Напоминание

"Я и моя семья"


Автор: Кузнецова Элеонора Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №25"
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: Проект
Тема: "Я и моя семья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Я и моя семья»

Составила и провела:

Кузнецова Э.В.

МДОУ «Детский сад №25»

Г.Ярославль

Вид проекта: краткосрочный, в рамках комплексно тематического

планирования, творческо – информационный.

Продолжительность проекта: с середины февраля до середины марта

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители

воспитанников, воспитатели.

Актуальность: Семья – это первый социальный институт, с которым

ребенок встречается в жизни и частью которого он является. К сожалению,

широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально

организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в

семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни.

Если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен

самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет

к незнанию истории своей страны, своего народа. С семьи начинается жизнь

человека, здесь происходит формирование его как личности. «Семья – это та

самая среда, в котором человек учится, и сам творит добро» - говорил В. А.

Сухомлинский.

Проблема: Проведя беседу с детьми об их семьях, выяснилось, что не все

дети владеют такими понятиями, как семья, члены семьи. Большинство детей

затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Исходя из

вышеперечисленного, возникла идея создания и реализации проекта «Я и моя

семья».

Цель проекта: Закрепить представление о семье.

Задачи проекта:

• Расширять представление детей о семье, доме (знание имен и отчеств

родителей, бабушек и дедушек);

• Формировать представление о семейных традициях и праздниках;

• Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к

членам семьи, развивать чувство гордости за членов своей семьи.

• Развивать коммуникативные навыки.

• Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной

творческой деятельности.

• Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».

Планируемый результат со стороны детей:

знают историю своей семьи,

знают семейные традиции, праздники и участвуют в них,

сформирован интерес к познанию истории своей семьи,

родители участвуют в образовательном процессе своих детей.

Планируемый результат со стороны педагога:

активизируется поисковая деятельность,

установятся доверительные и партнёрские отношения с родителями,

создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.

Планируемый результат со стороны родителей:

повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы

повысится педагогическая культура родителей.

заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества

Этапы проекта:

1. Организационный (поисковый) этап

Опрос детей с целью выявления их знаний о семье;

Подбор иилюстраций по теме «Семья»; репродукций А. А. Дейнеко

«Мать», Ю. П. Кугач «В семье. Первые шаги»,

Подбор детской художественной литературы для чтения детям. (Л.

Воронкова «Что сказала бы мама?»,В. Лунин «Сам и само», В. Сухомлинкий

«Седьмая дочь», В. Осееве «Сыновья»,С. Михалков «А что у вас?»,русские

народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,«Гуси- лебеди».)

Подбор фотографий пап и мам воспитанников.

Просмотр мультфильмов «Встречайте бабушку», «Самый маленький

гном», «Разноцветная семейка», «Мама для мамонтёнка».

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2. Основной этап

Виды совместной деятельности

1. Речевое развитие:

Беседы: «что такое семья?», «Кто, чем занимается в нашей семье?», «Что

такое генеалогическое древо семьи?», «Моя семья», «Как моя семья

отдыхает?», «Зачем человеку нужен дом?».

Сотворчество детей и родителей по темам проекта.

Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по

ветру»,«С днем рождения».

Словесная игра «Что у мамы есть на кухне?», «Назови ласково».

Составление рассказов «Мамины помощники», «Моя семья», «С кем я

живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка»,

«Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», « Мое любимое занятие»,

«Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома»,

«Каким я хочу стать», «Мамин портрет»,

« Как я помогаю дома»

Составление рассказа о папе с представлением фотографий.

Разучивание песен на семейную тематику, стихов Е. Куменко «Дом», Е.

Благинина «Посидим в тишине».

