Автор: Бобровская Александра Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Центр развития ребёнка "Забава" Детский сад №74, г. Белгород
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие конструктивных способностей через технику «Оригами»"
Раздел: дошкольное образование
Развитие конструктивных способностей через технику «Оригами»
Оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие
способности, мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Это
неоднократно подтверждалось исследованиями таких ученых как Д.Б. Эльконин, Куцакова
Л.В., Афонькина С, Тарабарина Т.И., Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р., Косминская В.Б.,
Васильченко Е.И., Макаренко А.С., Комарова Т.С. и другие.
В.М. Бехтерев писал, что движение руки тесно связаны с речью и её развитием. В.А.
Гиляровский отмечал, что» запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве
случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
Не
только
теоретические
предположения,
но
и
практические
исследования
подтверждают важность работы по развитию мелкой моторики. По мнению М.М.
Кольцовой уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук.
Овладение
методикой
использования
бумаги
как
средства
пластического
моделирования позволит педагогам дошкольных учреждений развивать не только
творческие
способности
ребенка-
дошкольника,
но
и
будет
способствовать
самореализации и саморазвитию детей через художественное творчество.
Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то
есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения,
сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому в
дошкольном возрасте важно создать условия для овладения детьми техническими
навыками складывания, сгибания бумаги это приводит к успешному овладению
сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности;
усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом
и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе.
Сегодня в процессе развития творческого воображения детей - дошкольников налицо
противоречие между современными требованиями к уровню развития творческого
воображения ребенка и недостаточно раскрытыми основаниями его применения.
Педагогу
в
своей
работе
необходимо
учитывать
возрастные,
индивидуальные
особенности, широко применять конструирование из бумаги в условиях дошкольного
образовательного учреждения, активно вовлекать детей в процесс работы с бумагой и
подавать личный пример взрослого.
Цель реализации данной технологи — это всестороннее интеллектуальное и
эстетическое развитие детей дошкольного возраста, повышение эффективности обучения.
Данная технология способствует развитию у детей точности движений пальцев рук,
совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер. Учит детей различным приёмам
работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться. Стимулирует развитие
памяти,
умение
следовать
устным
инструкциям.
Знакомит
детей
с
основными
геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.
Развивает пространственное воображение и фантазию. Развивает художественный вкус и
творческие способности. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда,
учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в
порядке рабочее место.
Основными принципами работы с детьми является учет индивидуальных особенностей
и возможностей детей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью. Необходимо преподносить материал от
простого
к
сложному.
Также
важно
использовать
наглядность,
систематичность,
последовательность для прочности усвоения знаний, формирования интереса к занятиям,
развития умственной активности.
К методам и приемам можно отнести показ с проговариванием действий, устные
инструкции, демонстрации схем выполнения поделки, игровые приёмы, проблемные
ситуации, ролевые игры, и, конечно, художественное слово.
Основная форма, используемая в оригами — это квадрат. Квадрат не только
геометрическая фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время
изготовления поделки из бумаги лучше всего давать детям чёткие конкретные указания:
возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний, приложите нижнюю
сторону к верхней и т.д. Понимание и владение подобными инструкциями развивают
умение ребёнка ориентироваться на плоскости, в окружающем пространстве. Умение
детей ориентироваться на плоскости посредством овладения оригами увеличивает
эффективность обучения детей письму в клетке. Ведь клетка — это тот же квадрат.
Оригами
также
возможно
использовать
в
экспериментальной
деятельности
дошкольников. Как известно, изделия в технике оригами выполняются из бумаги. Бумага
привлекает детей с раннего возраста. Перед обучением детей складыванию воспитатели
знакомят их со свойствами бумаги. Экспериментальным путём дети познают, что бумага
рвётся, мнётся, мокнет и меняет структуру при взаимодействии с водой. Не всегда для
изготовления поделки используется цветная бумага. Можно создавать проблемную
ситуацию «ребята, нам нужно сделать ёлочку (мишку, волка…) а у нас бумага только
белого цвета. Что же делать?» Созданная ситуация подводит детей к решению - нужно
бумагу покрасить.
Наиболее яркие впечатления производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в
игровой деятельности. Например, дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка
быстрее доплывёт от одного берега тазика с водой до другого. Дети дуют на свои корабли,
стараются дуть равномерно, так как если перестараться, корабль зачерпнёт воды и
потонет. Бумагу для корабликов дети используют разную: старые газеты и журналы,
салфетки. Так в игровой форме ребята знакомятся со свойствами бумаги в зависимости от
её фактуры. Нравятся детям и игры с самолетиками. Для того чтобы игра носила
познавательный,
исследовательский
характер
предлагайте
им
использовать
для
складывания самолётиков бумагу,
различную
по фактуре,
утяжелять
самолётики
дополнительным грузом. Дети с увлечением вовлекаются в подобные эксперименты,
придумывают многие игры сами, активно делают предположения и выводы.
Для
достижения
положительных
результатов
в
развитии
ребёнка
невозможно
ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые
заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная
деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими
достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их
делали. Родителей детей также следует знакомить с технологией обучения детей оригами,
по возможности можно приобретать книги с образцами поделок или же искать интересные
и понятные схемы в интернет-ресурсах. Родители, чьи дети занимаются оригами, часто
замечают, что их ребёнок стал более усидчивым, аккуратным.
Существует огромное количество схем для изготовления оригами-поделок, которые
понравятся как мальчикам, так и девочкам, и детям и взрослым. Главное увлечься данным
искусством.