Автор: Садкевич Надежда Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГДОУ КО "Здравушка"
Населённый пункт: Калужская обл. Г. Калуга
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи для детей среднего возраста.
Тема: НОД "Птичий двор"
Раздел: дошкольное образование
Дидактическое обоснование образовательной деятельности.
Тема
Развитие речи.
Образовательная
область
Речевое развитие, познавательное развитие.
Форма
педагогического
мероприятия
НОД «Птичий двор»
Возраст
3 – 4 года
Цель
Развитие диалогической речи детей, закрепление
навыков называть детенышей домашней птицы,
формирование навыков рассматривать картину.
Задачи
1.Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы
воспитателя.
2.Упражнять в умение вести диалог.
3.Формировать навыки употреблять существительные,
обозначающие детенышей домашней птицы.
4. Прививать любовь к домашним животным.
Организация
среды
Костюм бабушки, макеты домашней птицы, картина
«Дети кормят курицу с цыплятами», шапочка – курочки,
цыпляток.
Форма
организации
Подгрупповая, индивидуальная.
Предварительная
работа с детьми
1.Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций
домашних животных и птицы, чтение русской народной
сказки: «Курочка ряба», потешек.
Структурные
Части.
Содержание
заданий.
Деятельность
Педагога.
Деятельност
ь
Детей.
Результат.
Организационн
о –
мотивационная
часть.
Основная часть.
Одевает
платок и
фартук
Читает
стихотворение
Проводится
краткая беседа
по вопросам.
Проводится
дидактическая
игра «Кто это,
Дети, я вас
сегодня
приглашаю в
гости к
бабушке
Тамаре.
Покружись,
покружись и в
бабушку
Тамару
превратись.
Я живу
далеко, мы
поедем ко
мне на
поезде.
Давайте
встанем друг
за другом.
Приготовили
руки.
Поехали.
Колесики,
вагончики
бегут, везут,
стучат.
Везут в
деревню к
бабушке,
конечно, же,
ребят. Все
вместе:
Вот мы и
приехали. Мы
попали на
птичий двор.
Давайте
посмотрим,
кто
Проявляют
интерес
: «Чух – чух –
чух – ш –ш».
Создание
психологич
эмоцион.
настроя.
Состоится
беседа.
кто как
кричит?».
Загадывает
загадку.
Проходят к
картине и
присаживаютс
я на стульчики.
здесь живет?
Дети это кто, а
как она
кричит?...
Дети, а у меня
на птичьем
дворе есть
любимица. Я
вам загадаю
загадку.
Квохчет,
квохчет. Детей
созывает. Всех
под крыло
собирает?
А как курица
созывает
своих
цыпляток?
Давайте
позовем
цыпляток.
Услышали
цыплятки,
прибежали.
Сколько
цыпляток?
А курочка?
Нелегко ей
одной за
ними
присматриват
ь
ей нужно
помогать.
Давайте
пройдем и
рассмотрим
картину.
Ответы
детей.
Ответ –
курица.
Ответ – Ко –
ко – ко.
Ко – ко – ко.
Много.
Одна.
Развитие
диалогиче
с
речи.
Задает
вопросы.
Рассказ
воспитателя.
Давайте
рассмотрим
детей на
картине,
которые
заботятся о
курочке с
цыплятами.
Дети
посмотрите на
картину.
Картина
называется
«Дети кормят
курицу с
цыплятами».
Кто нарисован
на картине?
Что делают
цыплята? Что
можно
сказать о
цыплятах,
какие они?
Какая
курочка?
Кого вы еще
видите на
картине?
Что делает
мальчик?
Что делает
девочка?
Как девочка
зовет курочку
и цыпляток?
Послушайте,
как я расскажу
о картине.
« Таня и Ваня
решили
курочку с
Внимательно
слушают и
смотрят.
Ответы
детей.
Цып – цып –
цып.
Интерес к
Рассказу.
цыплятами
покормить.
Они вышли во
двор. «Цып –
цып – цып» -
Позвали они.
И к ним
подбежали
курочка с
цыплятками.
Девочка
насыпала
зернышек в
большую
тарелку,
курочка и два
цыпленка
клюют
зернышки, а
остальные
цыплята не
едят – по
сторонам
смотрят.
Мальчик
наклонился и
уговаривает
цыплят: «Ну –
же клюйте,
зернышки
вкусные».
Понравился
вам рассказ?
