Напоминание

Экология плюс театр


Автор: Смирнова Валентина Петровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦВР, пгт Лучегорск,Приморский край
Населённый пункт: пгт Лучегорск Пожарского района Приморского края
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Экология плюс театр
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

СОДЕРЖАНИЕ

1

Раздел 1. Основные характеристики программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

6

1.3

Содержание программы

7

1.4

Планируемые результаты

19

2

Раздел 2. Организационно-педагогические условия

21

2.1

Условия реализации программы

21

2.2

Оценочные материалы и формы аттестации

22

2.3

Методические материалы

26

2.4

Календарный учебный график

38

2.5

Календарный план воспитательной работы

39

Список использованной литературы

39

2

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Экология плюс театр» детского экологического театра «ШИПучки»

направлена

на

формирование

экологической

ответственности,

а

экологическая

ответственность

на

прямую

связана

с

экологическим

воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение

предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в

природной среде, критическое отношение к себе и другим. В век гаджетов

навыки естественного артистизма у детей исчезают. Обосабливаясь, они

теряют коммуникативные способности, уверенность в себе, творческое

начало. Нужна помощь для адаптации детей в социуме. Лучший способ – это

актёрские тренинги, сценическая деятельность воспитанников. В этом и

состоит актуальность данной дополнительной образовательной программы.

Направленность программы

Данная программа соответствует художественной направленности.

Программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению

ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной

деятельности, через выступление экотеатра перед разной аудиторией.

Экологическое

образование

по

данной

программе

предполагает

воспитание

экологической

культуры,

а

также

формирование

умений

практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в

сбережение природы своей местности.

Уровень освоения

Программа «Экология плюс театр» предполагает освоение материала

на базовом уровне.

Отличительные особенности

3

Отличительной особенностью данной программы является ее ярко

выраженная практическая направленность: планируются конкретные дела по

формированию экологической культуры окружающих людей, практическая

природоохранная деятельность.

Следующей отличительной особенностью программы является её

ориентация

на

проектную

деятельность

обучающихся.

Дети

под

руководством педагога сами создают образовательные продукты: сценарии,

информационные

бюллетени,

кормушки,

скворечники

и

проводят

экологические мероприятия.

Новизна данной программы заключается в

соединении

двух,

казалось

бы,

абсолютно

разных

направлений,

экологических

проблем

и

театрализованного

действия.

Гармоничное

соединение этих направлений как раз возможно при создании детского

экологического театра. Экологический театр – синтез многих искусств

(литературы, живописи, музыки, вокального искусства, искусства танца) и

науки, изучающий природоохранную деятельность человека, его отношение

ко всему живому. Это воспитание способствует приобщению обучающихся к

искусству

театрального

мастерства,

экологической

направленности

многостороннего художественно-творческого развития личности ребенка,

расширению сферы его духовных потребностей, обобщению нравственно-

эстетических представлений, знаний и навыков.

Адресат программы

Настоящая программа адресована детям от 6 до 15 лет. В экотеатр

принимаются все желающие от 6 до 15 лет, не имеющие противопоказаний

по состоянию здоровья. Приём детей происходит путём собеседования.

В объединение могут быть зачислены обучающиеся, занимавшиеся и

не занимавшиеся ранее в экотеатре «ШИПучки». Зачисление в объединение

осуществляется

на

основании

договора

Муниципального

бюджетного

образовательного

учреждения

дополнительного

образования

«Центр

4

внешкольной

работы»

Пожарского

муниципального

района.

Из учащихся формируется 3 группы по 15 человек: группа «Светлячки»

группа «Радуга-1», группа «Затейники».

Для детей с признаками одарённости проводятся дополнительные

индивидуальные занятия.

Дети от 6 до 8 лет активно познают окружающий мир, задают много

вопросов и сами строят собственные версии. Они проявляют интерес к

животным, природным явлениям, с удовольствием воспринимают новую

информацию. Они очень подвижны. В этом возрасте высок авторитет

взрослого, в частности – педагога. Обучение проводится под руководством

педагога.

В

занятия

включаются

подвижные

игры,

викторины,

познавательные мультфильмы.

Возрастной период от 9 до 11 лет характеризуется стремлением к

активной практической деятельности. Дети стремятся утвердиться в среде

сверстников, легко знакомятся, весьма дружелюбны. В учебном процессе

экологического театра детям этого возраста нравятся этюды, которые они

сами придумывают и распределяют роли. Для них важно участие в

групповых мероприятиях, проведение экскурсий и встреч вне занятий.

У старших обучающихся 12 – 15 лет возрастает самостоятельность,

значение коллектива, значение отношений со сверстниками. Их интересуют

экологические и социальные темы, возможности познания мира. Резко

возрастает потребность в самоутверждении. Педагог часто поручает им

самостоятельные

работы

(например:

изготовление

кормушек,

выпуск

плакатов, разработка сценария, роль ведущего в мероприятии, проведение

репетиций). Педагог является организатором и куратором учебного процесса.

Объём и срок освоения программы

Программа экологического театра группы «Затейники» рассчитана на 1

год обучения, на её выполнение отведено 144 часа в год.

5

п/п

Название

группы

Периодичность

занятий

Продолжительност

ь

занятий

Годовая

учебная

нагрузка

1.

«Светлячки»

2 раза в неделю

2 часа

144 часа

2.

«Радуга-1»

2 раза в неделю

2 часа

144 часа

3.

«Затейники»

2 раза в неделю

2 часа

144 часа

Формы обучения

Форма обучения – очная. Занятия проводятся всем составом, малыми

группами и индивидуально на отдельных этапах работы над спектаклем.

Режим занятий

На обучение учащихся каждой группы запланировано 144 часа в год, а

также

могут

проводиться

дополнительные

индивидуальные

занятия

продолжительностью 0,5 часа. Занятия в каждой группе проводятся два раза

в неделю по два академических часа (по 4 академических часа в неделю).

Продолжительность групповых занятий: 2 занятия (сдвоенные) по 45 минут с

10 – минутным перерывом.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие

творческих

способностей

детей

через

постановку

экологических спектаклей.

Задачи программы:

Воспитательные:

1. Сформировать позитивное отношение к окружающему миру.

2. Приобщить детей к активной творческой деятельности.

3. Сконцентрировать внимание учащихся на принципах и

условиях здорового образа жизни.

4. Воспитывать коммуникативные качества личности.

5. Воспитывать экологическую культуру учащихся

Развивающие:

6

1. Развивать творческое мышление.

2. Развивать актёрские способности и интонационную выразительность

речи.

3. Развивать творческую активность и инициативу учащихся.

Обучающие:

1.

Формировать систему знаний об экологических проблемах.

2. Углубить теоретические знания в области экологии.

3. Изучить элементы актёрского мастерства и технику речи.

