Напоминание

"Специфика психологической работы с конфликтным поведением школьников"


Автор: Родионенко Софья Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДТ "Юность"
Населённый пункт: Брянская область, Трубчевский район, пгт. Белая Березка
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика психологической работы с конфликтным поведением школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ТРУБЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОБЕРЕЗКОВСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮНОСТЬ»

«Специфика психологической работы с конфликтным поведением

школьников»

Составитель:

педагог дополнительного образования

Родионенко Софья Сергеевна

2023 г.

Конфликтные ситуации на уроках, в особенности среди подростков,

большинством

признаются

характерными,

логическими.

С

целью

их

разрешения,

педагог

должен

обладать

способностью

осуществлять

коллективную учебную деятельность обучающихся подросткового возраста,

тем самым деловую связь между ними. Проблема достигает конфликта, чаще

всего, с тем учеником, который отличается плохой успеваемостью и плохим

поведением. Но нельзя подвергать наказанию из-за плохого поведения

неудовлетворительными оценками по дисциплине. Именно это приводит к

затяжному конфликту с педагогом.

С целью того, чтобы противоречие было успешно разрешено, оно

обязано быть подвержено психологическому анализу. Его главной целью

считается формирование необходимой информативной основы с целью

принятия психологически аргументированного постановления в условиях

появившейся ситуации. Поспешная реакция педагога, чаще всего, порождает

непроизвольный и резкий ответ учащегося. Данная ситуация к обмену

вербальными

ударами,

в

следствие

чего

ситуация

становится

остроконфликтной.

Психологическое исследование, кроме того, применяется с целью

переключения интереса с возмущения поступком учащегося на его личность

и её выражение в работе, взаимоотношениях, действиях.

Значительную поддержку конфликтологу оказывает моделирование

встречных реакций и действий учащихся в остроконфликтных ситуациях. На

это

указывали

многочисленные

педагоги-исследователи,

например,

Загвязинский В.И., Лобанова Н.Н., Спирин Л.Ф., Рыбакова М.М., и другие. В

частности, Спирин Л.Ф., советует вынужденно адаптироваться к условиям,

или осознанно и преднамеренно воздействовать на неё, то есть создавать

новое.

М.М. Рыбакова предлагает принимать во внимание встречные реакции

обучающихся в конфликтных ситуациях последующим способом:

1) Описание появившейся ситуации, инцидента, действия (участники,

фактор и место появления, деятельность соучастников и т.д.).

2)

Возрастные

и

персональные

характерные

черты

участников

конфликтного взаимодействия.

3) Ситуация глазами учащегося и педагога.

4) Индивидуальная точка зрения педагога в появившейся ситуации,

подлинные цели педагога при общении с учащимся.

5) Новые данные об учащихся, оказавшихся в ситуации.

6) Варианты предупреждения и разрешения конфликтной ситуации,

корректирование действий учеников.

7) Альтернативность средств и способов педагогического влияния и

установление точных участников реализации установленных целей в

настоящий период времени и в будущем.

Из

источников

литературы

было

установлено,

что

решение

остроконфликтной

ситуации

рационально

реализовывать

согласно

следующему алгоритму:

1. Исследование анализа данных о ситуации, лоцирование основных

противоречий, установление воспитательской цели, акцентирование на

иерархии задач, установление действий.

2. Установление средств и методов разрешения противоречия с учетом

вероятных результатов на базе анализа взаимодействий педагог – ученик,

семья – ученик, ученик – коллектив класса.

3. Проектирование плана педагогического влияния с учетом вероятных

встречных действий учащихся, родителей и иных участников инцидента.

4. Анализ полученных результатов.

5. Корректирование итогов педагогического влияния.

6. Самооценка классного руководителя, привлечение им собственных

внутренних и интеллектуальных сил.

Главным обстоятельством разрешения конструктивного конфликта

специалисты по психологии и конфликтологии считают открытое и

результативное

взаимодействие

противоборствующих

сторон,

которое

способно принимать разнообразные формы:

1. Выражения, показывающие то, как индивид осознал фразы и

действия, и желание приобрести доказательство того, что он правильно их

осознал.

2. Открытие и личностные выражения, затрагивающие цели и эмоции.

3. Данные, содержащие противоположную взаимосвязь относительно

того, как участник инцидента воспринимает партнера и трактует его

действия.

