Автор: Анна Васильевна Стрельникова
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Дельфин" № 19
Населённый пункт: г Кисловодск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект семинара-практикума «Логопедическое ассорти»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
Конспект семинара-практикума
«Логопедическое ассорти»
Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям групп
общеразвивающей направленности в организации коррекционной работы по
речевому развитию.
Задачи:
‒
Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать
качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими
речевые нарушения.
‒
Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого
развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных
звуков у дошкольников.
‒
Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей
по проблемам речевого развития дошкольников.
‒
Активизировать обмен информацией и практическими знаниями
между учителем-логопедом и педагогами ДОО.
Интеграция образовательных областей:
‒
речевое развитие
‒
познавательное развитие
‒
физическое развитие.
Структура проведения семинара-практикума
1. Организационный момент
2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти,
активизации речи и мышления
‒
артикуляционная
гимнастика
(развитие
артикуляционной
моторики);
‒
игра «Похожие слова»;
‒
игра «Кошка» (обогащение словаря);
‒
«Скороговорки» (развитие дыхания и голоса);
‒
Физкультурная минутка «Толя - альпинист»;
‒
«Чудесный
мешочек»
(развитие
общей
моторики,
мелкой
моторики);
‒
игры-перевертыши;
‒
игры на развитие фонематического слуха;
‒
игры на развитие фонематического восприятия.
3. Заключительная часть. Итог
Организационная часть
Учитель – логопед Полторацкая А.Ф. и воспитатель логопедической
группы Стрельникова А.В. встречают педагогов в зале.
Анна Васильевна: Добрый день, уважаемые коллеги!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
Внимание! Внимание!
Анна Федоровна: Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
Анна Васильевна: С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!
Основная часть
Задание № 1.
Анна
Васильевна:
Как
называется
гимнастика
для
языка? (артикуляционная)
Анна Федоровна:
С помощью стихотворной сказки и показом
движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:
В
недалекой
деревушке
жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою
избушку.
открываем широко рот
В
деревню
к
ним
пожаловали
гости:
Толстые внуки приехали в гости
надуваем щеки
А с ними худые - лишь кожа да кости
втягиваем щеки
Старик со старухою всем улыбнулись
губы
в
широкой улыбке,
видны верхние и нижние зубы
Поцеловать они всех пытались
губы тянутся вперед
Утром проснулись - в улыбочке губы,
снова широкая улыбка
Чистили все свои верхние зубы
широкий язык за верхними
зубами
Вправо и влево, внутри и снаружи
соответствующие движения
широким языком
С нижними зубками тоже мы дружим
повторение этих движений
языком
в
положении
за
нижними зубами
Не забываем: полощем свой ротик чистой
водою,
Чтоб свежим был ротик!
втягиваем щеки, надуваем
Чашечки ставим, чтоб чаю налили
широкий
язык
загибаем
кверху чашечкой
На чай подули и остудили
подуть с «чашечки» вверх
Блин испекут и на блюдца положат
широкий
язык
лежит
на
нижней губе
Блин пожуем, завернем и прикусим
покусываем
распластанный
язык, затем заворачиваем за
нижние зубы и покусываем
Блинчик с вареньем - малиновым вкусным
облизываем широким языком
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
верхнюю губу спереди назад
Чаю попили - никто не обижен
«чашечка» двигается вперед-
назад
Вкусный был завтрак - варенье мы слижем!
кончик
языка
облизывает
губы по кругу
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!
На улице ждет интересного и веселого много!
Дед для внучат приспособил качели
широкий
язык
ставим
по
очереди то за верхние, то за
нижние зубы
Все
дети
на
них
покачаться
успели.
Дед
пересел
на
коня,
внуки
тоже,
Он перешел на галоп, дети тоже…
щелкаем языком
Вот замедляет лошадка шажочки,
медленное
цоканье
с
растягиванием подъязычной
уздечки
Что же мы видим? Мы видим грибочки!
присасываем язык к небу и
открываем рот
Мы их срезаем, в корзинку кладем,
И на лошадке домой привезем!
Вот
из
сарая
индюшка
пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла!
широкий язык ходит вперед-
назад
по
верхней
губе;
упражнение
делаем
с
голосом
Вот и сказке нашей подошел конец,
Кто слушал «Молодец!»
Анна Васильевна: Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры
- активизируем речь и мышление.
Речевые игры (для активизации речи и мышления)
Задание № 2. Игра «Похожие слова»
Анна Федоровна: (Звучит логопедическая распевка)
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон! ....
Анна Васильевна: Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!
Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел)
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар)
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)
Задание № 3. Игра «Кошка»
Анна Васильевна: Отгадайте загадку:
Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
Анна Федоровна: Подберите как можно больше глаголов к этому
существительному.
Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):
бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться,
есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться,
кувыркаться.
Анна Васильевна: Подберите как можно больше прилагательных к
этому существительному. Кошка бывает какая? пушистая, игривая, веселая,
усатая, полосатая.
Задание № 4. Cкороговорки
Анна Федоровна:
С помощью скороговорок отрабатывают свое
произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была
четкой.
Анна Васильевна:
Скороговорки традиционно используются при
автоматизации поставленных звуков у воспитанников.