Чтение художественной литературы

Чтение произведений С. Капутикян, Р. Гамзатова, Ю. Яковлева, Н. Носова,

А. Барто, С. Маршака, В. Осеевой, К.Д.Ушинский «Лекарство», В.Катаев

«Цветик – семицветик» Пермяк «Для чего руки нужны», С.Чёрный «Когда

никого нет дома», А.Майков «Внучка», О. Осеева «Честное слово», «Просто

старушка», Я. Аким «Моя родня», «Кто кому кто?», А. Барто «Перед сном»,

М. Бородицкая «Ждем брата», О. Липатова «Я люблю свою сестричку», Л

Толстой «Отец приказал сыновьям», «Дед и внук», Ю. Коваль «Дед, баба и

Алеша», И. Ищук «У деда Вани», М. Яснов «Вот как я семью

нарисовал»Е.Благинина «Посидим в тишине». «Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка», «Гуси – лебеди», ненецкая сказка «Кукушка», Морозко.

Заучивание стихотворений Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Л.

Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е.

Благининой «Вот так мама».

Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

2.Художественно – эстетическое развитие:

рисование «Моя семья», «Портреты мам»,

аппликация –медали для пап «Самый лучший папа»,

изготовление чашечек для мам в нетрадиционной технике,

роспись досочек в нетрадиционных формах.

Конструирование : подарок своими рукам «Букет для мамы».

Изготовление подарков на 8 марта в нетрадиционной технике

Выставка портретов мам, нарисованных детьми.

3.Познавательное развитие:

Познавательно исследовательская деятельность : «Род и родословие»,

«Дружная семья».

4.Социально – коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Профессия моих родителей»,

«День рождения бабушки», «Мы помощники», «Кафе».

Игры – драматизации, игры –инсценировки « Три мамы», «Сказка для

мамочки»

Пальчиковая гимнастика «Семья», «Дружные пальчики».

Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие

поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя семья, моя родословная»,

«Дарю подарки», «Моя комната», «Найди предметы», «Назови ласково»

Выставка фотографий пап, мам семейных фото

Труд

Посильная трудовая деятельность дома: заправить постель, протереть пыль,

полить цветы, пропылесосить, поддерживать порядок в своей комнате и т.д.

Дежурство по столовой, по занятиям, труд в природном уголке, на участке,

хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.

Трудовые поручения в группе и дома.

5. Физическое развитие

Физкультура

Создание условий для подвижных игр и игровых упражнений с пособиями и

атрибутами физкультурного уголка

Подвижные игры, хороводные и народные игры, игровые упражнения

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна

Создание условий для самостоятельной деятельности детейКнижный

уголок:

Предметные картинки, художественная литература по теме «Семья»

Тематические альбомы: «Мой город», «Моя семья»

Центр сюжетно-ролевых игр:

Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление

атрибутов для игр: «Семья», «Больница», «Строители», «Салон красоты»,

«Супермаркет», «Дом мод»

Центр продуктивной деятельности:

Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и

художественного труда.

Взаимодействие с семьёй

Анкетирование: «Семья глазами ребенка», «Мой стиль воспитания в

семье»«Сотрудничество детского сада и семьи»

Родительское собрание

Рассказы родителей детям о своей профессии.

Консультации «Папа в детском саду»

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Роль семьи в воспитании

ребенка »

3. Заключительный этап

Составление совместно с родителями презентаций на тему «Я и моя

семья»

Показ и озвучивание детьми презентаций с использованием интерактивной

доски.

Результативность реализации проекта:

Разработка и реализация данного проекта обеспечила оптимальные

условия для изучения детьми семейных традиций, у детей возрос интерес к

семье, ее прошлому и настоящему. Проявилось эмоционально –

положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью.

Оценка результатов:

Я считаю, что главным критерием эффективности данного проекта стала

активность родителей в сборе информации и создании презентаций о своих

семьях, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи .

А для этого нужно выстраивать отношения взаимосотрудничества и

взаимопомощи, чтобы цепочка Детский сад-ребенок-семья, стал

треугольником, в котором нет острых углов, а есть хорошо налаженная

взаимосвязь.

Фотоотчет:



В раздел образования