Напоминание

"Зарождение истории света"


Автор: Рожина Анна Олеговна
Должность: учитель английского языка, педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ "Верхоянская средняя общеобразовательная школа им. М.Л. Новгородова"
Населённый пункт: г. Верхоянск
Наименование материала: Становление образования на Крайнем Севере
Тема: "Зарождение истории света"
Раздел: полное образование





Назад




Становление образования в Верхояньи

Из истории Верхоянской школы

Согласно архивным данным: «1 января 1871 года после литургии и молебна открыто

Верхоянское училище в удобном здании Семена Горохова. Поступило четыре мальчика. Один

из них якут, а твое русские, эти последние получили уже первоначальное домашнее

воспитание» [ЦГА ЯАССР, ф. 24, оп. 1.Д. 1625, л. 1].

Надо сказать, что формирование и развитие Верхоянской школы в дореволюционный

период является белым пятном в летописи как Верхоянска, так и всего региона.

Первым учителем был казак, пятидесятник якутского казачьего полка Ефим Попов.

Попечителем дела просвещения среди местного населения был С.В. Горохов, который

безвозмездно отдал под школьное заведение 4-комнатный флигель своего дома.

Открытие школы оказалось самым значительным событием Верхоянья того времени, в

который тогда входили Абый, Аллаиха, Мома, Усть-Яна, Саккырыр, предгорье Верхоянского

хребта. В открытие школы свой вклад внесли русские ссыльные-просветители. Неоценимой

является деятельность в этом направлении Ивана Александровича Худякова. Он был

дворянином, членом Ишутинского кружка, талантливым ученым-этнографом, фольклористом.

Первое, чем он занялся, было изучение якутского языка, культуры и быта северного народа. Им

были сделаны первые попытки организации школы. Ученый уговорил исправника Иващенко

устроить школу. Однако, тот видел только новый источник финансовых доходов для себя. Он

уговорил горожан пожертвовать на это дело деньги, которые исправник присвоил.

Худяков понял, что за дело народного просвещения честно и бескорыстно может взяться

только представитель самого народа. С этой целью он начинает обучать сына С.В. Горохова

Никиту. По совету Худякова в Верхоянск в 1867 году был выписан журнал «Детское чтение», а

через год – журнал «Семья и школа», затем и журналы «Народная школа» и «Учитель». Все это

оказалось тем научным, теоретическим и практическим основанием для открытия Верхоянской

школы.

С самого начала первому учителю школы Ефиму Попову помогал с июля 1872 года

священник местной церкви Орлов. Однако вскоре выяснилось, что он не справляется с

возложенными на него обязанностями, а И.А. Худяков был болен и в делах школы участвовать

не мог. В том же году из Олекминских золотых приисков возвращается Никита Горохов,

который вызывает из Якутска имеющего педагогическую практику пятидесятника Ивана

Братчикова. Уже через два года после смерти отца, в 1874 году губернатор утверждает Н.

Горохова почетным попечителем. Он сразу же организует при школе пансионат и отдает под

училище свой дом со всеми амбарами и пристройками.

Энергичный и верный своему призванию попечитель народного образования Н.

Горохов выписывал из книжных магазинов Санкт-Петербурга самые современные и передовые

для той эпохи учебники и учебные пособия. Так, в Верхоянске появилось, например, «Родное

слово» выдающегося русского педагога – теоретика и практика К.Д. Ушинского в 25

экземплярах. Для лучшего устройства образовательного процесса заказывает ученические

столы и скамейки по рисункам и чертежам, опубликованным в журнале «Народная школа» за

1870г.

Открытие пансиона способствовало тому, что в Верхоянской школе могли учиться

наиболее смышленые и толковые ребята из дальних местностей округа. В 1874 году учеников

насчитывалось 21, в 1877г. их стало уже 24, 16 из которых жили в пансионате.

Проблема учительских кадров в дореволюционной Якутии была одной из острых, детей

обучали люди случайные, зачастую не имевшие образования. Также до 1880 года, с

наступлением холодов и темного времени суток жизнь в городе замирала: с декабря школа

закрывалась.

Школа вновь была открыта в 1888г. В 1892 она была передана ведомству православного

исповедания.