Анна Федоровна: «Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на
горку…»
Анна Васильевна:
Проговорите скороговорку с эмоциональным
настроем:
Анна Федоровна: На «Мячике» изображена эмоция, с которой надо
рассказать скороговорку.
‒
Сидит
Ваня
на
диване,
под
диваном
ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно).
‒
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
‒
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
‒
Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли убежал от Поли в поле (беспокойно).
‒
Говорил
попугай
попугаю:
«Я
тебя,
попугай,
попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)
Задание № 5. Физкультурная минутка
«Толя - альпинист»
Задание № 6. «Чудесный мешочек»
Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают
о его использовании в работе с детьми.
Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши,
погремушка, зубная щетка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.
Задание № 7. «Игры-перевертыши»
Анна Федоровна: Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли
Анна Васильевна: Но в любом случае мы должны уметь их понимать.
Пословицы и поговорки:
‒
Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».
‒
Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого
корыта».
‒
От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
Строчки из стихотворений:
‒
Во поле березку срубили - «В лесу родилась елочка».
‒
Ты ненавидишь мою коровку - «Ялюблю свою лошадку».
‒
Ваша Маша тихо смеется - «Наша Таня громко плачет».
Названия сказок и книг:
‒
Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
‒
Утки - индюшки - «Гуси - лебеди».
‒
Бледненький кустик - «Аленький цветочек».
‒
Пес без босоножек - «Кот в сапогах».
‒
Квадратик - «Колобок».
Анна Федоровна: А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.
Задание для педагогов – отгадать по «перевертышу» название
известного фильма или пословицу.
‒
Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич
меняет профессию».
‒
Грустные взрослые - «Веселые ребята».
‒
Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше
будешь».
‒
Крик баранов - «Молчание ягнят».
‒
Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле
легче».
‒
С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и
рыбку из пруда».
‒
Холодные ноги - «Горячие головы».
‒
Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
‒
В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе
только девушки».
‒
Ручной кактус - «Дикая орхидея».
Задание № 8. «Объявление» (для активизации речи, мышления)
Анна Васильевна:
Составьте рекламное объявление для газеты о
купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один
звук
Анна Федоровна: Например, на звук [К] Куплю красивую кошечку.
Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором
все слова начинаются на один звук. Например, на звук [П]
Петя подарил
Павлику пирамидку.
Задание № 9. «Фонематический слух»
Анна
Федоровна:
Фонематический
слух –
тонкий
систематизированный слух, который человек способен слышать и различать
отдельные фонемы, или звуки в слове.
Анна
Васильевна:
Фонематический
слух является
основой
для
понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы
можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина
машина превращается в мыши на машине».
‒
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)
‒
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)
‒
Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)
‒
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)
‒
Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)
‒
Не полезет Влад на ель
У него в руках … (портфель)
‒
«Я трудиться не привык!» Отвечает … (грузовик)
‒
Cобирали васильки у нас на голове … (венки)
Задание № 10. «Фонематическое восприятие»
Анна Федоровна:
Фонематическое восприятие – это способность
различать звуки речи и определять звуковой состав слова.
Анна Васильевна: Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько
в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный
звук в середине слова?»
Игра: «Отвечай - не торопясь»
Анна Васильевна:
Какое слово получится, если к слогу [РО]
прибавить один звук?
(рот, ром, рог, ров, род, рок).
3. Заключительная часть
Анна
Васильевна:
Вот
и
закончилась
деловая
игра,
Подвести итог пора!
Итог семинара-практикума
Анна
Федоровна:
Выразите
одним
словом
свое
мнение
или
впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают
мяч друг другу, высказываются).
Анна Васильевна:
Спасибо за внимание, за активное участие в
семинаре-практикуме!
Анна Федоровна: Успехов в работе!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
Список литературы
1.
Т.Б.Буденная.
Логопедическая
гимнастика
Санкт-Петербург.
«Детство – прогресс» 2001 год.
2.
М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду.
Москва «Сфера» 2003 год.
3.
Е.А.Каралашвили.
Физкультурная
минутка.
Динамические
упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.
4.
С.В.Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей.
Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
5.
Е.Н.Краузе.
Логопедический
массаж
и
артикуляционная
гимнастика. СПб: Корона 2004 год.
6.
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Физкультурные минутки Москва
ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП
«Ермак». 2004 год.
7.
Т.Е Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. Основы логопедии -
Москва Просвещение 1989 год.
8.
Е.Л.Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003
год.
9.
Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003
год.
10.
Е.А.Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле.т
Москва. 2005 год.
11.
М.Ю.Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва. 2004 год.
12.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.:
И.Ц. Сфера, 2007.
13.
П.Деннисон, Г.Деннисон. Гимнастика для развития умственных
возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А.В. Малушиной. М.:
Изд-во Рос.откр. ун-та, 1992.
14.
Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. - М., 2004.
15.
Е.А.Каралашвили,
Физкультурная
минутка.
Динамические
упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
16.
Е.Л.Ковалева,
Ю.И.
Остапенко.
Учиться
легко
и
весело.
Практическое пособие по образовательной кинезиологии - Волгоград
«Перемена», 1996г.
17.
В.В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб.: Детство
Пресс, 2001.
18.
Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии
речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
19.
Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования
правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика,
2007 - №1.