прочувствования
разучиваемой
музыки
исполнитель
находит
путь
к
творчески
искренней
и
правдивой
передачи
произведения.
Гримом
и
лакировкой,
внешней
отделкой
и
«наложением»
нюансов
не
удастся
прикрыть простоту и мертвящее равнодушие интерпретации.
5
Работа Блуменфельда с учениками над музыкальным произведением
заключалась
в
том,
чтобы,
во-первых,
научить
их
слышать
и
понимать
индивидуально-неповторимое
содержание
каждой
изучаемой
пьесы;
во-
вторых, чтобы в увлечении (обязательно в увлечении!) этим содержанием и в
процессе
его
всестороннего
обдумывания
они
сумели
«вылепить»
характерный образ, понятный широкой аудитории.
Об отношении к авторскому тексту
Блуменфельд
добивался
от
учеников
предельно
внимательного
отношения к авторской записи, справедливо считая тщательное обдумывание
текста
тем
фундаментом,
на
котором
строится
вся
творческая
работа
исполнителя.
Блуменфельд
советовал
всегда
отличать
авторскую
запись
от
редакторской. Сам он относился к редакторским указаниям по-разному: в
одних случаях - с безразличием («можно и так»), в других – с интересом, в-
третьих – с явно выраженной антипатией и даже возмущением. Почти всегда
он
предпочитал,
чтобы
учащийся
разучивал
музыку
по
оригинальным
авторским редакциям.
Блуменфельд,
предельно
требовательный
в
отношении
точности
выполнения авторских намерений, обращал внимание учащихся на то, что
динамические, ритмические, темповые и артикуляционные элементы нотной
записи
указывают
лишь
направление
авторской
мысли
и
лишены
абсолютности. Он в равной степени осуждал как невнимательное отношение
к тексту, так и формальное прочтение нотной записи. При этом он понимал,
что «замороженные» в нотной символике чувства, мысли и идеи композитора
исполнитель
может
«растопить»
лишь
теплотой
своего
творческого
воображения,
опирающегося
на
активность
слуха,
музыкальный
и
жизненный опыт, специальные знания и общую культуру.
О технике
Блуменфельд понимал подчинённое место техники в искусстве. Но он
знал
и
другое
исполнительский
замысел
приобретает
общественную
значимость
лишь
в
мастерском
воплощении.
И
чем
более
глубокое
содержание
должен
выразить
исполнитель,
тем
белее
отзывчиво
и
разработано
должно
быть
его
техническое
умение.
Для
Феликса
Михайловича техника никогда не была основой искусства, но он любил и
ценил мужественное, сильное и яркое виртуозное мастерство. Он требовал от
учеников постоянного технического совершенствования своего исполнения.
Но специально о технике или о технических приёмах фортепианной
игры на уроках Блуменфельда говорилось редко. Он полагал, что пианист
находит нужный технический приём неразрывной и организованной связи со
своим
художественным
замыслом
и
что
само
содержание
исполняемого
6
произведения в конечном итоге обуславливает и характер пианистических
движений.
Блуменфельд редко показывал технические приёмы; гораздо чаще
обращал
внимание
на
воспитание
ощущения
свободной
и
вместе
с
тем
организованной (не пассивной!) руки.
В тех случаях, когда Блуменфельд специально обращал внимание на
технические приёмы, его советы были большей частью направлены на то,
чтобы помочь ученику самостоятельно найти нужные движения.
О методах педагогического воздействия
В
предыдущих
разделах
речь
шла
главным
образом
о
том,
чему
обучал
Блуменфельд
и
что
воспитывал
в
своих
учениках.
Остановимся
теперь на методах его педагогического воздействия, другими совами, на том,
как он обучал и воспитывал.
Показывал
ли
Блуменфельд
на
рояле,
разъяснял
ли
свою
мысль
словами,
«дирижировал»
ли
молодого
пианиста
–
всё
это
было
полно
необычайной
эмоциональной
заразительности.
«Надо
было
слышать,
-
вспоминает Б. В. Асафьев, - как Феликс Михайлович стремился на уроках, не
будучи в состоянии оставаться спокойно наблюдающим педагогом, перелить
в пальцы ученика своё ощущение жизни музыки».
В
любой
области
исполнения
и
воспитания
эмоциональная
заразительность
–
сильное
средство
воздействия.
В
музыкально-
исполнительской
педагогике
это
средство
приобретает
особо
важное
значение в силу двух причин: во-первых, в силу самой специфики музыки,
потому что вне прочувствования и переживания, то есть внеэмоционально,
познать и понять содержание музыки невозможно; во-вторых, в силу самой
специфики исполнительского искусства, потому что вне умения заражать
других своими чувствами и мыслями невозможно артистическое исполнение.
Феликс
Михайлович
прибегал
иногда
к
дирижерскому
методу
работы
с
учеником.
Не
прерывая
играющего
он
начинал
дирижировать
и
своей
жестикуляцией
и
мимикой
помогал
ученику
найти
выразительный
темп,
ритм и другие характерные черты образа.
Бывало и так. Блуменфельд укажет ученикам, к чему надо прийти в
конечном итоге работы над произведением, вознесёт на такие высоты, до
которых ученики и не доходили, разохотит и раззадорит во что бы то ни
стало достичь этих высот, а вот как добиться желаемых результатов, - не
скажет ни слова: ищите, мол, сами. И ученики искали, искали в творческих
муках, но этим стимулировалась их воля к труду.
Словесными
характеристиками
содержания
музыкальных
произведений Блуменфельд пользовался не часто и, пожалуй, с какой-то
осторожностью. Только впоследствии ученикам стала понятна причина этой
осторожности. Прибегая к аналогиям из жизни, природы, поэзии, живописи и
оформляя
свои
эмоции
и
мысли
в
словесные
характеристики,
Феликс
Михайлович
каждый
раз
как
будто
задумывался
над
тем,
нужно
ли
7
переводить
на
язык
слов
ясное
и
раскрытое
в
звуках
содержание
музыкального произведения. Не обеднит ли это содержание пьесы?
Над разучиваемым с учеником произведением Блуменфельд обычно
работал
с
большой
тщательностью.
Он
редко
ограничивался
указаниями
общего характера. Большей частью он обращал внимание играющего на
каждый штрих, на каждую деталь, никогда не забывая при этом о целостном
художественном образе.
В
заключении
мне
хочется
сказать
несколько
слов
о
том,
как
относились ученики к Феликсу Михайловичу. Вот как об этом говорит М.
Раухвергер:
«Бывало
редко,
но
бывало
(что
же
греха
таить),
что
он
раздражался из-за невосприимчивости игравшего студента к его замечаниям.
В таких случаях у всех нас буквально замирали сердца от страха. Но от
какого страха! Большинство из нас были уже к этому времени уже вполне
взрослыми
людьми,
пережившими
империалистическую
и
гражданскую
войны и отнюдь не страдавшими чрезмерной робостью; мы боялись только
одного – как бы волнение не повредило его здоровью. Думаю, что если кто-
либо из наших товарищей осмелился бы резко отреагировать на замечания
учителя, ему пришлось бы иметь дело со всеми нами. К счастью, такого ни
разу не случилось».
8
Используемая литература:
1.
Л. Баренбойм. «Фортепиано-педагогические принципы
Ф. М. Блуменфельда»
2.
М. Раухвергер. «Многогранный талант»
3.
Б. Асафьев. «К 100-летию со дня рождения Ф. М. Блуменфельда»