Автор: Стрельникова Мария Васильевна
Должность: Студент
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Буденновске
Населённый пункт: г. Буденновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль самооценки в формировании личности старшего дошкольника""
Раздел: дошкольное образование
УДК 740
Роль самооценки в формировании личности дошкольника
Стрельникова Мария Васильевна,
Студентка Филиала СГПИ в г. Железноводске
Аннотация.
В
настоящей
статье
рассматриваются
основные
закономерности
становления
личности
дошкольника,
освещаются
характерные черты поведения ребенка относительно степени его самооценки.
Обосновывается
взаимосвязь
особенностей
выражения
самооценки
у
старших дошкольников и уровнем ее развития.
Abstract. This article discusses the basic patterns of the formation of the
personality of a preschooler, highlights the characteristics of the child’s behavior
regarding the degree of his self-esteem. The interrelation between the features of
the expression of self-esteem in senior preschoolers and the level of its
development is substantiated.
Ключевые
слова:
старший
дошкольный
возраст,
самооценка
у
дошкольников, развитие личности дошкольников.
Key words:
older preschool age, self-esteem among preschoolers, the
development of the personality of preschool children.
Дошкольник, когда становится более самостоятельным, проявляет
независимость
от
взрослых.
Его
отношения
с
окружающим
миром
расширяются и углубляются. Это предоставляет ему возможность наиболее
полно и четко осознать и оценить самого себя.
Как считает Л.И. Божович, вся психическая жизнь детей формируется
под влиянием оценок других людей; любой новый опыт, новое знание,
умение, навык, приобретенный детьми, оценивается другими людьми. И
вскоре дети самостоятельно пытаются находить оценку своим действиям,
подтверждение
правильности
или
неправильности
узнаваемой
ими
действительности.
В психолого-педагогической науке большое внимание уделяется
раскрытию сущности феномена самооценки, особенностей ее формирования
в период дошкольного возраста, вопросы развития самосознания личности на
первых этапах онтогенеза всегда были актуальными. Изучению самооценки в
дошкольном возрасте посвящены исследования Л.И. Божович, Р. Бернса,
О.А. Белоборыкиной, М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, Е.Е. Кравцовой,
Т.А. Репиной, Г.А. Урунтаевой и других. Данные работы описывают
динамику развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом
возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки.
Согласно данным исследованиям, под самооценкой понимают оценку
личностью себя, своих качеств и места среди других людей [4; 7; 43; 59].
Психологические исследования А.К. Болотовой доказывают, что особенности
самооценки
влияют
и
на
эмоциональное
состояние,
и
на
степень
удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с
окружающими [60, с. 99].
Роль
самооценки
в
формировании
личности,
приобретении
ею
социального опыта и нахождении своего места в системе общественных
отношений анализировалась в целом ряде исследований. Была обнаружена
связь характера самооценки с различными видами общения и деятельности
детей,
указаны
тенденции
ее
развития.
Результаты
исследований
(Л.И.
Божович,
М.И.
Боришевский,
М.Л.
Гомелаури,
А.А.
Ершов,
Л.М. Запрягалова, Я.С. Коломинский, А.П. Копылова, А.И. Липкина, Л.Г.
Подоляк, Б.И. Савонько) позволяют констатировать, что самооценка, являясь
неотъемлемым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности,
приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве
регулятивного фактора [4; 7; 43; 59].
Работы Н.Е. Анкудиновой, О.А. Белобрыкиной, В.А. Горбачевой,
посвященные самооценке детей дошкольного возраста, обнаруживают ее
зависимость от оценочного отношения взрослых в регламентированных
правилами видах деятельности.
В
большинстве
исследований
самооценка
ребенка-дошкольника
рассматривается в структуре его образа «Я», представляющего собой к концу
старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование
(Е.О. Смирнова, Л.П. Почеревина, С.Г. Якобсон). Появление к концу
дошкольного
возраста
«собственно
осознаваемых»
форм
самооценки
показано в работах Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной, которые раскрыли связь
самооценки с общением детей, показали роль результативной деятельности в
качестве детерминанты, повышающей уровень осознанности самооценки.
Е.А. Архиповой установлена зависимость самооценки от типа воздействия
воспитателя.
