Автор: Баланичева Нина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №26 компенсирующего вида " г. Орла
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности
Тема: "Прогулка в зимний лес".
Раздел: дошкольное образование
Цель: Применение здоровьесберегающих технологий в процессе развития
речи у детей с ТНР; воздействие массажного мячика Су-джок на
биологически активные точки кистей рук, стимулирующие речевые
зоны коры головного мозга.
Коррекционно-образовательные задачи:
– Уточнение, расширение, активизация словаря по теме: «Дикие животные
зимой».
– Закрепление умений согласовывать существительные с прилагательными.
– Совершенствование навыков связного рассказывания, отгадывания загадок.
Коррекционно-развивающие задачи:
– Развивать зрительное, слуховое внимание, артикуляционный аппарат,
мелкую и общую моторику, речевое дыхание, координацию речи с
движением, развивать память, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание беречь своё здоровье с детства, формировать
доброжелательное отношение друг к другу, к обитателям леса.
Воспитывать интерес к упражнениям с массажным мячиком Су-джок,
побуждать эмоционально откликаться на происходящее.
Оборудование:
Ёлки, норка ёжика, костюм ёжика.
Проектор, экран, картинки диких животных.
Подушечки (пенёчки, поваленное дерево).
Пазлы «Ёжик», «Белочка».
Массажные шарики «Су-Джок», пружинки для массажа.
1
Звучит спокойная музыка, дети входят в группу.
Воспитатель: Сегодня у нас с вами занятие необычное, а необычное
оно потому что к нам пришли гости.
Вы пришли сегодня к нам
Рады мы всегда гостям.
Воспитатель: Дети, давайте с гостями поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
– Кто из вас знает, что означает слово «Здравствуйте!»
– Правильно. Слово «Здравствуйте» означает «будьте здоровы!»
А это значит вы желаете здоровья тому, кого вы приветствуете.
– Дети, посмотрите, какое сегодня чудесное утро!
Я улыбаюсь вам, а вы улыбаетесь мне и друг другу. Как хорошо, что
мы сегодня все вместе! Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.
Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть,
доброту и красоту сегодняшнего утра. А выдохните через рот все обиды и
огорчения (Дети делают вдох и выдох 3 раза).
– Ребята, покажите мне ваши глазки, в ваших глазах столько много
добринок. Вы такие добрые, посмотрите друг на друга, поделитесь своими
добринками, а теперь, пожалуйста, посмотрите на гостей, улыбнитесь и
поделитесь с ними своими добринками.
– А теперь, всё внимание на меня.
– Ребята, на электронную почту д/с пришло письмо:
«Дорогие ребята, в лес зимою на прогулку
Приглашаем вас пойти
Интересней приключенья вам, ребята, не найти!
Вы загадки отгадайте
Кто письмо прислал узнайте!»
– Вы готовы?
– Тогда закроем глаза и произнесем слова:
«С ветерком я подружусь, в зимнем лесу сейчас окажусь»
2
Давай погуляем по тропинкам.
По тропинкам мы идём
(Маршируют)
Снег, метели нипочём
(Имитация сметания снега)
В морозный день идти не лень.
(Руки вверх)
Мы сугробы перепрыгнем,
(Прыжки вверх)
Под корягой проползём
(Шаги в полуприсяде)
А под елью отдохнём
(Сидим на корточках)
И опять шагать начнём
(Маршируют)
– Посмотрите, какой красивый зимний лес.
Дети: Всё засыпано снегом
Лес будто спит под белым пуховым одеялом.
– Совершенно верно.
– Давайте с вами поиграем в игру «Какой? какая?»
– Зима какая? (Тёплая, суровая, холодная, снежная).
– Мороз какой? (Сильный, слабый, трескучий).
– Снег какой? (Белый, пушистый, блестящий).
– Ветер какой? (Тихий, сильный, ледяной, колючий).
– А какая сегодня погода? (Солнечная, со слабым ветром, теплая).
– Ребята, вы устали пока или давайте присядем на поваленное дерево,
пенёчки и немножко отдохнём, только смахните с них снег.
