Автор: Патутина Анна Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3
Населённый пункт: г. Лебедянь, Липецкая область
Наименование материала: Статья
Тема: "Методические рекомендации по организации двигательной деятельности детей в летний период"
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации
по организации двигательной деятельности детей
в летний период.
Основными целями и задачами летнего оздоровительного периода являются:
1.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
2.
Организация оздоровительной работы с детьми;
3.
Взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: (изобразительное искусство,
музыка, детская литература, театр, экология, ига, труд).
4.
Закрепление тех знаний, умений и навыков, которые дети получили в течении учебного года,
продолжение работы по развитию творческих, физических, исследовательских способностей
детей.
В процессе летнего периода времени большую часть своего времени дети проводят на участке
детского сада. Основой работы с детьми II и III гр. здоровья является щадящий режим:
создание благоприятного эмоционального психологического климата. (Доброжелательная
форма общения детей и взрослых, исключающая возможность возникновения конфликтных
ситуаций).
создание условий для уединения с игрушкой, книжкой и. др.
чередование различных видов деятельности и отдыха, использование спокойных и подвижных
игр в течение дня.
Для достижения оздоровительно-тренирующего эффекта, следует обеспечить определенный уровень
интенсивности физических нагрузок.
В режиме дня необходимо методически грамотно предусмотреть физические нагрузки разной
интенсивности в соответствии с возрастными особенностями детей и уровней физ. подготовленности.
Нагрузки большой интенсивности – должны занимать всего 10-15% всего времени двигательной
деятельности детей, при этом частота сердечных сокращений достигает 150-170 уд./мин.
Нагрузки средней интенсивности включают в себя все физические упражнения, при этом частота
сердечных сокращений для детей 3-4 лет – 130 -140 уд./мин.; для детей 5-7 лет 140-150 уд./мин.
Следует избегать физических перегрузок (первые признаки: покраснение кожи лица, учащенное ,
прерывистое дыхание)
Оптимальными условиями для полноценного физического развития являются:
Утром – использовать движения средней интенсивности, игры и упражнения с небольшими
физическими нагрузками. Например: для детей мл. дошкольного возраста подойдут такие игры как
«догонялки с персонажем», «в гости к зверятам» «поймай мяч», «найди игрушку». «солнышко и
дождик»; для детей старший групп: «пустое место» «попади в кеглю», «проползи - не задень»,
«сумей изобразить спортсмена», «полярная сова и евражки», «ручейки и озера» и. др.
Утренняя гимнастика в летний период проводится на свежем воздухе, включает в себя помимо О.Р.У.
бег разной интенсивности, в младших группах до 3 мин.
в средних группах до 4 мин.
в старших группах до 5 мин.
В утреннюю прогулку в дни когда не проводятся физкультурные или музыкальные занятия,
включаются подвижные игры большой интенсивности, игры-эстафеты, спортивные игры, игры-
соревнования и бег в нарастающем темпе в течении 3-5 мин. в зависимости от возраста детей.
(1-2 игры большой интенсивности или пробежки, чередуются с самостоятельной спокойной
деятельностью детей).
Необходимо следить за равномерным распределением двигательной активности в первую и во
вторую половину дня.
Летние месяцы благоприятны для организации пешеходных прогулок, экскурсий, простейшего
туризма. Прогулки по маршруту проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность экскурсий для
детей 5-6 лет не должна превышать 30-40мин в один конец. После 10-15 мин. пути следует устраивать
остановки для отдыха продолжительностью до 5 мин.
Прогулки по маршруту проводятся в парк, лес, к реке. Во время прогулки обеспечивается
деятельность средней и малой интенсивности, затем по месту назначения (в лесу, парке) детям
раздаются пособия для активной деятельности детей.
В после обеденное время рекомендуется планировать и проводить физ. упражнения и игры средней и
малой интенсивности, которые включают в себя посильный труд детей на воздухе.
Таким образом для обеспечения достаточной двигательной активности детей следует:
1.
Более широко использовать оборудование спортивной площадки, физ. пособия на участках
групп, велосипеды и самокаты.
2.
Иметь пособия, которые выносятся на площадку в зависимости от содержания деятельности
детей; В распоряжение детей должны быть предоставлены игрушки –двигатели: серсо, кегли,
кольцеброс, бельбоке, городки, мячи, скакалки, обручи.
3.
На участке необходимо отвести место для проведения подвижных игр и гимнастики и занятий
с нестандартным оборудованием.
4.
Для игр с водой удобны специальные столы с углублением, полиэтиленовые чаши.
5.
Для старших дошкольников предусматривается место (дорожка шириной 1,5 метра) для
катания на велосипедах, самокатах.
Особое внимание следует обратить на совершенствование функций внешнего дыхания.
Детей, необходимо учить сочетать движение с выдохом и вдохом. Включать в игры и упражнения на
воздухе так называемые «дыхательные упражнения» с произношением звуков и слогов, уделять
внимание носовому дыханию. Например:
«Ароматы природы» - это упражнение восстанавливает обонятельный компонент дыхания,
носовое и кожное дыхание.
«Озвученное дыхание» - способствует концентрации внимания.
«Сеньор помидор» - способствует улучшению микроциркуляции в ткани легких,
раскрытию спавшихся альвеол.
«Пылесос» - тренировка всех мышц участвующих во вдохе.
«Собачка» - закаливание зева.
«Потягивание» - энергетическая подзарядка клеток.
«Дыхание носом» - обучение носовому дыханию.
«Машина» - обучение медленно выдыхать воздух.
Для достижения наибольшего эффекта оздоровления детей в летний период в комплексы утренней
гимнастики и физ. занятия рекомендуется включать комплексы сюжетной гимнастики:
«В зоопарке» «Мы строим дом», «На море», «Пожарные на учении», «Прогулка в лес».
В работу с родителями в течении летнего периода необходимо вести беседы, консультации о
физическом воспитании в семье, привлекать родителей к участию в досугах и спортивных
развлечениях.
Только совместная работа детского сада и семьи поможет осуществить правильное физическое
развитие и оздоровление детей в летний период.