Автор: Васильева Елена Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия "Эврика"
Населённый пункт: город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Технология визуализации"
Раздел: дошкольное образование
СЛАЙД 1 Название
Добрый день!
Позвольте представить вашему вниманию опыт работы с детьми с ОВЗ с использованием
«Технологии визуализации».
СЛАЙД 2
Тема выбрана не случайно, так как в своей практике часто сталкиваюсь со следующими
ситуациями, пример которой сейчас приведу.
Обычно в начале рабочей недели я интересуюсь у детей, как они провели выходные.
Спрашиваю Максима, из старшей группы, он отвечает: «Я все выходные общался с Алисой».
- ???, - удивление/недоумение. У него два брата. Кто такая Алиса?
… Ну, вы, наверное, уже догадались с какой Алисой он общался. Сейчас и я с ней знакома. Ее
стиль общения и манеры, не произвели на меня впечатление, но заставили задуматься…
СЛАЙД 3 ДИАГРАММА
Все мы знаем, что речь у детей развивается под влиянием окружения. Отсутствие свободного
времени у взрослых, замена реального/ живого общения гаджетами, приводит к весьма печальным
последствиям. Посмотрите на диаграмму: в своей практике, из года в год, отмечаю увеличение
количества детей, с нарушениями речи.
СЛАЙД 4
Исследования ученых разных стран также доказывают негативное влияние электронных
девайсов на развитие высших психических функций: памяти, мышления, воображения, речи,
внимания. Их чрезмерное использование приводит к снижению умственной работоспособности,
критического мышления, утрате способности к анализу.
Бесспорно, информационно-коммуникативные технологии уже стали неотъемлемой частью
нашей реальности, настолько привычной и необходимой, что мы и представить себя не можем без
них. И говорить о том, что они – абсолютное зло – неправильно. Кроме того, современный уровень
развития образования, в том числе и дошкольного, предполагает активное их использование во всех
направлениях работы. Но считаю, что моя задача как логопеда, педагога, научить детей получать
удовольствие от реального, живого общения, умения создавать игровые ситуации для досуга и
занятий.
СЛАЙД 5 гипотеза, новизна
Но как же этого достичь? В современном мире люди постоянно находятся в потоке различной
информации, и дети – не исключение. Как заинтересовать ребенка, а также и его родителей
выполнением рекомендаций по развитию речи, когда вокруг много яркого и привлекательного
контента?
Моё внимание привлекла технология визуализации,
а конкретно, приемы кроссенс и
сторителлинг. Думаю, многие слышали о них.
СЛАЙД 6 ожидаемые результаты
Заинтересовали они меня тем, что помимо развития речи, эти приемы позволяют ребенку
использовать весь накопленный опыт по познавательной, игровой деятельности, при этом развивают
фантазию и воображение, творческое и логическое мышление,
способствуют преодолению
трудностей, а также учат анализировать, доказывать и выражать свою точку зрения.
СЛАЙД 7 цель задачи использования приемов
Применение данных приемов возможно в любой образовательной и досуговой деятельности с
детьми, а также с родителями и педагогами.
Сегодня
сторителлинг
и
кроссенс
применяются
при
активном
использовании
мультимедийных технологий, а значит, могут без труда использоваться педагогами как в очном, так
и в дистанционном формате обучении.
Познакомимся с ними поближе.
СЛАЙД 8
Слово кроссенс можно перевести, как пересечение смыслов. Это головоломка, которую
предстоит разгадать. Кроссенс представляет собой поле из девяти квадратов, заполненных
изображениями. Каждое изображение имеет между собой ассоциативную связь с предыдущим и
последующим.
СЛАЙД 9
Различают два вида кроссенса:
•
базовый - изображения несут прямой смысл и его нужно просто объяснить;
•
кроссенс высокого уровня образуется на основе замены прямых образов косвенными,
такой кроссенс нужно разгадывать.
Чтобы решить или прочитать кроссенс нужно двигаться от верхнего левого изображения к
изображению в центре по улитке.
СЛАЙД 10
Решение кроссенса это дискуссия, викторина и мозговой штурм одновременно. Наиболее
продуктивно использование кроссенса на подгрупповых занятиях, т.к. в это время дети учатся
взаимодействовать, работать в коллективе, перенимать опыт своих сверстников, а не только
взрослых, тем самым воспитывается толерантность, возникает интерес к чужому мнению, чужой
позиции.