По мнению М.И. Лисиной, самооценка представляет собой сложно-
структурированное образование, оказывающее существенное влияние на
формирование личности, её деятельность, общение, психическое здоровье
[43 с. 121].
Л.И.
Божович
рассматривают
самооценку
как
психологическое
новообразование дошкольного возраста, важное звено мотивационно -
потребностной сферы личности ребёнка [8, с. 49].
В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов,
определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности.
Под самооценкой она понимала способность (или, наоборот, неспособность -
авт.) человека честно с любовью и по достоинству оценить себя [55, с. 187].
Решающее
значение
в
генезисе
самооценки
на
первых
этапах
становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет
общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности)
адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру
принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму
взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей.
Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться
несколько позже. Впервые проявляются они, как показывают исследования
Б.Г. Ананьева и др., материалы дневников, в оценке не личностных,
моральных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть самолет», «А
зато у меня есть вот что» и т. п.). В этом проявляется неустойчивость
представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания, сохраняющиеся
элементы неотделенности действий от предмета [2, с. 68].
Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является
переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных
свойств и внутренних состояний самого себя. Согласно исследованиям
Э.И.
Суверовой,
во
всех
возрастных
группах
дети
обнаруживают
способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Но здесь
наблюдаются определенные возрастные изменения. Редко от старшего
дошкольника на вопрос «Кто у вас самый хороший?» мы услышим «Я самый
хороший», так характерное для самых маленьких. Но это не означает, что
детская самооценка собственной личности теперь низкая. Дети уже стали
«большими»
и
знают,
что
хвастать
некрасиво,
нехорошо.
Совсем
необязательно прямо заявлять о своем превосходстве. В старших группах
можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны
косвенным путем. На вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» они обычно
отвечают так: «Я не знаю... Я тоже слушаюсь», «Я тоже умею считать до
100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей,
делюсь конфетами» и т.п..
Как отмечает Е.А. Маслова, в дошкольном возрасте оценка и
самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых
наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым
ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дошкольники
чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им
более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и
младшего дошкольного возраста [45, с. 98].
По мнению Е.Н. Васиной, сравнение самооценки дошкольника в
разных
видах
деятельности
показывает
неодинаковую
степень
ее
объективности
(«переоценка»,
«адекватная
оценка»,
«недооценка»).
Правильность детской самооценки в значительной мере определяется
спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих
умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки
в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности.
Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на
конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных
отношений [14, с. 149].
М.В. Лаврентьевой установлено, что статус, положение ребенка в
группе также влияет на самооценку дошкольника. Так, например, тенденцию
к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» дети, чей авторитет в
группе невысок; недооценку - «популярные», эмоциональное самочувствие
которых достаточно хорошее
Самооценка детей дошкольного возраста по-разному проявляется в
зависимости от их отношения к деятельности. Наиболее благоприятными,
как
показали
исследования
В.А.
Горбачевой,
Р.Б.
Стеркиной,
для
формирования динамической самооценки у старших дошкольников являются
такие виды деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат
и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке
ребенка (например, игры с бросанием стрелы в цель, игра в мяч и в
классики). В этом случае дети руководствуются мотивом повышения
самооценки, в то время как при выполнении деятельности продуктивного
характера (например, вырезание из бумаги), связанной с необходимостью
осуществления достаточно тонких операций, не вызывающих яркого
эмоционального отношения, мотивы самооценки отступают на задний план, а
первостепенное значение для детей приобретает интерес к самому процессу
деятельности. Точность и объективность оценки и самооценки дошкольников
растут по мере овладения детьми правилами игры, приобретения личного
опыта.
Н. Авдеева полагает, что к концу дошкольного возраста самооценка
ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все
более
полными,
глубокими,
детализированными,
развернутыми.
Эти
изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением)
интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к
личностному
общению,
усвоением
значимых
критериев
оценочной
деятельности, развитием мышления и речи. В самооценке дошкольника
находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда [45, с.
98].
Развитие самосознания, на взгляд Л.И. Божович, находится в тесной
связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На
основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное
новообразование - ребенок оказывается способным в особой форме сознавать
и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у
ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на
этой основе внутренней позиции». Данный сдвиг в развитии самооценки
имеет важную роль в психологической готовности дошкольника к обучению
в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу
дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и
самооценки [7, с. 54].
