Автор: Зарипова Зимфира Назитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 96 Калининского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: Презентация
Тема: "Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: основная тема, жанр произведения."
Раздел: среднее образование
Поэма Н.А.Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»:
основная тема, жанр
произведения.
Замысел поэмы
Некрасов задумался над написанием поэмы «Кому на Руси
жить хорошо» вскоре после реформы 1861 года.
Крестьянская реформа, упразднившая крепостное право в
России, явилась первой по времени и наиболее значимой из
«великих реформ» Александра II. Крестьянам эта реформа не
принесла ничего хорошего.
Начали происходить бунты крестьян, подавляемые
правительством. Народные массы долго не успокаивались.
В это время Н. Некрасов, не теряя надежды на лучшее
будущее, занялся художественным исследованием народной
жизни.
Приступая к работе, Некрасов поставил перед собой
сложную задачу: показать в поэме состояние Руси в
пореформенный период, прошлое и настоящее народа.
«Я задумал изложить в
связном рассказе все, что
я знаю о народе, все, что
мне привелось услышать
из уст его, и я затеял
«Кому на Руси жить
хорошо». Это будет эпопея
современной
крестьянской жизни».
Н.А.Некрасов.
Жанр «эпопея»
Эпопея- это
обширное
эпическое
повествование в
стихах или
прозе о
выдающихся
национально-
исторических
событиях
.
Композиция поэмы
Композиция поэмы сочетает в себе эпическое
повествование с лирическими отступлениями.
Главы поэмы самостоятельны.
Композиция поэмы «календарная»,так как в каждой
главе автор обозначил время происходящих событий.
«Пролог»-весна (птицы вьют гнёзда, кукушка кукует);
«Поп»- «А время уж не раннее- подходит месяц май!»;
«Сельская ярмонка»- «Лишь на Николу вешнего
погода поуставилась...» (9 мая по старому стилю);
«Последыш»-» Петровки. Время жаркое. В разгаре
сенокос» (12 июля);
«Крестьянка»-жатва (июль/август);
«Пир на весь мир»- сенокос кончается (ранняя осень).
Художественная особенность
Сквозной образ произведения
Некрасова-образ дороги. Это
символическое отражение
крестного пути России в поисках
счастья.
Фольклорные мотивы
-Волшебная сказка
(события,которые не могут существовать в реальной жизни)
(Говорящая птичка-пеночка, скатерть-самобранка...)
-Былина
(древнерусские эпические песни о героических событиях)
(В каком году-рассчитывай,
В какой земле-угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...)
-Народная песня
(Матрёна поет о тяжелой судьбе,Гриша Добросклонов поет
радостные песни,мужики поют и грустные и веселые песни)
-Притча
(поучительный рассказ)
/легенда
(рассказ героях,выдающихся событиях)
(«История о
двух грешниках:разбойнике Кудеяре и пане Глуховском)
Композиция поэмы
Экспозиция
(начало,в котором
описываются обстоятельства
будущих действий,место,время и т.д.)
В каком году —
рассчитывай,
В какой земле —
угадывай,
На столбовой
дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Сошлися — и
заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Композиция поэмы
Завязка поэмы
(событие,давшее толчок
возникновению и развитию
конфликта,приводит в движение
сюжет)
-
клятва героев не
возвращаться домой,
пока они не найдут
ответа на свой вопрос:
«Кому живется
счастливо, вольготно
на Руси?»
Композиция поэмы
Основная часть .
Мужики встречаются с солдатом, счастливым от того,
что его не забили; холопом, гордящимся своей
привилегией доедать из господских мисок; бабкой, у
которой на огороде уродилась репа...и т.д.
Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина
Руси: нищей, пьяной, но люди, с которыми мужики
встречаются,душевные,милосердные,добрые.Они мечтают
о лучшей доле,но ничего пока сделать не могут.
В поэме есть несколько крупных и самостоятельных
вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены
в автономные главы («Последыш», «Крестьянка»).
Композиция поэмы
Кульминация
(точка напряжения)
.
Счастливым человеком на Руси автор считает Гришу Добросклонова,
борца за народное счастье.А мужики так и не поняли,что Гриша и есть
счастливый человек.По их представлениям,счстливый тот,у кого
отменное здоровье,крепкая семья,зароботок,свобода и т.д. А у Гриши
всего этого нет.Но Гриша Добросклонов уверен,что счасте отдельного
человека невозможно без счастья народа.
Развязка
(итоговый момент в развитии действия)
.
Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел.
Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и
обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо
понимать, что поэма не закончена, произведение самое сложное и
запутанное из всего литературного наследия Некрасова.
Финал.
Заканчивается поэма «Пиром на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о
старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша
Добросклонов.
Главные герои
В центре поэмы-собирательный
образ русского крестьянина.
Поэма отражает крестьянские
радости и горести, крестьянскую
жажду воли и счастья.
Образы крестьян в поэме
В ряде мест поэмы
показана
безрадостная,
голодная жизнь
народа. Мужицкое
«счастье» – «дырявое
с заплатами, горбатое
с мозолями»,
счастливых среди
крестьян нет.
