Напоминание

Занятие по экологии в подготовительной группе "Враг природе-мусор"


Автор: Трущикова Лидия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №24
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятие по экологии в подготовительной группе "Враг природе-мусор"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие по экологии в подготовительной группе

"Враг природе - мусор"

Цель: Закрепить и расширить знания воспитанников о правилах поведения

на природе;

Задачи:

Формировать навыки практического взаимодействия с мусором: умение

сортировать мусор, уменьшать объем мусора;

Закрепить знания о том, сколько времени разлагается каждый вид мусора;

Развивать речь воспитанников: обогащать словарный запас, учить отвечать

полным ответом, активизировать мышление;

Воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с

правилами поведения на природе друзей, родителей.

Материалы и оборудование:

Различные виды мусора: 2 банки: с чистой водой и с грязной, в которой

плавает мусор; 3 контейнера с обозначением вида мусора: пластик,

алюминий, бумага; 2 поддона с почвой: на одном –почва с травой и с

цветами, на другом - пожухлая трава под мусором.

Костюмы: Королевы природы, «Свод золотых правил» королевства природы;

Полоски ткани, голубого и зеленого цвета, имитирующие речку и полянку;

Формы и методы, применяемые на занятии:

Сюрпризный момент: появление Королевы природы;

Игровой момент: поиск пропавших правил поведения на природе.

Исследовательская деятельность: сравнение чистой и грязной воды,

фильтрация грязной; сравнение цветущей полянки и полянки под мусором.

Трудовая деятельность: сбор, уменьшение мусора в объеме, сортировка

мусора.

Продуктивная деятельность: Рисование «Экологический знак».

Использование художественного слова: чтение стихотворения М. Усачева

«Мусорная фантазия».

Предварительная работа:

Беседы о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден

мусор и т. д.

Чтение и обсуждение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия».

Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.

Ход занятия:

Группа воспитанников собралась отдохнуть на природе.

Воспитатель: Ребята, наконец-то мы собрались отдохнуть на природе. На

природе так здорово! Красивый лес, чистые полянки, прозрачная речка,

свежий воздух, птицы поют. Отдохнем, наберемся сил и здоровья.

(Идут и поют под музыку песню «Вместе весело шагать по просторам»).

Вдруг ребята видят перед собой кучу мусора

Королева природы: Здравствуйте, ребята! Я Королева природы! У меня

очень грустное настроение. В моем Королевстве большая беда: чистых

городов, лесов, рек уже не осталось. Кругом один мусор. Я хочу защитить

свою природу, так как от этого зависит здоровье жителей королевства. Я

разработала «Свод золотых правил» поведения на природе. Эти правила

никто не должен был нарушать. Но мои золотые правила пропали, и жители

забыли про них. И помочь мне не кому.

Воспитатель: Ребята! Как некому! А мы? Давайте отложим свой отдых и

отправимся в Королевство природы наводить порядок, поможем Королеве

отыскать правила поведения. Дети садятся за столы.

Королева природы: Чтобы отыскать первое правило, необходимо решить

одну проблему. У меня есть фотографии моего леса и реки.

Воспитатель: Посмотрите на фотографии что там изображено. (ответы)

Посмотрите, в одной банке у меня вода из чистой речки, а другой – вода из

речки, в которой был мусор. Чем отличается вода в банках? (ответы)

Могут в такой грязной воде жить и развиваться рыбки, растения? (ответы)

А теперь понюхайте воду в банках! (ответы)

Правильно, ребята, грязная вода плохо пахнет.

Хотели бы вы искупаться в такой речке? (ответы)

Воспитатель: В грязной воде купаться запрещено!

Что нужно сделать, если вы заметили мусор в водоеме? (ответ)

Воспитатель: Правильно, ребята! Водоемы от мусора необходимо очищать.

Давайте и мы поможем «речке» - очистим грязную воду из банки.

(Пропускают воду с мусором через фильтр.) (Очистив «речку», ребята

находят первое правило) .

Королева природы:

А вот и первое правило:

Если чистый водоем,

хорошо купаться в нем.

Воду вы не загрязняйте, в неё мусор не бросайте!

Королева природы: Ребята, когда в моем королевстве жили по правилам, то

всюду была такая красота и чистота: кругом росли цветы, зеленела травка,

щебетали птички, воздух был свежий. А теперь кругом свалки, кучи мусора,

запах плохой, птицы улетели в другие королевства. Давайте продолжим

искать правила поведения. Ребята, я захватила вам образцы почвы.

