Напоминание

Агрессия детей младшего школьного возраста


Автор: Прохорова Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ с. Таремское
Населённый пункт: г. Павлово Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Агрессия детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Часто в детских коллективах возникают ссоры, конфликты, обиды. Что

приводит к конфликтам? Нередко мы сталкиваемся с разгулом агрессии в

обществе, наблюдаем её с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Возраст проявлени агрессии помолодел. Её проявляют не только подростки,

но и малыши. В каждом классе есть задиристые ребятая. Которые могут

оскорбить одноклассника, даже поднять на него руку. Причина их агрессии

чаще всего от равнодушия и безучастия взрослых. Сначала возникает

недовольство, потом оно порождает раздражение, появляется злость, которая

перерастает в гнев, гнев- в ненависть, а она, в свою очередь в ярость.

Родителям и педагогам не всегда понятно, почему ребёнок так себя ведёт и

чего он добивается. Агрессивные дети часто подозрительны и

настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ссору на других. Им

кажется, что все хотят его обидеть. Получается замкнутый круг: агрессивные

дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Обратимся к некоторым причинам возникновения и проявления агрессии.

Чаще всего причины кроются в системе детско-родительских отношений, а

точнее в недостатке любви со стороны взрослых. Нередко дети слышат такие

фразы « не мешай, отойди, я занята, поиграй один». В результате у малыша

возникает чувство «брошенности», и он вынужден реагировать агрессивно,

чтобы как-то привлечь к себе внимание, добиться любви. Пусть лучше

ругают, наказывают, чем не обращают внимание.

Другой причиной агрессивности является стремление ребёнка к автономии,

самостоятельности, ограждение своего «Я». Нередко это выступает как

защита в ситуации давления, ограничения желаний, унижения личности.

Прямые запреты без рационального обоснования приводят к тому, что

ребёнок встаёт в позу и применяет устную и физическую агрессию.

Некорректная и нетактичная критика, оскорбительные и ли унизительные

замечания в адрес ребёнка вызывают у него неуверенность в себе и своих

силах, порождают глубокие и серьёзные комплексы и могут побудить

откровенную ярость.

Избыток внимания со стороны родителей, стремление предугадать каждое

его желание приводит к тому, что ребёнок вырастает капризным и

избалованным. Если же его очередной каприз не выполняется, то в ответ

получают вспышку агрессии.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по

отношению друг к другу, грубость общения, унижение друг друга, желание

видеть только плохое в людях и подчёркивать это- ежедневная школа

агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства.

Чрезмерный контроль (гиперопека) или полное его отсутствие(гипоопека)

очень вредны для ребёнка. Если властные родители стараются во всём

управлять своими детьми, подавлять их волю, то это вызывает у них чувства

угнетённости, страха. В этом случае агрессивным поведением ребёнок

выражает протест против существующего положения вещеё, ситуации

подчинения, постоянных запретов.

Часто дети ведут себя агрессивно, если не выспались, плохо себя чувствуют.

Повышенную агрессивность вызывкают у детей такие факторы как уровень

шума, теснота и температура воздуха.

Общение ребёнка с родителями имеет очень большое значение.

Специалисты считают, что агрессивное поведение детей- это своеобразный

крик ребёнка о помощи, просьба о внимании к его внутреннему миру, в

котором накопилось слишком много разрушительных эмоций. Выплёскивая

их, он, таким образом , борется за своё психическое выживание.

Существует три основных этапа в работе над агрессией.

-Работа с гневом, обучение приемлимым способом выражения гнева.

-Обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в

ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

-Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Не каждй ребёнок признается, что он агрессивен.Более того в душе он

уверенв обратном, это все вокруг агрессивные. Такие дети не всегда могут

адекватно оценивать своё состояние, а тем более состояние окружающих.

Эмоциональный мир агрессивного ребёнка очень скуден. В таких случаях

детям сложно распознать свои и чужие эмоции. Они как правило, не

способны чувствовать состояние другого человека и не умеют встать на его

позицию. Дети не могут представить, что другим людям может быть

неприятно и плохо. Считается, что если агрессор может посочувствовать

«жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

Рекомендуется взрослым при взаимодействии с таким и детьми говорить

освоих чувствах и перпживаниях. Например, если ребёнок не хочет

прибирать в своей комнате, нен следует говорить ему: «От тебя одни

проблемы. Ты ничего не можешь сделать без напоминания». Лучше сказать

ему: «Я сегодня пришла с работы усталая, болит голова, а ещё переживаю,

что ты не навёл порядок в своей комнате». Получается, вы не обвиняете

ребёнка, а говорите с ним о своих ощущениях.

Для преодоления детской агрессивности родители должны иметь

сочувствие, сопереживание, терпение, доброту, ласку, заботу, доверие,

понимание, чувство юмора, такт, любовь, такт. Всё это постепенно приведёт к

тому, что дети постепенно научатся оценивать своё состояние, в нужный

момент управлять собой. Необходимо научить ребёнка понимать себя.

Внимание к ребёнку, его проблемам, потребностям, постепенно приведут к

тому, что дети научатся доверять своим родителям, будут делиться с ними

своими проблемами, обратятся в трудную минуту за помощью.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей является не

только социально значимым, но и психологически необходимым. Раннее

выявление поведенческих проблем у ребенка дают шанс предотвратить

десоциализацию в будущем. Несвоевременное обнаружение начальных

признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании,

препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу

отклонений в хронические нарушения поведения.



В раздел образования