Напоминание

Важность обучения детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах


Автор: Игунова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №39 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Важность обучения детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах
Раздел: дошкольное образование





Назад




«О пользе обучения детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из основных задач музыкального воспитания в детском саду является раскрытие

творческого потенциала дошкольника. Значение инструментального музицирования для

музыкального и общего развития детей очень высоко. В процессе игры на инструментах

развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха:

звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового и динамического. Кроме

этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы

средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно

способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир

музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в

выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое

воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества,

сосредоточенность, внимание. Игра на музыкальных инструментах входит во все программы по

дошкольному музыкальному воспитанию.

Наблюдая за детьми на занятиях, в играх, я заметила, что они очень интересуются звуковыми,

шумовыми игрушками; с помощью барабана, бубна, колокольчиков, треугольников, погремушек,

кастаньет, трещоток выполняют несложные ритмы.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах позволяет предельно

удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности детей.

Яркий, неподдельный интерес детей к музицированию усиливается по мере того, как дети

овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении

произведений.

На каждом музыкальном занятии необходимо уделять несколько минут знакомству детей с

музыкальными инструментами, обучению игре на них, развитию музыкально-сенсорных

способностей. Во время слушания происходит непосредственное восприятие музыки, развивается

эмоциональная отзывчивость на музыку, что является основой музыкальности. Во время пения,

распевания также учим детей различать 4 свойства музыкального звука: высоту, тембр, динамику

и ритм. Например, развивая ритмический слух, учим распевку, прохлопываем и выкладываем её

ритм на фланелеграфе, а затем даём детям палочки, деревянные ложки,бубны и т.д. и просим

пропеть и простучать заданный рисунок.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и

их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. И этому во

многом помогают музыкально- дидактические игры, проведение которых способствует развитию

у детей музыкально-сенсорных способностей, закреплению приёмов игры на ДМИ.

В музыкально-дидактических играх часто встречается игра на инструментах. Дети включаются в

эти игры с большим желанием и интересом. Например, игра «Определи инструмент» даёт

возможность детям сравнить звучание различных инструментов, развивает не только тембровый,

но и ритмический слух.

Для малышей проводим развлечение – дидактическую игру «Весёлые музыканты», где уже

закрепляем в игровой форме знания, полученные на занятиях, дети отгадывают загадки о

музыкальных инструментах, а потом и сами становятся участниками спонтанно организованного

оркестра.

Разучиванию любого музыкального произведения предшествует осмысление его эмоционально –

образного строя, его настроения, характера музыки, то есть его восприятие. Затем –

непосредственно исполнительская деятельность.

Музицирование в детских садах осуществляется сначала в ансамблевой форме, а затем и в

оркестровой. В состав детского оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты.

В работе используются различные их группы:

· ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, палочки, маракасы, румбы,

кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);

· ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом

(металлофоны, пианино);

· духовые однозвуковые (дудки);

Кроме этого – народные инструменты (различные трещотки, деревянные ложки, ритмические

палочки, бубенцы, колотушки, рубель и т.п.)

Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения

детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к

нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и

то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных

действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными

факторами педагогического успеха в работе с ними

Техническая лёгкость игры на детских музыкальных инструментах, их способность тотчас же

откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а

через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, эти инструменты позволяют всем детям,

независимо от способностей, участвовать в музицировании.

Вовлекая детей в музицирование, мы обогащаем их жизнь музыкой, прививаем им желание и

умение это делать, учим выразительно пользоваться звуками. Это нужно, чтобы человек знал:

музыка – чудесный источник положительных эмоций, который есть в нём самом: пой, играй,

насвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты можешь и хочешь. Развивая творческие

способности детей, можно предложить с помощью музыкальных инструментов озвучить сказку,

театральную постановку, чтобы выход каждого героя сопровождался игрой оркестра. Для этого

хорошо посоветоваться с детьми, сочинить, придумать вместе с ними соответствующие

инструменты для персонажей сказки.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того,

насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они

приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости,

вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической

и другой музыкой .

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной

деятельности. У них улучшается качество пения (поют чище и выразительнее), музыкально –

ритмических движений (чётче воспроизводят ритм). Для многих игра на детских музыкальных

инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не

только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, отношений

между детьми

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является

также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение

своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю,

упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость,

неуверенность в своих силах.

Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у

них появляется чувство ответственности, дисциплинированности. Участие в оркестре развивает

организованность, сплочённость, взаимопонимание. Игра на детских музыкальных инструментах

– очень разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное

индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими

номерами перед сотрудниками и родителями на праздниках и концертах.

Идея использовать для обучения самодельные шумовые инструменты проста и мудра: детские

музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и

высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль,

помогают понять, откуда и как рождаются звуки

Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма активности детей, которая

позволяет решать множество разных педагогических задач:

· развитие познавательного отношения к окружающему миру, формирование интереса к миру

звуков и звучанию разных предметов:

· развитие способности различать звучание разных предметов и дефферинцировать звуки по

высоте, интенсивности:

· развитие мелкой моторики кистей рук;

· формирование чувства ритма.

Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные

игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к

собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются

слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается

самостоятельность, внимание и организованность.

Музыкальный педагог призван помочь детям войти в мир музыки, понять её законы, приобщиться

к её таинствам.



В раздел образования