Напоминание

Психологические особенности обучения детей в дошкольном возрасте


Автор: Лепешкина Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №10 "Сказка"
Населённый пункт: город Луховицы, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Психологические особенности обучения детей в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных

изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот

период

идет

интенсивное

развитие

и

совершенствование

опорно-двигательной

и

сердечно-

сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных

отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и

мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание.

Если

на

протяжении

дошкольного

детства

преобладающим

у

ребенка

является

непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное

внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных

предметах и объектах.

Память.

К

концу

дошкольного

возраста

происходит

развитие

произвольной

зрительной

и

слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие

наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует

формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов

окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения,

этому

способствуют

различные

игры,

неожиданные

ассоциации,

яркость

и

конкретность

представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный

запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические

конструкции.

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость

эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно

связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на

основе

осознания

успешности

своей

деятельности,

оценок

сверстников,

оценки

педагога,

одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение,

которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание

своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы

ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я

смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности,

которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу

дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая

является

главной

ведущей

деятельностью

на

протяжении

дошкольного

детства,

к

концу

дошкольного

возраста

уже

не

может

полностью

удовлетворить

ребенка.

У

него

появляется

потребность

выйти

за

рамки

своего

детского

образа

жизни,

занять

доступное

ему

место

в

общественно-значимой

деятельности,

т.е.

ребенок

стремится

к

принятию

новой

социальной

позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей

личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность

к

школе

включает

несколько

составляющих

компонентов:

прежде

всего

физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его

функциональных

систем,

т.к.

школьное

обучение

содержит

определенные

умственные

и

физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

1

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и

достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для

освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются

мотивационная,

социально-личностная,

интеллектуальная

и

эмоционально-волевая

готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное

содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными

делами

и

от

того,

насколько

будет

сформирована

психологическая

готовность,

будет

зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного

интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Социально-личностная

готовность

характеризуется

сформированностью

внутренней

позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции

школьника»,

которая

предполагает

определенный

круг

обязанностей.

Социально-

личностная

готовность

выражается

в

отношении

ребенка

к

школе,

к

учебной

деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы,

предполагает определенный уровень развития самосознания.

Также

социально-личностная

готовность

включает

сформированность

у

ребенка

коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со

сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная

готовность

к

школьному

обучению

является

важной

предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности

и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы

окружающей

действительности,

классифицировать

по

существенному

признаку,

устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения

на основе имеющихся данных.

Важной

составной

частью психологической

готовности

к

обучению

является

эмоционально-волевая

готовность,

которая

включает

сформированность

определенных

навыков

умения

управлять

своим

поведением,

эмоциональную

устойчивость,

сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность

предполагает

необходимый

уровень

развития

умственной

активности,

умение

преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого

действия:

способность

ставить

цель,

принимать

решения,

намечать

внутренний

план

действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости

преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Сформированность

компонентов

волевого

действия

является

основой

для

развития

навыков

волевой

поведенческой

саморегуляции,

которые

необходимы

для

успешной

учебной деятельности.

Познакомимся с

требованиями

к

знаниям

и

практическим

умениям

и

навыкам,

необходимым будущему первокласснику

Общая эрудиция.

Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах

года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь,

посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

2



В раздел образования