1.3 Содержание программы

Учебный план обучения

экологического театра «ШИПучки»

Группа «Светлячки»

п/п

Название раздела,

темы

Общее количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

1

1

1.1

Экология и театр

1

0,5

0,5

Наблюдение

1.2

Инструктаж

по

технике безопасности

1

0,5

0,5

Учебная эвакуация

2.

Экологическая

азбука

44

14

30

2.1

Твои соседи по

планете

8

3

5

Собеседование

2.2

Лес и человек

8

3

5

Выставка

2.3

Зелёная аптека

8

3

5

Наблюдение

2.4

Водное царство

8

3

5

Викторина

2.5

Охрана природы –

дело всех и каждого

12

2

10

Фото-видеоотчёт

3.

Игра в театр

44

12

32

3.1

Театральный

словарик

4

2

2

Опрос

3.2

Актёры и роли

20

6

14

Конкурс этюдов

3.3

Чудесные

превращения

10

2

8

Импровизирован-

ный концерт

7

3.4

Весёлая логоритмика

10

2

8

Наблюдение

4.

Работа над этюдами

54

8

46

4.1

Ролевые игры

16

-

16

Наблюдение

4.2

Выбор

экологических

проблем

4

4

-

Собеседование

4.3

Сочинение этюдов на

экологическую тему

12

2

10

Наблюдение

4.4

Репетиционный

период

20

2

18

Взаимооценка

4.5

Отчётное

выступление

2

-

2

Творческий отчёт

Итого:

144ч

35ч.

109ч.

Группа «Радуга-1»

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

1.1

Экологический театр

как форма

экологического

образования детей

1

0,5

0,5

Собеседование

1.2

Инструктаж по

технике безопасности

1

0,5

0,5

Домашнее задание

2

Мы - команда!

8

1,5

6,5

2.1

Создание творческой

атмосферы

2

0,5

1,5

Анкетирование

2.2

Коммуникативные

игры и тренинги

6

1

5

Игровая программа

3

Экотеатр как

средство пропаганды

экологических

знаний

30

12

18

8

3.1

Земля - наш общий

дом

2

1

1

Игра-путешествие

3.2

Экология как наука

2

1

1

Конкурс

3.3

Наш край

16

10

6

Викторина

3.4

Участие в

природоохранных

акциях, мероприятиях

10

-

10

Педагогическое

наблюдение

4

Основы сценической

грамоты

30

4,5

25,5

4.1

Специфика

театрального

искусства

2

2

-

Собеседование

4.2

Воспитание актёрских

способностей

20

2

18

Импровизированный

концерт

4.3

Темпо-ритм в этюдах

4

0,5

3,5

Устный опрос

4.4

Пластические этюды

4

-

4

Конкурс

5

Слово в творчестве

актёра

20

6

14

5.1

Техника речи

14

4

10

Зачётный тренинг

5.2

Выразительные

средства речи

6

2

4

Индивидуальные

карточки с заданием

6

Работа над этюдом,

фрагментом

инсценировки

54

6

48

6.1

Выбор экологических

проблем

4

4

-

Наблюдение

6.2

Законы построения

сюжета

4

2

2

Устный опрос

6.3

Сочинение этюдов,

поиск материала для

12

-

12

Собеседование

9

инсценирования

6.4

Репетиционный

период

32

-

32

Самооценка

6.5

Отчётное

выступление

2

-

2

Творческий отчёт

Итого:

144

31

113

Группа «Затейники»

п/п

Название раздела,

темы

Общее количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

1

1

1.1

Цель и задачи

программы.

Коммуникативные

игры.

1

0,5

0,5

Наблюдение

1.2

Инструктаж по

технике безопасности.

1

0,5

0,5

Учебная эвакуация

2

Экологическая

наполняемость

содержания

деятельности

экологического

театра

10

6

4

2.1

Экологические

проблемы

современности

6

4

2

Собеседование

2.2

Растительный и

животный мир

родного края

4

2

2

Викторина

3

Волшебный мир

театра

22

1

21

3.1

Игры-имитации

4

0,5

3,5

Конкурс актёрских

работ

3.2

Театр-экспромт

8

0,5

7,5

Взаимооценка

3.3

Этюды на эмоции.

4

-

4

Творческий показ

3.4

Творческие игры

6

-

6

Наблюдение

4

Речевые тренинги

20

4

16

4.1

Скороговорки и

10

2

8

Наблюдение

10

дикция

4.2

Выразительные

средства речи

10

2

8

Конкурс актёрских

работ

5

Работа над

спектаклем

90

12

78

5.1

Выбор пьесы

4

-

4

Собеседование

5.2

«Застольный» период

20

8

12

Зачёт

5.3

Репетиционная работа

40

4

36

Самооценка

5.4

Техническая часть

подготовки спектакля

16

-

16

Зачёт

5.5

Отчётное выступление

2

-

2

Фотоотчёт

5.6

Показ спектакля

зрителям

8

-

8

Спектакль

Итого:

144

24

120

Содержание учебного плана

Учебный план программы

экологического театра «ШИПучки»

Группа «Светлячки»

1. Раздел: Введение

1.1 Тема: Экология и театр

Теория. Что такое экотеатр? Знакомство с объединением.

Практика. Игры на знакомство и сплочённость: «Здравствуйте», «Доброе

животное», «Массаж по кругу». Формирование группы.

1.2 Тема: Инструктаж по технике безопасности

Теория. Знакомство с инструктажем по технике безопасности. Правила

поведения на занятии и перемене.

Практика. Учебная эвакуация.

2. Раздел: Экологическая азбука

2.1 Тема: Твои соседи по планете

Теория. Экологический словарик. Многообразие флоры и фауны.

Практика. Экскурсия в Детский парк. Экскурсия в зоомагазин.

Видеофильмы на разнообразие растительного и животного мира.

2.2 Тема: Лес и человек.

Теория. Зелёное царство на планете. Лес – наше богатство.

Практика. Рисунки, экологические игры.

11

2.3 Тема: Зелёная аптека.

Теория. Лечебные растения нашего края. Опасные растения.

Практика. Слайд-презентация «Лечебные растения».

Экскурсия в детскую библиотеку. Загадки.

2.4 Тема: Водное царство.

Теория. Волшебница – вода. Источники минеральной воды Приморья.

Обитатели Тихого океана.

Практика. Составление правил поведения на водоёмах. Видеофильм о

подводном мире. Экологические игры

2.5 Тема: Охрана природы – дело всех и каждого.

Теория.

Загрязнения планеты и их последствия для людей и животных. Могут

ли отходы превратится в доходы? Зимующие птицы.

Практика. Конкурс рисунков «Живи, Земля!» Оформление плакатов «Я за

чистоту воды!». Экологическая акция «Организация птичьих «столовых».

Участие в празднике «День тигра». Экологический КВН.