В 1892 году параллельно с существующим приходским училищем с 12

учениками была открыта и церковно-приходская школа при Благовещенской церкви с шестью

учениками, а в следующем, 1893 году на некоторое время было произведено слияние обоих

учебных заведений.

В 1897 году училище было преобразовано в двухклассное, на тот момент там обучались

5 городских детей – 2 мальчика и 3 девочки, а также 7 мальчиков из наслегов Верхоянского

округа.

В сентябре 1907г. Верхоянское училище становится двухклассным, учителями работали

образованнейшие в то время люди – Е.Д. Яныгин и С.Г. Яныгина. В 1909-1911гг. под

руководством Яныгиных проводили первые опыты по выращиванию картофеля, капусты на

полюсе холода. Более того, в 1913 году, при Верхоянском двухклассном училище были

устроены ремесленные отделения по слесарно-кузнечному и столярному ремеслу, что говорит о

попытках в ту далекую пору направления образования на практику.

В начале 1917 года школа жила своей привычной жизнью, в этом году был открыт 4

класс. И грянула гражданская война, которая дошла и до крайних уголков Севера. Это война

прошлась по самому живому – по семейным узам, народному самосознанию и умам людей.

Выпускники Верхоянского училища стали известными участниками революционных событий,

Георгий Семенович Ефимов, братья Афанасий и Василий Новгородовы, Михаил Лаврентьевич

Новгородов, Михаил Владимирович Колмогоров, Иннокентий Ильич Аммосов и другие. Учеба

в школе была приостановлена в связи с наступлением белобандитов, и в 1923 году началась

осада г. Верхоянска.

В 1924 году в Верхоянской школе создается первый на Крайнем Севере пионерский

отряд, организатором которого выступил выпускник школы, секретарь местной комсомольской

ячейки М.В. Колмогоров. В 1929 году при Верхоянской школе также будет организован первый

пионерский лагерь на Крайнем Севере.

С 1925 года – Верхоянская школа будет носить имя видного государственного деятеля,

руководителя

партии

большевиков,

философа-марксиста,

политического

ссыльного

в

Верхоянске с 1912 по 1914 годы Виктора Павловича Ногина.

В 1930 году в Верхоянской школе состоялся первый выпуск из 7 класса.

1941 год. Великая Отечественная война, эта война не изменила все…

В 1942 году в Верхоянске появилось электричество, которое, в первую очередь, провели

в школе. Правда, энергоснабжение, как вспоминают современники, подавалось нерегулярно, с

большими промежутками и перебоями. В школе учебная и методическая работа была

поставлена из рук вон плохо, остро ощущалась нехватка учебников, пособий, оборудования.

Из-за нехватки дров в здании было холодно. Особенно трудно приходилось школьникам,

вынужденным проживать в интернате: холод, голод и антисанитария сопровождали их учебу.

Возможно, и это было причиной того, что в учебном заведении был большой отсев. Да и

военное положение диктовало свои условия, было не до школьных проблем. Многие

школьники тех военных лет живо помнят уроки по военной подготовке, которые проводил

военрук, инвалид войны Карташов.

Но, несмотря на все эти трудности, в 1942 году состоялся первый выпуск из 10 класса,

это – братья Дмитрий и Михаил Христофоровичи Васильевы, Нил Ильич Максимовский,

Василий Павлович Ноговицын, Анна Дмитриевна Чирикова, Дмитрий Ионович Юмшанов,

которые потом стали образованными людьми и пополнили ряды интеллигенции Верхоянского

района.

После войны в Верхоянском районе расширилась сеть школ и пришкольных интернатов.

Это обусловило улучшение учебно-воспитательной работы в школах и в первую очередь

приток сельских учащихся в восьмой класс Верхоянской школы –единственной в то время

якутской средней школы района. В 1945-1956 годах в районе завершился всеобщий охват

начальным образованием, осуществилось всеобщее семилетнее образование. Начинается

открытие и строительство новых школ в поселках и наслегах района: если в 1947-1948 учебном

году в районе было 10 школ с общим количеством учащихся в 919 чел., а учителей

насчитывалось 55, то в 1955-1956 учебном году стала 21 школа, 2033 учащихся и 137 учителей.

