Автор: Голенкова Светлана Варленовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6"
Населённый пункт: г.Ивантеевка Московской области
Наименование материала: конспектНОД
Тема: "Какого вкуса земля?"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
г.Ивантеевка городского округа Пушкинский Московской
области «Гимназия №6»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по «Познавательному развитию» на тему: «Какого вкуса земля?»
с детьми подготовительной группы
Подготовила:Голенкова С.В.
Воспитатель высшей категории
г.Ивантеевка
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по
«Познавательному развитию» на тему: «Какой вкус у земли?»
Цели:
Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы.
Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.
Материал и оборудование:
презентация, мультимедийное оборудование, почва с
разных участков, стаканы, три горшочка для цветов, палочки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем
говорить.
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут -
Я все терплю
И всем добром плачу.
Что это? (Земля)
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут
растения?
Дети: Почва.
Воспитатель: А что такое почва?
Почва - верхний слой земли, который питает и кормит растения. Почва везде разная. В
одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте
больше глины. Как называется такая почва?
Дети: Глинистая.
Воспитатель: Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (Четыре)
- Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.) Это плодородный слой земли.
-А второй слой? (Жёлтого). Как вы думаете, что это? (Песок)
-А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода). Верно, это изображение
подземных вод.
- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Оранжевым, рыжим)
- А что ещё вы видите на таблице? (Там еще изображены те, кто в земле живут:
червяки, кроты, жуки.)
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство.
Физкультминутка.
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
А теперь мы будем червячками.
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
Воспитатель: Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок –
мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва, земля). Мы
поближе познакомимся с землей – матушкой.
Опыт № 1. В земле есть воздух.
Воспитатель: Как вы думаете, воздух в земле есть или нет? Проверим ваши ответы
экспериментально. Возьму в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и
осторожно опущу его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются
маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)
Воспитатель: Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы). Да, воздух был
внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он
легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
Опыт № 2. Есть ли в почве вода?
Воспитатель: Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть
или нет? Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.
В чистую сухую ложку положим кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать
ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.) Теперь накрою
ложку чистым сухим стеклом. (Через некоторое время показываю стеклышко детям.)
Воспитатель: Что произошло со стеклом? (На стекле появились капельки воды)
Сделайте вывод: есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.)
Мы с вами узнали, что в почве есть воздух и вода. А как вы ,думаете есть ли вкус у
земли? Я предлагаю вам послушать рассказ об одной девочке Танечке.
Приехала Таня к бабушке с дедушкой в деревню. А там такой свежий воздух, что
девочка не могла надышаться. Вода в реке такая прозрачная, что видно дно.
Нравилось Танечке отдыхать у бабушки с дедушкой. Был у них за домом огород.
Огород красивый- залюбуешься: грядки ровные , зеленеют, почва мягкая, ухоженная.
Бабушка и дедушка толк в земле понимают,
Матушкой-кормилицей ее ласково называют.
Все время сеют и сажают.
Огород свой рыхлят, поливают.
Зря в огороде не топчутся.
Берегут почву, ее плодородие.
Что только у них в огороде не растет! Таня ходит у грядок, любуется плодами.
Однажды приехала мама в деревню и посадила цветок, а Танюшке сказала: «Давай
добавим ему черной земли. Это самая вкусная земля для цветов»
«Но земля не бывает вкусной»,- удивилась Таня.
«А огурчики и помидоры вкусные?»- спросила мама.
«Да,- ответила девочка.-А еще бывают вкусные яблоки и груши»
«Вот видишь,-говорит мама- Все они растут на земле, и земля дарит им свои вкусы».
«Где же в земле спрятано так много разных вкусов?»- удивленно спросила Таня
«О. это великая сила земли!» -сказала мама.
Таня задумалась. Она видела черную мягкую землю и коричневую твердую, желтый
песок и рыхлую глину, но она никогда не видела вкусную землю. Долго думала Таня,
а потом вышла во двор , легла на травку и сказала: « Здравствуй, земля!»
«Здравствуй, девочка!»- пропыхтела земля.
« Скажи, почему ты не сладкая, а ягодки, которые на тебе растут, сладкие? Ты не
вкусная, а морковки, которые в тебе сидят , вкусные?»
«Все, что растет из меня – мои вкусные подарки людям, птицам и зверям»,- сказала
земля.
Больше Таня не стала спрашивать. Она поняла, что у земли очень много работы.
Нужно вырастить столько подарков, чтобы всем хватило и на вкус понравилось.
Воспитатель: А вам, ребята, какие самые вкусные подарки вырастила земля? Как вы
думаете, почему сама земля не съедобна для человека , а плоды , которые на ней
растут съедобные? Кто ей помогает? Правильно: вода и воздух.
Давайте проделаем опыт и посмотрим, как влияет состав почвы на рост растений.
1 опыт.
Наберите в горшочки песок, глину ,почву. Рассмотрите семена фасоли. Посадите
фасоль в три горшочка: в песок, в глину, в чернозем. Полейте водой и сравните
прохождение воды через песок, глину, чернозем. Что происходит?
Итог: песок сразу намок, глина плохо пропускает воду, а чернозем пропускает воду
хуже ,чем песок.
Почему?
Песок- сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных
между собой. Сырая глина почти не пропускает воду. Чернозем плотный и пропускает
воду медленнее, чем песок.
Как вы думаете, ухаживая за растениями во всех трех горшках , результат будет
одинаковый или разный?
Где растение будет всходить быстрее? Почему?
2 опыт
Возьмите палочку и представьте, что мы сажаем маленькое деревцо. Попробуйте
посадить его по очереди в стаканчики, наполненные песком и глиной. Что
получилось?
Итог: В песок посадить легче, чем в глину.
Почему?
Песок рыхлый, в нем палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за
друга. Сухая глина твердая, палочку «посадить» трудно.
3опыт
Налейте воду в стаканчик с песком. Каким он стал? Правильно, мокрым, влажным.
Куда исчезла вода?
Она «забралась» в песок. «Посадите» палочку во влажный песок.
Теперь налейте воду в стаканчик с глиной. «Посадите» палочку во влажную глину.
Что происходит?
Итог: Вода впитывается в песок быстрее, чем в глину. На глине остается сверху вода.
Почему?
Во влажную глину палочку «сажать» легче, чем в сухую. Следует поливать землю
перед посадкой.
Рефлексия.
Что узнали о почве? Почему её называют кормилицей? Что понравилось?