3. Раздел: Игра в театр

3.1 Тема: Театральный словарик

Теория Театральная терминология. Обогащение и активизация театрального

словаря.

Практика

.

Творческие

игры, импровизации.

3.2 Тема: Актёры и роли

Теория. Секреты сценического мастерства.

Практика.

Этюды.

Творческие

игры.

Ритмопластика.

Упражнения.

Творческое задание «Мы ставим спектакль».

3.3 Тема: Чудесные превращения

Теория. Я в образе. Магическое «если бы».

Практика. Упражнения, игры, импровизации, этюды.

3.4 Тема: Весёлая логоритмика

Теория. Синтез речи и движения. Дикция.

12

Практика.

Игры с хоровой декламацией. Стихотворки. Скороговороки.

Артикуляционная гимнастика.

4 Раздел: Работа над этюдами

4.1 Тема: Ролевые игры

Практика. Игры: «Пираты», «Поход», «Фитнес – клуб «Крепыш», «Игра в

школу», «Ветеринар» и другие.

4.2 Тема: Выбор экологических проблем.

Теория. Экологические проблемы в сказках. Как сделать планету чище?

Мусор в море. Переработка мусора.

4.3 Тема: Сочинение этюдов на экологическую тему.

Теория.

Тема этюда. Что такое сюжет? Законы построения сюжета.

Конфликт.

Практика. Сочинение сюжета. Обсуждение творческих работ.

4.4 Тема: Репетиционный период

Теория.

Что такое мизансцены? Внутренняя и внешняя характеристика

героев.

Практика.

Актёрские пробы. Пластические этюды. Мизансценирование.

Упражнения

по

актёрскому

мастерству.

Музыкальное

оформление.

Изготовление реквизита. Репетиции.

4.5 Тема: Отчётное выступление.

Практика. Назначения ответственных на сцене и в зале.

Показ этюда.

Группа «Радуга-1»

1. Раздел: Введение

1.1

Тема:

Экологический

театр

как

форма

экологического

образования детей

Теория. Специфика экологического театра. Цель и задачи экологического

театра.

13

Практика. Игры на знакомство и сплочённость: «Солнышко», «Клубочек».

Формирование группы.

1.2 Тема: Инструктаж по технике безопасности

Теория. Знакомство с инструктажем по технике безопасности.

Практика.

Учебная

эвакуация.

Составление

безопасного

маршрута

учащимися от дома до экоцентра.

2. Раздел: Мы-команда!

2.1 Тема: Создание творческой атмосферы

Теория.

Что

такое творческая атмосфера? Творческая атмосфера-залог

успешной работы.

Практика.

Игры на оптимизацию общения:

«Доброе животное»,

«Приветствие».

2.2 Тема: Коммуникативные игры и тренинги

Теория. Я в мире людей или живи в согласии с другими.

Практика. Рисунки на тему «Я - дерево». Тренинги: «Восковая палочка»,

«Роботы», «Слепой и поводырь». Игры: «Атомы», «Зайцы прыгают по

двое», «Невербальное приветствие»

3.

Раздел:

Экотеатр как средство пропаганды экологических

знаний

3.1 Тема: Земля - наш общий дом

Теория. В Пёстром царстве – Земном государстве.

Практика.

Рисунки герба Земли. Сочинение сказки «Путешествие

по

разноцветной планете».

3.2 Тема: Экология как наука

Теория. Что такое экология? Экологические проблемы и театр.

Практика.

Конкурс

рисунков

«Экологические

проблемы».

Выпуск

Жалобной книги Природы.

3.3 Тема: Наш край

Теория.

Биологическое разнообразие растительного и животного мира

Приморского края. Красная книга Приморского края.

14

Практика. Просмотр видеофильма на тему: «Заповедники Приморья».

Экскурсия в Детский парк «Человек и природа». Коллективное составление

правил поведения в природе.

3.4 Тема: Участие в природоохранных акциях, мероприятиях

Практика. Участие в празднике «День тигра». Участие в экологической

акции «Чистые пруды» и составление фотоотчёта. Выставка плакатов

«Останови поджоги травы».

4. Раздел: Основы сценической грамоты

4.1 Тема: Специфика театрального искусства

Теория. Театр – искусство коллективное. Театр – искусство синтетическое.

4.2 Тема: Воспитание актёрских способностей

Теория. Элементы мастерства актёра. Актёр – главное лицо театра.

Практика. Творческие игры: «Магазин игрушек», «Король и работники»,

«Скульптор и глина» и др. Упражнения: «Каракули», «На что это похоже?»,

«Разговор через толстое стекло» и др. Этюды на освоение элементов

актёрского мастерства: «Ожившая картина», «Превращение комнаты», «В

картинной галерее», «Археологи» и др.

4.3 Тема: Темпо-ритм в этюдах

Теория. Что такое темп и ритм? Темп и ритм в жизни и на сцене.

Практика. Этюды: «Детский сад», «В лесу», «В зоопарке». Упражнения:

«Покажи эмоции», «Градусник».

4.4 Тема: Пластические этюды

Практика. Этюды: «Цыплята», «Зёрнышко», «Чудо-юдо из яйца», «Змеи».

5. Раздел: Слово в творчестве актёра

5.1 Тема: Техника речи

Теория.

Сценическая речь – основа театрального искусства. Что такое

дикция? Речевое дыхание – энергетическая основа голоса.

15

Практика Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Игровой

тренинг: «Нырялки», « Три типа дыхания». Голосовые упражнения:

«Колокол», «Мыльные пузыри», «Пароход».

5.2 Тема: Выразительные средства речи

Теория. Что такое интонация? Составные части интонации.

Практика. Игровой тренинг: «Солнышко встало», «Опять тройка», «Игра в

раздвоение». Этюды «Тётя Трот и кошка», «Инопланетянин и переводчик».

6 Раздел: Работа над этюдом, фрагментом инсценировки

6.1 Тема: Выбор экологических проблем

Теория. Лес и человек. Мы – за чистоту планеты! Друзья природы. Огонь и

человек.

6.2 Законы построения сюжета

Теория. Основные части композиции. Конфликт.

Практика. План композиционного построения. Главные события.

6.3 Сочинение этюдов, поиск материала для инсценирования

Практика. Сочинение сюжета этюда. Чтение рассказов на экологическую

тему. Инсценирование. Обсуждение творческих работ.

6.4 Тема: Репетиционный период

Практика. Актёрские пробы. Распределение ролей. Пластический рисунок

роли. Мизансценирование. Музыкальное оформление. Подготовка элементов

костюма и декорации.

6.5 Тема: Отчётное выступление

Практика. Назначение ответственных за порядок на сцене и в зрительном

зале. Показ этюда, инсценировки.

Группа «Затейники»

1. Раздел: Введение

1.1 Тема: Цель и задачи программы. Коммуникативные игры

Теория. Знакомство с программой.