Образы крестьян в поэме
Беден, нечёсан Калинушка,
Нечем ему щеголять,
Только расписана спинушка,
Да за рубахой не знать.
С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот.
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый,
Еле Калина бредет.
Образы крестьян в поэме
Яким Нагой
«
В деревне Босове
Яким Нагой
живет,
Он до смерти
работает,
До полусмерти
пьет!..»
Образы крестьян в поэме
Савелий
Савелий- один из тех
крестьян, которые «за
вотчину стояли хорошо».
Это бунтарь, которого не
сломили ни каторга, ни
ссылка. Когда иссякает
народное терпение,
крестьяне, подобные
Савелию, поднимаются на
открытую борьбу с
угнетателями.
Образы крестьян в поэме
Ермил Гирин
К нему подходишь к
первому,
А он и посоветует,
И справку наведёт;
Где хватит силы- выручит,
Не спросит
благодарности,
И дашь, так не возьмёт
«Люди холопского звания» в поэме «Кому
на Руси жить хорошо»
Яков Верный —
холоп примерный.
Обиженный жестоким
помещиком, Яков в
отместку кончает
жизнь самоубийством
у барина на глазах.
Разбойник Кудеяр
Кудеяр- атаман –
«великий грешник»,
герой легенды,
рассказанной
Божьим странником
Ионушкой в главе
«Пир на весь
мир».Он неожиданно
раскаивается в своих
грехах,он готов к
покаянию.
Образ народного заступника
Гриша Добросклонов
Гриша Добросклонов-
борец за крестьянские
интересы, за всех
«обиженных» и
«униженных». Он хочет
быть первым там, «…
где трудно дышится, где
горе слышится».
Песня Гриши Добросклонова «Русь»
В главу "Пир на весь
мир" включены песни,
созданные Гришей. Это
песни радостные, полные
надежд, их, как свои,
поют крестьяне.
Революционный
оптимизм звучит в песне
"Русь":
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Образ женщины-крестьянки
На судьбе Матрены
Тимофеевны поэтом показана
типичная биография русской
крестьянки. Радостной ее
жизнь была только в раннем
детстве и то потому, что ей
«… счастье в девках выпало:
«У нас была хорошая,
Непьющая семья…» -говорит
Матрена Тимофеевна. Но
даже в этой заботливой,
ласковой семье ей пришлось
начать трудиться «по пятому
годку».
Образ женщины-крестьянки
Матрена Тимофеевна Корчагина
Выйдя замуж, она «попала
с девичьей холи в ад».
Издевательства мужниной
родни, смерть любимого
ребенка, побои, вечный
каторжный труд, раннее
вдовство- вот как сложилась
ее жизнь.
Матрена Тимофеевна
говорит странникам: «Не
дело между бабами
счастливую искать!».
Образы помещиков
Гаврила Афанасьевич
Оболт- Оболдуев
«Ни в ком
противоречия,
Кого хочу- помилую,
Кого хочу-казню».
«Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!
Удар
искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловорррот!»
Образы помещиков
Князь Утятин
Это барин,
который «весь век
чудил, дурил».
Значение поэмы в контексте мировой
культуры
В произведении воплощен народный дух
через нетипичный лексический набор:
автор использует просторечия,
диалектизмы и речевые конструкции из
простого крестьянского обихода.
Фольклорные мотивы (способ построения)
роднят поэму с устным народным
творчеством.
Значение поэмы в контексте мировой
культуры
Поэту удалось отразить наиболее
актуальные социальные и политические
проблемы своего времени, но еще больше
его мастерство проявилось в изображении
вечных тем свободы и счастья. Это
произведение можно назвать подлинной
картиной национальной русской
самобытности.
Вопросы. Образы крестьян в поэме.
1. Каково экономическое положение крестьян?
Принесла ли отмена крепостного права счастье
крестьянину? 3. На какие группы можно разделить
крестьян, описанных в поэме? 4. Какие высокие
нравственно-психологические качества находит
Некрасов у крестьян? 5. Какие отрицательные
стороны крестьянской жизни изображает Некрасов?
6. Какой грех крестьяне считают “крестьянским
грехом” и как они наказывают за этот грех? 7. На
какие размышления наводят читателя образы
крестьян в поэме?
Вопросы. Женская доля в поэме
.
•
1. При каких обстоятельствах встретили странники
Матрену Тимофеевну? 2. Портрет Матрены
Тимофеевны. [Наизусть: “Матрена Тимофеевна
осанистая женщина...”] 3. За что народ считает ее
счастливой? 4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на
вопросы мужиков-странников, в чем счастье ее?
[Кратко рассказать об основных событиях из жизни
Матрены Тимофеевны.] 5. Можно ли назвать жизнь
Матрены Тимофеевны счастливой? 6. Что говорит
сама Матрена Тимофеевна о женском счастье?
[Наизусть: “Ключи от счастья женского...”]
Вопросы. Образы помещиков.
Как изображает помещиков Н.А. Некрасов в
поэме “Кому на Руси жить хорошо”?
Задание. Гриша Добросклонов
Записать в обобщенной форме ответ на
вопрос: « Что мы узнали о Грише
Добросклонове?».