Автор: Фадеева Жанна Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад 455
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Зачем логопед дает домашнее задание?"
Раздел: дошкольное образование
Зачем логопед задаёт домашние задания?
Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою сказали:
«Что за наказанье!».
Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием
(ОНР) во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-
педагогических мероприятий.
Выполнение
еженедельного
домашнего
задания
способствует
наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и
даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки
во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Домашнее
задание
ребёнок
выполняет
в
индивидуальной
рабочей
тетради
под
обязательным
присмотром
взрослого.
Желательно,
чтобы
с
ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и
взрослому
настроиться,
и
придерживаться
знакомых
единых
требований.
Выполнение
дома
определённых
видов
работы
по
заданию
логопеда
дисциплинирует
вашего
малыша
и
подготавливает
к
ответственному
выполнению будущих школьных домашних заданий.
Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?
Задания
строятся
на
материале
лексической
темы,
изучаемой
всю
предшествующую
неделю
на
фронтальных,
подгрупповых
и
индивидуальных
занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют
воспитатели во время проведения ежедневных «логопедических часов», во
второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в
свободной деятельности детей.
Задания включают в себя основные разделы:
- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие
артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.
В
дальнейшей
работе
добавляются
упражнения
на
автоматизацию
(правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и
самостоятельной
речи
ребёнка).
Эти
упражнения
должны
выполняться
дома
ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом
(чтобы
ребёнок
мог
себя
контролировать).
Необходимо
добиваться
чёткого,
точного, плавного выполнения движений.
- задание
на развитие фонематического
восприятия и
воспитание
основ
звуко - слогового анализа и синтеза.
-
серия
лексико-грамматических
заданий
направлена
на
обогащение
пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной
речи
ребёнка
полученных
знаний,
путём
упражнений
на
словообразование,
изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и
числительных
с
существительными;
словоизменение
при
помощи
приставок,
суффиксов,
объединение
основ;
подбор
родственных,
обобщающих
и
уточняющих слов.
- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных
распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-
описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной
картине,
с
опорой
на
предметные
картинки
и
по
представлению,
используя
опорные
слова;
пересказы
и
самостоятельные
творческие
рассказы
детей;
заучивание подобранных для ребёнка стихов.
- задания
на
развитие
мелкой
моторики
и
подготовки
руки
к
письму:
обведение
по
контуру,
дорисовывание
элементов,
штриховка
в
различных
направлениях
разными
способами
по
образцу;
работа
с
трафаретами
и
шаблонами;
вырезывание
и
вклеивание
картинок;
рисунки,
аппликации,
графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших
связных текстов.
- задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых
таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы,
кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.
ЧТО
НЕОБХОДИМО
ЗНАТЬ
И
ПОМНИТЬ
РОДИТЕЛЯМ
ПРИ
КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА?
- Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед.
Выдаётся тетрадь воспитателями группы в четверг или пятницу в вечерние
часы.
- Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на
части (по10-15 минут работы).
Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном.
Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3
упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное
время.
Артикуляционная
гимнастика
и
автоматизация
звуков
выполняется
ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно.
- Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания
ребёнок
выполняет
устно,
а
взрослый
вписывает
в
индивидуальную
логопедическую
тетрадь
ответ
ребёнка,
не
корректируя
его:
сохраняя
все
произнесённые окончания и формы слов.
-
Графические
задания
ребёнок
выполняет
самостоятельно
(рисует,
выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда
рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении
учебного
года.
А
хорошо
оформленная
тетрадь
один
из
моментов
педагогического и коррекционного воздействия.
- Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним
заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии
ребёнок приносит в детский сад в понедельник.
- Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать
тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями,
общей
целью
которых
является
успешная
коррекция
речи
ребёнка
и
всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и
эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание
грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
-
На
протяжении
всего
учебного
года
проводятся
консультации
для
родителей
детей,
посещающих
группу.
Во
время
консультации
учитель
–
логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком,
отметит
его
успехи,
подчеркнёт
особенности
прохождения
коррекционного
процесса,
обратит
внимание
на
вызывающие
затруднения
задания
и
упражнения; подскажет, на что необходимо обратить внимание при выполнении
домашнего задания.
ПАМЯТКА
(правила занятий с ребёнком дома).
1-Заниматься с ребёнком дома ежедневно.
2-Занятия проводить в спокойной доброжелательной
обстановке.
3-Время проведения занятий 10-15 минут.
4-Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое
достижение.
5-Артикуляционные упражнения выполнять перед
зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6-Все задания (кроме графических) выполняются устно, а
взрослый вписывает ответ ребёнка.
7-Графические задания ребёнок выполняет
самостоятельно под обязательным наблюдением
взрослого.
8- Тетрадь с выполненным домашним заданием в
понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в
пятницу получает новое задание.
Уважаемые родители!
Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней
заинтересованности и успехов!