Практика. Обсуждение программы. Коммуникативная игра «Роботы».

16

1.1 Тема: Инструктаж по технике безопасности

Теория.

Знакомство с инструктажем по технике безопасности. Правила

поведения на занятии и перемене.

Практика. Учебная эвакуация.

2. Раздел: Экологическая наполняемость содержания деятельности

экологического театра

2.1 Тема: Экологические проблемы современности

Теория.

Потребительское отношение человека к планете. Загрязнение

воздуха. Уничтожение лесов. Загрязнение мирового океана. Недостаток

питьевой воды. Уменьшение биоразнообразия.

Практика. Просмотры фильмов. Этюды на экологические проблемы.

2.2 Тема: Растительный и животный мир родного края

Теория. Уссурийская тайга. Биоразнообразие.

Практика. Просмотр фильмов об Уссурийской тайге. Экологические игры.

Викторина.

3. Раздел: Волшебный мир театра

3.1 Тема: Игры-имитации

Теория. Что такое имитация?

Практика.

Игры – имитации образов животных и людей. Этюды на

взаимоотношение.

3.2 Тема: Театр – экспромт

Теория. Специфика театра – экспромта.

Практика. Постановки: «Хлопушка», «Утро в лесу», «Ночью», «Снеговик»,

«Пушкинский театр». Инсценировки – импровизации по рассказам и

сказкам.

3.3 Тема: Этюды на эмоции

Практика. Этюды: «Радость», «Горе», «Удивление» и другие.

Зарисовки эмоций людей.

3.4 Тема: Творческие игры

Практика. Игры, упражнения, тренинги: «Клякса», «На что это похоже?»,

17

«Перевоплощение», «Зеркало», «Ожившая картина», «Найди роль» и другие.

4. Раздел: Речевые тренинги

4.1 Тема: Скороговорки и дикция

Теория. Основные дефекты речи. Взаимосвязь артикуляционной гимнастики

и дикции.

Практика. Элементы артикуляционной гимнастики. Скороговорки и

чистоговорки. Игры: «Дорожка со скороговорками», «Змейка с воротцами»,

«Скороговорка с переменой задач», «Скакалка».

4.2 Тема: Выразительные средства речи

Теория. Что такое интонация? Интонационно-выразительные средства речи.

Дополнительные средства выразительности речи.

Практика. Упражнения, тренинги: «Солнышко встало», «Тётя Трот и

кошка», «Игра в раздвоение», «Инопланетяне и переводчик». Конкурс

актёрских работ.

5. Раздел: Работа над спектаклем

5.1 Тема: Выбор пьесы

Практика. Чтение пьесы. Анализ пьесы. Выявление экологических проблем.

5.2 Тема: «Застольный» период

Теория. Идейно-тематический анализ. Что такое событие? Событийный ряд.

Конфликт.

Практика. Распределение ролей. Чтение по ролям. Словесные действия.

Интонация.

5.3 Тема: Репетиционная работа

Теория. Актёр и создаваемый им образ. Внутренняя и внешняя

характеристика персонажа. Театральная этика.

Практика. Актёрские пробы. Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах».

Этюды на взаимодействие персонажей на сцене. Этюды в выгородке. Отбор

мизансцен. Репетиция отдельных фрагментов спектакля.

5.4 Тема: Техническая часть подготовки спектакля

18

Практика. Музыкальное оформление спектакля. Изготовление костюмов,

декорации, реквизита. Сводные репетиции. Генеральная репетиция.

5.5 Тема: Отчётное выступление

Практика. Назначение ответственных за перестановку декорации.

Назначение ответственных за реквизит, костюмы и порядок за кулисами.

Обсуждение выступления.

5.6 Тема: Показ спектакля зрителям

Практика. Назначение ответственных за перестановку декорации.

Назначение ответственных за реквизит, костюмы и порядок за кулисами.

1.4 Планируемые результаты

Планируемые результаты группы «Светлячки».

Личностные результаты:

В процессе занятий по программе у обучающегося будут:

сформированы навыки общения; привито чувство любви и уважение

к Родине и природе.

Обучающийся будет соблюдать правила работы в коллективе, перед

зрителями во время выступления.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать:

состояние природной среды;

основные понятия театрального искусства;

технику безопасности.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

растительный и животный мир Приморского края.

Обучающийся будет уметь:

инсценировать простые экологические диалоги;

выражать эмоциональное состояние героя с помощью пластики,

мимики и жестов.

19

Планируемые результаты группы «Радуга-1».

Личностные результаты:

Обучающийся будет:

сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;

соотносить свою часть работы с общим замыслом;

проявлять уважительное отношение к окружающему миру, природе;

участвовать в проведении различных экологических акций.

У обучающегося будет развита инициативность в творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

Обучающийся приобретёт навыки:

в определении и формулировки цели деятельности;

в планировании своих действий на отдельных этапах работы;

в проявлении индивидуальных творческих способностей.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

основные экологические и театральные термины и понятия;

структуру Красной книги Приморского края;

специфику актёрской игры.

Обучающийся будет уметь:

концентрировать внимание;

образно мыслить;

выражать эмоции и чувства.

Обучающийся будет владеть выразительными средствами речи.

Планируемые результаты группы «Затейники».

Личностные результаты:

У обучающегося будет:

сформирована личностная мотивация к учебной деятельности;

сформировано чувство эмпатии.

Обучающийся будет:

стремиться к саморазвитию;

20

участвовать в организации и проведении различных мероприятий;

свободно и органично держаться на публике.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет планировать свою работу;

осуществлять самооценку и взаимооценку по критериям.

Обучающийся приобретёт навыки владения выразительными

языковыми средствами.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

важнейшие экологические проблемы;

композиционное построение сценария;

речевые и актёрские тренинги.

Обучающийся будет уметь:

логически верно выстраивать диалоги;

сочинять индивидуальные и групповые этюды;

театрализовывать фрагменты праздника.

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

учебный кабинет с достаточным освещением, кинозал, учебные столы,

стулья,

кубы,

ширмы,

сценические

костюмы,

декорации,

реквизит,

театральный грим, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный

экран, ватман, акварельные краски, наборы карандашей, ножницы, клей.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

-

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

экологического

театра

«ШИПучки»,

отвечающая

требованиям

к

образовательным программам ДОД: в соответствии с Федеральным Законом

21

«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее

– Закон об образовании);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27. 07.2022г.

№629

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам»;

- пакет методических материалов:

учебный план, календарный учебный график, планы-конспекты учебных

занятий, методические разработки к разделам программы, психологические

тесты, бланки анкет, карточки с заданиями, методические рекомендации,

сборники

сценариев,

сборники

экологических,

театральных

игр

и

коммуникативных игр, видеоматериалы и презентации по темам программы,

инструкция по технике безопасности.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Для

отслеживания

результативности

обучения

учащихся

экологического театра по программе «Экология плюс театр» используются

различные формы контроля: наблюдение, собеседование, взаимооценка и

самооценка, конкурсы и другие.

