Автор: Азовцева Светлана Евгеньевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: город Кольчугино, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: Социализация и развитие творческих способностей подростков через волонтёрскую деятельность
Раздел: дополнительное образование
Разностороннее развитие творческого потенциала подростков
через использование технологий педагогической игры при обучении
азам журналистской деятельности.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных
в дидактике.
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека,
удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание
и
усвоение
общественного
опыта,
в
котором
складывается
и
совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие,
воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную - освоение форм, методов общения;
самореализации;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других
видах жизнедеятельности;
-
диагностическую: выявление
отклонений
от
нормативного
поведения,
самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей;
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка,
ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата
(процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой
деятельности («поле творчества»);
эмоциональная
приподнятость деятельности,
соперничество,
состязательность,
конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и
временную последовательность ее развития.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную
группу
методов
и
приёмов
организации
педагогического
процесса
в
форме
различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -
чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В объединении «Редакция районной детской газеты «Школолаз» использую именно
педагогическую игру.
Она является долгосрочной, идёт во времени несколько учебных лет.
Объединение юных журналистов при Центре внешкольной работы Кольчугинского
района Владимирской области существует с 1996 года.
Создан и работает под руководством педагога-консультанта Азовцевой Светланы
Евгеньевны.
Главной целью объединения юных журналистов является воспитание граждански
активной творческой личности.
Главной задачей объединения является регулярное издание социально значимого
информационного продукта – районной общественной детской газеты «Школолаз», а также ее
распространение и реклама.
Газета «Школолаз» при Центре внешкольной работы издаётся ежемесячно самими
воспитанниками объединения юных журналистов и является частью единого информационного
пространства в системе образования Кольчугинского района.
Создавая газету, воспитанники знакомятся со всеми этапами процесса производства
газеты, с правилами организации и проведения интервью, фотосъёмок, со способами
использования
компьютерной
техники,
учатся
находить
актуальную
информацию,
распространять ее на интересном для читателей языке.
Компьютерный набор, верстку осуществляют сами члены редакции под руководством
педагога-консультанта.
В редакцию газеты входят учащиеся 4-11 классов - представители школ города и сельских
школ (12 человек).
В газете работает широкий круг внештатных корреспондентов – представителей школ
города и района (20 человек).
Работа учащихся в объединении и обучение их по программе «Юный журналист: от игры
к профессии» развивает не только их устно-письменные способности.
Кроме повышения уровня допрофессиональной подготовки и информационной культуры
учащихся, программа «Юный журналист» помогает им адаптироваться к современным
социальным условиям, развивать коммуникативные навыки, накапливать опыт межличностного
общения, развивать творческие способности (литературные, артистические, художественные,
технические); а также совершенствовать черты полноценно развитой личности.
Перед обучающимися ставится долгосрочная цель: практическое создание нескольких
номеров районной детской газеты в течение учебного года.
Дети играют во взрослую игру, распределяя обязанности в объединении: главный
редактор, журналист, репортёр, фотограф-репортёр, верстальщик, художник-оформитель,
ведущий интернет-сообщества газеты.
В этой имитации взрослой профессиональной журналистской деятельности есть чётко
поставленная цель – создать и реализовать проект ежемесячно выпускаемого газетного
номера.
Профессиональная журналистская деятельность предполагает особенно всестороннее
развитие личности – владение словом, глубокое и всестороннее знание литературы,
языковая грамотность, владение выразительными средствами языка, литературными
приёмами (так называемые тропы - метафора, сравнение, гипербола, литота, метонимия,
синекдоха, эпифора, анафора – масса литературных приёмов речи); журналист должен
владеть стилистикой языка – различать и уместно применять в своих произведениях
различные стили речи – возвышенный, нейтральный, научный и многие другие.
Контроль знаний и навыков проходит в виде интеллектуальных игр-соревнований по
типу телевизионных
Чтение книг пополняет словарный запас; непосредственная практика, написание
статей и других материалов улучшает письменную речь, а разговоры с окружающими на
разные темы – устную. При этом важно не просто болтать, а обсуждать и дискутировать,
чётко продумывая свои
Журналист может найти себя в различных сферах. Радио, телевидение и печать –
основные виды СМИ.
Но в 21 веке появилось такое понятие, как интернет-журналистика. Всё больше и
больше СМИ переходит на работу в сети. У газет, телевизионных и радиопрограмм теперь
есть странички в социальных сетях и собственные сайты, появились и самостоятельные
интернет-издания.
Районная детская общественная газета «Школолаз» имеет своё сообщество в сети под
названием «Детская газета «Школолаз».
Ведут сообщество сами учащиеся, привлекая внимание к печатному варианту газеты.
Это как бы расширенная электронная версия газеты. Создание постов в сообществе
требует от юных журналистов таких навыков, как грамотное, чёткое, ясное выражение
своих
мыслей,
широкий
кругозор,
умение
интересно
преподнести
новости
из
образовательных учреждений Кольчугинского района.
Игровая форма занятий создаётся на занятиях при помощи игровых приёмов и
ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к
учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по
таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме
игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент
соревнования,
который
переводит
дидактическую
задачу
в
игровую;
успешное
выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Контроль знаний и навыков проходит в виде интеллектуальных игр-соревнований
юных журналистов – «Интеллектуальный «Брейн-ринг», «Своя игра», «Что?Где?Когда?».
Как упоминалось выше, журналистская деятельность предполагает всестороннее
развитие личности подростка: широкий интеллектуальный кругозор; углублённое знание
литературы, стилей родного языка; художественный вкус при оформлении газетных
страниц печатного СМИ, развитие коммуникативных качеств детей, их умение найти
общий язык с самыми разными людьми – учениками, родителями, педагогами; умение
попробовать себя в самых разных ролях – корреспондента-интервьюера, репортёра,
фотографа, художника.
Обучающиеся
объединения
«Редакция
районной
детской
газеты
«Школолаз»
принимают участие во Всероссийских и Международных конкурсах самой различной
направленности, становятся призёрами, лауреатами и победителями этих конкурсов:
конкурсы по журналистике (направления «Словесность», «Журналистика»); конкурсы
фоторепортажей и видеорепортажей; конкурсы изобразительного и художественно-
прикладного творчества; конкурсах актёрского мастерства (выразительного чтения);
конкурсах по иностранному языку.
Участие в этих конкурсах требует от детей серьёзной к ним подготовки.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что долгосрочная педагогическая
«игра во взрослых журналистов» при обучении азам журналистской деятельности как
никакой другой вид деятельности разнонаправленно развивает творческий потенциал
подростков среднего и старшего школьного возраста
Азовцева Светлана Евгеньевна, педагог-организатор Кольчугинского МБУДО
«ЦВР»
Владимирской
области,
руководитель
редакции
районной
детской
общественной газеты «Школолаз»