Автор: Прохорова Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ с. Таремское
Населённый пункт: г. Павлово Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Агрессия детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
Часто в детских коллективах возникают ссоры, конфликты, обиды. Что
приводит к конфликтам? Нередко мы сталкиваемся с разгулом агрессии в
обществе, наблюдаем её с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.
Возраст проявлени агрессии помолодел. Её проявляют не только подростки,
но и малыши. В каждом классе есть задиристые ребятая. Которые могут
оскорбить одноклассника, даже поднять на него руку. Причина их агрессии
чаще всего от равнодушия и безучастия взрослых. Сначала возникает
недовольство, потом оно порождает раздражение, появляется злость, которая
перерастает в гнев, гнев- в ненависть, а она, в свою очередь в ярость.
Родителям и педагогам не всегда понятно, почему ребёнок так себя ведёт и
чего он добивается. Агрессивные дети часто подозрительны и
настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ссору на других. Им
кажется, что все хотят его обидеть. Получается замкнутый круг: агрессивные
дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Обратимся к некоторым причинам возникновения и проявления агрессии.
Чаще всего причины кроются в системе детско-родительских отношений, а
точнее в недостатке любви со стороны взрослых. Нередко дети слышат такие
фразы « не мешай, отойди, я занята, поиграй один». В результате у малыша
возникает чувство «брошенности», и он вынужден реагировать агрессивно,
чтобы как-то привлечь к себе внимание, добиться любви. Пусть лучше
ругают, наказывают, чем не обращают внимание.
Другой причиной агрессивности является стремление ребёнка к автономии,
самостоятельности, ограждение своего «Я». Нередко это выступает как
защита в ситуации давления, ограничения желаний, унижения личности.
Прямые запреты без рационального обоснования приводят к тому, что
ребёнок встаёт в позу и применяет устную и физическую агрессию.
Некорректная и нетактичная критика, оскорбительные и ли унизительные
замечания в адрес ребёнка вызывают у него неуверенность в себе и своих
силах, порождают глубокие и серьёзные комплексы и могут побудить
откровенную ярость.
Избыток внимания со стороны родителей, стремление предугадать каждое
его желание приводит к тому, что ребёнок вырастает капризным и
избалованным. Если же его очередной каприз не выполняется, то в ответ
получают вспышку агрессии.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по
отношению друг к другу, грубость общения, унижение друг друга, желание
видеть только плохое в людях и подчёркивать это- ежедневная школа
агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства.
Чрезмерный контроль (гиперопека) или полное его отсутствие(гипоопека)
очень вредны для ребёнка. Если властные родители стараются во всём
управлять своими детьми, подавлять их волю, то это вызывает у них чувства
угнетённости, страха. В этом случае агрессивным поведением ребёнок
выражает протест против существующего положения вещеё, ситуации
подчинения, постоянных запретов.
Часто дети ведут себя агрессивно, если не выспались, плохо себя чувствуют.
Повышенную агрессивность вызывкают у детей такие факторы как уровень
шума, теснота и температура воздуха.
Общение ребёнка с родителями имеет очень большое значение.
Специалисты считают, что агрессивное поведение детей- это своеобразный
крик ребёнка о помощи, просьба о внимании к его внутреннему миру, в
котором накопилось слишком много разрушительных эмоций. Выплёскивая
их, он, таким образом , борется за своё психическое выживание.
Существует три основных этапа в работе над агрессией.
-Работа с гневом, обучение приемлимым способом выражения гнева.
-Обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в
ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
-Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.
Не каждй ребёнок признается, что он агрессивен.Более того в душе он
уверенв обратном, это все вокруг агрессивные. Такие дети не всегда могут
адекватно оценивать своё состояние, а тем более состояние окружающих.
Эмоциональный мир агрессивного ребёнка очень скуден. В таких случаях
детям сложно распознать свои и чужие эмоции. Они как правило, не
способны чувствовать состояние другого человека и не умеют встать на его
позицию. Дети не могут представить, что другим людям может быть
неприятно и плохо. Считается, что если агрессор может посочувствовать
«жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.
Рекомендуется взрослым при взаимодействии с таким и детьми говорить
освоих чувствах и перпживаниях. Например, если ребёнок не хочет
прибирать в своей комнате, нен следует говорить ему: «От тебя одни
проблемы. Ты ничего не можешь сделать без напоминания». Лучше сказать
ему: «Я сегодня пришла с работы усталая, болит голова, а ещё переживаю,
что ты не навёл порядок в своей комнате». Получается, вы не обвиняете
ребёнка, а говорите с ним о своих ощущениях.
Для преодоления детской агрессивности родители должны иметь
сочувствие, сопереживание, терпение, доброту, ласку, заботу, доверие,
понимание, чувство юмора, такт, любовь, такт. Всё это постепенно приведёт к
тому, что дети постепенно научатся оценивать своё состояние, в нужный
момент управлять собой. Необходимо научить ребёнка понимать себя.
Внимание к ребёнку, его проблемам, потребностям, постепенно приведут к
тому, что дети научатся доверять своим родителям, будут делиться с ними
своими проблемами, обратятся в трудную минуту за помощью.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей является не
только социально значимым, но и психологически необходимым. Раннее
выявление поведенческих проблем у ребенка дают шанс предотвратить
десоциализацию в будущем. Несвоевременное обнаружение начальных
признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании,
препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу
отклонений в хронические нарушения поведения.