М.И. Лисина разделяет самооценку на: высокую, низкую, завышенную,
заниженную.
М.И.
Лисина
подчёркивает,
что
человек,
обладающий
позитивной самооценкой, обобщенно ощущает себя хорошим и, как
следствие, - верит в свою успешность. Его цели обширны, планки высоки,
планы масштабны. Средства соответствуют целям: ответственность не
пугает, предпринятые усилия оправдываются наградой, а вера в успех
позволяет не обращать внимания на временные неудачи и ошибки. Малая
самокритичность и некоторая невнимательность к другим людям - одно из
следствий оптимизма и инициативности. Ребенку с высокой самооценкой
проще существовать в коллективе. Он не боится показаться смешным или
сделать глупость - поэтому готов придумывать: как решить задачу, где
прогулять урок, во что поиграть на перемене. Он не слишком критично
относится к своим действиям, поэтому осуществляет их - много и разных.
Ему легче учиться: он уверен в собственных силах, поэтому задачи вызывают
азарт и любопытство если они сложные, и скуку - если простые или глупые.
Но даже самые трудные не вызовут у него страх или тревогу. Когда планка
для достижений высока, а уверенность в успехе велика, значит, человек
оценивает себя в целом позитивно. Следствие - активность, продуктивность,
авторское отношение к происходящему [43, с. 231].
По мнению Л.А. Венгер, В.С. Мухиной, адекватная самооценка, когда
человек в целом принимает себя и свой образ, но при этом не идеализирует
себя и видит свои отрицательные черты, чрезвычайно важна для нормального
развития ребенка. Для детей с завышенной самооценкой характерна
ситуация, когда свой образ, который выстроил ребенок, не совпадает с
представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует
контактам и является причиной агрессивного поведения, конфликтности,
тревожности, нарушений общения [10, с. 230].
По мнению М.И. Лисиной, ребенок с низкой самооценкой узнается по
угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Он думает, что с
ним скучно играть - и действительно становится скучно, потому что он
запрещает себе полностью увлечься. Но из-за того, что он очень скучает по
общению, другие дети легко могут приучить его играть роли, которые им
самим не нравятся - невыигрышные, скучные, исполнительские. Если такой
ребенок решается на какой-нибудь поступок (придумать новый сюжет,
ударить обидчика, дать списать задание или самому списать - неважно),
очень вероятно, что потом он будет переживать, стыдиться своего промаха
или стесняться своего выигрыша, скрывать свою причастность, убегая от
ответственности [43, с. 49].
Ряд авторов (А.И. Силвестру, М.И. Лисина) считают, что завышенная
самооценка - результат многочисленных «поглаживаний», поощрений,
лишенных органичности и, возможно, являющихся манипуляцией со
стороны
родителей.
Например,
ребенку
не
отказывают
ни
в
чем
материальном, однако и не участвуют эмоционально в его в судьбе, не
оценивают его поведение, не воспитывают. Он вырастает с ощущением, что
все жизненные блага ему даны от природы, однако они никак не связаны с
тем, каков он на самом деле. Он знает, что он абстрактно хороший ребенок.
А вот за что можно хвалить - он не знает, и плохо отличает свои достижения
от чужих.
Как отмечает В.В. Столин, неадекватная самооценка, не осознаваемая,
поэтому не поддающаяся изменению, у многих людей вызывает сложности в
общении, мешает адаптироваться к работе, препятствует самоактуализации.
Заниженная самооценка характеризуется полным отсутствием веры в
собственный успех вплоть до отказа что-то предпринимать, это доведенная
до автоматизма беспомощность [57, с. 98].
Л.А. Венгер, В.С. Мухина считают, что для детей с неадекватно
заниженной самооценкой характерны тревожность, неуверенность в себе,
стремление расположить к себе собеседника, понравиться ему [10, с. 148].
По мнению Е.Т. Соколовой, самооценка проявляется не столько в том,
что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к
достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция
поведения ребёнка. Именно деятельность и общение дают ему некоторые
важные ориентиры для поведения.
По
мнению
исследователей
(И.М.
Балинский,
А.И.
