Напоминание

"Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: основная тема, жанр произведения."


Автор: Зарипова Зимфира Назитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 96 Калининского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: Презентация
Тема: "Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: основная тема, жанр произведения."
Раздел: среднее образование





Назад




Поэма Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»:

основная тема, жанр

произведения.

Замысел поэмы

Некрасов задумался над написанием поэмы «Кому на Руси

жить хорошо» вскоре после реформы 1861 года.

Крестьянская реформа, упразднившая крепостное право в

России, явилась первой по времени и наиболее значимой из

«великих реформ» Александра II. Крестьянам эта реформа не

принесла ничего хорошего.

Начали происходить бунты крестьян, подавляемые

правительством. Народные массы долго не успокаивались.

В это время Н. Некрасов, не теряя надежды на лучшее

будущее, занялся художественным исследованием народной

жизни.

Приступая к работе, Некрасов поставил перед собой

сложную задачу: показать в поэме состояние Руси в

пореформенный период, прошлое и настоящее народа.

«Я задумал изложить в

связном рассказе все, что

я знаю о народе, все, что

мне привелось услышать

из уст его, и я затеял

«Кому на Руси жить

хорошо». Это будет эпопея

современной

крестьянской жизни».

Н.А.Некрасов.

Жанр «эпопея»

Эпопея- это

обширное

эпическое

повествование в

стихах или

прозе о

выдающихся

национально-

исторических

событиях

.

Композиция поэмы

Композиция поэмы сочетает в себе эпическое

повествование с лирическими отступлениями.

Главы поэмы самостоятельны.

Композиция поэмы «календарная»,так как в каждой

главе автор обозначил время происходящих событий.

«Пролог»-весна (птицы вьют гнёзда, кукушка кукует);

«Поп»- «А время уж не раннее- подходит месяц май!»;

«Сельская ярмонка»- «Лишь на Николу вешнего

погода поуставилась...» (9 мая по старому стилю);

«Последыш»-» Петровки. Время жаркое. В разгаре

сенокос» (12 июля);

«Крестьянка»-жатва (июль/август);

«Пир на весь мир»- сенокос кончается (ранняя осень).

Художественная особенность

Сквозной образ произведения

Некрасова-образ дороги. Это

символическое отражение

крестного пути России в поисках

счастья.

Фольклорные мотивы

-Волшебная сказка

(события,которые не могут существовать в реальной жизни)

(Говорящая птичка-пеночка, скатерть-самобранка...)

-Былина

(древнерусские эпические песни о героических событиях)

(В каком году-рассчитывай,

В какой земле-угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков...)

-Народная песня

(Матрёна поет о тяжелой судьбе,Гриша Добросклонов поет

радостные песни,мужики поют и грустные и веселые песни)

-Притча

(поучительный рассказ)

/легенда

(рассказ героях,выдающихся событиях)

(«История о

двух грешниках:разбойнике Кудеяре и пане Глуховском)

Композиция поэмы

Экспозиция

(начало,в котором

описываются обстоятельства

будущих действий,место,время и т.д.)

В каком году —

рассчитывай,

В какой земле —

угадывай,

На столбовой

дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Сошлися — и

заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Композиция поэмы

Завязка поэмы

(событие,давшее толчок

возникновению и развитию

конфликта,приводит в движение

сюжет)

-

клятва героев не

возвращаться домой,

пока они не найдут

ответа на свой вопрос:

«Кому живется

счастливо, вольготно

на Руси?»

Композиция поэмы

Основная часть .

Мужики встречаются с солдатом, счастливым от того,

что его не забили; холопом, гордящимся своей

привилегией доедать из господских мисок; бабкой, у

которой на огороде уродилась репа...и т.д.

Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина

Руси: нищей, пьяной, но люди, с которыми мужики

встречаются,душевные,милосердные,добрые.Они мечтают

о лучшей доле,но ничего пока сделать не могут.

В поэме есть несколько крупных и самостоятельных

вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены

в автономные главы («Последыш», «Крестьянка»).

Композиция поэмы

Кульминация

(точка напряжения)

.

Счастливым человеком на Руси автор считает Гришу Добросклонова,

борца за народное счастье.А мужики так и не поняли,что Гриша и есть

счастливый человек.По их представлениям,счстливый тот,у кого

отменное здоровье,крепкая семья,зароботок,свобода и т.д. А у Гриши

всего этого нет.Но Гриша Добросклонов уверен,что счасте отдельного

человека невозможно без счастья народа.

Развязка

(итоговый момент в развитии действия)

.

Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел.

Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и

обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо

понимать, что поэма не закончена, произведение самое сложное и

запутанное из всего литературного наследия Некрасова.

Финал.

Заканчивается поэма «Пиром на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о

старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша

Добросклонов.

Главные герои

В центре поэмы-собирательный

образ русского крестьянина.

Поэма отражает крестьянские

радости и горести, крестьянскую

жажду воли и счастья.

Образы крестьян в поэме

В ряде мест поэмы

показана

безрадостная,

голодная жизнь

народа. Мужицкое

«счастье» – «дырявое

с заплатами, горбатое

с мозолями»,

счастливых среди

крестьян нет.

