Автор: Ирина Владимировна Архипова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Катюша" 19
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.
Раздел: дошкольное образование
Ирина Владимировна Архипова,
Воспитатель,
МБДОУ детского сада №19 г. Пензы «Катюша»
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с
окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Это
сложное
чувство
возникает
еще
в
дошкольном
детстве,
когда
закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и
формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим
ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст
как период становления личности имеет свои
потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств,
к которым и относится чувство патриотизма. В тоже время, у некоторых
дошкольников (6-7 лет) полностью отсутствуют правильные представления о
людях прошлого, об особенностях их жизни, даже если речь идет о ближайших
предках-прабабушках, прадедушках [15 стр.25].
Нельзя не отметить и то, что ребенок дошкольного возраста не в
состоянии
самостоятельно
«расшифровать»
достижения
человеческой
культуры. Он может делать это только при постоянной помощи руководстве со
стороны взрослого.
Понятие патриотизм
включает в себя чувство ответственности перед
обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине,
родной природе, толерантное отношение к другим людям [19 стр. 33].
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет
свои потенциальные возможности для формирования высших социальных
чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь
воспитания
многогранного
чувства
любви
к
Родине,
сначала
следует
представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без
какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. В
детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно
напитать
восприимчивую
душу
ребенка
возвышенными
человеческими
ценностями, зародить интерес к истории Пензенского края.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое,
трудовое,
умственное
воспитание.
В
процессе
такого
разностороннего
воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
В педагогическом аспекте под патриотическим
воспитанием мною
понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою
Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями
своего народа и его культурой. Тем более, что нам есть чем гордиться. К. Д.
Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища,
кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не
понимающий потребностей детства» [16 стр.87].
В своих знаменитых педагогических трудах еще В.А. Сухомлинский
говорил о том, что детство — это каждодневное открытие мира и поэтому
воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека
и Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Основополагающим
этапом при данной работе необходимо считать накопление социального опыта
дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих норм и правил,
знакомство с культурой. В первую очередь любовь к Родине начинается с
любви к малой родине [19, с. 11-12].
Актуальность
развития
познавательного
интереса
в
области
патриотического воспитания связана также с запросами общества, а именно,
чем шире, глубже и содержательнее знания детей о малой родине, о его
истории, культуре, природе, тем более успешными они окажутся в воспитании
любви к краю и Родине. Лихачев Д.С. говорил: «Если человек не любит, хотя
бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о
них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им
принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы,
пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если
человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило,
равнодушен к своей стране» [11, с. 74-76].
Патриотическое
воспитание должно носить комплексный характер,
пронизывать
все
виды
деятельности
дошкольника,
осуществляться
в
повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по
познанию
окружающего
мира.
Наличие
таких
деятельностей
является
непременным
условием
полноценного
патриотического
воспитания,
осуществляемого в системе.
В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми,
неполными. Проблема патриотического воспитания на сегодняшний день
актуальна, поэтому мы решили организовать совместный проект с родителями
и
детьми
о
патриотическом
воспитании
дошкольника.
Дети
старшего
дошкольного возраста мало знают о родном городе, особенностях народных
традиций. Задача педагога как можно раньше пробудить в детях любовь к
родной земле. Какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его
воображение от того зависит и становление личности дошкольника. Вот почему
нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашего
города.
Цель проекта: формирование у дошкольника чувства сопричастности к
истории
Пензенского
края,
формирование
гражданской
позиции,
патриотических чувств, любви к Родине.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
- вызвать у детей живой интерес к истории Пензенского края,
основываясь на организации эмоционально-образного восприятия тех или иных
исторических явлений, объектов;
- формировать у детей элементарные представления об историческом
прошлом родного края через историю людей, историю своего населенного
пункта, историю вещей.
- пробуждать и развивать у дошкольников чувство любви к родному краю
гордость за все, что создано талантливыми людьми, жившими раньше.
- формировать у ребенка чувство принадлежности к определенной
культуре, уважение к культурам других народов
- подвести детей к мысли, что они сами – часть истории, что они могут
быть создателями и творцами своей жизни.
При разработке системы деятельности по ознакомлению дошкольников с
историей Пензенского края учитывались следующие положения современной
детской психологии:
1.
Концепция А.В. Запорожца об амплификации развития ребенка
дошкольного возраста. Детское развитие не должно форсироваться, оно должно
обогащаться за счет резервов, присущих специфическим видам деятельности
дошкольника (игре, художественному творчеству, общению) [3 стр. 25].
2.
Современная теория о проблематизации культуры как ведущего
условия психического развития человека (В.А. Давыдов, Т.В. Кудрявцев).