За 1948-1954гг. семилетние школы окончили 168 человек. С 1945г. по 1955г. среднее

образование получили 136 учащихся. А в 1955-1956 учебном году насчитывалось 13

пришкольных интернатов, имеющих 342 воспитанника.

Для лучшей подготовки детей к началу школьного обучения в 1948 году был открыт

нулевой класс. Проводилась определенная работа по повышению квалификации и обмену

передовым педагогическим опытом.

26 июня 1947 года вышел Указ Президиума Верховного Совета Якутской АССР "Об

увековечении памяти выдающихся участников гражданской войны в Якутии", согласно

которому имя Новгородова Михаила Лаврентьевича – активного ревкомовца, командира

сводного добровольческого отряда, расстрелянного белобандитами – было присвоено средней

школе г. Верхоянска. Также было принято решение о сооружении в течение 1948-1950гг.

памятника М.Л. Новгородову.

В нашу школу, остававшейся единственной, дающей среднее образование, потянулись

выпускники неполных школ из Сартана, Борулаха, Сайды, Эльгетска, Арылаха, Адычи, Уянды,

Табалаха, Силянняха, Саккырыра.

На местах учительский коллектив искал свои методы работы по повышению

эффективности

обучения,

улучшению

учебно-методической

и

расширению

сферы

воспитательной деятельности среди школьников. Учитель биологии Н.И. Слепцов организовал

в 1952 году первый пришкольный участок для опытного выращивания овощей, а также первую

географическую площадку, создав, таким образом, основу для изучения учащимися своего

края. А в 1953 году учитель истории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

И.Н. Юмшанов положил начало массовым внутришкольным спортивным соревнованиям.

В 1959 году в Верхоянске было построено типовое двухэтажное здание семилетней

школы, инициатором строительства был Г.М. Степанов, заведующий Верхоянским РОНО.

Начиная с этого года, Верхоянская школа работает по программам одиннадцатилетней

общеобразовательной политехнической школы с производственным обучением.

В 1966г. в Верхоянске состоялся первый выпуск из 11 класса, правда, в том же году было

принято постановление правительства о возврате к 10-летнему сроку обучения и переходу на

новое содержание образования. С этого года Верхоянская школа была преобразована в

десятилетнюю общеобразовательную трудовую школу с производственным обучением.

Переход на новое содержание обучения стимулировал методическое творчество учителей,

которые работали над совершенствованием урока.

Большую роль в развитии физической культуры и спорта в городе сыграло и открытие

первой на Яне детско-юношеской спортивной школы по вольной борьбе (по ходатайству Н.М.

Неофитова, директора школы, и И.В. Рожина, тогда зам. директора по учебно-воспитательной

работе). В 1971г. было построено типовое здание спортивного зала школы.

В 1969г. при школе создается музей, организатором и бессменным хранителем которого

была учитель биологии, а тогда еще и заместитель директора по учебно-воспитательной работе

В.З. Кириллина. Ранее это был краеведческий уголок, образованный в 1957 году учителями-

энтузиастами школы.

С 1972 года по инициативе И.В. Рожина в Верхоянской школе начинается плановое

внедрение научных основ преподавательского труда

В 1975 году в Верхоянской школе была организована первая группа продленного дня.

Директор школы И.В. Рожин вспоминал: «Идея создания школы-комплекса нами была

выдвинута в конце 70-х годов, с целью демократизации жизни школы на основе

личностной ориентации. В основе работы педагогов, учащихся был положен принцип

деятельностного подхода. Рождение этой цели было связано с борьбой против

устаревших стандартов, типов школы. Потребовалось расширение материальной базы.

Строительство

типового

здания

школы

не

давали.

Это

вынудило

заняться

строительством хозяйственным способом. Были построены большой пристрой из десяти

классных комнат и коридора длиной в 84 метра, шириной 4 метра…» Учителя,

школьники и их родители принимали участие в его строительстве, просторный коридор

которого был превращен в Ленинский зал.

В это время педагоги имели возможность претворения в жизнь самых смелых своих

идей в учебной и воспитательной сфере: в 1980 году заместителем директора по

воспитательной

работе

Х.Е.