СЛАЙД 11
Большую роль в развитии речи детей играет формирование коммуникативной компетенции,
которую можно отрабатывать при помощи приёма визуализации – сторителлинг, вызвавший
огромный интерес у моих воспитанников. Он раскрывает у детей творческие способности,
познавательный интерес. Все мы, так или иначе, используем сторителлинг.
Мы рассказываем истории, разговаривая по телефону со своими друзьями: «Ты ни за что не
поверишь, что со мной приключилось сегодня!..». Дети рассказывают о том, что происходило в
детском саду, на улице; о тех вещах, которые кажутся им смешными или забавными. Если
«рассказывание и выслушивание историй» настолько естественно для человека любого возраста, то
обязательно нужно использовать это в обучении детей.
Изначально, сторителлинг нашел активное применение в продаже, бизнесе, маркетинге,
именно в той деятельности, где важно влияние на аудиторию. Сейчас этот прием активно
используется в образовании.
СЛАЙД 12 виды
В работе с дошкольниками используют три вида сторителлинга: классический, активный,
цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация или вымышленная история рассказывается
самим взрослым. Дети только слушают и воспринимают информацию.
В цифровом сторителлинге - рассказывание истории дополняется визуальными компонентами
(видео, инфографика).
В активном сторителлинге слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и
пересказа историй.
СЛАЙД 13 структура
Это истории с конкретной структурой, которую вы видите на экране, и интересным героем.
Каждый ребенок рассказывает историю с позиции своего жизненного опыта, наделяет героев
истории своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами, приобретают способность мысленно
действовать в воображаемых обстоятельствах.
СЛАЙД 14 ФГОС ДО
Таким образом, используя сторителлинг и кроссенс в работе с детьми, мы развиваем у них
различные умения, которые соответствуют ожидаемым результатам и целевым ориентирам.
СЛАЙД 15 работа с родителями и педагогами
Приемы кроссенс и сторителлинг заинтересовали так же и других педагогов, и родителей.
Были организованы ознакомительные мастер-классы и семинары-практикумы, после которых
родители стали не только активными помощниками, они включились в процесс создания кроссенсов,
закрепления материала, придумывания историй. Педагоги используют эти приемы в своей работе с
детьми.
СЛАЙД 16 фото с детьми
Результаты использования Технологии визуализации можно увидеть при подготовке детей к
публичным выступлениям, успешной презентации ими различных проектов на исследовательских
конференциях и конкурсах, где ребята читают стихи, участвуют в театрализованных постановках,
инсценируя истории, составленные по структуре сторителлинга, составляют кроссенсы на
определенную тематику, участвуют в разработке интерактивных игр по произведениям о войне,
рассказывают о своих семейных традициях и обычаях, и о традициях других национальностей, в том
числе о коренных жителях Севера ….
СЛАЙД 17 ДИАГРАММА
начало
учебного
года
середина
учебного
года
конец
учебного
года
0
20
40
60
80
100
0
3
20
60
80
77
40
17
3
Мониторинг усвоения ООП ДО
«Речевое развитие»
высокий %
средний %
низкий %
Практика показала, что использование данных приемов повышает эффективность обучения
детей,
в
том
числе,
логопедического
коррекционного
воздействия,
позволяет
оживить
образовательную
деятельность,
сделать
её
увлекательной
и
эмоциональной;
приближают
современных дошкольников к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования.
СЛАЙД 18
Голосовые помощники совершенствуются. Алиса терпеливо отвечает на многочисленные
детские вопросы, поет песни, рассказывает сказки. Но это взаимодействие обезличено. Оно
представляет собой заранее разработанный алгоритм, идет по общей схеме. Подобное общение не
поддерживает детскую индивидуальность, тормозит развитие творческого начала.
СЛАЙД 19
Особо подчеркну, что это общение не окрашено эмоционально, не предполагает реагирование
на скрытые смыслы, возникающие в ситуации. Важно, чтобы была обратная связь, которая позволяла
бы ребенку развиваться дальше в понимании социального мира: узнавать о чувствах и эмоциях
людей, об отношении к различным сторонам жизни, ценностям, принятым в обществе.
СЛАЙД 20литература
Я благодарю вас за внимание.