– Молодцы, присели.
– Ребята, а как вы думаете, кого мы можем встретить в лесу?
– Диких животных.
– Почему их называют дикими?
– Потому что человек за ними не ухаживает, они сами себе добывают
пищу, ухаживают за своими детёнышами.
3
– Дети, как себя нужно вести в лесу, вы знаете?
– Нельзя ломать ветки, сорить, кричать, а то можем напугать лесных
жителей.
– А вот и первый лесной житель, чтобы его увидеть вы должны
правильно отгадать загадку:
Пушистый хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко
Ну, конечно это ... (белка)
(На экране появляется белка)
– Молодцы, правильно.
– А теперь немного расскажите про неё.
– Белочка не боится зимы. Всё лето она была рыженькая, а теперь
серая, чтобы быть не так заметной среди деревьев. Питается она орехами,
шишками, грибами. Хвост у белки, как парашют.
Она прыгает с дерева на дерево, распушив хвост. Живет белка в дупле,
а когда сильные морозы, она своим хвостиком закрывает вход в дупло и так
спит.
Белка, белка озорница
Ну и прыгать мастерица.
Приглашает всех ребят
С ней немножко поиграть,
Язычок наш поразмять.
Артикуляционная гимнастика
Маленькая белочка
Спала в тёплом дупле
(Широко открыть рот,
язык расслаблен)
Вот она проснулась
(«Лопаточка»)
И весело нам улыбнулась
(«Улыбка»)
Почистила зубки
(«Чистим зубы»)
Прополоскала ротик
(«Полоскание рта»)
Пощелкала орешки
(Толкать язычок в одну щеку, то в
другую)
Подняла высоко свой хвост
(«Ставить язык горкой»)
И
пошла
гулять,
попрыгала
по
4
веткам
Вверх-вниз, вверх-вниз
(Здоровается с верхней и нижней губой)
Поболтала с воробьём
(«Болтушка»)
Устала. Вернулась в дупло
И прилегла отдохнуть.
(Рот открыт, язык расслаблен)
– Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь давайте с вами тихонько
побродим по лесу, вдруг кого-нибудь увидим ещё.
– Отгадай загадку:
Комок пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку (заяц)
(На экране появляется заяц)
Верно. Немного расскажите про него.
Заяц летом серый, а к зиме меняет шубку на белую, чтобы быть не так
заметным на снегу.
Он боится волка и лису. Заяц быстро бегает и умеет запутывать следы.
У него длинные и сильные задние лапы. Заяц домика не имеет, днём спит под
кустом, а ночью выходит добывать себе еду (обгладывает кору с веток). В
сильные морозы зарывается в сугроб – там теплее и так спит.
Воспитатель: Ребята, посмотрите выглянуло яркое солнышко и от
солнца и мороза снег искрится, слепит вам глазки, чтобы глаза не уставали,
давайте сделаем для них гимнастику «Солнечный зайчик».
Солнечный мой заинька (Вытягиваем вперед ладошку)
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька (
Поставить на ладонь указательный палец другой руки
)
Маленький как крошка
Прыг на носик, на плечо
Ой, как стало горячо
Прыг на лобик и опять
На плече давай скакать
(Следить взглядом за движениями пальца:
к одному плечу, к другому)
Вот закрыли мы глаза (Закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
5
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает (Широко раскрыть глаза).
Пока мы играли с солнечным зайчиком к нам кто-то тихонько
подкрался, а кто отгадайте сами?
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса,
А зовут её ... (лиса)
(На экране появляется лиса)
– Расскажите немного о лисе.
Лиса устраивает своё жилище в норах. Идёт лиса тихо, не слышно.
Считают, что лисицы охотятся на зайцев, но лисе трудно догнать зайца, а вот
мышей она ловит очень проворно. Она любит доставать их из-под снега. У
лисы очень хороший слух, она слышит как мыши возятся и пищат, и
начинает лапами разгребать снег. Этим приносит пользу.