Воспитатель: Посмотрите, на одном поддоне –мини-полянка с сочной

травкой, с цветами. На другом - почва с редкой, пожухлой травой, на ней

находится мусор: консервная банка, пакет из-под кефира, металлическая

крышка, пластиковые стаканчики. Сравните эти полянки.

Ребята, в чем отличие травы под мусором?(ответы)

Как вы думаете, почему под мусором трава пожухлая, желтая, низкая, чего ей

не хватает? (Ответы) Находят под вторым поддоном второе правило.

Королева природы:

Правильно, ребята! А вот и второе правило поведения!

"Мусор на поляне траве расти мешает,

из-за него растениям света не хватает.

Люди, мусор не бросайте,

жизнь растений уважайте!

Оставлять мусор нельзя.

Не поленимся друзья!

Мусор тут в лесу чужой,

заберем его с собой».

Королева природы: Когда жители моего королевства природы жили по

правилам – они мусор перерабатывали. И мусор не накапливался. Из него

получали новые полезные предметы. Прежде, чем выбросить, его

сортировали – мусор из разного материала собирали в разные контейнеры.

Это облегчало его переработку. Правила пропали, жители о них забыли – и,

вот результат. Смотрите: перед вами полянка, оставленная жителями моего

королевства после отдыха. Отдыхать, конечно, надо! Поиграть и

порезвиться. И наесться, и напиться. Но… вокруг остались банки, целлофан,

железки, склянки!

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим мусор на полянке.

(Рассматривают и называют виды мусора) .

Воспитатель: Почему нельзя оставлять мусор на земле?

Ответы: Мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и

окружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло,

особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни

лет. Пластиковые бутылки долго не разлагаются. Деревянные, картонные и

бумажные предметы, разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы

они не портили внешний вид природы.

Воспитатель: Сколько времени бумага и картон будут портить внешний вид

нашей планеты? (2 месяца)

Как долго не будет разлагаться алюминиевая банка?(500 лет)

Сколько лет пролежит на земле пластиковая бутылка? (200 лет)

Королева природы: Молодцы! А вот и третье правило! (Находят в куче

мусора) .

«Каждую бумажку, бутылку, жестянку

Надо в отдельный контейнер кидать.

Только когда осушив эту свалку,

Мы ощутим чистоты благодать! »

Воспитатель: А теперь, ребята, рассортируйте мусор по контейнерам.

(Начинают сортировать мусор и тут же находят правило) .

Королева природы: Ребята, посмотрите, мусора много, а контейнеры не

очень большие. Как же поступить? А вот и подсказка – четвертое правило.

(Находят под одним из контейнеров).

"Мусор целым не бросайте.

Его объемы уменьшайте,

Если можно, измельчайте! "

Ребята собирают и сортируют мусор с учетом этого правила.

Воспитатель: Как много мы с вами узнали! Давайте вспомним где мы были,

что делали, какие правила поведения на природе мы теперь запомним

навсегда, и как много нам надо сделать на нашей планете, чтобы она

оставалась чистой.(Ответы ребят: скопление мусора – это большая проблема,

которую нужно решать всем людям;

надо всем учиться сортировать мусор из разного материала; уменьшать его

объем; перерабатывать мусор, чтобы он не накапливался; надо беречь и

охранять природу и т. д.)

Воспитатель: Правильно, ребята! И напоминать об этом своим родителям,

своим друзьям и знакомым. А сейчас давайте обратимся ко всем детям с

призывом в виде стихотворения Максима Усачева Mусорная фантазия. (Дети

рассказывают стихотворение)

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -

Пострашней произойдут беды на планете:

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...-

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок -

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?..

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Воспитатель: Ребята давайте и мы сделаем полезную вещь. Нарисуем

экологический знак, предупреждающий о том, что нельзя, мусорить, где

попало, и раздадим эти знаки жителям королевства. Чтобы они больше не

теряли правила поведения. Раздаются фломастеры и готовые эмблемы. Дети

рисуют любое правило.

Королева природы: Дорогие ребята! Вы помогли мне найти потерянные

правила поведения жителей на природе, собрали и рассортировали весь

мусор. Нарисовали экологические знаки. Теперь в моем королевстве будут

чистые речки, леса, красивые поляны, свежий воздух. Скоро птицы вернутся

и защебечут. Спасибо Вам большое. Разрешите мне вручить вам памятные

медали за спасение природы!



В раздел образования