Автор: Силичева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №101"
Населённый пункт: г. Дзержинска, Нижегородской обл
Наименование материала: Анализ образовательной программы
Тема: Образовательная программа "Ступеньки к школе"
Раздел: дошкольное образование
Анализ образовательных программ
Программа "Ступеньки к школе"
Название программы: “Ступеньки к школе”
Авторы: М. М. Безруких, Т. А. Филиппова.
Направленность программы:
Образовательная деятельность в рамках Программы направлена на формирование всех
школьно-значимых функций (внимания, вербальной и зрительной памяти, зрительно-
пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, различных
компонентов речи, а также сложно координационных движений и общего моторного
развития) и снижение рисков дезадаптации при переходе на уровень начального
общего образования.
Программа имеет несколько преимуществ:
1.
Комплексность и универсальность, сочетающаяся с индивидуальной
направленностью.
2.
Возможность организовать занятия с детьми в малых группах с учётом результатов
педагогических наблюдений и диагностики развития.
3.
Наличие учебно-методического комплекта (УМК), в котором содержатся задания
разного уровня сложности: для медлительных, леворуких, часто болеющих,
гиперактивных, обладающих разным уровнем интеллектуального развития и темпом
деятельности.
4.
Возможность использования в работе с детьми-билингвами*.
*Билингвальный ребенок, или билингва - это ребенок, который одинаково хорошо
владеет (как минимум!) двумя языками.
"Задачи, цели в соответствии с ФГОС
Цели Программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного
образования:
• формирование общей культуры и позитивной социализации ребёнка;
• развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
• сохранение и укрепление здоровья;
• развитие инициативы и творчества на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками;
• формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих успешную
адаптацию к школе и достижение уровня развития, необходимого для успешного
освоения основных образовательных программ начального общего образования с
учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.
Основными задачами являются:
• формирование культуры здоровья, формирование потребности в двигательной
активности;
• физическое и моторное развитие, способствующее сохранению и укреплению
здоровья; развитие координации движений;
• развитие познавательного интереса;
• социализация, развитие самосознания и самоконтроля;
• формирование и развитие коммуникативных навыков;
• формирование и развитие организации деятельности;
• развитие внимания и памяти;
• развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-
моторных координаций;
• развитие речи: постановка и автоматизация правильного звукопроизношения,
обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильного строя речи;
развитие вербального восприятия, фонематического слуха;
• развитие логического мышления как постепенного перехода от наглядно-образного к
словесно-логическому мышлению;
• развитие воображения и творческого мышления;
• эстетическое развитие;
• обогащение эмоциональной сферы;
• знакомство с литературными произведениями.
Принципы построения Программы:
●
Принцип возрастной адекватности — вся Программа выстроена с учётом возрастных
особенностей развития детей (3—7 лет).
●
Принцип развивающего образования, целью которого является гармоничное
физическое и когнитивное (познавательное) развитие, сохранение и укрепление
здоровья ребёнка.
●
Принцип индивидуализации образования — на основании психолого-педагогического
наблюдения, а также предварительной диагностики составляются программы
индивидуального развития с учётом индивидуального темпа деятельности.
●
Принцип модульности — возможность интеграции различных образовательных
областей.
●
Принцип комплексности — все части Программы предусматривают комплексное
социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и
физическое развитие с опорой на формирование организации деятельности и речевое
развитие.
●
Принцип систематичности и последовательности — регулярная образовательная
деятельность с детьми, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная
деятельность детей позволяют эффективно осуществлять социально-
коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и
физическое развитие дошкольников.
Методическое обеспечение программы, его характеристика;
наглядно-дидактический материал;
- информационно-справочная литература;
- наглядные пособия (рисунки, демонстрационные карточки, образцы выполненных
заданий, таблицы схемы, и т.д.);
- диагностический инструментарий.
Всё основное содержание включено в комплект пособий для детей. Центральным
(главным) пособием комплекта является «Азбука для дошкольников». Она
используется на протяжении всего периода образовательного процесса, т. е. от 3 до 7
лет.
Комплект пособий направлен на общее развитие, формирование познавательного
интереса, расширение представлений об окружающем мире, развитие
коммуникативных навыков и социализацию ребёнка, творческое и эмоциональное и
физическое развитие. Для детей разных возрастных групп предназначены отдельные
серии пособий.
Каждое пособие содержит от 30 до 60 заданий повышающейся сложности, что
позволяет осуществлять образовательную деятельность с учётом индивидуальных
особенностей детей (темпа деятельности, способностей и уровня их развития).
Структура программы:
Программа состоит из трех разделов (целевого, содержательного и
организационного) и приложения.
В целевом разделе дается пояснительная записка, где описываются цели и задачи
Программы, принципы, на которых она строится и планируемые результаты освоения
Программы. Также в данном разделе прописаны основные характеристики развития
детей от 3 до 7 лет.
В содержательном разделе Программы представлены образовательные цели и
задачи, а также содержание образовательной работы с детьми от 3 до 7 лет по пяти
образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Физическое развитие», а также раскрываются особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В организационном разделе Программы раскрываются особенности построения
образовательного процесса, зонирования пространства, методического обеспечения и
реализации обязательной части Программы: описывается примерный режим дня для
разных возрастных групп.
Приложение 1. Карта наблюдений за развитием и поведением ребёнка 3—4 лет
Приложение 2. Карта наблюдений за развитием и поведением ребёнка 4—5 лет
Приложение 3. Карта наблюдений за развитием и поведением ребёнка 5—6 лет
Приложение 4. Карта наблюдений за развитием и поведением ребёнка 6—7 лет
Приложение 5. Комплект диагностических материалов по оценке и учёту
индивидуальных особенностей развития детей 6—7 лет
Приложение 6. Глоссарий
Вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа
Программа обеспечивает возможность её использования в разных организационных
формах дошкольного образования: в дошкольных образовательных организациях
(далее — ДОО), в группах кратковременного пребывания и в системе семейного
образования.
Содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой
программе.
Для реализации Программы в образовательной организации необходимо наличие
педагогов с высшим или средне-специальным педагогическим образованием,
музыкального руководителя, логопеда, психолога, желательно наличие воспитателя по
физической культуре.
Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива: реализация
программы требует высокой организации труда. Необходимо научиться совмещать
повышенные требования к другим разделам программы с необходимостью
осуществлять физическое воспитание детей.
Вывод:
Таким образом, « Ступеньки к школе»- универсальный учебно-методический
комплекс, благодаря которому ребенок будет готов к школе интеллектуально,
эмоционально и физически. Авторы предлагают базу, материал и не держат в строгих
рамках. «Педагог должен понимать, что дети разные, и невозможно ко всем
предъявлять одинаковые требования, — отмечает Татьяна Филиппова, автор пособия.
Программа позволяет разнообразить предметно – пространственную развивающую
среду, воплощать творческие задумки для расширения возможностей развития
образовательной среды. Практический материал представлен картотеками игр, стихов,
рассказов и многим другим - рекомендациями, анкетами, советами родителям и
воспитателям.