Автор: Колесова Елена Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №44
Населённый пункт: Нижегородская область, г. Саров
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Играем – познаем»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №44
Консультация для родителей
«Играем – познаем»
подготовила
воспитатель Колесова Е.А.
г. Саров
Дети очень любознательны. С ранних лет ребенок исследует все, что
его
окружает.
Через
ощущения,
действия,
наблюдения,
переживания
раскрывается весь мир. Роль познавательного развития ребенка занимает
одно из самых важных мест в его жизни. Важно сформировать у ребенка
мышление, речь, привлечь внимание к окружающему миру, научить
совершать открытия. К важным качествам детского поведения можно
отнести постоянный интерес наблюдать и экспериментировать, узнавать
новую информацию о мире.
Одним из способов, чтобы помочь нашим детям познать окружающий
мир, являются опыты и эксперименты, которые можно проводить вместе с
детьми, не выходя из дома.
Экспериментирование является наиболее
успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и
неживой природы. В ходе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка,
активизируются
его
мыслительные
процессы.
Процесс
экспериментов
проходит на протяжении всей детской деятельности: игра, приём пищи,
прогулка, занятие, умывание, сон. С помощью экспериментирования дети
приобретают знания как самостоятельно, так и с помощью взрослых.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление,
любопытство, выдвинутая взрослым проблема или просьба.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента: ванная
комната - во время купания ребёнок может узнать много интересного о
свойствах воды, мыла, о растворимости веществ; кухня – это место, где
ребенок может узнать, как получить сок, где содержится крахмал и т.п.
Пусть дети попытаются сами отвечать на возникающие вопросы. Важно
только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете
точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, а
затем рассказать ребенку или вместе поискать ответ в энциклопедиях.
Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать
следующей темой
для
эксперимента.
В результате
чего,
у
ребёнка
развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе,
где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его
вопросы.
Оборудование и материалы для опытов потребуются самые простые,
они есть в любом доме. Вот несколько примеров опытов, которые вы,
родители, сможете делать дома вместе с детьми.
Цветы лотоса.
Для проведения опыта нужно вырезать из цветной бумаги цветы с
длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.
А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально
на
ваших
глазах
лепестки
цветов
начнут
распускаться.
Ребенок
с
удовольствием будет наблюдать, как «распускаются» лотосы. Тут нужно
объяснить, почему так происходит. Ребенок должен понять, что бумага
намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. После
ребенок сможет сам провести такой опыт и поделиться с друзьями.
Можно провести очень интересный и загадочный опыт секретное
письмо.
Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватная
палочка, чашка воды, лист бумаги. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим
такое же количество воды. Пусть ребенок на чистом листе бумаги сделает
рисунок или надпись, обмакнув ватную палочку в раствор лимонного сока и
воды.
Когда
"чернила"
высохнут,
нагреем
бумагу
над
включённой
настольной лампой, и вы увидите, как невидимое превращается в видимое.
На бумаге проявятся невидимые ранее слова, и секретное письмо можно
будет прочитать.
Окрашивание воды.
В данном опыте, вы, вместе с детьми выявите свойства воды: вода
может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде.
Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем
быстрее растворяется вещество.
Для проведения опыта вам понадобятся: ёмкости с водой (холодной и
тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Вместе с ребенком рассматриваем в воде 2-3 предмета, и выясняем,
почему они хорошо видны? Ребенок отвечает, что предметы видны, потому
что вода прозрачная. Далее выясняем, как можно окрасить воду (добавить
краску). Предлагаем ребенку окрасить воду самому (в стаканчиках с тёплой
и холодной водой).
Наблюдаем, в каком стаканчике краска быстрее
растворится? Здесь ребенок увидит, что краска быстрее растворилась в
стакане с теплой водой. Подводим ребенка к еще одному выводу, спросим,
как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более яркая /
насыщенного цвета).
На прогулке с ребенком мы так же можем провести опыты. У ребенка
это вызовет живой интерес, и прогулка станет увлекательнее.
Сухой и мокрый песок.
Ребенок набирает в горсть сухой песок и медленно высыпает. Песок
сыпется струйкой из ладони. Теперь можно предложить набрать в горсть
мокрый песок и попробовать так же медленно его высыпать. Ребенок увидит,
что мокрый песок
нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может
принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Из него можно лепить,
копать, на сыром песке можно рисовать и т.д. Объяснить детям, почему из
мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между
гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг
друга.
Таяние льда
Для проведения опыта нужно налить воду в формочки для льда и
заморозить ее в холодильнике или на улице в морозный день. Предложить
ребенку взять в руки кубики льда и наблюдать, как лед растает, и
превратиться в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед: кто держал его в
рукавичках или голых руках. Подвести детей к пониманию того, что снег
тает от любого источника тепла.
В экспериментах дети удовлетворяют свое любопытство и могут
представить себя первооткрывателями, исследователями и маленькими
учеными. Поддерживайте и развивайте в ребенке интерес к исследованиям,
открытиям, экспериментам. Помогайте познавать своим детям окружающий
мир.
Список литературы:
1.
Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в
формировании личности. М.,1994.
2.
Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность
старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.
3.
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
4.
Махмутов М.М. Проблемное обучение.-М.:1995