П/ч «Хитрая лиса»
– Посмотрите, а кто там идет с другой стороны
День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет
Ходит-бродит он молчком
Уши серые торчком ... (волк)
(На экране появляется волк)
– Что вы знаете про волка?
Волк – сильный, выносливый хищник. У него острое зрение и
прекрасный слух. Волк тоже готовится к зиме. Шерсть за лето и осень
отрастает и становится густой и теплой. Это волку необходимо, ведь он спит
прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями –
это волчья стая. Охотятся они на кабанов, зайцев, косуль. В поисках пищи
они пробегают много километров. Живут в логове.
6
Дети, вы заметили, как в лесу потеплело, пригрело солнышко и
появились проталинки. И к нам идет, ещё один лесной зверь, вы его узнаете,
отгадав следующую загадку:
Он со всех сторон колючий,
На нем иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, черный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек
Ты его не бойся, это ... (ёжик)
Появляется ребёнок в костюме ёжика (грустный).
Ёжик: Здравствуйте! Пригрело солнышко, вокруг моего домика начало
таять, закапала капель и я проснулся, пошел гулять и
заблудился. Хотите узнать как это было, послушайте и помогите
мне про это рассказать.
7
Дети садятся вокруг стола, берут шарики Су-джок и рассказывают по-
очереди сказку и выполняют вместе движения.
Сказка: Жил да был ёжик в лесу, в своём домике-норке (зажать шарик в
ладошке).
Выглянул ёжик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и
увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну
ладошку веером) и решил погулять по лесу.
Покатился ёжик по прямой дорожке (прямые движения по ладошке).
Катился-катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки
соединить в форме круга).
Стал сухие листочки нюхать (прикасаться колючками шарика к
кончику пальца и делать глубокий вдох).
Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом,
нахмуриться) и пошёл дождь со снегом, а когда закончился, то, на полянке
появились огромные лужи. Ёжик увидел красные яблоки, ему захотелось
обрадовать маму и отнести их домой.
Он хотел их аккуратно насадить на иголки (каждый кончик пальчика
уколоть шипами шарика), но у него ничего не получилось, яблоки
развалились. И ёжик грустный побежал домой (прямыми движениями по
ладошке раскатывать шарик). А тут ему встретились ребята.
Воспитатель: Ёжик не переживай, давай с нами лучше поиграем с
пружинкой, сделаем пальчиковую гимнастику.
– Мальчик-пальчик, где ты был?
(Надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
– С этим братцем в лес ходил,
(...................................... на указательный палец)
– С этим братцем щи варил
(...............................................на средний палец)
– С этим братцем кашу ел
(....................................... на безымянный палец)
– С этим пальцем песни пел
(...................................................... на мизинец).
8
Ёжик: Спасибо, вы меня научили в интересную игру играть.
Воспитатель: А хочешь, ёжик, мы тебе твой портрет сделаем на
память?
Ёжик: Да, очень хочу, но только моей подружке белочке сделайте
тоже, пожалуйста.
(Дети, разделившись на 2 команды, собирают пазлы).
(Проверка результатов)
Ёжик: Дети, какие вы молодцы, я у вас многому научился и мне стало
весело, хочется улыбаться и танцевать.
Воспитатель:
Нельзя сдерживать порывы, идущие от души, так
танцуй.
Танец «ёжика»
(под песню «Улыбка»)
Воспитатель: Спасибо тебе ёжик, ты доставил нам удовольствие,
заставил нас улыбаться.
Мы тебе подарим яблоки, чтобы ты смог угостить свою
маму.
Ёжик: Спасибо! До свидания. До встречи весной!
Воспитатель:
Ну вот мы попрощались с ёжиком и нам пора
возвращаться в д/с. Давайте закроем глаза и произнесем
«С ветерком я подружусь, в нашей группе окажусь».
Воспитатель: Дети, вам понравилась наша прогулка в зимний лес?
Так кто же нам прислал письмо?
Расскажите,
что
вам
больше
всего
понравилось?
(Ответы детей).
9