А теперь я
вам еще
расскажу, а вы
мне
помогайте,
договаривайт
е
Давайте
встанем и
Ответ детей
Ответы
Детей
Получения
удовлетво
р
проделано
работы.
Хоровод «У
Бабушки
Арины»
Дидактическая
Игра «Чьи
детки?»
Похвала
воспитателя.
Дыхательная
гимнастика.
вспомним –
кто живет у
меня на
птичьем
дворе?
У бабушки
Тамары было
семь гусят. Га
– га – га, так
они кричат. У
Бабушки
Тамары было
семь утят.
Кря – кря –
кря,
Так они
кричат?
У бабушки
Тамары было
семь цыплят.
Пи – пи – пи,
так они
кричат?
Дети, давайте
вспомним у
кого какие
детки?
У уточки –
утята. У гуся –
гусята. У
индюка –
индюшата.
У курочки –
цыплята.
Давайте
вдохнем
носиком и
покричим как
курочка.
Вы знаете, что
курочки
Становятся в
круг и
отвечают.
Руки в
стороны.
«Ко – ко –
ко».
Восторг
Детей.
Заключительная
Часть.
Рассказывание
потешки.
бывают
разные:
черные,
белые,
пестрые.
Пестрых кур
иногда
называют –
рябушечка.
Про такую
курочку мы
знаем
потешку.
Давайте ее
расскажем.
Вы
спрашивайте,
а я отвечаю.
- На речку.
За водичкой.
Цыпляток
поить.
Пи – пи – пи.
Дети, а теперь
нам пора
возвращаться
в детский
сад.
Вот мы и
приехали в д.
Курочка –
Рябушечка,
Куда ты
пошла?
Курочка –
Рябушечка
Зачем ты
пошла?
Курочка
Рябушечка
Зачем тебе
водичка?
Курочка
Рябушечка
Как
цыплятки
Просят пить?
На птичий
двор.
сад.
Дети, куда мы
с вами
ездили?
Молодцы, вы
всех узнали,
кто живет на
птичьем
дворе, и как о
них надо
заботиться.
Молодцы!
Дидактическое обоснование образовательной деятельности.
Тема
Развитие речи.
Образовательная
область
Речевое развитие, познавательное развитие, социально
– коммуникативное развитие.
Форма
педагогического
мероприятия
НОД «Дикие животные»
Возраст
4 - 5 лет
Задачи
1.Закреплять знания детей о диких животных, их
повадки, среда обитания.
2.Развивать словарь детей.
3.Воспитывать в детях желание помогать друг другу,
вместе преодолевать трудности.
Организация
среды
Мультимидийная установка, конверт с письмом,
магнитофон, диски, мяч, колокольчик, корзина с
подарками.
Форма
организации
Подгрупповая, индивидуальная.
Предварительная
работа с детьми
1.Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций диких
животных , чтение русских народных сказок, потешек.
Структурные
Части.
Содержание
заданий.
Деятельност
ь
Педагога.
Деятельность
Детей.
Результат
.
Организацио
нно –
мотивационн
ая часть.
В. звенит в
колокольчик
.
Показывает
письмо.
Звучит
фонограмма
«Звуки
леса».
Дети, опять
звенит
колокольчик,
а это значит,
что мы
узнаем что –
то
интересное.
К нам в
группу
залетело вот
это письмо.
Письмо это
из леса и
прислала его
нам
медведица. У
неё беда. Её
сын Мишутка
не как не
может
уснуть. А мы
же знаем, что
медведи
зимой спят. И
она просит
нашей
помощи.
Поможем ей?
Проявляют
интерес
Согласие детей.
Да!
Ответ детей.
Вдыхают и
выдыхают воздух
(3р.).
С -с – с.
Создание
психолог
ич
эмоцион.
настроя.
Основная
часть.
Дыхательна
я
гимнастика.
Задает
вопросы
Задает
вопросы.
Проводит
физ.
минутку.
Тогда нам
нужно
очутиться в
зимнем лесу.
Как мы
можем это
сделать?
Вариантов
много. Но у
меня есть
волшебная
палочка.
Покружись,
покружись и
в зимнем
лесу очутись..
Вот мы и
оказались в
лесу. Какой в
лесу свежий
воздух.
Давайте
вдохнем
резко воздух.
Подул легкий
ветерок. Как
свистит
легкий
ветерок?
Ветер окреп
и подул
сильнее.
Зашумели
ветки
деревьев.
Как они
шумят?
