Автор: Игунова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №39 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Важность обучения детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах
Раздел: дошкольное образование
«О пользе обучения детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах»
Одной из основных задач музыкального воспитания в детском саду является раскрытие
творческого потенциала дошкольника. Значение инструментального музицирования для
музыкального и общего развития детей очень высоко. В процессе игры на инструментах
развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха:
звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового и динамического. Кроме
этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы
средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно
способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир
музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в
выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое
воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества,
сосредоточенность, внимание. Игра на музыкальных инструментах входит во все программы по
дошкольному музыкальному воспитанию.
Наблюдая за детьми на занятиях, в играх, я заметила, что они очень интересуются звуковыми,
шумовыми игрушками; с помощью барабана, бубна, колокольчиков, треугольников, погремушек,
кастаньет, трещоток выполняют несложные ритмы.
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах позволяет предельно
удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности детей.
Яркий, неподдельный интерес детей к музицированию усиливается по мере того, как дети
овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении
произведений.
На каждом музыкальном занятии необходимо уделять несколько минут знакомству детей с
музыкальными инструментами, обучению игре на них, развитию музыкально-сенсорных
способностей. Во время слушания происходит непосредственное восприятие музыки, развивается
эмоциональная отзывчивость на музыку, что является основой музыкальности. Во время пения,
распевания также учим детей различать 4 свойства музыкального звука: высоту, тембр, динамику
и ритм. Например, развивая ритмический слух, учим распевку, прохлопываем и выкладываем её
ритм на фланелеграфе, а затем даём детям палочки, деревянные ложки,бубны и т.д. и просим
пропеть и простучать заданный рисунок.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и
их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. И этому во
многом помогают музыкально- дидактические игры, проведение которых способствует развитию
у детей музыкально-сенсорных способностей, закреплению приёмов игры на ДМИ.
В музыкально-дидактических играх часто встречается игра на инструментах. Дети включаются в
эти игры с большим желанием и интересом. Например, игра «Определи инструмент» даёт
возможность детям сравнить звучание различных инструментов, развивает не только тембровый,
но и ритмический слух.
Для малышей проводим развлечение – дидактическую игру «Весёлые музыканты», где уже
закрепляем в игровой форме знания, полученные на занятиях, дети отгадывают загадки о
музыкальных инструментах, а потом и сами становятся участниками спонтанно организованного
оркестра.
Разучиванию любого музыкального произведения предшествует осмысление его эмоционально –
образного строя, его настроения, характера музыки, то есть его восприятие. Затем –
непосредственно исполнительская деятельность.
Музицирование в детских садах осуществляется сначала в ансамблевой форме, а затем и в
оркестровой. В состав детского оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты.
В работе используются различные их группы:
· ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, палочки, маракасы, румбы,
кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
· ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом
(металлофоны, пианино);
· духовые однозвуковые (дудки);
Кроме этого – народные инструменты (различные трещотки, деревянные ложки, ритмические
палочки, бубенцы, колотушки, рубель и т.п.)
Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения
детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям.
Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к
нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и
то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных
действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными
факторами педагогического успеха в работе с ними
Техническая лёгкость игры на детских музыкальных инструментах, их способность тотчас же
откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а
через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, эти инструменты позволяют всем детям,
независимо от способностей, участвовать в музицировании.
Вовлекая детей в музицирование, мы обогащаем их жизнь музыкой, прививаем им желание и
умение это делать, учим выразительно пользоваться звуками. Это нужно, чтобы человек знал:
музыка – чудесный источник положительных эмоций, который есть в нём самом: пой, играй,
насвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты можешь и хочешь. Развивая творческие
способности детей, можно предложить с помощью музыкальных инструментов озвучить сказку,
театральную постановку, чтобы выход каждого героя сопровождался игрой оркестра. Для этого
хорошо посоветоваться с детьми, сочинить, придумать вместе с ними соответствующие
инструменты для персонажей сказки.
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того,
насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они
приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости,
вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической
и другой музыкой .
Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной
деятельности. У них улучшается качество пения (поют чище и выразительнее), музыкально –
ритмических движений (чётче воспроизводят ритм). Для многих игра на детских музыкальных
инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не
только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, отношений
между детьми
Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является
также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение
своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю,
упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость,
неуверенность в своих силах.
Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у
них появляется чувство ответственности, дисциплинированности. Участие в оркестре развивает
организованность, сплочённость, взаимопонимание. Игра на детских музыкальных инструментах
– очень разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное
индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими
номерами перед сотрудниками и родителями на праздниках и концертах.
Идея использовать для обучения самодельные шумовые инструменты проста и мудра: детские
музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и
высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль,
помогают понять, откуда и как рождаются звуки
Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма активности детей, которая
позволяет решать множество разных педагогических задач:
· развитие познавательного отношения к окружающему миру, формирование интереса к миру
звуков и звучанию разных предметов:
· развитие способности различать звучание разных предметов и дефферинцировать звуки по
высоте, интенсивности:
· развитие мелкой моторики кистей рук;
· формирование чувства ритма.
Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные
игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к
собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются
слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается
самостоятельность, внимание и организованность.
Музыкальный педагог призван помочь детям войти в мир музыки, понять её законы, приобщиться
к её таинствам.