Входной контроль

проводится в начале учебного года в форме

собеседования с учащимися. Собеседование – это одна из распространенных

форм

контроля.

Вопросы

в

собеседовании

определяются

исходя

из

изученного материала, трудностей обучающихся. Беседа проводится в начале

занятия (для повторения учебного материала); в ходе занятия, когда

учащимися допускаются ошибки, и в конце занятия для закрепления

материала.

Диагностика на выявление творческих способностей детей

Методика оценки сочинённой сказки О.М. Дьяченко и Е.Л. Пороцкой.

Учащемуся предлагается сочинить сказку, которая оценивалась по

22

пятибалльной

шкале

оценки

с

учётом

показателей

продуктивности,

вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную

сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично

изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развернутым.

Текущий контроль проводится на занятиях в течение всего учебного

года в форме наблюдения, творческих конкурсов, викторины, взаимооценки

и самооценки, фотоотчета.

В ходе учебного процесса

педагог наблюдает за деятельностью

обучающихся с целью выявления успехов или ошибок и своевременного

оказания адресной помощи.

Творческие конкурсы, викторины проводятся с целью определения

уровня усвоения содержания программы экотеатра, выявления наиболее

способных детей.

Самооценка и взаимооценка проходит под наблюдением педагога.

Дети сами оценивают свои успехи и достижения других детей.

Фотоотчет – это еще одна форма текущего контроля с целью

определения уровня мастерства и выявления творческих способностей

обучающихся. В помещении, где проходят занятия экотеатра, устраиваются

выставки фотографий, на которых запечатлены эпизоды занятий, участие в

мероприятиях разного уровня.

23

Промежуточный контроль

проводится 2 раза в год, как оценка

результатов обучения за 1 и 2 полугодие , в конце декабря и в конце апреля с

целью отслеживания на различных этапах обучения знаний, умений и

навыков. Это считается зачетной работой. В ходе зачёта

обучающиеся

выполняют контрольные задания («Покажи, как двигается, говорит») и

тестирование (фигурный тест П.Торренса).

Форма проведения промежуточного контроля в 1 полугодии –

творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Учащимся

предлагаются

открытки,

картинки,

фотографии

с

различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Им

необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь.

Творческое развитие проверяется через восприятие целостного образа и

выразительности его формы.

При оценке данного задания используется трехбалльная система:

высокий

уровень

точность,

целостность

переданного

образа,

выразительность показа;

средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно

выразительный показ;

низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

Форма проведения промежуточного контроля во 2 полугодии –

фигурный тест П. Торренса на творческое мышление «Незавершённые

фигуры».

Требуется представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные

фигуры, и дорисовать их (треугольник, круги, зигзаги, волнистые линии,

точки, запятые). При выполнении задания учащегося нужно ориентировать

на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной

картинке учащийся даёт название.

24

Время выполнения теста - 10 минут.

Основными показателями креативности выступают:

продуктивность – способность выдать большее число идей;

гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи;

оригинальность – способность к выдвижению новых необычных идей;

разработанность – способность наилучшим способом воплотить идею,

замысел.

Итоговый контроль проводится в мае в форме показа экологического

спектакля, этюда или инсценировки. После показа проводится анализ участия

коллектива и каждого учащегося в работе над спектаклем.

Уровни освоения программы определяется в пределе от 0 до 3 баллов.

3 балла – высокий (характерно творчески преобразующая деятельность

детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень

мотивации).

2балла – средний (активная познавательная деятельность, проявление

творческой инициативы при выполнении заданий, выражена мотивация на

рост, самостоятельность при выполнении заданий).

1балл

начальный

(репродуктивный,

мотивированный

на

обучение

(занимаются с интересом, нуждаются в помощи педагога).

0 баллов – низкий уровень.

Возможные формы фиксации результатов:

- анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся

объединения»;

- видеозаписи и фотографии выступлений коллектива;

- протокол результатов итоговой аттестации учащихся.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

25

спектакль на экологическую тему, участие в экологических акциях и

праздниках.

2.3 Методические материалы

Для усвоения учащимися учебного материала применяю словесные

методы обучения монологической формы такие, как рассказ, объяснения.

Часто используется в работе педагога диалогическая форма изложения

материала – беседа.

Наглядные и практические методы обучения помогают закрепить

знания, полученные из рассказов и бесед педагога с детьми. Наглядные

методы

обучения

на

занятиях

экологического

театра

«ШИПучки»:

демонстрация рисунков, иллюстраций на тему «Флора и фауна Уссурийской

тайги», просмотр учебных фильмов и мультфильмов по темам занятий: «Лес

и человек», «Водное царство», «Наш край», «Охрана природы - дело всех и

каждого», «Растительный и животный мир родного края», «Экологические

проблемы

современности».

Большой

популярностью

у

обучающихся

пользуются практические методы обучения. Игровые формы способствуют

развитию интереса к предмету обучения, поскольку в них присутствует

главный фактор обучения – активность учащегося. Включение в занятия

экологических,

коммуникативных

и

театральных

игр,

тренингов

и

упражнений, постановок этюдов, выпуск плакатов и спектаклей ведёт к более

глубокому и быстрому освоению изучаемого материала.

Коммуникативные игры и тренинги

«Невербальное приветствие»

Дети сидят в кругу. По очереди выходят в центр круга и приветствуют

друг друга невербально (без слов). Способы приветствия не должны

повторяться.

«Плот»

Обозначаем на полу границы плота. Плот может перевернуться, если

груз размещался неравномерно. Но вот в небе появился громадный орёл,

26

который опустился на край плота, нарушив равновесие. Всем необходимо

срочно перегруппироваться, чтобы плот не перевернулся!

«Здравствуйте!»

Играющие дети образуют круг. Каждый из них очерчивает мелом

кружок вокруг ног. Водящий бежит по внешней стороне круга, дотрагивается

до одного из игроков и продолжает бежать дальше по внешнему кругу.

Вызванный игрок устремляется в противоположную сторону. Встретившись

за кругом, играющие останавливаются, пожимают друг другу руку и

знакомятся. Например: «Здравствуйте, меня зовут Иван». Другой отвечает:

«Здравствуйте, меня зовут Катя». После знакомства дети продолжают бежать

каждый в свою сторону к освободившемуся месту. Прибежавший вторым

становится водящим.

«Зайцы прыгают по двое»

Играющие расходятся по залу или по игровой площадке. Ведущий

называет какое-либо животное, насекомое или неодушевлённый предмет,

который надо изобразить. Когда дети выполняют задание, ведущий называет

число. Команды ведущего могут быть такими: «Зайцы прыгают по огороду и

грызут морковку по двое!»; «Медведи в лесу собирают малину по трое!»;

«Рыбки плавают в аквариуме и хватают корм по шесть!»; «Воздушные

шарики летают в небе по четыре!».