Но мы в лесу.
Давайте
посмотрим,
кто
здесь живет?
Ш – ш – ш.
Ч – ч – ч.
Присаживаются на
стулья.
Дикие животные.
Волка, зайца, лису,
медведя.
Ответы детей.
Рыжая, пушистая,с
огромным
хвостом.
Лисичка –
сестричка…
Тяф – тяф – тяф.
Ответы детей.
Имитируют
движения
животных.
Присаживаются на
стульчики..
Ответ –зайка.
Подходят к
берлоге,
заглядывают в неё.
Состоитс
я беседа.
Развитие
диалогич
ес
речи.
Загадывает
загадку.
Подходит к
берлоге.
Читает
стихотворен
ие.
Как называют
животных,
которые
живут в лесу?
Кого вы
увидели?
Давайте
рассмотрим
лису.
Как выглядит
лиса?
Какого она
цвета?
Какой мех у
лисы?
Какой хвост?
Как назвать
ласково
лисичку?
Где она
живет?
Чем она
питается?
Какие звуки
она издает?
Волк.
Как выглядит
волк?
Какого цвета
мех у волка?
Как
называется
жилище у
волка?
Как волк
воет?
Эй, ребята,
что вы спите.
Нам
Внимательно
слушают.
Огромный
косолапыйнеуклю
жий.
Бурый…
Становятся в круг.
Волчонок…
Волчата…
Дети заглядывают
в берлогу.
Тихо отходят.
Интерес
Заключительн
ая часть.
Проводит
игру
«Назови
детеныша».
Подходит к
берлоге.
Подзывает
детей к
берлоге.
животных
покажите…
У лисички
острый нос, у
неё
пушистый
хвост….
В серой
шубке ходит
летом, в
белую зимой
одет он. Вон
петляет по
лужайке.
Догадайся
это…
Рассматривае
м зайца,
белку (по той
же схеме,
как и лису
рассматривал
и).
А под елкой –
ой, что же это
может быть?
Давайте
заглянем и
посмотрим.
Да это же
берлога
нашей
медведице с
медвежонко
м!
Давайте
расскажем
ему
стихотворени
е.
Ответы детей.
к
Рассказу.
Есть в лесу
под елкой
хатка. Там
уснули
медвежата. А
меньшой не
хочет спать.
Стал он к
маме
приставать.
Капризуля
косолапый.
Просит ужин
мне
состряпай.
Принеси
скорей сюда,
Меду, рыбу
из пруда.
Баю, баю
надо спать.
Говорит
сыночку
мать.
Вот заснешь
и сон придет.
Все в корзину
соберет.
Это про
нашего
медвежонка.
И так, кого
мы еще
увидели?
Медведь.
Как выглядит
медведь
Еще говорят
– бурый.
Давайте все
вместе
произнесем
Восторг
Детей.
бурый. И
каждый
проговорит…
…
Далее
рассматривае
м по той же
схеме.
Дети, я с
вами хочу
поиграть.
Игра
называется
«Назови
детеныша».Я
называю
животных, а
вы –
детенышей.
У волка - ….
Повторяем и
во
множественн
ом числе.
Дети, мне
кажется, что
очень тихо в
лесу. А
медвежонок
наш уснул.
Наш
Мишутка
наблюдал за
нами, и пока
мы в лесу
беседовали и
играли, он
уснул.
Давайте не
будем ему
мешать.
-Ребята, вам
понравилась
наша
прогулка в
лес? Что
особенно
вам
запомнилось
?
Вы все
сегодня
молодцы,
помогли
Медведице
убаюкать
медвежонка.
Хорошо
отвечали на
мой вопросы.
А за то что вы
помогли
усыпить
медвежонка,
медведица
вам прислала
угощение.
Ну, а теперь
пора
возвращаться
в детский
сад. Вы два
раза
повернитесь
и в детском
саду
очутитесь.
Самоанализ НОД.
Время проведения НОД 20 минут.
Структура НОД соблюдена (вводная, основная, заключительная).
Дети проявляли интерес к играм, к рассказу воспитателя, активно
участвовали в диалоге с воспитателем. Активное передвижение детей по
группе (изменение зон группы).
Детям было очень интересно. Смена картинок животных на экране,
изменения природы вызволи много положительных эмоций. Дети отвечали
на вопросы сложными предложениями, задавали сами вопросы. Дети имеют
хороший словарный запас, за исключением 2 детей, которые имеют
отставание в речи.