Напоминание

Проблемное обучение


Автор: Юлия Сергеевна Хрещенюк
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ Лицей №8
Населённый пункт: г. Тынды
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемное обучение
Раздел: начальное образование





Назад




В последнее время в России идет становление новой системы

образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное

пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в

педагогической

теории

и

практике

учебно-воспитательного

процесса,

происходит осмысление того факта, что реальное значение имеет не само

знание, а то личностное развитие, которое ребенок получает в процессе его

изучения.

В этих условиях встают задачи:

Как сделать обучение интересным для детей не с внешней

стороны, а по сути?

Как

обеспечить

активную

позицию

учащихся

с

учетом

психологических особенностей их развития?

Как сделать знания не самоцелью, а средством формирования

развивающейся личности?

Поиск решения этих проблем привел к необходимости использования

методов обучения,

которые

позволяют

включить

ребенка в учебно-

познавательную

деятельность,

развить

вариативность

мышления

и

творческие способности, обеспечить разноуровневое обучение в условиях

психологической комфортности.

Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что метод

проблемного обучения является основным.

Американский философ-прагматик, психолог и педагог Дьюи Джон

(1859-1952) предлагал все обучение построить как самостоятельное решение

проблем.

В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного

обучения внесли А. М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В.

Кудрявцев, И.Я. Лернер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.С.

Выготский.

Из психолого-педагогических исследований этих авторов вытекают

основные положения проблемного обучения:

2

Изменение функции участников учебного процесса (учитель-

организатор учебного процесса, ученик-субъект деятельности);

Ведущая роль теоретических знаний в процессе формирования

способностей ученика к учебной деятельности;

Организация коммуникативного взаимодействия учащихся.

Технология

проблемного

обучения

получила

большое

распространение в 20-30-х гг. в советской и зарубежной школе. Проблемное

обучение основывается на теоретических положениях Д. Дьюи, основавшего

в 1894 г. В Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен

игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом

проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникавшими

у детей спонтанно, по мере их развития - физиологического созревания. Для

обучения Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта:

1.

социальный;

2.

конструирования;

3.

художественного выражения;

4.

исследовательский.

Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предлагались в качестве

источников познания слово (книги, рассказы), произведения исскуства

(картины), технические устройства(игрушки); дети вовлекались в игру. В

более старшем возрасте ребенку предлагались загадки, задачи, проблемы для

решения, они вовлекались в практическую деятельность- труд.

Впоследствии

психолого-педагогические

исследования

в

области

творчества, творческого мышления и проблемного обучения позволили

разработать общую технологию проблемного обучения.

В педагогической литературе встречаются следующие термины и

понятия:

3

проблемный подход (Т.И. Шамова), принцип проблемности

(В.Т.Кудрявцев,

А.М.Матюшкин),

требующие

обязательной

организации проблемной ситуации;

проблемные методы (В.Оконь) как пути и способы решения

педагогических задач;

проблемное

обучение

как

тип

обучения

(М.И.Махмутов,

М.Н.Скаткин),

если

рассматривать

его

как

относительно

самостоятельную систему.

Сегодня

под

проблемным

обучением

(технологией

проблемного

обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая

предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя

проблемных

ситуаций

и

организацию

активной

самостоятельной

деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит

творческое

овладение

знаниями,

умениями

и

навыками

и

развитие

мыслительных способностей (способов умственных действий).

Целью проблемного обучения являются:

приобретение (усвоение) знаний, умений и навыков;

повышение прочности знаний;

усвоение способов самостоятельной деятельности;

формирование поисковых и исследовательских умений и навыков;

развитие познавательных и творческих способностей.

Джон Дьюи считал что:

ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;

ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая

органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у

него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего

обучения;

условиями успешности обучения являются:

4

- проблематизация учебного материала (знания-дети удивления и

любопытства);

-активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);

-связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации –

проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического

содержания материала, который должен быть представлен как цепь

проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по:

o

характеру неизвестного;

o

интересности содержания;

o

уровню проблемности;

o

виду рассогласования информации;

o

методическим особенностям;

o

типу действий, требующихся для решения.

По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного

обучения:

1.

решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое

исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила,

закона, доказательства; в основе этого вида лежат постановка и

решение теоретических учебных проблем;

2.

решение практических проблем (практическое творчество) – поиск

практического решения, т.е. способа применения известного знания в

новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида

лежат постановка и решение практических учебных проблем;

3.

создание художественных решений (художественное творчество) –

художественное отражение действительности на основе творческого

воображения, включающее рисование, игру, музицирование.

Особенности методики проблемного обучения являются методы.

5

Проблемные

методы

это

методы,

основанные

на

создании

проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся,

состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации

знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их

сущность, управляющими ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций:

1.

педагогическую – представляет особую организацию учебного

процесса;

2.

психологическую – касается деятельности учеников.

Педагогическая

проблемная

ситуация

создается

с

помощью

активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих

противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества

объекта познания.

Создание

психологической

проблемной

ситуации

сугубо

индивидуальное

явление:

это

«вопросное

состояние»,

поисковая

деятельность сознания, психологический дискомфорт. Не слишком трудная,

ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации

для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах

процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Этапы постановки и разрешения проблемной ситуации:

I.

Постановка

педагогической

проблемной

ситуации,

направление учащихся на восприятие ее проявления,

организация появления у ребенка вопроса, необходимости

реакции на внешние раздражители.

II.

Перевод

педагогически

организованной

проблемной

ситуации в психологическую: состояние вопроса – начало

активного поиска ответа на него, осознание сущности

противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе

учитель

оказывает

дозированную

помощь,

задает

наводящие вопросы.

6

III.

Поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия.

Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся

выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают

дополнительную

информацию.

Учитель

оказывает

необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

IV.

«Ага-реакция», появление идеи решения, переход

к

решению, разработка его, образование новых знаний,

умений и навыков в сознании учащихся.

V.

Реализация найденного решения в форме материального

или духовного продукта.

VI.

Отслеживание

(контроль)

отдаленных

результатов

обучения.

Методические приемы, которые используют для создания проблемной

ситуации:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им

самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельностью;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций

(например, командира, юриста, финансиста, педагога);

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из

ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

-

ставит

конкретные

вопросы

(на

обобщение,

обоснование,

конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет конкретные теоретические и практические задания

(например, исследовательские);

- формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или

избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке

вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками и

т.д.).

7

Для

успешной

реализации

технологии

проблемного

обучения

необходимы:

построение оптимальной системы проблемных ситуаций и

средств их создания (устного или письменного слова, мульти

медиасредств);

отбор и использование самых актуальных, сущностных задач

(проблем);

учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах

учебной работы;

в

проблемном

обучении

исключительное

значение

имеют

личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать

активную познавательную деятельность ребенка.

На данном этапе развития человечества обучение должно быть

проблемным, т.к. оно формирует творческую личность, способную логически

мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную

к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь,

такая личность будет более защищена от стрессов.

8



В раздел образования