Напоминание

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.


Автор: Ирина Владимировна Архипова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Катюша" 19
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ирина Владимировна Архипова,

Воспитатель,

МБДОУ детского сада №19 г. Пензы «Катюша»

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к

родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с

окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Это

сложное

чувство

возникает

еще

в

дошкольном

детстве,

когда

закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и

формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим

ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Дошкольный возраст

как период становления личности имеет свои

потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств,

к которым и относится чувство патриотизма. В тоже время, у некоторых

дошкольников (6-7 лет) полностью отсутствуют правильные представления о

людях прошлого, об особенностях их жизни, даже если речь идет о ближайших

предках-прабабушках, прадедушках [15 стр.25].

Нельзя не отметить и то, что ребенок дошкольного возраста не в

состоянии

самостоятельно

«расшифровать»

достижения

человеческой

культуры. Он может делать это только при постоянной помощи руководстве со

стороны взрослого.

Понятие патриотизм

включает в себя чувство ответственности перед

обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине,

родной природе, толерантное отношение к другим людям [19 стр. 33].

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет

свои потенциальные возможности для формирования высших социальных

чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь

воспитания

многогранного

чувства

любви

к

Родине,

сначала

следует

представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без

какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. В

детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно

напитать

восприимчивую

душу

ребенка

возвышенными

человеческими

ценностями, зародить интерес к истории Пензенского края.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое,

трудовое,

умственное

воспитание.

В

процессе

такого

разностороннего

воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

В педагогическом аспекте под патриотическим

воспитанием мною

понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою

Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями

своего народа и его культурой. Тем более, что нам есть чем гордиться. К. Д.

Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища,

кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не

понимающий потребностей детства» [16 стр.87].

В своих знаменитых педагогических трудах еще В.А. Сухомлинский

говорил о том, что детство — это каждодневное открытие мира и поэтому

воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека

и Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Основополагающим

этапом при данной работе необходимо считать накопление социального опыта

дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих норм и правил,

знакомство с культурой. В первую очередь любовь к Родине начинается с

любви к малой родине [19, с. 11-12].

Актуальность

развития

познавательного

интереса

в

области

патриотического воспитания связана также с запросами общества, а именно,

чем шире, глубже и содержательнее знания детей о малой родине, о его

истории, культуре, природе, тем более успешными они окажутся в воспитании

любви к краю и Родине. Лихачев Д.С. говорил: «Если человек не любит, хотя

бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о

них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им

принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы,

пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если

человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило,

равнодушен к своей стране» [11, с. 74-76].

Патриотическое

воспитание должно носить комплексный характер,

пронизывать

все

виды

деятельности

дошкольника,

осуществляться

в

повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по

познанию

окружающего

мира.

Наличие

таких

деятельностей

является

непременным

условием

полноценного

патриотического

воспитания,

осуществляемого в системе.

В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми,

неполными. Проблема патриотического воспитания на сегодняшний день

актуальна, поэтому мы решили организовать совместный проект с родителями

и

детьми

о

патриотическом

воспитании

дошкольника.

Дети

старшего

дошкольного возраста мало знают о родном городе, особенностях народных

традиций. Задача педагога как можно раньше пробудить в детях любовь к

родной земле. Какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его

воображение от того зависит и становление личности дошкольника. Вот почему

нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашего

города.

Цель проекта: формирование у дошкольника чувства сопричастности к

истории

Пензенского

края,

формирование

гражданской

позиции,

патриотических чувств, любви к Родине.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

- вызвать у детей живой интерес к истории Пензенского края,

основываясь на организации эмоционально-образного восприятия тех или иных

исторических явлений, объектов;

- формировать у детей элементарные представления об историческом

прошлом родного края через историю людей, историю своего населенного

пункта, историю вещей.

- пробуждать и развивать у дошкольников чувство любви к родному краю

гордость за все, что создано талантливыми людьми, жившими раньше.

- формировать у ребенка чувство принадлежности к определенной

культуре, уважение к культурам других народов

- подвести детей к мысли, что они сами – часть истории, что они могут

быть создателями и творцами своей жизни.

При разработке системы деятельности по ознакомлению дошкольников с

историей Пензенского края учитывались следующие положения современной

детской психологии:

1.

Концепция А.В. Запорожца об амплификации развития ребенка

дошкольного возраста. Детское развитие не должно форсироваться, оно должно

обогащаться за счет резервов, присущих специфическим видам деятельности

дошкольника (игре, художественному творчеству, общению) [3 стр. 25].

2.

Современная теория о проблематизации культуры как ведущего

условия психического развития человека (В.А. Давыдов, Т.В. Кудрявцев).

