Напоминание

"Какого вкуса земля?"


Автор: Голенкова Светлана Варленовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6"
Населённый пункт: г.Ивантеевка Московской области
Наименование материала: конспектНОД
Тема: "Какого вкуса земля?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

г.Ивантеевка городского округа Пушкинский Московской

области «Гимназия №6»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по «Познавательному развитию» на тему: «Какого вкуса земля?»

с детьми подготовительной группы

Подготовила:Голенкова С.В.

Воспитатель высшей категории

г.Ивантеевка

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по

«Познавательному развитию» на тему: «Какой вкус у земли?»

Цели:

Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы.

Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.

Материал и оборудование:

презентация, мультимедийное оборудование, почва с

разных участков, стаканы, три горшочка для цветов, палочки.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем

говорить.

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут -

Я все терплю

И всем добром плачу.

Что это? (Земля)

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут

растения?

Дети: Почва.

Воспитатель: А что такое почва?

Почва - верхний слой земли, который питает и кормит растения. Почва везде разная. В

одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте

больше глины. Как называется такая почва?

Дети: Глинистая.

Воспитатель: Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (Четыре)

- Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.) Это плодородный слой земли.

-А второй слой? (Жёлтого). Как вы думаете, что это? (Песок)

-А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода). Верно, это изображение

подземных вод.

- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Оранжевым, рыжим)

- А что ещё вы видите на таблице? (Там еще изображены те, кто в земле живут:

червяки, кроты, жуки.)

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство.

Физкультминутка.

Вырос красивый цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сиянье

Дружно дают под землей корешки.

А теперь мы будем червячками.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем рослось.

Воспитатель: Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок –

мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва, земля). Мы

поближе познакомимся с землей – матушкой.

Опыт № 1. В земле есть воздух.

Воспитатель: Как вы думаете, воздух в земле есть или нет? Проверим ваши ответы

экспериментально. Возьму в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и

осторожно опущу его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются

маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)

Воспитатель: Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы). Да, воздух был

внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он

легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

Опыт № 2. Есть ли в почве вода?

Воспитатель: Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть

или нет? Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.

В чистую сухую ложку положим кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать

ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.) Теперь накрою

ложку чистым сухим стеклом. (Через некоторое время показываю стеклышко детям.)

Воспитатель: Что произошло со стеклом? (На стекле появились капельки воды)

Сделайте вывод: есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.)

Мы с вами узнали, что в почве есть воздух и вода. А как вы ,думаете есть ли вкус у

земли? Я предлагаю вам послушать рассказ об одной девочке Танечке.

Приехала Таня к бабушке с дедушкой в деревню. А там такой свежий воздух, что

девочка не могла надышаться. Вода в реке такая прозрачная, что видно дно.

Нравилось Танечке отдыхать у бабушки с дедушкой. Был у них за домом огород.

Огород красивый- залюбуешься: грядки ровные , зеленеют, почва мягкая, ухоженная.

Бабушка и дедушка толк в земле понимают,

Матушкой-кормилицей ее ласково называют.

Все время сеют и сажают.

Огород свой рыхлят, поливают.

Зря в огороде не топчутся.

Берегут почву, ее плодородие.

Что только у них в огороде не растет! Таня ходит у грядок, любуется плодами.

Однажды приехала мама в деревню и посадила цветок, а Танюшке сказала: «Давай

добавим ему черной земли. Это самая вкусная земля для цветов»

«Но земля не бывает вкусной»,- удивилась Таня.

«А огурчики и помидоры вкусные?»- спросила мама.

«Да,- ответила девочка.-А еще бывают вкусные яблоки и груши»

«Вот видишь,-говорит мама- Все они растут на земле, и земля дарит им свои вкусы».

«Где же в земле спрятано так много разных вкусов?»- удивленно спросила Таня

«О. это великая сила земли!» -сказала мама.

Таня задумалась. Она видела черную мягкую землю и коричневую твердую, желтый

песок и рыхлую глину, но она никогда не видела вкусную землю. Долго думала Таня,

а потом вышла во двор , легла на травку и сказала: « Здравствуй, земля!»

«Здравствуй, девочка!»- пропыхтела земля.

« Скажи, почему ты не сладкая, а ягодки, которые на тебе растут, сладкие? Ты не

вкусная, а морковки, которые в тебе сидят , вкусные?»

«Все, что растет из меня – мои вкусные подарки людям, птицам и зверям»,- сказала

земля.

Больше Таня не стала спрашивать. Она поняла, что у земли очень много работы.

Нужно вырастить столько подарков, чтобы всем хватило и на вкус понравилось.

Воспитатель: А вам, ребята, какие самые вкусные подарки вырастила земля? Как вы

думаете, почему сама земля не съедобна для человека , а плоды , которые на ней

растут съедобные? Кто ей помогает? Правильно: вода и воздух.

Давайте проделаем опыт и посмотрим, как влияет состав почвы на рост растений.

1 опыт.

Наберите в горшочки песок, глину ,почву. Рассмотрите семена фасоли. Посадите

фасоль в три горшочка: в песок, в глину, в чернозем. Полейте водой и сравните

прохождение воды через песок, глину, чернозем. Что происходит?

Итог: песок сразу намок, глина плохо пропускает воду, а чернозем пропускает воду

хуже ,чем песок.

Почему?

Песок- сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных

между собой. Сырая глина почти не пропускает воду. Чернозем плотный и пропускает

воду медленнее, чем песок.

Как вы думаете, ухаживая за растениями во всех трех горшках , результат будет

одинаковый или разный?

Где растение будет всходить быстрее? Почему?

2 опыт

Возьмите палочку и представьте, что мы сажаем маленькое деревцо. Попробуйте

посадить его по очереди в стаканчики, наполненные песком и глиной. Что

получилось?

Итог: В песок посадить легче, чем в глину.

Почему?

Песок рыхлый, в нем палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за

друга. Сухая глина твердая, палочку «посадить» трудно.

3опыт

Налейте воду в стаканчик с песком. Каким он стал? Правильно, мокрым, влажным.

Куда исчезла вода?

Она «забралась» в песок. «Посадите» палочку во влажный песок.

Теперь налейте воду в стаканчик с глиной. «Посадите» палочку во влажную глину.

Что происходит?

Итог: Вода впитывается в песок быстрее, чем в глину. На глине остается сверху вода.

Почему?

Во влажную глину палочку «сажать» легче, чем в сухую. Следует поливать землю

перед посадкой.

Рефлексия.

Что узнали о почве? Почему её называют кормилицей? Что понравилось?



В раздел образования