«Части тела животного»

Дети делятся на несколько команд. Командам предлагается задумать

втайне от других какое-нибудь животное, птицу или насекомое. Каждый член

команды должен стать частью тела живого существа. Например, команда

решила изобразить скорпиона. Кто-то будет головой, чьи-то руки могут стать

клешнями, а кто-то будет хвостом. Дети должны двигаться и вести себя так,

как ведёт себя задуманное ими животное. Игроки другой команды должны

угадать, что это за животное.

«Ключи»

27

Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутой руки. Они очерчивают

круги вокруг ног. Это их «дома». Водящий, у которого нет «дома», стоит

в центре круга. Он подходит к одному из играющих, стучит в воображаемые

двери, здоровается с «хозяином» и спрашивает: «Дима, я потерял ключи. Ты

не знаешь, где они?» «Хозяин» отвечает: «Я не знаю. У меня их нет!

Может быть, Таня знает. Спроси у неё». Те дети, к которым подходит

водящий, стараются отправить его к более дальнему от себя «дому».

Пока водящий идёт к указанному игроку, остальные играющие за его спиной

могут поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается

опередить

их

и

занять освободившийся «дом». Участник игры,

оставшийся без места, идёт водить. В процессе игры водящий может (как

бы невзначай) достать из своего кармана ключи, заранее спрятанные им,

встать в центр круга и крикнуть: «Нашёл ключи!» В этом случае все

игроки должны немедленно поменяться местами. Водящий опять же

старается занять свободный «дом». Оставшийся без места идёт водить.

Игры, упражнения и тренинги на развитие творческих способностей

«Чудо-юдо из яйца»

Дети ложатся на ковёр, прижимая голову к коленям и обхватывая себя

руками (изображают «яйцо»). Из яиц должны вылупиться фантастические

существа. Они могут ползать или прыгать, ходить на четвереньках или

перекатываться. Эти существа ищут пищу, укладываются спать, общаются

между собой. После показа этюда, педагог предлагает обсудить актёрские

работы и поощряет оригинальные решения.

«Клякса»

Заранее на листах бумаги наносятся кляксы. Дети внимательно

рассматривают кляксы и стараются понять, на что они похожи. Затем

предлагается дорисовать свою кляксу. Когда работы завершены, педагог

устраивает выставку полученных рисунков.

«Перевоплощение»

28

Дети разбиваются на пары и распределяют роли: один – режиссёр,

другой – актёр. Режиссёр придумывает роль, которую актёру надо сыграть.

Например: голодного кота или старый пылесос. Режиссёры помогают

актёрам

перевоплотиться

в

заданный

образ.

Всегда

приветствуются

оригинальные работы.

«Магазин игрушек»

Эта ролевая игра. Выбирается «продавец» и «покупатель». Остальные

играющие – «игрушки». На столе «продавец» раскладывает товар –

настоящие игрушки. «Покупатель» выходит из комнаты на две – три минуты.

В его отсутствие «продавец» выбирает игрушку и показывает её детям.

Ребята, которые исполняют роль «живых игрушек» должны жестами,

мимикой и пластикой тела показать задуманную игрушку. Покупатель

старается отгадать «живую игрушку», находит подобную на столе продавца и

показывает её детям. Он побеждает в том случае, если угадывает игрушку.

Скороговорка с переменой задач.

Каждый учащийся получает карточку с заданием, где указано, как обыграть

заранее выученную скороговорку, какое словесное действие необходимо

выполнить. Это может быть: «напугать», «объяснить», «пожаловаться»,

«удивиться» и т.д. Учащиеся соревнуются между собой: кто лучше справится

с заданием. Это упражнение станет увлекательнее, если задания на карточках

держать в секрете друг от друга. После показа работ педагог предлагает

учащимся догадаться,

какое задание получили выступающие ребята.

Внимание! В работе со скороговорками

не допускается бессмысленное

пробалтывание текста.

Король и работники

Среди играющих выбирается «король» и усаживается на «трон».

Остальные дети – «работники», которые пришли к «королю» устраиваться на

работу. В тайне от «короля» они договариваются о том, какую профессию

они выберут.

29

Разыгрывается диалог:

- Здравствуй, «король»!

- Здравствуйте!

- Вам нужны работники?

- Нужны. А что вы умеете делать?

- Мы не скажем, а покажем!

«Работники» показывают действия людей, выбранной профессии.

Если «король» правильно угадает, то они убегают. Тот, кого «король»

запятнает, становится «королём». Если «король» не угадает, то игра

начинается сначала.

Тётя Трот и кошка

Этот тренинг часто применяется на занятиях по теме «Выразительные

средства речи». Чтобы стихи звучали выразительно, детям надо подобрать

соответствующие жесты, интонацию, мимику.

Тётя Трот и кошка

Сели у окошка,

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко.

Трот спросила: — Кис-Кис-Кис,

Ты ловить умеешь крыс?

— Мурр, — сказала кошка,

Помолчав немножко.

Когда «мурр»

соответствует слову «да», используется утвердительный

кивок. Когда «мурр» соответствует слову «нет» - отрицательно покачать

головой. В зависимости от сценических задач, поставленных педагогом,

необходимо подобрать соответствующие жесты, интонацию, мимику.

«Солнышко встало»

30

Учащиеся выполняют задание: посмотреть в окно и с разной интонацией

произнести фразу «Солнышко встало». Например: испуганно, удивлённо,

радостно, плаксиво и так далее.

Экологические игры

«Мышкующая лиса»

Игра демонстрирует, как острый слух помогает «лисе» отыскать

«мышь». Все участники встают в круг, взявшись за руки. Это поле, за

которое нельзя выходить. Внутрь круга встаёт «лиса». «Лисе» надевают

повязку на глаза. Выбирается несколько «мышей», которые входят внутрь

круга. «Мыши» во время движения шуршат, потирая ладонь об ладонь.

«Лиса», ориентируясь на звук, ловит «мышей».

«Найди клеща»

Участники становятся парами друг к другу. Одному участнику в

каждой паре завязывают глаза, а другому крепят прищепки к одежде.

Участник с завязанными глазами должен найти и снять всех «клещей»,

обыскав коллегу. Побеждает пара, которая за определённое время снимет

больше «клещей».

«Тигр, тигр, выходи!»

Дети становятся по кругу , спиной к центру. Стоящий в центре круга

ведущий дотрагивается до спины одного из детей, он будет «тигром». На

счёт «раз,два,три» все, в том числе и «тигр», резко поворачиваются в центр

круга и произносят: «Тигр, тигр, выходи». «Тигр» после этих слов должен

быстро запятнать как можно больше детей. Участники выходят из игры.

