Напоминание

Образовательная программа "Ступеньки к школе"


Автор: Силичева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №101"
Населённый пункт: г. Дзержинска, Нижегородской обл
Наименование материала: Анализ образовательной программы
Тема: Образовательная программа "Ступеньки к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Анализ образовательных программ

Программа "Ступеньки к школе"

Название программы: “Ступеньки к школе”

Авторы: М. М. Безруких, Т. А. Филиппова.

Направленность программы:

Образовательная деятельность в рамках Программы направлена на формирование всех

школьно-значимых функций (внимания, вербальной и зрительной памяти, зрительно-

пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, различных

компонентов речи, а также сложно координационных движений и общего моторного

развития) и снижение рисков дезадаптации при переходе на уровень начального

общего образования.

Программа имеет несколько преимуществ:

1.

Комплексность и универсальность, сочетающаяся с индивидуальной

направленностью.

2.

Возможность организовать занятия с детьми в малых группах с учётом результатов

педагогических наблюдений и диагностики развития.

3.

Наличие учебно-методического комплекта (УМК), в котором содержатся задания

разного уровня сложности: для медлительных, леворуких, часто болеющих,

гиперактивных, обладающих разным уровнем интеллектуального развития и темпом

деятельности.

4.

Возможность использования в работе с детьми-билингвами*.

*Билингвальный ребенок, или билингва - это ребенок, который одинаково хорошо

владеет (как минимум!) двумя языками.

"Задачи, цели в соответствии с ФГОС

Цели Программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного

образования:

• формирование общей культуры и позитивной социализации ребёнка;

• развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;

• сохранение и укрепление здоровья;

• развитие инициативы и творчества на основе сотрудничества со взрослыми и

сверстниками;

• формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих успешную

адаптацию к школе и достижение уровня развития, необходимого для успешного

освоения основных образовательных программ начального общего образования с

учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.

Основными задачами являются:

• формирование культуры здоровья, формирование потребности в двигательной

активности;

• физическое и моторное развитие, способствующее сохранению и укреплению

здоровья; развитие координации движений;

• развитие познавательного интереса;

• социализация, развитие самосознания и самоконтроля;

• формирование и развитие коммуникативных навыков;

• формирование и развитие организации деятельности;

• развитие внимания и памяти;

• развитие зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-

моторных координаций;

• развитие речи: постановка и автоматизация правильного звукопроизношения,

обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильного строя речи;

развитие вербального восприятия, фонематического слуха;

• развитие логического мышления как постепенного перехода от наглядно-образного к

словесно-логическому мышлению;

• развитие воображения и творческого мышления;

• эстетическое развитие;

• обогащение эмоциональной сферы;

• знакомство с литературными произведениями.

Принципы построения Программы:

Принцип возрастной адекватности — вся Программа выстроена с учётом возрастных

особенностей развития детей (3—7 лет).

Принцип развивающего образования, целью которого является гармоничное

физическое и когнитивное (познавательное) развитие, сохранение и укрепление

здоровья ребёнка.

Принцип индивидуализации образования — на основании психолого-педагогического

наблюдения, а также предварительной диагностики составляются программы

индивидуального развития с учётом индивидуального темпа деятельности.

Принцип модульности — возможность интеграции различных образовательных

областей.

Принцип комплексности — все части Программы предусматривают комплексное

социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и

физическое развитие с опорой на формирование организации деятельности и речевое

развитие.

Принцип систематичности и последовательности — регулярная образовательная

деятельность с детьми, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная

деятельность детей позволяют эффективно осуществлять социально-

коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и

физическое развитие дошкольников.

Методическое обеспечение программы, его характеристика;

наглядно-дидактический материал;

- информационно-справочная литература;

- наглядные пособия (рисунки, демонстрационные карточки, образцы выполненных

заданий, таблицы схемы, и т.д.);

- диагностический инструментарий.

Всё основное содержание включено в комплект пособий для детей. Центральным

(главным) пособием комплекта является «Азбука для дошкольников». Она

используется на протяжении всего периода образовательного процесса, т. е. от 3 до 7

лет.

Комплект пособий направлен на общее развитие, формирование познавательного

интереса, расширение представлений об окружающем мире, развитие

коммуникативных навыков и социализацию ребёнка, творческое и эмоциональное и

физическое развитие. Для детей разных возрастных групп предназначены отдельные

серии пособий.

Каждое пособие содержит от 30 до 60 заданий повышающейся сложности, что

позволяет осуществлять образовательную деятельность с учётом индивидуальных

особенностей детей (темпа деятельности, способностей и уровня их развития).

Структура программы:

Программа состоит из трех разделов (целевого, содержательного и

организационного) и приложения.

В целевом разделе дается пояснительная записка, где описываются цели и задачи

Программы, принципы, на которых она строится и планируемые результаты освоения

Программы. Также в данном разделе прописаны основные характеристики развития

детей от 3 до 7 лет.

В содержательном разделе Программы представлены образовательные цели и

задачи, а также содержание образовательной работы с детьми от 3 до 7 лет по пяти

образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое

развитие», «Физическое развитие», а также раскрываются особенности

взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В организационном разделе Программы раскрываются особенности построения

образовательного процесса, зонирования пространства, методического обеспечения и

реализации обязательной части Программы: описывается примерный режим дня для

разных возрастных групп.

Приложение 1. Карта наблюдений за развитием и поведением ребёнка 3—4 лет

Приложение 2. Карта наблюдений за развитием и поведением ребёнка 4—5 лет

Приложение 3. Карта наблюдений за развитием и поведением ребёнка 5—6 лет

Приложение 4. Карта наблюдений за развитием и поведением ребёнка 6—7 лет

Приложение 5. Комплект диагностических материалов по оценке и учёту

индивидуальных особенностей развития детей 6—7 лет

Приложение 6. Глоссарий

Вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа

Программа обеспечивает возможность её использования в разных организационных

формах дошкольного образования: в дошкольных образовательных организациях

(далее — ДОО), в группах кратковременного пребывания и в системе семейного

образования.

Содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой

программе.

Для реализации Программы в образовательной организации необходимо наличие

педагогов с высшим или средне-специальным педагогическим образованием,

музыкального руководителя, логопеда, психолога, желательно наличие воспитателя по

физической культуре.

Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива: реализация

программы требует высокой организации труда. Необходимо научиться совмещать

повышенные требования к другим разделам программы с необходимостью

осуществлять физическое воспитание детей.

Вывод:

Таким образом, « Ступеньки к школе»- универсальный учебно-методический

комплекс, благодаря которому ребенок будет готов к школе интеллектуально,

эмоционально и физически. Авторы предлагают базу, материал и не держат в строгих

рамках. «Педагог должен понимать, что дети разные, и невозможно ко всем

предъявлять одинаковые требования, — отмечает Татьяна Филиппова, автор пособия.

Программа позволяет разнообразить предметно – пространственную развивающую

среду, воплощать творческие задумки для расширения возможностей развития

образовательной среды. Практический материал представлен картотеками игр, стихов,

рассказов и многим другим - рекомендациями, анкетами, советами родителям и

воспитателям.



В раздел образования