Напоминание

"Зачем логопед дает домашнее задание?"


Автор: Фадеева Жанна Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад 455
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Зачем логопед дает домашнее задание?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Зачем логопед задаёт домашние задания?

Написали мне в тетради

Трудное заданье.

Папа с мамою сказали:

«Что за наказанье!».

Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием

(ОНР) во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-

педагогических мероприятий.

Выполнение

еженедельного

домашнего

задания

способствует

наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и

даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки

во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Домашнее

задание

ребёнок

выполняет

в

индивидуальной

рабочей

тетради

под

обязательным

присмотром

взрослого.

Желательно,

чтобы

с

ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и

взрослому

настроиться,

и

придерживаться

знакомых

единых

требований.

Выполнение

дома

определённых

видов

работы

по

заданию

логопеда

дисциплинирует

вашего

малыша

и

подготавливает

к

ответственному

выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?

Задания

строятся

на

материале

лексической

темы,

изучаемой

всю

предшествующую

неделю

на

фронтальных,

подгрупповых

и

индивидуальных

занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют

воспитатели во время проведения ежедневных «логопедических часов», во

второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в

свободной деятельности детей.

Задания включают в себя основные разделы:

- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие

артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.

В

дальнейшей

работе

добавляются

упражнения

на

автоматизацию

(правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и

самостоятельной

речи

ребёнка).

Эти

упражнения

должны

выполняться

дома

ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом

(чтобы

ребёнок

мог

себя

контролировать).

Необходимо

добиваться

чёткого,

точного, плавного выполнения движений.

- задание

на развитие фонематического

восприятия и

воспитание

основ

звуко - слогового анализа и синтеза.

-

серия

лексико-грамматических

заданий

направлена

на

обогащение

пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной

речи

ребёнка

полученных

знаний,

путём

упражнений

на

словообразование,

изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и

числительных

с

существительными;

словоизменение

при

помощи

приставок,

суффиксов,

объединение

основ;

подбор

родственных,

обобщающих

и

уточняющих слов.

- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных

распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-

описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной

картине,

с

опорой

на

предметные

картинки

и

по

представлению,

используя

опорные

слова;

пересказы

и

самостоятельные

творческие

рассказы

детей;

заучивание подобранных для ребёнка стихов.

- задания

на

развитие

мелкой

моторики

и

подготовки

руки

к

письму:

обведение

по

контуру,

дорисовывание

элементов,

штриховка

в

различных

направлениях

разными

способами

по

образцу;

работа

с

трафаретами

и

шаблонами;

вырезывание

и

вклеивание

картинок;

рисунки,

аппликации,

графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших

связных текстов.

- задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых

таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы,

кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

ЧТО

НЕОБХОДИМО

ЗНАТЬ

И

ПОМНИТЬ

РОДИТЕЛЯМ

ПРИ

КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА?

- Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед.

Выдаётся тетрадь воспитателями группы в четверг или пятницу в вечерние

часы.

- Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на

части (по10-15 минут работы).

Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном.

Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3

упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное

время.

Артикуляционная

гимнастика

и

автоматизация

звуков

выполняется

ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно.

- Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания

ребёнок

выполняет

устно,

а

взрослый

вписывает

в

индивидуальную

логопедическую

тетрадь

ответ

ребёнка,

не

корректируя

его:

сохраняя

все

произнесённые окончания и формы слов.

-

Графические

задания

ребёнок

выполняет

самостоятельно

(рисует,

выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда

рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении

учебного

года.

А

хорошо

оформленная

тетрадь

один

из

моментов

педагогического и коррекционного воздействия.

- Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним

заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии

ребёнок приносит в детский сад в понедельник.

- Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать

тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями,

общей

целью

которых

является

успешная

коррекция

речи

ребёнка

и

всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и

эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание

грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

-

На

протяжении

всего

учебного

года

проводятся

консультации

для

родителей

детей,

посещающих

группу.

Во

время

консультации

учитель

логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком,

отметит

его

успехи,

подчеркнёт

особенности

прохождения

коррекционного

процесса,

обратит

внимание

на

вызывающие

затруднения

задания

и

упражнения; подскажет, на что необходимо обратить внимание при выполнении

домашнего задания.

ПАМЯТКА

(правила занятий с ребёнком дома).

1-Заниматься с ребёнком дома ежедневно.

2-Занятия проводить в спокойной доброжелательной

обстановке.

3-Время проведения занятий 10-15 минут.

4-Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое

достижение.

5-Артикуляционные упражнения выполнять перед

зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

6-Все задания (кроме графических) выполняются устно, а

взрослый вписывает ответ ребёнка.

7-Графические задания ребёнок выполняет

самостоятельно под обязательным наблюдением

взрослого.

8- Тетрадь с выполненным домашним заданием в

понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в

пятницу получает новое задание.

Уважаемые родители!

Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней

заинтересованности и успехов!



В раздел образования