Затем всё повторяется сначала с новым «тигром».

«Догадайся»

Дети разбиваются на пары. У каждого на спине карточка с

изображением животного, на которого охотится амурский тигр, причём

«носитель» карточки не знает, кто изображён на ней. Каждый за минуту

пытается рассказать о животном напарника как можно больше фактов и

31

подробно его описать. Второй человек в паре должен догадаться, каким

животным он является.

«Тигр и браконьер»

Устанавливается декорация леса. «Тигрята» резвятся в лесу. По

сигналу «браконьер!» они прячутся в разные места. «Браконьер» ищет плохо

спрятавшегося «тигрёнка» и забирает его в «клетку». Когда будет найдено

большинство «тигрят», они получают возможность вырваться на волю. Для

этого им надо ответить на вопросы о флоре и фауне Уссурийской тайги.

«Огонь и человек»

Один ребёнок исполняет роль «огня». «Огонь» стоит в обруче,

лежащем на полу. Остальные участники стоят за обручем.

Огонь: Я – огонь! Меня не тронь!

Дети: Ты зачем ушёл из очага, превратился в нашего врага?

Огонь: Я – огонь! Ваш друг и враг. Со мной не справится никак.

Выбегает из обруча и догоняет детей. Пойманных детей «огонь»

уводит в обруч. Последний пойманный становится водящим.

«Дерево – куст – трава»

Ведущий называет различные растения. Если называет дерево – дети

поднимают руки вверх, куст – руки опускают вниз, трава – приседают.

Побеждает ребёнок, у которого меньше ошибок.

«Потуши уголёк»

Выбираются один или два ребёнка на роль пожарных, остальные дети

– угольки. Пожарным надевают на голову красные банданы или каски, а

уголькам – сзади на пояс прикрепляется красная ленточка. По команде

ведущего угольки разбегаются в разные стороны. Задача пожарных – догнать

и «затушить» их, оторвав ленточки. Потушенные угольки выходят из игры.

Экологические этюды

«Лесные этажи»

Перед этюдом проводится беседа о флоре и фауне Уссурийской тайги,

о взаимосвязи всего живого. Дети рассматривают рисунки леса и находят в

32

«лесном доме» 3этажа: растения разной высоты. Есть и подвал, где живут

корни, и различные роющие насекомые. После изучения темы дети сочиняют

и показывают этюд.

«Кого кормит дуб?»

Дети слушают рассказ педагога о взаимосвязи растений и животных в

природе. Затем раздаются карточки с названиями животных и насекомых.

Например: муравей, майский жук, жёлуди, дятел, белка, тигр, кабан, барсук и

другие. Сочиняется сценарий этюда. Главную роль - роль дуба – исполняет

учащийся, который дал больше правильных ответов в викторине об

Уссурийской тайге. Живой дуб с желудями стоит в центре площадки. А

остальные актёры занимают свои места согласно сценарию.

«Туристы в лесу»

Проводится беседа по противопожарной тематике. Придумывается

сюжет этюда: в лес приходят туристы. Они отдыхают, наслаждаются

красивыми пейзажами и чистым воздухом. Разводят костёр, на котором

готовят еду. Отдохнув и пообедав, уходят домой, не потушив костёр.

Поднялся ветер, и искры от костра перенёс на траву и кусты. Начался

пожар. В этом этюде не используется декорация. Все роли (трава, кусты,

деревья, пламя костра, туристы) исполняют дети. К этюду подбирается

музыка: в начале этюда спокойная, затем – тревожная.

«На лужайке»

Педагог и дети придумывают сюжет, соответствующий названию

этюда. Обсуждается конфликт данного этюда: на лугу цветут цветы, растёт

трава, порхают бабочки, прыгают кузнечики. Приходят дети, которые

ломают кусты, рвут цветы, ловят бабочек. Дети потревожили рой пчёл,

который находился в кустах. Пчёлы решили проучить нерадивых детей и

выгнали их с лужайки. После сочинения этюда выставляется декорация,

распределяются роли. После окончания этюда проводится обсуждение

актёрских работ.

Театральные этюды

33

Театральный или актёрский этюд – это небольшая сценка, в которой

демонстрируется техника перевоплощения актёра в образ.

«Цыплята»

Дети лежат на ковриках, изображая яйцо. Внутри яйца развивается

зародыш. Ему становится тесно в яйце, и он клювом пробивает скорлупу.

Цыплёнок отряхиваясь, сбрасывает остатки скорлупы, машет крылышками.

Цыплёнок ходит по поляне, знакомится с окружающим миром, другими

цыплятами, ищет пищу.

«Зёрнышко»

Каждый ребёнок воображает, каким зёрнышком, семечком он станет.

Семена посадили в землю, полили водой. Прошло время. Семена набухли,

проклюнулись ростки. Ростки прошли сквозь землю и потянулись к

солнышку, расправив свои листики.

«Бабочки»

На летнем лугу летают бабочки. Они собирают нектар с цветов,

порхают и кружатся в радостном танце.

«В гостях у Русалочки»

Дети сочиняют этюд про подводное царство. Главная героиня –

Русалочка – танцует в окружении рыб и медуз, крабов и морских звёзд,

раковин и кораллов. Рядом красиво извиваются водоросли. На троне

восседает морской царь, который следит за порядком в своём царстве.

«Заблудится в лесу»

Перед началом этюда дети договариваются о том, что комната станет

непроходимым лесом. Кубы, ширмы, стулья – это декорация леса. Затем они

обсуждают действия человека, заблудившегося в лесу, и выходят из комнаты.

По сигналу педагога учащиеся входят в комнату, озираются вокруг,

прислушиваются, аукают, поднимаются на возвышенности и всматриваются

вдаль. Вдруг кто-то из детей замечает знакомую поляну и сообщает всем

радостную новость. С радостными криками дети выбегают на поляну.

«Танцующий огонь»

34

Дети исполняют роли языков пламени. Огонь то разгорается, то

затухает. Языки пламени то рвутся вверх, то наклоняются под порывами

ветра. В этом этюде важно показать образ огня, как живое существо с

переменчивым настроением, эмоциями.

Психологические тесты для детей

«Нарисуйте дом»

Детям предлагается нарисовать дом.

- Нарисуйте то, что сразу придёт вам в голову при упоминании слова

дом.

После выполнения задание проводится расшифровка рисунков.

Городской многоэтажный дом – говорит о чертах, присущих сухому,

замкнутому человеку, склонному сосредоточиваться на своих собственных

проблемах, которыми он не делится ни с кем.

Небольшой дом с низкой крышей – присуще человеку, который

чувствует себя усталым, утомлённым. Он любит вспоминать о прошлом.

Замок – человек, нарисовавший его. Имеет богатое воображение, есть

в нём нечто несерьёзное, легкомысленное. Обычно он не справляется со

своими обязанностями.

