Автор: Ковшова Альбина Владимировна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 10 "Белочка"
Населённый пункт: город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: STEАM-образование в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
STEАM-образование в ДОУ
На сегодняшний день есть много программ STEАM-образования. У нас в детском саду применяется
«Детская универсальная STEAM-лаборатория». Программа может успешно использоваться во
внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы начального общего
образования, а каждый её раздел – образовательный модуль – самостоятельно применяться в системе
дополнительного образования.
Что такое STEAM-проекты – это проекты инженерно-научного творчества на основе математических
подходов. Позиция воспитателя, при реализации данной технологии, меняется: он становится
заведующим лаборатории, а дети – его коллегами, лаборантами. По этой причине авторы STEAM-
лаборатории рекомендуют на занятиях особые формы обращения к детям: «дорогие коллеги», «юные
лаборанты».
STEAM-лаборатория
включает
в
себя
5
программ:
основы
чтения,
основы
программирования, основы математики и теории вероятности, основы картографии и астрономии,
основы криптографии. Весь курс соединен одной легендой: Микибот – программируемый робот,
созданный на далекой планете, где живут умные мышки. Они решили изучить вселенную и для этого
создали робота. Микибот должен найти обитаемые планеты – это Земля, познакомиться с ее
жителями и все про них узнать. Каждое занятие это уникальная игра, чтобы интерес детей не
падал. Все пособия, используемые на занятиях, максимально интерактивны, содержат большое
количество уникальных образовательных игр, междисциплинарных и творческих проектов,
максимально вовлекая детей в процесс познания, творческо-инженерной самореализации.
Для понимания, как представлен SТEAM- подход рассмотрим программу «Основы картографии и
астрономии», в которой сделан акцент на образ человека, как жителя Вселенной. По легенде дети
знакомят Микибота с тем, как устроен космос. В начале мы с детьми изучаем базовые понятия и
базовые принципы картографии, знакомимся с астрономией через сюжетно-ролевые игры в ходе
которых решаем творческие и SТEAM-проекты. Например, проект, «Реактивные шарики» целью
которого, исследовать принцип действия реактивного двигателя. Проект «Волшебные спагетти» -
цель формирования познавательных интересов и действий. «Посадка на Марс» получение навыка
инженерного проектирования. Кроме инженерных заданий есть творческие, например, нарисуйте,
что вы считаете самым главным для людей в изучении космоса, рисуем, что можно построить на
Меркурии и др.
Экспериментальная деятельность-опыт по обнаружению таинственной силы, с которой можно
встретиться на всех планетах (сила притяжения). В каждом занятии есть проблема, например
Микибот должен сообщить своим друзьям адрес, где он находиться. Таким образом, мы создаем
инженерные проекты, программируем серии последовательных заданий, проводим исследования по
изучению массы, давления и др., решаем проблемы освоения космоса.
Подводя итог скажем, STEAM вдохновляет наших детей – будущее поколение изобретателей,
новаторов
и
лидеров
проводить
исследования
как
ученые,
моделировать
как
технологи,
конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить как математики, и
играть как дети.