Присвоение культуры рассматривается как творческий процесс, в ходе

которого у ребенка закладываются, развиваются и проявляются важнейшие

созидательные

способности

продуктивное

воображение,

постигающее

мышление, ориентация на позицию другого, элементы рефлексии [5 стр. 65].

3.

Идея

единства

личности

и

среды

Л.С.

Выготский,

изучая

возможности эффективного влияния среды на ребенка, отмечал, что силы

среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка.

То есть мало, например, «построить» в группе детского сада «избу», важно

пробудить интерес детей к самобытности родной культуры, вызвать чувство

восхищения, «святости», восторженного отношения к результату человеческого

труда [19 стр. 84].

Методологической основой моего опыта являются положения:

- о самоценности дошкольного

периода в развитии ребенка (А. В.

Запорожец) [5стр 32].

- о ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека (Б.

Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев) [20стр. 34].

В результате нашей работы мы оформили проект

«Пройдись по

Пензенскому краю».

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста и

представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с

детьми по нравственно – патриотическому воспитанию. Создания условий для

формирования гражданских и патриотических

чувств дошкольников через

обращение к памяти об историческом прошлом нашего края, привлечение

родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения

родного города, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного

отношения к традициям своего народа.

Формы реализации проекта:

-специально организованные занятия

-экскурсии,

-беседы;

-игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театральные т. д)

- продуктивная деятельность,

-чтения произведений художественной литературы, фольклора;

-прослушивание и изучение музыкальных произведений;

- праздники.

Содержание работы по реализации поставленных задач, я выстроила по

следующим этапам:

1й этап - «подготовительный»

Цель:

подготовка

условий

к

реализации

проекта

«Пройдись

по

Пензенскому краю».

Задачи:

-проанализировать

материально-технические

условия

реализации

проекта;

-подобрать наглядный материал: иллюстрации, плакаты, фотографии,

книги энциклопедии, авторские книги;

-собрать информацию о Пензе, ее знаменитых жителях и гостях;

-просмотреть презентацию «Прогулки по Пензе», целью которой является

расширить интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает

получение ответа на вопрос о том, что нужно знать о своем городе.

-познакомить детей с историей возникновения города на Суре.

2-й этап - «практический»

Цель: реализация проекта по нравственно - патриотическому воспитанию

«Пройдись по Пензенскому краю».

Задачи:

-создание развивающей предметно пространственной среды;

-отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и

методы воспитательного воздействия;

-разработать

методические

рекомендации

по

нравственно-

патриотическому воспитанию;

-расширять и укреплять связи и отношения учреждений образования

детей и культуры, детской библиотекой, музеем города;

-вовлекать

в

систему

нравственно-патриотического

воспитания

представителей всех субъектов образовательной деятельности;

- проводить мониторинг реализации проекта.

3-й этап - «итоговый»

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Задачи:

- обобщить результаты работы;

- провести коррекцию затруднений в реализации проекта

- спланировать работу на следующий год.

В результате реализации проекта ожидается сформированность общих

представлений:

-об изменении людей, мест, предметов с течением времени;

-о важных датах и событиях прошлого, которые люди отмечают и

празднуют.

На первом этапе мы

пересмотрели все темы недели, включили

образовательные задачи по патриотическому воспитанию в планирование

тематических

недель.

Осуществили

анализ

целей

и

задач

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного

образования,

оценили

и

интерпретировали

результат

психолого-педагогической

диагностики

актуального состояния и развития (ценностные представления,

умения,

отношение) начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста,

на

основе

адекватно-подобранных

диагностических

методик.

Выявлено

актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось с планируемым

(прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по

окончанию

данного

возрастного

периода.

Определили

направления

образовательной

деятельности,

которые

необходимо

предусмотреть

(предвидеть) в ходе реализации проекта. А также был определен ожидаемый

социально-значимый результат.

На втором этапе мы провели такие мероприятия, как:

Путешествие на машине времени: знакомили детей с фотографиями

старого города, улицами, транспортом, людей прошлого века и современных

домов. Дети вместе со мной моделировали одну из старых улиц города. Целью

данной работы было, чтобы дети имели представление о том, каким был город

в прошлом.

«О чем рассказывают памятники?» оформление папки – передвижки.

Данная работа помогла сформировать представление о том, что исторические

памятники - это своеобразный рассказ о прошлом. По ходу рассказов о

памятниках, обращала внимание детей на то, что памятники нужно беречь, если

они исчезнут, мы ничего не сможем узнать о прошлом города, страны.