Образы крестьян в поэме

Беден, нечёсан Калинушка,

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

С лаптя до ворота

Шкура вся вспорота,

Пухнет с мякины живот.

Верченый, крученый,

Сеченый, мученый,

Еле Калина бредет.

Образы крестьян в поэме

Яким Нагой

«

В деревне Босове

Яким Нагой

живет,

Он до смерти

работает,

До полусмерти

пьет!..»

Образы крестьян в поэме

Савелий

Савелий- один из тех

крестьян, которые «за

вотчину стояли хорошо».

Это бунтарь, которого не

сломили ни каторга, ни

ссылка. Когда иссякает

народное терпение,

крестьяне, подобные

Савелию, поднимаются на

открытую борьбу с

угнетателями.

Образы крестьян в поэме

Ермил Гирин

К нему подходишь к

первому,

А он и посоветует,

И справку наведёт;

Где хватит силы- выручит,

Не спросит

благодарности,

И дашь, так не возьмёт

«Люди холопского звания» в поэме «Кому

на Руси жить хорошо»

Яков Верный —

холоп примерный.

Обиженный жестоким

помещиком, Яков в

отместку кончает

жизнь самоубийством

у барина на глазах.

Разбойник Кудеяр

Кудеяр- атаман –

«великий грешник»,

герой легенды,

рассказанной

Божьим странником

Ионушкой в главе

«Пир на весь

мир».Он неожиданно

раскаивается в своих

грехах,он готов к

покаянию.

Образ народного заступника

Гриша Добросклонов

Гриша Добросклонов-

борец за крестьянские

интересы, за всех

«обиженных» и

«униженных». Он хочет

быть первым там, «…

где трудно дышится, где

горе слышится».

Песня Гриши Добросклонова «Русь»

В главу "Пир на весь

мир" включены песни,

созданные Гришей. Это

песни радостные, полные

надежд, их, как свои,

поют крестьяне.

Революционный

оптимизм звучит в песне

"Русь":

Рать подымается -

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Образ женщины-крестьянки

На судьбе Матрены

Тимофеевны поэтом показана

типичная биография русской

крестьянки. Радостной ее

жизнь была только в раннем

детстве и то потому, что ей

«… счастье в девках выпало:

«У нас была хорошая,

Непьющая семья…» -говорит

Матрена Тимофеевна. Но

даже в этой заботливой,

ласковой семье ей пришлось

начать трудиться «по пятому

годку».

Образ женщины-крестьянки

Матрена Тимофеевна Корчагина

Выйдя замуж, она «попала

с девичьей холи в ад».

Издевательства мужниной

родни, смерть любимого

ребенка, побои, вечный

каторжный труд, раннее

вдовство- вот как сложилась

ее жизнь.

Матрена Тимофеевна

говорит странникам: «Не

дело между бабами

счастливую искать!».

Образы помещиков

Гаврила Афанасьевич

Оболт- Оболдуев

«Ни в ком

противоречия,

Кого хочу- помилую,

Кого хочу-казню».

«Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Удар

искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорррот!»

Образы помещиков

Князь Утятин

Это барин,

который «весь век

чудил, дурил».

Значение поэмы в контексте мировой

культуры

В произведении воплощен народный дух

через нетипичный лексический набор:

автор использует просторечия,

диалектизмы и речевые конструкции из

простого крестьянского обихода.

Фольклорные мотивы (способ построения)

роднят поэму с устным народным

творчеством.

Значение поэмы в контексте мировой

культуры

Поэту удалось отразить наиболее

актуальные социальные и политические

проблемы своего времени, но еще больше

его мастерство проявилось в изображении

вечных тем свободы и счастья. Это

произведение можно назвать подлинной

картиной национальной русской

самобытности.

Вопросы. Образы крестьян в поэме.

1. Каково экономическое положение крестьян?

Принесла ли отмена крепостного права счастье

крестьянину? 3. На какие группы можно разделить

крестьян, описанных в поэме? 4. Какие высокие

нравственно-психологические качества находит

Некрасов у крестьян? 5. Какие отрицательные

стороны крестьянской жизни изображает Некрасов?

6. Какой грех крестьяне считают “крестьянским

грехом” и как они наказывают за этот грех? 7. На

какие размышления наводят читателя образы

крестьян в поэме?

Вопросы. Женская доля в поэме

.

1. При каких обстоятельствах встретили странники

Матрену Тимофеевну? 2. Портрет Матрены

Тимофеевны. [Наизусть: “Матрена Тимофеевна

осанистая женщина...”] 3. За что народ считает ее

счастливой? 4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на

вопросы мужиков-странников, в чем счастье ее?

[Кратко рассказать об основных событиях из жизни

Матрены Тимофеевны.] 5. Можно ли назвать жизнь

Матрены Тимофеевны счастливой? 6. Что говорит

сама Матрена Тимофеевна о женском счастье?

[Наизусть: “Ключи от счастья женского...”]

Вопросы. Образы помещиков.

Как изображает помещиков Н.А. Некрасов в

поэме “Кому на Руси жить хорошо”?

Задание. Гриша Добросклонов

Записать в обобщенной форме ответ на

вопрос: « Что мы узнали о Грише

Добросклонове?».



В раздел образования