Захаров,
И.А. Сихорский), родительские отношения могут выступать в качестве
положительного или отрицательного фактора влияния на самооценку
ребёнка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый
характер, а использование неэффективного типа родительского отношения
ведет к возникновению неадекватной самооценки у ребенка.
Д.В. Зайцевым были выделены четыре родительские установки и
соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное
отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека», а также
была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и
поведением детей. Так, например, «принятие и любовь» порождают в
ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию
личности, в то время как «явное отвержение» ведет к агрессивности и
эмоциональному недоразвитию [60, с. 91].
Н.Т. Колесник изучала влияние семейного воспитания на социальную
адаптированность
детей,
проявляющуюся
в
различной
степени
выраженности у них самооценки, социометрического статуса, уровня
общения и эмоционального благополучия. Ею были выделены типы
поведения детей, по-разному адаптированных к окружающему миру:
1. Адаптированный тип - ребёнку важно адекватно воспринимать
предъявляемые требования, ярко выражена мотивация в достижении успеха,
у него разносторонние интересы, не ограниченные программным материалом
дошкольного учреждения. Такие дети легко вступают в контакт, имеют
завышенную адекватную или среднюю адекватную самооценку, занимают
благоприятный статус в группе сверстников, умеют разрешать конфликты и
избегать их.
2. Частично адаптированный тип - в общении испытывает затруднения,
предпочитает знакомое общество или игры в одиночестве.
3.
Неадаптированный
тип
-
испытывают
затруднения
в
самостоятельной работе,
резко реагируют на внешние раздражители,
проявляют неконструктивные реакции поведения. В группе сверстников
являются «отверженными».
Значимым
элементом
психолого-педагогического
опыта
ребёнка
выступает его самосознание. Социальный опыт будет присвоен им только по
мере осознания себя в качестве члена общества, носителя общественно
значимой позиции. Дошкольник учится смотреть на себя со стороны,
оценивать свои действия, поступки, соотносить свои возможности с той
социальной ролью, с тем типом поведения, который ему «предписывает»
жизнь.
Н.Т. Колесник выделяет следующие типы самооценки:
- заниженная адекватная - неадекватная,
- средняя адекватная - неадекватная,
- завышенная адекватная – неадекватная [3, с. 123].
Причём, у детей 4-5 лет преобладает завышенная оценка своих качеств,
благодаря
которой
они
чувствуют
большую
уверенность,
активны,
инициативны в общении. К 6-7 годам, в связи с овладением новых более
значимых видов деятельности, самооценка приближается к адекватной, либо
резко снижается. Дети могут говорить о том, что о них думают другие, что от
них хотят взрослые, могут ли они это сделать.
По мнению Г. Крайга, при авторитетном стиле существует уровень
контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих
детей, теплые отношения (родители открыты для общения, допускают
изменения
своих
требований).
Дети
у
таких
родителей
социально
адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают
адекватной высокой самооценкой.
На взгляд Г. Крайга, при авторитарном стиле детско-родительских
отношений,
который
характеризуется
высоким
контролем,
создаются
условия для формирования неадекватно низкой (заниженной) самооценки.
Дети - замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны.
Девочки в большинстве своем - пассивны и зависимы, мальчики -
неуправляемы и агрессивны.
На взгляд А.И. Силвестру, М.И. Лисиной, демократические родители в
своём воспитании используют такой метод, как поощрение, которое
поддерживая и закрепляя конкретное поведение, работает на формирование
позитивной
оценки
себя.
Наказания
и
игнорирование
применяют
авторитарные и либеральные родители соответственно, что направлено на
формирование неадекватной самооценки.
Таким образом, согласно исследованиям С.Г. Якобсон, Г.И. Моревой, к
концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного
компонентов
самооценки
гармонизируется,
создаются
благоприятные
условия для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления
прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых. Самооценка
влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. По
мнению Карабановой О.А., детско-родительские отношения влияют на
формирование адекватной самооценки ребенка, если взрослый применяет по
отношению к ребёнку демократический стиль воспитания. Как отмечают
Т.П.
Авдулова,
О.А.
Белобрыкина,
В.
Мамаева,
Е.В.
Прима,
Н.И.
Сарджвеладзе,
Л.И.
Божович,
направленность
самооценки
ребенка
опосредствована ее соотношением с реально существующим положением
ребенка (оценкой), сложившимся в его социальном окружении.