Присвоение культуры рассматривается как творческий процесс, в ходе
которого у ребенка закладываются, развиваются и проявляются важнейшие
созидательные
способности
–
продуктивное
воображение,
постигающее
мышление, ориентация на позицию другого, элементы рефлексии [5 стр. 65].
3.
Идея
единства
личности
и
среды
Л.С.
Выготский,
изучая
возможности эффективного влияния среды на ребенка, отмечал, что силы
среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка.
То есть мало, например, «построить» в группе детского сада «избу», важно
пробудить интерес детей к самобытности родной культуры, вызвать чувство
восхищения, «святости», восторженного отношения к результату человеческого
труда [19 стр. 84].
Методологической основой моего опыта являются положения:
- о самоценности дошкольного
периода в развитии ребенка (А. В.
Запорожец) [5стр 32].
- о ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека (Б.
Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев) [20стр. 34].
В результате нашей работы мы оформили проект
«Пройдись по
Пензенскому краю».
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста и
представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с
детьми по нравственно – патриотическому воспитанию. Создания условий для
формирования гражданских и патриотических
чувств дошкольников через
обращение к памяти об историческом прошлом нашего края, привлечение
родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения
родного города, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного
отношения к традициям своего народа.
Формы реализации проекта:
-специально организованные занятия
-экскурсии,
-беседы;
-игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театральные т. д)
- продуктивная деятельность,
-чтения произведений художественной литературы, фольклора;
-прослушивание и изучение музыкальных произведений;
- праздники.
Содержание работы по реализации поставленных задач, я выстроила по
следующим этапам:
1й этап - «подготовительный»
Цель:
подготовка
условий
к
реализации
проекта
«Пройдись
по
Пензенскому краю».
Задачи:
-проанализировать
материально-технические
условия
реализации
проекта;
-подобрать наглядный материал: иллюстрации, плакаты, фотографии,
книги энциклопедии, авторские книги;
-собрать информацию о Пензе, ее знаменитых жителях и гостях;
-просмотреть презентацию «Прогулки по Пензе», целью которой является
расширить интерес к исследовательской деятельности, которая предполагает
получение ответа на вопрос о том, что нужно знать о своем городе.
-познакомить детей с историей возникновения города на Суре.
2-й этап - «практический»
Цель: реализация проекта по нравственно - патриотическому воспитанию
«Пройдись по Пензенскому краю».
Задачи:
-создание развивающей предметно пространственной среды;
-отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и
методы воспитательного воздействия;
-разработать
методические
рекомендации
по
нравственно-
патриотическому воспитанию;
-расширять и укреплять связи и отношения учреждений образования
детей и культуры, детской библиотекой, музеем города;
-вовлекать
в
систему
нравственно-патриотического
воспитания
представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- проводить мониторинг реализации проекта.
3-й этап - «итоговый»
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
- обобщить результаты работы;
- провести коррекцию затруднений в реализации проекта
- спланировать работу на следующий год.
В результате реализации проекта ожидается сформированность общих
представлений:
-об изменении людей, мест, предметов с течением времени;
-о важных датах и событиях прошлого, которые люди отмечают и
празднуют.
На первом этапе мы
пересмотрели все темы недели, включили
образовательные задачи по патриотическому воспитанию в планирование
тематических
недель.
Осуществили
анализ
целей
и
задач
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования,
оценили
и
интерпретировали
результат
психолого-педагогической
диагностики
актуального состояния и развития (ценностные представления,
умения,
отношение) начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста,
на
основе
адекватно-подобранных
диагностических
методик.
Выявлено
актуальное состояние и развитие детей, которое соотносилось с планируемым
(прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по
окончанию
данного
возрастного
периода.
Определили
направления
образовательной
деятельности,
которые
необходимо
предусмотреть
(предвидеть) в ходе реализации проекта. А также был определен ожидаемый
социально-значимый результат.
На втором этапе мы провели такие мероприятия, как:
Путешествие на машине времени: знакомили детей с фотографиями
старого города, улицами, транспортом, людей прошлого века и современных
домов. Дети вместе со мной моделировали одну из старых улиц города. Целью
данной работы было, чтобы дети имели представление о том, каким был город
в прошлом.
«О чем рассказывают памятники?» оформление папки – передвижки.
Данная работа помогла сформировать представление о том, что исторические
памятники - это своеобразный рассказ о прошлом. По ходу рассказов о
памятниках, обращала внимание детей на то, что памятники нужно беречь, если
они исчезнут, мы ничего не сможем узнать о прошлом города, страны.
Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами
русского быта. Родители приносили в уголок народного творчества глиняную
посуду (горшок, кубышку, кувшин, чашку) – показывали детям, что история
возникновения и форма обусловлены назначением посуды, воспитывали
бережное отношение к предметам исторической культуры.
Оформили альбом «История велосипеда» (иллюстрации с изображением
старинных
велосипедов).
Познакомили
детей
с
историей
изобретения
велосипеда, дали сведения о Пензенских велосипедах. Помогли понять детям,
что человек - производитель всякого рода предметов.
«Моя родословная» данное мероприятие послужило формированию
представлению об изменении людей с течением времени, о том, что каждый
человек имеет свою историю. Расширили представления детей о мире
профессий через обращение к профессиям предков. Расширили словарный
запас детей.
Выставка магнитов с изображением городов нашей губернии. Было
предложено родителям вместе с детьми пройтись по нашим знаменитым
местам и принести в память об этом магнитики. Детям данное мероприятие
очень понравилось в очередной раз они посетили музеи, памятники г. Пензы.
Оформление газеты с родителями и детьми. Данное мероприятие
способствовало к умению восхищаться мастерством народных умельцев.
Экскурсия в библиотеку и знакомство с творчеством Пензенской
сказочницы, писательницы Анисимовой А.П. Дети познакомились с ее
произведениями, узнали очень многое о ее творчестве, поиграли в интересные
игры, которые она описывала в своих книжках.
Экскурсия в картинную галерею им. Савицкого вместе с родителями.
Детям рассказали историю картинной галереи, рассказали о картинах, о том,
что хотел художник изобразить, проводили с детьми различные игры.
Изготовление с родителями кукол – оберегов, вызвать интерес к старине,
показать, как менялась кукла со временем; научить делать куклы.
Чтение художественной литературы «Не мешайте, мне трудится Е.
Благина,
«Вместе
тесно,
а
врозь
скучно»
К.
Ушинский,
заучивание
стихотворение «Лучше нет родного края» П. Воронько.
Рисовали «Мой город», «Мой дом» - на своих рисунках дети изобразили,
что им больше всего запомнилось из рассказов про родной край.
Индивидуальные беседы с родителями «Рассказывайте детям об истории
родного города».
Вывод:
наши
предположения
оправдались
постепенно,
благодаря
систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому,
что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной
позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории,
традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими
свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На
этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного
возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Хочется вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского:
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый
садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на
протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о
воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
Представленный
проект
ориентирован
на
педагогов
дошкольного
образования, детей старшего дошкольного возраста и их родителей, так как
только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к
положительным результатам работы.
Список использованной литературы
1.
Балина И.М., Ефремов Е.К., Иванова Л.Н. Сборник сценариев по
программе «Музей и культура».- Пенза, 1994.
2.
Белорыбкин Г.Н., Лебедев В.И. История Пензенского края с
древнейших времен до середины 19 в. Часть 1.- Пенза,1996.
3.
Вишневский К.Д., Инюшкин Н.М. Наследие. Культура Пензенского
края. – Пенза,1994.
4.
Годин В.С, Улицы Пензы. Справочник. – Саратов,1990.
5.
Горланов Г.Е. Очерки истории культуры Пензенского края.- Пенза,
1994.
6.
Гошуляк В.В. История Пензенского края. Кн. 1. – Пенза,1995
7.
Догаева В.П. Учебное пособие для учащихся 9-10 кл.- Саратов ,
1978.
8.
Ключевский В.О. История русского быта. Чтение в школе и дома-
М.,
9.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика : учеб.пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.:
Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
10.
Лебедев В.И. Легенда или быль.- Саратов , 1986.
11.
Лихачев Д. С. Письма о добром. – 4 изд., испр. и доп. – СПб.:
Нотабене, 1994. – 232 с.
12.
Любина
Г.А.
Почему
они
так
называются//
Дошкольное
воспитание. – 1996. - № 9,10.
13.
Мясников Г. Город- крепость Пенза.- Саратов,1989.
14.
Никонова
Л.Е.
Патриотическое
воспитание
детей
старшего
дошкольного возраста: пособие для педагогов. – Минск: 1991. – 112 с.
15.
Никонов В.А. Имя и общество.- М., 1974
16.
Пальман Л. М. Слово о родной земле: Хрестоматия .- Пенза, 1996.
17.
Поиски и находки: Из записных книжек краеведов.- Саратов 1984.
18.
Родиноведение: Учебное пособие по истории Пензенского края /
Подред. И.И. Пилезиной.- Пенза,1998.
19.
Сатина Е.В. Первые страницы истории: Учебное пособие для 1
класса.
20.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.