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами

русского быта. Родители приносили в уголок народного творчества глиняную

посуду (горшок, кубышку, кувшин, чашку) – показывали детям, что история

возникновения и форма обусловлены назначением посуды, воспитывали

бережное отношение к предметам исторической культуры.

Оформили альбом «История велосипеда» (иллюстрации с изображением

старинных

велосипедов).

Познакомили

детей

с

историей

изобретения

велосипеда, дали сведения о Пензенских велосипедах. Помогли понять детям,

что человек - производитель всякого рода предметов.

«Моя родословная» данное мероприятие послужило формированию

представлению об изменении людей с течением времени, о том, что каждый

человек имеет свою историю. Расширили представления детей о мире

профессий через обращение к профессиям предков. Расширили словарный

запас детей.

Выставка магнитов с изображением городов нашей губернии. Было

предложено родителям вместе с детьми пройтись по нашим знаменитым

местам и принести в память об этом магнитики. Детям данное мероприятие

очень понравилось в очередной раз они посетили музеи, памятники г. Пензы.

Оформление газеты с родителями и детьми. Данное мероприятие

способствовало к умению восхищаться мастерством народных умельцев.

Экскурсия в библиотеку и знакомство с творчеством Пензенской

сказочницы, писательницы Анисимовой А.П. Дети познакомились с ее

произведениями, узнали очень многое о ее творчестве, поиграли в интересные

игры, которые она описывала в своих книжках.

Экскурсия в картинную галерею им. Савицкого вместе с родителями.

Детям рассказали историю картинной галереи, рассказали о картинах, о том,

что хотел художник изобразить, проводили с детьми различные игры.

Изготовление с родителями кукол – оберегов, вызвать интерес к старине,

показать, как менялась кукла со временем; научить делать куклы.

Чтение художественной литературы «Не мешайте, мне трудится Е.

Благина,

«Вместе

тесно,

а

врозь

скучно»

К.

Ушинский,

заучивание

стихотворение «Лучше нет родного края» П. Воронько.

Рисовали «Мой город», «Мой дом» - на своих рисунках дети изобразили,

что им больше всего запомнилось из рассказов про родной край.

Индивидуальные беседы с родителями «Рассказывайте детям об истории

родного города».

Вывод:

наши

предположения

оправдались

постепенно,

благодаря

систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому,

что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной

позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории,

традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими

свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На

этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного

возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Хочется вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского:

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый

садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на

протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о

воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.

Представленный

проект

ориентирован

на

педагогов

дошкольного

образования, детей старшего дошкольного возраста и их родителей, так как

только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к

положительным результатам работы.

Список использованной литературы

1.

Балина И.М., Ефремов Е.К., Иванова Л.Н. Сборник сценариев по

программе «Музей и культура».- Пенза, 1994.

2.

Белорыбкин Г.Н., Лебедев В.И. История Пензенского края с

древнейших времен до середины 19 в. Часть 1.- Пенза,1996.

3.

Вишневский К.Д., Инюшкин Н.М. Наследие. Культура Пензенского

края. – Пенза,1994.

4.

Годин В.С, Улицы Пензы. Справочник. – Саратов,1990.

5.

Горланов Г.Е. Очерки истории культуры Пензенского края.- Пенза,

1994.

6.

Гошуляк В.В. История Пензенского края. Кн. 1. – Пенза,1995

7.

Догаева В.П. Учебное пособие для учащихся 9-10 кл.- Саратов ,

1978.

8.

Ключевский В.О. История русского быта. Чтение в школе и дома-

М.,

9.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : учеб.пособие

для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.:

Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.

10.

Лебедев В.И. Легенда или быль.- Саратов , 1986.

11.

Лихачев Д. С. Письма о добром. – 4 изд., испр. и доп. – СПб.:

Нотабене, 1994. – 232 с.

12.

Любина

Г.А.

Почему

они

так

называются//

Дошкольное

воспитание. – 1996. - № 9,10.

13.

Мясников Г. Город- крепость Пенза.- Саратов,1989.

14.

Никонова

Л.Е.

Патриотическое

воспитание

детей

старшего

дошкольного возраста: пособие для педагогов. – Минск: 1991. – 112 с.

15.

Никонов В.А. Имя и общество.- М., 1974

16.

Пальман Л. М. Слово о родной земле: Хрестоматия .- Пенза, 1996.

17.

Поиски и находки: Из записных книжек краеведов.- Саратов 1984.

18.

Родиноведение: Учебное пособие по истории Пензенского края /

Подред. И.И. Пилезиной.- Пенза,1998.

19.

Сатина Е.В. Первые страницы истории: Учебное пособие для 1

класса.

20.

Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.



В раздел образования