Просторный сельский дом – стоит острая проблема с жильём.

Железная ограда вокруг дома – замкнутый характер.

«Живая» изгородь – означает доверие к другим.

Чем забор ниже, тем выше склонность к общению.

Окна – большое окно свидетельствует об открытости, радушии,

дружелюбии. Одно или несколько маленьких окон с решётками или ставнями

указывает на скрытность, жадность, неумение ни давать, ни принимать что-

либо от других. Человек явно закомплексован.

Двери посередине – человек приветлив, гостеприимен. Открытая

дверь означает общительный характер. Закрытая – замкнутый. Если дверь с

боку – человек нелегко идёт на контакты. Дверь, занимающая почти весь

фасад, свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости, чрезмерном

35

великодушии.

Крыльцо говорит о великодушии, уверенности в себе.

Трубы. Отсутствие на доме трубы – признак бесчувственности. Труба

с дымом говорит о широкой натуре. А если прорисованы мелкие детали на

ней – свидетельствует об оптимизме. Труба без дыма свидетельствует, что

человек испытал много разочарований в жизни.

«Как к тебе относятся друзья?»

Поставь галочку рядом с фразами, которые тебе подходят

Мои друзья меня часто обижают

Иногда я из-за них плачу

Бывает, что друзья меня обманывают

Некоторые друзья меня обзывают

Мои друзья не умеют хранить тайны

Я не могу положиться на друзей

Родителям не нравятся мои отношения с друзьями

Меня предавали друзья

Иногда мои друзья со мной не дружат

Мы с друзьями часто спорим и ссоримся

Подсчитай, сколько галочек у тебя получилось____________

Обработка результатов

0-2 галочки:

Друзья относятся к тебе хорошо. Они стараются тебя не обижать и

поддерживать в трудную минуту.

3-5 галочек:

Иногда у тебя бывают ссоры с друзьями. Но это бывает, ничего

страшного! Постарайтесь быть вежливее и уважительнее друг к другу.

6-10 галочек:

36

Ну, не знаю, можно ли назвать этих людей твоими друзьями. Друзья

так никогда не поступают! Может, тебе стоит поискать новых друзей?

«Взрослый или маленький?»

Поставь галочку рядом с фразами, которые тебе подходят

Я хожу в магазин без родителей

Я никогда не теряю свои вещи

Я не боюсь оставаться дома без родителей

Я могу посидеть с младшими детьми

Я выбираю себе вещи, а не родители

Я очень редко плачу

Я не боюсь браться за сложные задания

Иногда я остаюсь дома в одиночестве

Родители не проверяют мои домашние задания

Меня называют самостоятельным человеком

Подсчитай, сколько галочек у тебя получилось____________

Обработка результатов

10-8 галочек: ты взрослый человек. На тебя можно положиться, но не

спеши прощаться с детством.

7-4 галочки: ты нормальный для своего возраста ребенок, т.е. в меру

взрослый.

3-0 галочек: тебя не назвать взрослым человеком. Ты ещё ребенок!

«Хватает ли тебе внимания родителей?»

Поставь галочку рядом с фразами, которые тебе подходят.

Я знаю, что родители меня очень любят;

Бывает, что мне кажется, что родители мне уделяют слишком много

внимания;

Я рассказываю родителям, как прошел мой день;

Я всегда могу подойти к маме или папе и поговорить с ними;

37

Мама с папой напоминают мне, когда и что мне нужно сделать;

Мы часто ходим гулять всей семьей;

Родители хотят знать про меня все-все;

Они никогда не забывают про мой день Рождения;

Родители следят за тем, как я выгляжу;

Мне редко бывает одиноко.

Подсчитай, сколько галочек у тебя получилось_________

Обработка результатов

0-3 галочки: внимания родителей тебе недостаточно. Иногда тебе

кажется, что никому до тебя нет дела. Это не так! Просто взрослые

часто бывают заняты. Больше помогай им, не забывай говорить, что

любишь их, и все будет хорошо.

4-6 галочек : обычно тебе хватает внимания родителей, но временами

ты чувствуешь себя одиноко. Не нужно обижаться на родителей, если

они не уделяют тебе каждую свободную минуту. Постарайся быть

самостоятельнее.

7-10 галочек: твои родители не отходят от тебя ни на шаг! Это очень

хорошо. Они любят тебя, заботятся. Стараются делать все, чтоб тебе

было хорошо. Но учиться быть самостоятельным человеком тебе тоже

нужно!

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного

процесса

1 год

«Светлячки»

1 год

«Радуга-1»

1 год

«Затейники»

Продолжительность

учебного года, неделя

36

36

36

38

Количество учебных дней

72

72

72

Продолжитель-

ность учебных

периодов

1 полуго-

дие

01.09.2023-

31.12.2023

01.09.2023-

31.12.2023

01.09.2023-

31.12.2023

2 полуго-

дие

09.01.2024-

31.05.2024

09.01.2024-

31.05.2024

09.01.2024-

31.05.2024

Возраст детей, лет

6-15

6-15

6-15

Продолжительность

занятия, час

2

2

2

Режим занятия

2 раза/нед

2 раза/нед

2 раза/нед

Годовая учебная нагрузка,

час

144

144

144

2.5 Календарный план воспитательной работы

Мероприятие

Дата

1

Экскурсия в осенний парк ДК

сентябрь

2

Районный праздник «День тигра»

сентябрь

3

Игры на детской площадке

октябрь

4

Акция «Покорми птиц зимой!»

ноябрь

5

Новогодний праздник

декабрь

6

КВН «Будущие защитники Родины»

февраль

7

Конкурс для девочек

март

8

Экологическая акция «Чистые пруды»

май

9

Праздник «Ура, каникулы!»

май

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

39

1.

Гринберг, Д. Планета в твоих руках: энциклопедия по экологии /

Д.Гринберг. - Москва: Издательский дом Мещерякова, 2020. - 144с. -

ISBN 978-5-00108-673-4.

2.

Захава, Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра : учебное пособие / Б.Е.

Захава / ред. П.Е.Любимцева. - 13-е изд.,- Санкт-Петербург: Планета

музыки, 2022. - 456 с. – ISBN 978-5-8114-9962-5.

3.

Кочергин, И.Н. Вся правда про мусор / И.Н. Кочергин. - Москва: Настя и

Никита, 2021. – 11с. – ISBN 978-5-907312-83-8.

4.

Титова, А. Невыносимый мусор : записки военкора мусорной войны / А.

Титова / ред. Е. Иванкевич. - Москва : Альпина паблишер, 2021. – 246 с. –

ISBN 978-5-9614-7212-7.

5.

Чехов, М.А. О технике актёра / М.А. Чехов. - Москва: Издательство АСТ,

2020. – 288с. – ISBN 978-5-17-105987-3.

40



В раздел образования