4. Демонстрирование того, что оппонент воспринимается как личность,

несмотря на критику либо сопротивление в отношении его определенных

действий.

Действия учителя согласно изменению хода конфликта возможно приобщить

к поступкам, предостерегающим его. В таком случае конфликтотерпимыми

поступками можно будет охарактеризовать неконструктивные действия (к

примеру, перенести разрешение конфликта, воззвать к совести, припугнуть)

и

компромиссные

действия,

а

конфликтогенными

репрессивные

воздействия (обратиться с жалобой в администрацию, написать докладную

на имя директора) и агрессивные действия (порвать тетрадь учащегося,

надсмеяться над ним).

Таким образом, выбор действий согласно изменению хода конфликтной

ситуации имеет приоритетное значение. Приведем несколько ситуаций и

поведения учителя при их возникновении:

1. Неисполнение учебных заданий в связи с отсутствием умения, познания

мотива

(изменить

стиль

работы

с

учащимся,

манеру

преподавания,

корректировка степени трудности используемого материала и т.д.).

2. Неверное выполнение тренировочных заданий скорректировать оценку

итогов и хода обучения с учетом выясненной предпосылки неверного

усвоения информации.

3. Экспансивное неприятие учителя (следует поменять манеру общения с

учащимся).

4. Эмоциональная вспыльчивость учеников (необходимо ослабить характер,

сменить тон, стиль общения, предложить свою поддержку, заинтересовать

других учеников и т.д.)

В попытке разрешить противоречие многое зависит от учителя. В некоторых

случаях необходимо обратиться к самоанализу с целью того, чтобы лучше

понять происходящее и предпринять попытку положить начало изменениям,

тем самым прочертив границу между самоутверждением и самокритичным

взглядом на себя.

Рассмотрим процесс урегулирования конфликтов. Для урегулирования

конфликтов необходимо соблюдать следующие правила:

1.

Принимать ситуацию такой, какой она является.

2.

Не совершать поспешных заключений.

3.

При

обсуждении

необходимо

подвергать

анализу

взгляды

противоборствующих сторон, избегать взаимных упреков.

4.

Уважительно общаться с людьми, принимающими участие в

конфликте.

5.

Всегда находить компромиссное решение.

6.

Учиться принимать на себя роль другой стороны.

7.

Не допускать разрастания конфликта до больших масштабов.

8.

Проблемы обязаны решатся именно теми, кто их создал.

9.

И, наконец, преодоление разногласия возможно лишь с помощью

общей активностью, деятельностью и при непрерывного общения

между учениками.

Итак, основными формами завершения конфликтных ситуаций являются: [1]

урегулирование;

разрешение;

затухание;

устранение;

перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников,

которая направлена на завершение противодействия и решение проблемы,

которая

подвергла

к

началу

конфликта.

Разрешение

конфликта

подразумевает

динамичность

обеих

сторон

согласно

преобразованию

условий, в которых они взаимодействуют, в соответствии с устранением

причин конфликта.

В целях разрешения конфликта необходимо изменение позиций

оппонентов, которые они отстаивали в открытом противодействии. Зачастую

разрешение

конфликта

базируется

на

изменении

взаимоотношений

оппонентов к друг другу либо объекту.

Урегулирование

конфликта

это,

как

правило,

приведение

конфликтного взаимодействия в русло примирения путем переговоров,

участия посредников и арбитражного вмешательства. Оно вероятно в том

случае,

когда

стороны

приходят

к

убеждению,

что

достижение

удовлетворяющих их договоренностей гораздо выгоднее продолжения

конфликта.

Из этого следует, что урегулирование конфликта от разрешения тем,

что для разрешения противоречия привлекается третья сторона, посредник.

Участие третьей стороны возможно, как с согласия основных участников

конфликта, так в отсутствии их согласия.

При завершении конфликтного взаимодействия не всегда разрешается

именно то противоречие, которое лежит в его основе.

Список литературы:

1.

Анцупов, А.Я. Конфликтология / А. Я. Ансупов, А. И. Шипилов. – М.:

специфика ЮНИТИ, 1999. – 409 с.

2.

Ворожейкин, И.Е. Конфликтология / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин,

Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; под общ ред. А.Я. Кибанов. – М.: НИЦ

ИНФРА–М, 2013. – 301 с.

3.

Темина, С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? Введение

в конфликтологию образования. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО

«МОДЭК», 2002. – 144 с.



В раздел образования