Автор: Лепешкина Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №10 "Сказка"
Населённый пункт: город Луховицы, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Психологические особенности обучения детей в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных
изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот
период
идет
интенсивное
развитие
и
совершенствование
опорно-двигательной
и
сердечно-
сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных
отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и
мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание.
Если
на
протяжении
дошкольного
детства
преобладающим
у
ребенка
является
непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное
внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных
предметах и объектах.
Память.
К
концу
дошкольного
возраста
происходит
развитие
произвольной
зрительной
и
слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие
наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует
формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов
окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения,
этому
способствуют
различные
игры,
неожиданные
ассоциации,
яркость
и
конкретность
представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный
запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические
конструкции.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость
эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно
связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на
основе
осознания
успешности
своей
деятельности,
оценок
сверстников,
оценки
педагога,
одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение,
которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание
своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы
ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я
смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности,
которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу
дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая
является
главной
ведущей
деятельностью
на
протяжении
дошкольного
детства,
к
концу
дошкольного
возраста
уже
не
может
полностью
удовлетворить
ребенка.
У
него
появляется
потребность
выйти
за
рамки
своего
детского
образа
жизни,
занять
доступное
ему
место
в
общественно-значимой
деятельности,
т.е.
ребенок
стремится
к
принятию
новой
социальной
позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей
личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.
Готовность
к
школе
включает
несколько
составляющих
компонентов:
прежде
всего
физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его
функциональных
систем,
т.к.
школьное
обучение
содержит
определенные
умственные
и
физические нагрузки.
Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?
1
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и
достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для
освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.
Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются
мотивационная,
социально-личностная,
интеллектуальная
и
эмоционально-волевая
готовность.
Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное
содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными
делами
и
от
того,
насколько
будет
сформирована
психологическая
готовность,
будет
зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.
Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного
интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
Социально-личностная
готовность
характеризуется
сформированностью
внутренней
позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции
школьника»,
которая
предполагает
определенный
круг
обязанностей.
Социально-
личностная
готовность
выражается
в
отношении
ребенка
к
школе,
к
учебной
деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы,
предполагает определенный уровень развития самосознания.
Также
социально-личностная
готовность
включает
сформированность
у
ребенка
коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со
сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.
Интеллектуальная
готовность
к
школьному
обучению
является
важной
предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности
и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы
окружающей
действительности,
классифицировать
по
существенному
признаку,
устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения
на основе имеющихся данных.
Важной
составной
частью психологической
готовности
к
обучению
является
эмоционально-волевая
готовность,
которая
включает
сформированность
определенных
навыков
умения
управлять
своим
поведением,
эмоциональную
устойчивость,
сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность
предполагает
необходимый
уровень
развития
умственной
активности,
умение
преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.
Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого
действия:
способность
ставить
цель,
принимать
решения,
намечать
внутренний
план
действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости
преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.
Сформированность
компонентов
волевого
действия
является
основой
для
развития
навыков
волевой
поведенческой
саморегуляции,
которые
необходимы
для
успешной
учебной деятельности.
Познакомимся с
требованиями
к
знаниям
и
практическим
умениям
и
навыкам,
необходимым будущему первокласснику
Общая эрудиция.
Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах
года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь,
посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.
2