Слепцовым

была

создана

фотостудия,

выросшая

впоследствии в школьную киностудию в следующем году. Это дало возможность

приступить к созданию кинолетописи школы, города и района Именно на этот период

приходится самая активная педагогическая деятельность учителей, вошедших в золотой

фонд

Верхоянской

школы

историков

Иллариона

Николаевича

Старостина

и

Валентины Алексеевны Старостиной, которым удавалось донести до детей любовь к

истории своего народа, интерес к событиям давно минувших дней, заложить основы

исторического взгляда и мировоззрения.

К своему 110-летию Верхоянская средняя школа им. М.Л. Новгородова подошла с

высокими показателями в образовательной и воспитательной работе, которые были

отражены в отчете руководства и педагогического коллектива учебного заведения

перед общественностью города и района.

Навстречу

предстоящим

юбилеям

проводился

комплекс

работ

по

увековечению

славных страниц истории школы: в 1988 году по инициативе директора И.В. Рожина

установлена мемориальная доска «Верхоянская средняя школа имени М.Л. Новгородова

– одна из старейших школ Севера. Основана 1 января 1871 года», был изготовлен

новый значок: «Верхоянская школа», на обороте которой появилась надпись «Основана

в 1871 году».».

Школа добивается высоких результатов в изучении французского языка, которое

началось еще в 1980-ые под руководством Саргыланы Егоровны Нафанаиловой и

успешно продолжено Марфой Егоровной Бережневой.

Аюна Куприянова окончила школу с серебряной медалью, а в следующем году

Алексей Портнягин первым из выпускников Верхоянской школы получил золотую

медаль.

В 1994 году учитель физики, выпускница школы Яна Николаевна Иванова впервые из

учителей Верхоянской школы станет участницей республиканского конкурса «Учитель

года».

С 1993 года школа начала работать по экспериментальному проекту директора школы

Иннокентия Васильевича Рожина «Учебный год в условиях Заполярья». Иннокентий

Васильевич – почетный гражданин РС (Я), заслуженный учитель ЯАССР, заслуженный

работник культуры РСФСР, Учитель учителей РС(Я) всю свою жизнь и деятельность посвятил

развитию образования и воспитания. Эксперимент под его руководством был проведен в 1993-

98 годах с изучением биологического ритма арктического человека в условиях Заполярья.

Результат эксперимента был одобрен и рекомендован для распространения.

В 1996г.

Верхоянская школа им. М.Л. Новгородова становится «Школой года России» – победителем-

лауреатом

Всероссийского

конкурса,

организованного

международной

газетой

«Педагогический вестник» и Академией творческой педагогики (г. Москва). Директор школы

И.В. Рожин был признан «Директором года России».

В следующие годы – в 1997 и 1998 гг. Верхоянская школа повторяет свой успех и стала

трехкратным победителем-лауреатом данного Всероссийского конкурса, а учитель Бережнева

Марфа Егоровна была признана «Педагогом 1997 года». Затем в 1999 году Васильева

Маргарита Ильинична становится победителем республиканского конкурса «Учитель года».

В 2004-2005 году учебном году открыты первые гимназические классы. Инициаторами

выступили директор школы Юмшанова Маргарита Николаевна и Бережнева Марфа Егоровна,

заместитель директора по УВР, в сотрудничестве с Саха-Бельгийской гимназией.

В 2006 году был проведен Международный семинар Совета Европы по теме

«Межкультурный диалог через образование». Верхоянская школа становится Ассоциированной

школой ЮНЕСКО.

Во время посещения школы в 2005г. с рабочим визитом Президентом Республики Саха

(Якутия) В.А. Штыровым было принято предварительное решение о строительстве здания

школы в каменном исполнении. В принятии данного решения сыграли ведущую роль и место

школы в жизни города и района, успехи педагогического состава и практическая работа

администрации школы по поддержке проекта учебного заведения. И самым знаменательным

событием в жизни всех верхоянцев стало строительство новой каменной школы, где мы с 2013

года продолжаем постигать азы знаний в комфортных, современных условиях.



В раздел образования